ТГ-1

 

 

https://pda.coollib.com/i/36/324336/i_054.jpg

ТГ-1

СССР

Средний колесно-гусеничный танк

масса

17/25 т

вооружение

76-мм орудие

37-мм орудие

5 пулеметов

экипаж

5 чел.

мощность силовой установки

250-300 л.с

проект

1930-1931гг., Гроте

выпускался

1931г. АВО-5 (з-д «Большевик»)

1 шт. опытный

 

 

Основная статья: Советское танкостроение 1929-1937гг.

Многоликий средний, часть 1

 

 

    Вероятно, осенью 1929г. или в начале 1930г. в Германии для работ по танковой тематике была завербована частная конструкторская группа инженера Эдварда Гроте (Edward Grote), пишут также Гротте (Grotte), а некоторые прибавляют и второе имя Paul. По данным автора Горлова («Совершенно секретно. Альянс Москва-Берлин. 1920-33»), Гроте до подписания контракта с советскими работал на “Rheinmetall”. Из некоторых советских источников следует, что Гроте в марте 1928г. уже бывал в СССР и не просто в СССР, а привлекался к экспертизе проекта машины Т-17. Помимо группы Гроте рассматривался вариант бюро Ноймана и Штраусслера (- инженер венгерского происхождения, работавший в Британии). Говорят, окончательное решение принимал лично нарком обороны К.Е. Ворошилов, и на его выбор повлияло то обстоятельство, что в коллективе имелся немецкий коммунист, а сам Гроте, как будто, симпатизировал СССР. Кроме того, Гроте запросил меньшую сумму, чем другие кандидаты. Некоторые исследователи приводят имена немецких специалистов из группы Гроте: Karl Ottersbach (Карл Оттерсбах), Hufschmidt (Hufschmied или Hufschmitt?, Хуфшмит), Feldhausen (Фельдгаузен). В большинстве источниках приводят, что группа Гроте прибыла в СССР в марте 1930г., но некоторые указывают время прибытия бюро «Гротто» концом 1929г. Группу приписали к з-ду «Большевик», было создано конструкторское бюро АВО-5 – выделили специально отгороженный участок цеха, при этом, в состав группы по настоянию наркома тяжелой промышленности С. Орджоникидзе ввели (лучше сказать, внедрили, деятельность группы Гроте курировал технический отдел (авто-танковый дизельный отдел) Экономического управления (ТО ЭКУ) ОГПУ, работы шли в глубокой секретности) и молодых советских специалистов: Н. Барыкина (Рис.1) и Л. Троянова (Рис.2), позже группе Гроте добавили еще несколько человек отечественных инженеров и техников - А.И. Воробьёва, например. (Рис.3)

 

Рис.1 - Николай Всеволодович Барыков (фото послевоенного периода), 1900-1967гг.

В 1929г. назначен начальником авиамоторного отдела и заместителем начальника танкового (машиностроительного) отдела з-да «Большевик» (бывш. Обуховский з-д).

В марте 1930г. стал заместителем Гроте по АВО-5.

С сентября 1933 по август 1940 года директор завода №185 опытного машиностроения им. Кирова. Имел отношение к разработке танков Т-28, Т-35, Т-100, Т-34.

 

Рис.2 – Лев Сергеевич Троянов, 1902-1984гг., фото 1970-х годов.

В 1929 - 1942 годах — работал в Опытно-конструкторском машиностроительном отделе (ОКМО) завода «Большевик» (завод № 174).

Считается крупным советским специалистом в области танкостроения.

 

Рис.3 - Конструкторское бюро АВО-5. 1931 год. В центре сидит Эдвард Гроте (музей Обуховского завода).

 

     Сначала конструкторы Гроте получили задачу спроектировать систему управления танком при помощи пневмосервоприводов - тема сервоуправления боевыми машинами в то время была довольно популярной, считалось, что такая система облегчит усилия на рычагах и педалях. Параллельно с этим, инженеры группы Гроте занимались разработкой более мощного модернизированный двигателя для танка Т-18 и его дальнейших вариантов Т-19 и Т-20. К лету 1930 года немцы предложили, как минимум, два проекта такого двигателя. А 5 апреля 1930 года начальник технического отдела экономического управления (ТО ЭКУ) ОГПУ, В.И. Уюк (эстонец по национальности) лично выдал Эдварду Гроте задание на «проектирование танка с компоновкой по типу Т-12 или французского танка прорыва» со следующими характеристиками: «Погрузочный вес 18–20 (не свыше 30) т; макс скорость 32–40 км/час; вооружение 1 76,2 мм пушка с баллистикой обр. 1902 г.; 1 37-мм танковая пушка нового типа; 5 пулеметов, из коих 2 тяжелых; толщина брони не хуже 20 мм…».

