ТА-2/Т-1002

ТА-2/Т-1002
СССР
Средний колесно-гусеничный танк
|
масса |
27 т |
|
вооружение |
76-мм орудие 37-мм орудие 5 пулеметов |
|
экипаж |
5 чел. |
|
проект |
1931г., ТО ЭКУ ОГПУ |
Основная статья:
Советское танкостроение 1929-1937гг.
Многоликий
средний, часть 1
В начале 1931г. ЭКО ОГПУ ориентировало специальное конструкторское бюро (- т.е. это было КБ тюремного типа, т.н. «шарашка» НКВД, где работали арестованные инженеры) в составе инженеров В. Асафонова (некоторые пишут Асафова), Алексеева и Скворцова разработать советский аналог ТГ на базе идей Гроте, но подешевле, благо ОГПУ могло в режиме реального времени передавать группе Асафова/Асафонова на ознакомление текущие материалы Гроте. (Рис.1)

Рис.1 – Танк Гроте.
В апреле 1931г. появился проект маневренного (среднего) танка под индексом Т-1001, или ТА-1 (некоторые исследователи расшифровывают его как «танк Асафова»). (Рис.2)

Рис.2 – Боковая проекция танка ТА-1, 1931г.
Несмотря на то, что на ТА-1 планировалось применить ходовую часть близкую к ходовой Кристи, ТА-1 проектировался как гусеничная машина, вариант движения на колесах на ней не был предусмотрен. В то же время ТГ мог передвигаться на колесах, чтобы соответствовать конкуренту в этой опции принялись проектировать новый вариант маневренного танка - Т-1002 (ТА-2). (Рис.3)


Рис.3 – Проекции танка ТА-2, 1931г.
Компоновка танка и артиллерийское вооружение сохранились, а ходовая часть претерпела заметные изменения, на борт: три пары обрезиненных катков большого диаметра и поднимаемая пара (тележка на свече) опорных катков малого диаметра. При движении на колесах, тележка поднималась, передняя пара катков была управляемой, а две задних пары были ведущими. По мнению, конструкторов такое сочетание опорных катков обеспечивало маневренность танку и на гусеничном ходу, и на колесном. Привод при движении на колесах осуществлялся на заднюю пару (применительно к одному борту) от бортовых передач через шестеренчатые редукторы (гитары), расположенные по бортам.
Расчетная масса машины - 27 т. Экипаж ТА-2 состоял из пяти человек. На ТА-2 вернулись бортовые пулеметы, т.е. количество пулеметов вновь достигло пяти штук, но боекомплект уменьшили - теперь он был рассчитан на «ведение непрерывной стрельбы в течение 6 минут». Максимальная скорость по шоссе на гусеницах ожидалась 50 км/ч, на колесах — 80 км/ч, запас хода был невелик.