    15-22 апреля 1930г. были рассмотрены сразу четыре мало отличавшихся друг от друга проекта, представленных немецкими конструкторами. Техническую экспертизу проекта осуществлял начальник испытательного отдела УММ РККА С. Гинзбург и конструктор ГКБ профессор В. Заславский (Рис.4).

 

Рис.4 – Владимир Иванович Заславский, 1893-1937гг. Профессор. Первый начальник кафедры танков в военной Академии. Ведущий конструктор танков во второй половине 1920-х годов. Был автором первого учебного пособия по конструкции и расчету танков. Расстрелян.

 

    Выбор был сделан в пользу второго варианта с усиленным основным вооружением за счет использования длинноствольного 76,2-мм орудия с полуавтоматическим затвором (орудие разрабатывалось или было разработано конструктором П. Сячинтовым на основе зенитной пушки Тарновского и Лендера образца 1914/15 года). (Рис.5)

 

Рис.5 – Предварительный эскиз и схематический продольный разрез танка Гроте, представленный на рассмотрение ЭКО ОГПУ весной 1930 года.

 

    Как видим, на эскизе танк обозначен по-немецки - TG1, впоследствии это название перейдет в русский вариант ТГ-1 (в некоторых источниках сообщают, что в зарубежной литературе этот танк иногда обозначают Т-22). (Рис.6)

 

 

 Рис.6 – Проекции ТГ-1.

Масштаб 1:32.

 

    В тот же день (- невероятная скорость!) макетная группа под руководством А. Александрова продемонстрировала К. Ворошилову деревянную модель нового танка в масштабе 1:10. По другой версии, модель демонстрировалась лицам из РВС и УММ.

    Так как танк ТГ не входил в план опытных работ, руководство ОГПУ просило у Реввоенсовета СССР провести отдельное финансирование по изготовлению опытного образца. Согласно постановлению РВС СССР, средства были отпущены за счет военных: «Выделить НТК УММ из общего резерва НКВМ 2000000 руб. на оплату расходов, связанных с постройкой ТГ».

    Постройку опытного образца начали летом 1930г. 18 июля 1930 года представитель УММ РККА докладывал в Реввоенсовет СССР: «В настоящее время на заводе «Большевик» изготовляется опытный образец быстроходного мощного танка ТГ конструкции инженера Гроте. Указанная работа производится специально организованным бюро под непосредственным наблюдением и руководством ОГПУ».

    Осенью 1930г. з-д «Большевик» посетил начальник УММ РККА И. Халепский, своими впечатлениями о строительстве ТГ-1 он поделился в письме наркому обороны Ворошилову от 12 ноября. «Настоящим, согласно Вашего приказания, докладываю краткое описание конструкции среднего танка, строящегося на заводе «Большевик» под руководством конструктора Гротта.

1. Кузов танка. Однобашенный с обстрелом 360 град., башня предназначена для установки 37-мм дальнобойной пушки с повышенной начальной скоростью (снаряда) 707 м/с. Внизу башни предназначено место для установки 76-мм пушки 1915 г. полевой зенитной. По бортам предназначены места справа и слева по 2 пулемета, и один пулемет сзади. Весь кузов сварен. Броня лобовая спереди трехслойная в ответственных местах имеет толщину 44 мм. Бортовая 20–24 мм, пол и потолок - 10–16 мм. Кузов водо и газонепроницаем. Длина танка - 7 м.

2. Движители. Гусеница мелкозвенчатая на специальном так называемом цепном сцеплении по бокам. Катки из себя представляют нечто вроде автомобильных грузовых колес. Одетые на них грузошины имеют пустотелые секции, что является амортизацией, и содействует подрессориванию танка во время движения. Ведущее колесо с двойным зацеплением, имеет 12 зубьев. На передней оси имеются специальные лапы, последние полувращаются, будучи закреплены на передней оси, на которой также закреплен ленивец. Назначение этих лап - вместо перебросного мостика, когда танк попадает в весьма неблагоприятные условия по пути своего следования: непроходимую грязь, огромные рвы, канавы, окопы. Эти лапы позволяют танку преодолевать окоп от 5 до 6 метров.

3. Коробка скоростей. Коробка скоростей по своей конструкции может давать 4 скорости вперед и 4 назад. Коробка скоростей не в одном агрегате вместе с мотором, а отдельно.

4. Мотор. Мотор воздушного охлаждения. Его расчетная мощность гарантийных 250 л.с. Мотор имеет 8 цилиндров. Вес мотора 1/2 тонны. Блоки цилиндров каждый по 4 цилиндра, раздельные по своей конструкции, и спаренные на общем картере. Система конструкции мотора по смазке и охлаждению весьма оригинальна. Смазка производится отдельно на каждый цилиндр посредством специальных сепараторов, и будет иметь специальные продувные камеры для охлаждения. Шатуны мотора не разрезные, а сплошные, они будут установлены на специальных мелких роликах-подшипниках вместо обычной заливки баббитом. Это даст мотору эластичность хода и бесшумность в работе. Коленвал разрезной по изгибам колена, что также нужно отнести к оригинальности конструкции вала.

5. Приводы управления танком. Переключение скоростей плавное. Никаких рычагов, как это обычно существует в танках, нет. Принцип управления, при грубом сравнении, будет носить характер по принципу управления колонкой на самолете. Все управление и торможение танка посредством специальных маленьких компрессорных установок. Данную систему управления и торможение танком на все 10 колес, нужно отнести к оригинальности самой конструкции.

6. Подрессоривание танка. Танк подрессоривается, во-первых, спиральными рессорами на все 10 колес, во-вторых, специально установленными компрессорными камерами, в-третьих, пустотелостью секций самих грузошин. Все это обещает дать большую эластичность хода танка.

7. Приборы для наблюдения из танка. На боевых постах в башне у пушек установлены так называемые стробоскопы. Стробоскоп — это два куполообразных пустотелых разрезных шара, в которых нарезаны в 1/2 мм дырочки или вернее щели. Один купол вставляется в другой, и вращается специальными моторчиками. При вращении этих куполов в разные стороны со скоростью 400–500 об/мин получается сплошное открытое окно видимости.

8. Боевые и тактические свойства танка.

1. Конструкция в целом лично у меня не вызывает никаких сомнений, ибо наличие сильного мотора, больших автомобильных катков, мелкозвенчатой гусеницы, хорошего подрессоривания, продуманного управления и торможения, хорошей видимости и наблюдения из танка - все это говорит о нем как о самом хорошем классе типа среднего танка (- интересно, что Халепский считает ТГ средним танком), по той задуманной конструкции, которая осуществляется практически.

2. Возможность перекрытия окопа от 5 до 6 метров, благодаря наличию подвижных лап, возможность самовытаскивания из грязи посредством этих же лап есть одно из существенных положительных тактических свойств: не бояться вступить в бой типом данной машины при неблагоприятных условиях местности.

3. Радиус действия рассчитан на 350 км с запасными баками, является также одним из существенных положительных тактических качеств (- запас хода также более соответствует типу маневренного танка).

4. Будучи оснащенным столь сильным артиллерийским и пулеметным огнем - 2 пушки и 5 пулеметов - он будет мощным средством для танка дальнего действия (- прямая ссылка на то, что осенью 1930г. ТГ рассматривался как маневренный, средний танк).

5. Благодаря наличию стробоскопов танк будет иметь хорошую видимость и наблюдение для командного состава и водителя. Кроме того, это тактическое качество (хорошая видимость) предохраняет команду от физического изнурения во время боя.

6. Танк водо и газонепроницаем.

7. Помещение для боевого состава танка и водителя в количестве 6 человек больше, чем достаточно. Предполагаю, что кубатуры хватит и для установки радиостанции.

Выводы.

1. В принципиальной основе своей конструкции данного типа танка лично я рассматриваю, что это будет прекрасного класса боевая машина. Сравнивая конструкцию танка Гротто с конструкцией также на больших катках, то, что желает в Америке Кристи, которую я также видел, лично я рассматриваю, что все преимущества остаются несомненно за Гротто, ибо у Гротто гораздо продуманнее и целесообразнее, как моторная группа, так и движитель (- интересный поворот, получается, что в ноябре 1930г. танк Кристи не являлся фаворитом, по крайней мере, для Халепского).

2. Невольно поражаешься как конструкторская мысль могла уложить в небольшой вес - 17 т - что нужно считать для среднего танка нормальным, оснащая его в то же время мощной броней и сильным артиллерийским вооружением.

3. Мною продумывался вопрос - будут ли какие-либо особые затруднения при массовом изготовлении этого типа танка, если последний будет после испытаний принят на вооружение. Лично я не усмотрел каких-либо затруднений. С моей точки зрения, мы можем строить этот танк на любом заводе, где производятся данного типа и класса танки.

4. В настоящее время готовность танка 85 %. Все ответственные детали всех агрегатов уже есть, начата частичная сборка. По существу, им остается самое главное - это сборка. Гротто и конструкторы считают, что танк будет готов к 1 декабря, по моим расчетам — к 15 декабря.

5. Я обменивался мнением с советскими инженерами и конструкторами по поводу постановки танка на массовое производство. Наши инженеры, которые работают с Гротто, также считают, что особых затруднений в производстве не будет.

6. Необходимо отметить, что на сегодняшний день мы имеем не только цельную конструкцию самого танка, но и весьма подготовленные кадры инженеров, техников, мастеров и рабочих, которые работают с Гротто в этой мастерской. Если танк будет принят на вооружение, представляется возможность всю эту хорошо слаженную группу перебросить на тот завод, где мы поставим производство этой машины, и дело несомненно пойдет.

7. В настоящее время танк совершенно засекречен. Лично я полагаю, если поставить танк на производство, эту особую секретность несомненно нужно сохранить, ибо если танк оправдает свое назначение, это будет весьма больших боевых качеств машина. Для подготовки наших кадров для этой машины мы можем создать специальные условия, тем самым, не разглашая (сведений) ни о самом типе машины, ни о ее боевых качествах.

8. В настоящее время полагаю, что в группу конструктора Гротто нужно прикрепить нашего военного инженера. Если на то будет Ваше принципиальное согласие, мною будет выделена специальная кандидатура».

    В данном документе фиксируются весьма существенные акценты и факты о танке Гроте. Во-первых, к осени 1930г. ТГ рассматривался советскими уже не как позиционный (тяжелый), а как маневренный (средний) танк. Во-вторых, Халепский указывает расчетную массу танка – 17 тонн, хотя практически во всех справочниках встречаем – 25 тонн. В-третьих, наблюдатель, касаясь устройства танка, прямо не пишет, что машина имела переменный колесно-гусеничный ход. В-четвертых, оптимизм Халепского, косвенно правда, указывает на то, что Т-24 уже осенью 1930г. получил сильного конкурента в лице ТГ.

      17-18 ноября 1930 года на завод «Большевик» поспешил сам К. Ворошилов. Формальным поводом посещения было состояние работ по производству серийных танков, но главный интерес у наркомвоенмора вызывал именно собираемый ТГ. По результатам посещения Ворошилов писал И. Сталину: «Готовность танка на сегодня составляет 85%. Осталась незавершенной достройка моторной группы, коробки скоростей и ряда дополнительных агрегатов. Образец изготавливается в специальной мастерской, где сегодня заняты около 130 рабочих и техников. В настоящее время постройка танка задерживается из-за тяжелой болезни самого Э. Гроте, но наши инженеры предполагают, что 15–20 декабря опытный образец все-таки будет закончен…».

     К словам Ворошилова следует добавить, что сборкой опытного образца руководил Карл Оттерсбах, а Хуфшмит и Фельдгаузен вместе с Гроте вели проектирование. Советские выполняли подсобные задачи, копировали и учились.

    В ноябре 1930 года, обсуждая выполнение танковой программы за текущий год и планы на будущий год, Политбюро ЦК ВКП(б) в своем постановлении отмечало: «Предложить ОГПУ и НКВМ форсировать работу по изготовлению и испытанию танка ТГ, считая эту работу важнейшей задачей в области изготовления опытных образцов танков на 1931 год. Для освоения производства изготовить в 1931 году первую серию в количестве 50–75 танков ТГ». Сначала выпуск ТГ предполагалось наладить на заводе «Большевик», но позже, когда предварительный план по изготовлению новой машины стал предусматривать создание мощностей для производства 2000 танков Гроте, определили новый завод-изготовитель – ХПЗ, а Т-24 решили снять с производства.

     В постановлении №2 от 9 февраля 1931 года был установлен скорректированный порядок постройки ТГ. Общее административное руководство осуществлял Медведь (ОГПУ), начальником КБ назначили К.К. Сиркена (Рис.7), зам. начальника КБ по производственной части – Н.В. Барыков, зам. начальника КБ по конструкторской части – военпред УММ на заводе «Большевик» А. Воробьев.

 

 3

Рис.7 - Константин Карлович (Константинович) Сиркен, 1888-1963гг.

Слева фото 1930-е годы, справа – фото 1946г.

В годы Гражданской войны стал известен благодаря конструкции артиллерийских башен для бронепоездов, имевших вращавшийся полик, который позволял прислуги орудия не менять свое положение относительно орудия при повороте башни.

Летом 1930г. назначен Ворошиловым главным инженером з-да «Большевик», а затем начальником танкового отдела того же предприятия.

 

    Однако уже в начале 1931г. к теме ТГ стали возникать вопросы. Дело стало стопориться из-за разработки оригинального двигателя Гроте. Его конструкция оказалась очень сложной, а ряд решений, заложенных при проектировании (например, система охлаждения каждого цилиндра) - технически трудновыполнимой. В итоге, чтобы завершить сборку опытного образца приняли решение поставить на машине авиационный мотор М-6, мощностью 300 л.с. (такой силовой установкой намеревались оснащать танки Т-24). В другом изложении – мотор М6 задросселировали до мощности 250 л.с. В апреле 1931 года начались работы по установке мотора М-6 в ТГ, но пришлось переделать МТО, поскольку габариты М-6 оказались несколько большими, чем у двигателя Гроте, в результате перепроектирования МТО длина корпуса увеличилась до 7,5 м, но это, видимо, помогло отчасти, поскольку, как пишут, в некоторых источниках, мотор на опытном танке устанавливался «открыто» - с постоянно открытым моторным отделением. Кроме того, потребовалось внести изменения в коробку перемены передач и некоторые агрегаты трансмиссии. Все это заняло немало времени, и только к началу июля 1931г. машина была готова к испытаниям. (Рис.8)

 

https://pda.coollib.com/i/36/324336/i_050.jpg

https://pda.coollib.com/i/36/324336/i_057.jpg

https://pda.coollib.com/i/36/324336/i_049.jpg

https://pda.coollib.com/i/36/324336/i_060.jpg 

Рис.8 – Танк Гроте, лето 1931г., три нижних фото более поздние – предположительно, 1939-1940гг., Военная академия механизации и моторизации (РГАЭ).

 

     Масса, по Халепскому – 17 тонн, по справочникам – 25 тонн, в некоторых источниках указывают 28,5 т. Габариты: длина – 7500 мм, ширина – 3000 мм, высота – 2840 мм, клиренс – 340 мм. Бронирование: лоб корпуса – 44 мм, большая башня (рубка) – 30 мм, малая башня – 30 мм, борт корпуса – 20-24 мм, корма корпуса – 24 мм, крыша башен – 10 мм, крыша корпуса – 9 мм, днище – 8 мм. Экипаж танка состоял из 5 человек: водитель, командир (он же был наводчиком 37-мм орудия), пулеметчик и два башнера (артиллеристы), обслуживавших 76-мм орудие. Вооружение: одна 76,2-мм пушка А-19 (ПС-19) в надстройке (большой башне), одна 37-мм пушка ПС-1 в малой башне, три пулемета Максима в надстройке (большой башне), два пулемета ДТ в корпусе. Боекомплект танка составлял 50 унитарных снарядов для 76,2-мм танковой пушки ПС-19, 80 – к 37-мм пушке ПС-1 и 2309 патронов – к пулемётам. В некоторых публикациях иногда указываются 172 выстрела для орудий и 7000 патронов для пулемётов. Двигатель М-6, V-образный, 12-цилиндровый, карбюраторный, 4-тактный, водяного (в некоторых источниках указывают воздушного) охлаждения, мощностью 250-300 л.с. Трансмиссия механического типа с 6-скоростной КПП и двумя редукторами с шестернями шевронного зацепления. Ходовая часть (на один борт) 5 сдвоенных опорных катков, 6 поддерживающих роликов (4 среднего и 2 малого диаметра), переднее направляющее и заднее ведущее колесо, крупнозвенчатая гусеница.

    Танк Гроте смотрелся прорывным изделием, по некоторым решениям лет на десять опередившим время.

    Первое, что бросается в глаза – сварной корпус – невероятное достижение для того времени. Танк, в целом, следовал американской компоновке средних танков начала 1920-х годов (такой тип компоновки имел и Т-12/Т-24 – в этом смысле Гроте не отступил от требования заказчика). В передней части корпуса находилось отделение управление, где размещалось место водителя и органы управления. В вертикальном лобовом бронелисте клиновидной формы были смонтированы три призменных прибора наблюдения с пулестойкими стеклами. В крыше отделения управления были вырезаны два овальных люка для посадки-высадки экипажа. Среднюю часть танка целиком занимало боевое отделение. По первоначальному проекту ТГ должен был оснащаться двумя башнями. В основной башне, располагавшейся на первом ярусе, была предусмотрена установка 76,2-мм пушки, но при монтаже главной башни был сильно деформирован подбашенный погон. Происшествие расследовал «начальник бюро-3 Головин», который установил, что ошибка была совершена без злого умысла. Для ускорения сборки танка и проведения его испытаний руководство АВО-5 по согласованию с УММ РККА решило приварить башню к корпусу намертво. При этом конструкторы обещали, что при изготовлении эталонного образца ТГ для серийного производства этот недостаток будет устранен и большая башня сможет вращаться без помех, но на первом образце вместо башни получи неподвижную рубку. Верхний ярус занимала куполообразная башня с 37-мм пушкой. Кормовая часть танка была отведена под моторно-трансмиссионное отделение.

     Бронирование танка было впечатляющим – наиболее ответственные места (лоб корпуса) имели толщину 44 мм, да и наклон лобового листа (почти горизонтальное его положение) заметно отличают машину от современников. Считается, что вертикальный лобовой лист ТГ мог выдержать попадание снаряда полевого орудия калибром 76 мм.

    Артиллерийское вооружение танка должно было обеспечивать достойную огневую мощь, как по закрытым целям (полевым укреплениям), так и по танкам.

   Для целей первого типа предусматривалось 76,2-мм пушка А-19 (ПС-19) конструкции Сячинтова. (Рис.9)

 

https://pda.coollib.com/i/36/324336/i_052.jpg

Рис.9 – Вид на 76-мм орудие сбоку.

 

    76-мм орудие было изготовлено с использованием ствола зенитной пушки образца 1915 года. Орудие пришлось серьезно переделать, поскольку в оригинальном виде оно не вписывалось в габариты танка. По предложению Э. Гроте конструктор радикально переработал орудие. В частности, для сокращения длины отката он убрал тормоз отката и накатник из-под ствола, поместив их справа и слева, изменил конструкцию люльки, ввел специальный гильзоулавливатель и дульный тормоз. Пушка имела полуавтоматическое заряжание. Она размещалась на цапфах в лобовом листе подбашенной рубки танка. Благодаря полуавтоматическому заряжанию, скорострельность пушки составляла 10 - 12 выстрелов в минуту, что в сочетании с начальной скоростью снаряда, равной 588 м/с, делало её грозным оружием. Первый отстрел орудия, произведенный с полевого лафета, показал увеличенную реакцию отдачи на лафет. Для устранения этого явления на пушке установили новый дульный тормоз конструкции Иванова. Во время дальнейших испытаний орудие показало себя неплохо, однако при ведении непрерывной стрельбы предусмотренная в проекте полуавтоматика часто отказывала, что приводило к необходимости ручного разряжания. Тогда поршневой затвор уступил место клиновому. Углы горизонтального наведения составили от -10° до +10°, вертикального – от -8° до +12°.

    В верхней вращающейся башне была установлена танковая 37-мм пушка. Вертикальные углы наведения от -12° до +85° позволяли вести огонь и по воздушным целям. В источниках по поводу этого орудия встречается разночтение. Одни пишут, что на ТГ установили 37-мм пушку конструкции П. Сячинтова ПС-1, другие указывают, что на машине в башне верхнего яруса стояла 37-мм пушка ПС-2 №002. Считается, что 37-мм орудие на ТГ имело высокую начальную скорость снаряда 707 м/с, достаточную для пробития брони танков вероятного противника. Приведенная характеристика начальной скорости снаряда не соответствует таковой пушки «Гочкисс-ПС», она же «Гочкис тип 3»\2К и, вероятно, она же ПС-1 - у этого орудия начальная скорость снаряда составляла всего 442 м/с. Да и внешне 37-мм пушка на ТГ не похожа на орудие «Гочкис тип 3»\2К, которое массово устанавливали на танках Т-18. Очень может быть, что на ТГ в качестве 37-мм пушки оказалась редкая диковинка - орудие ПС-2.  

   Противопехотное вооружение также выглядело внушительно: в бортах корпуса – два пулемета ДТ (имели ограниченные углы наведения через овальные отверстия в фальшборте, на опытной машине не устанавливались (Рис.10)), в нижней башне (неподвижной рубке) – три пулемета Максима (в некоторых источниках указывают 6,5-мм Федорова) в шаровых установках.

 

https://pda.coollib.com/i/36/324336/i_055.jpg

Рис.10 – Хорошо видно место для пулемета в фальшборте.

 

    Наблюдение из танка могло вестись через смотровые цели, но особенностью ТГ было наличие танковых стробоскопов. Для осуществления наводки пушек имелось два прицела, прикрытых купольными стробоскопами со щелями шириной 0,5 мм, вращающиеся навстречу друг другу моторчиками со скоростью 400—500 об/мин. Такими же стробоскопами, только несколько иной конфигурации, были оборудованы наблюдательная башенка командира на крыше малой башни и три окна механика-водителя в лобовом листе корпуса.

    Как уже говорилось выше, ТГ должен был получить двигатель разработки самого Гроте.

    Силовая установка представляла собой 8-цилиндровый (два блока по 4 цилиндра, соединены картером) двигатель воздушного (-?) охлаждения мощностью 250 л.с. Особой оригинальностью отличались системы смазки и охлаждения. Смазка подавалась отдельно для каждого цилиндра через сепараторы, снабженные специальными продувными камерами, установленными на роликовых подшипниках (а не в баббите, как во всех моторах того времени). Вкупе со сборным коленчатым валом, это должно было обеспечить очень низкий уровень шума двигателя (ниже легкового автомобиля) и его высокую надёжность. На деле опытный образец получил двигатель М-6. Ёмкость баков давала ТГ возможность на одной заправке преодолевать расстояния от 300 до 350 км по ровной местности (в зависимости от качества бензина). На пересечённой местности это расстояние уменьшалось вдвое.

    Непосредственно вблизи двигателя размещалась шестиступенчатая КПП, состоявшая из двух редукторов с шестернями шевронного зацепления. Причем большой редуктор переключал 1, 2, 3-ю скорости, а малый - 4, 5 и 6-ю. Такое распределение скоростей приводило к тому, что при переходе с 3-й передачи на 4-ю приходилось останавливать танк. Благодаря специальному механизму реверса ТГ мог двигаться вперед и назад с одинаковой скоростью. В одном блоке с КПП размещались кулачковые муфты, выполнявшие роль бортовых фрикционов. Бортовые тормоза из-за недостаточных размеров силового отделения располагались внутри ведущих колес Пневматическая система привода управления бортовыми фрикционами и тормозами была изготовлена по патенту Гротэ.

    Практически во всех справочниках указано, что ТГ – это колесно-гусеничный танк. Действительно, на ряде фотографий 1939-1940гг. ТГ запечатлён на колесах, без гусениц, что, вроде бы, подтверждает этот тезис. (Рис.11)

 

 https://pda.coollib.com/i/36/324336/i_063.jpg

Рис.11- Танк Гроте в парке Военной академии механизации и моторизации, из вооружения на машине сохранилось только 76-мм орудие. Предположительно 1939-40 год (РГАЭ).

 

   Однако на всех фото испытаний 1931 года ТГ запечатлен только на гусеницах, и в документах той поры, относящихся к ТГ, нигде прямо не говорится, что машина имела переменный колесно-гусеничный движитель. Ходовая часть ТГ, применительно к одному борту, состояла из пяти катков большого диаметра (колес большого диаметра), четырех поддерживающих роликов среднего диаметра и двух поддерживающих роликов малого диаметра. (Рис.12)

 

Рис.12 - Устройство опорных катков, поддерживающих роликов и гусениц танка ТГ

 

    Колеса большого диаметра (опорные катки) с внешней стороны прикрыты фальшбортом, что делало невозможном использование какой-либо пары колес для осуществления поворота машины на колесном ходу. Правда, известно, что каждый из 10-ти опорных катков снабжался тормозами. Учитывая это решение, в принципе, можно допустить, что танк мог поворачивать на колесном ходу за счет блокировки всех колес тормозами по одному борту, при этом колеса другого борта продолжали вращение. Однако в источниках следует интересное замечание – мол, система блокировки каждого колеса создавалась на случай обрыва гусениц – получается, что допускалось движение танка на колесах, но это являлось, скорее, нештатной ситуацией и речь не идет о том, что танк создавался как машина переменного колесно-гусеничного хода. Независимая подвеска на спиральных пружинах, допускавшая вертикальное перемещение опорных катков на расстояние до 220 мм, вместе с полупневматическими шинами типа «Эластик» обеспечивали танку чрезвычайно мягкий ход. Свидетели сообщали, что, находясь в цеху без гусениц, танк свободно перекатывался с места на место усилием 2-3 человек. Мелкозвенчатая гусеница имела оригинальную конструкцию: траки шириной 490 мм крепились торцами к звеньям цепей Галля. Благодаря такой конструкции и использованию штампованных деталей, гусеница имела высокое сопротивление на разрыв.

    Считается, что на серийных танках предполагалось или было возможно размещение радиостанции немецкого производства.

    На испытания танк был передан 27 июня 1931 года и оставался на полигоне до 1 октября. (Рис.13, Рис.14)

 

Рис.13 – На испытаниях, стрельба из 76-мм орудия. Вверху 76-мм и 37-мм орудия в максимальном угле возвышения.

 

Рис.14 – На испытаниях, заправка танка.

 

    По большей части, ТГ оправдал ожидания заказчика. Танк обладал хорошей подвижностью и проходимостью по местности. Была достигнута максимальная скорость движения 34 км/ч (по шоссе), скорость по местности 12 км/ч. Запас хода по шоссе 350 км, по местности – 120 км. Преодолеваемые препятствия: высота стенки 0,7 м, глубина брода 0,9 м, ширина рва 5 м. (Рис.15)

 

https://pda.coollib.com/i/36/324336/i_054.jpg 

https://pda.coollib.com/i/36/324336/i_056.jpg

Рис.15 – Испытания.

 

    Состав и количество вооружения также полностью устроили военных.

    Не вызвала нареканий трансмиссия ТГ, которая благодаря примененным шевронным шестерням и кулачковым муфтам оказалась весьма прочной и надежной.

    Использование пневматических приводов делало процесс управления машиной довольно легким. Правда, воздушные магистрали иногда выходили из строя из-за плохого качества резины в уплотнениях, но этот дефект сочли устранимым.

    Выявились и недостатки. Прежде всего, отмечалась крайняя стесненность работы экипажа в главной башне, в связи с чем одновременная стрельба из 76-мм орудия и хотя бы одного рубочного пулемета становилась невозможной. Размещение в одном картере КПП и бортовых фрикционов затрудняло доступ к ним во время ремонта и вели к перегреву всего узла во время движения. Проявилась также неудовлетворительная работа бортовых тормозов и недостаточная эффективность гусеницы на мягких и вязких грунтах, поскольку высота гребней траков была очень мала.

    Пока шли испытания танка Гроте, с самим Гроте поспешили распрощаться. В августе 1931г. Гроте и его немецкие сотрудники АВО-5 получили расчет на з-де «Большевик». Сам Гроте и его сотрудники, по одним сведениям, тогда же в августе-сентябре 1931г. покинули СССР, по другим сведениям, находились в стране Советов и в 1932г., а покинул Гроте пределы нашей Родины только в 1933г. Существует документ – письмо Гроте Тухачевскому от 5 марта 1933г., из которого следует, что Гроте целый год провел в Москве, видимо, после отъезда из Ленинграда осенью 1931г. Интересно, как Гроте подписал это письмо: «Э. Гроте, ОКГ, «Спецмаштрест» (- «Спецмаштрест» создан в октябре 1932г.). Следовательно, еще в марте 1933г. Гроте являлся сотрудником «Спецмаштреста», а в недрах этой организации находилась ОКГ – т.е. Опытная Конструкторская Группа Гроте. 

    АВО-5 после отъезда Гроте, в августе или сентябре-октябре 1931г. был реорганизован в Опытно-конструкторский машиностроительный отдел (ОКМО) завода «Большевик», его возглавил советский помощник Гроте Н. В. Барыков. В состав КБ вошли также конструкторы М. П. Зигель, Б. А. Андрыхевич, А. Б. Гаккель, Я. В. Обухов и другие.  

    По завершении испытаний распоряжением правительства 4 октября 1931 года создается специальная комиссия по тщательному изучению танка Э. Гроте. В нее вошли представители УММ РККА, АВО-5 и представители промышленности. Ознакомившись с машиной и, заслушав доклад конструктора (- из советских документов неясно, кто делал этот доклад: сам Гроте или уже Барыков), комиссия постановила: «Считать, что танк ТГ в данном виде является чисто экспериментальным типом танка, на котором должны быть опробованы в работе все механизмы, представляющие практический интерес».

     Почему же был закрыт столь выдающийся для своего времени проект? Представляется, что основных причин было две: 1. Советская промышленность начала 1930-х технологически была не в состоянии серийно выпускать столь сложную машину, каковой являлся ТГ (один сварной корпус чего стоит!, а уж колонки управления танком, как на самолетах вместо рычагов нет и на современных российских танках); 2. Высокая стоимость танка, цена машины потянула на 1,5 млн. руб., в то время, как БТ-2, например, выходил в 60 тыс. руб.

    Пишут, что осенью 1931г. работы над двигателем Гроте возобновили, но кто их проводил сам Гроте или советские специалисты – не понятно. Встречается и по-другому - в 1933г. КБ под руководством Н.В. Барыкова, вроде бы, поручили продолжить работу по ТГ. С одной стороны пишут, что советские инженеры не решились приступить к столь сложной машине. С другой стороны, на снимках конца 1930-х годов ТГ имеет закрытое моторно-трансмиссионное отделение (Рис.16).

 

Рис.16 – Определенно, МТО прикрыто бронекрышкой.

 

    Из дефектовочных ведомостей за тот же период следует, что машина проходила как «танк с мотором», но с каким мотором? Поскольку бронекрышка закрыта, можно сказать, что это не М-6, более утверждать ничего невозможно.

    После прекращения работ ТГ был отправлен на хранение на полигон в Кубинке, а затем в ВАММ им. Сталина, где находился вплоть до начала Великой Отечественной войны. Вероятнее всего, во время войны танк пошёл в переплавку.