ТА-1/Т-1001

 

 

ТА-1/Т-1001

СССР

Средний танк

масса

18,2 т

вооружение

76-мм орудие

37-мм орудие

3 пулемета

экипаж

5 чел.

проект

1931г., ТО ЭКУ ОГПУ

 

 

Основная статья: Советское танкостроение 1929-1937гг.

Многоликий средний, часть 1

 

 

     В начале 1931г.  ЭКО ОГПУ ориентировало специальное конструкторское бюро (- т.е. это было КБ тюремного типа, т.н. «шарашка» НКВД, где работали арестованные инженеры) в составе инженеров В. Асафонова (некоторые пишут Асафова), Алексеева и Скворцова разработать советский аналог ТГ на базе идей Гроте, но подешевле, благо ОГПУ могло в режиме реального времени передавать группе Асафова/Асафонова на ознакомление текущие материалы Гроте. (Рис.1)

 

Рис.1 – Танк Гроте.

 

     Поэтому уже в апреле 1931г. появился проект маневренного (среднего) танка под индексом Т-1001, или ТА-1 (некоторые исследователи расшифровывают его как «танк Асафова»). (Рис.2)

 

Рис.2 – Проекции танка ТА-1, 1931г.

 

    Внешне танк примерно соответствовал размерам ТГ (длина – 7-7,5 м, ширина – 3 м, высота – 2,84 м) и повторял его компоновку, в первую очередь своим ярусным расположением вооружения. В верхней башне помещалось 37-мм орудие ПС-2, в нижней - 76-мм А-19 – пушечное вооружение от ТГ-1. Башни куполообразной формы вращались независимо друг от друга. 37-мм пушка с углом обстрела по вертикали + 65 градусов, что обеспечивало возможность ведения огня по самолетам. Кроме того, ТА-1 вооружался тремя пулеметами Максима в шаровых установках - один в отделении управления, слева от водителя, и два в кормовой части нижней башни с 76-мм орудием. Согласно пояснительной записке, возимый боекомплект был рассчитан «на 10 минут непрерывной стрельбы». Броневая защита выполнялась из 13–20 мм бронелистов (пишут, что верхняя башня имела толщину брони 13 мм, нижняя – 20 мм). Боевая масса танка должна была составить 18,2 т, при этом танк должен был развивать максимальную скорость движения по шоссе не менее 50 км/ч. Экипаж ТА-1 состоял из пяти человек - водителя, пулеметчика, командира, заряжающего и артиллериста 37-мм орудия.

   В целях удешевления конструкции советские решили заменить некоторые оригинальные решения Гроте по силовой установке и ходовой части. В качестве силового агрегата первоначально думали применить мотор «Либерти», но поскольку авиапромышленность осваивала в серию лицензионный выпуск BMW-IV (в СССР выпускался под индексом М-17), проект был скорректирован под него. Для ходовой части выбрали индивидуальную пружинную подвеску Кристи на пяти парах обрезиненных катков, в качестве упругого элемента подвески использовались спиральные пружины. Кроме того, на борт полагалось три поддерживающих ролика, ленивец и звездочка. Гусеницы гребневого зацепления по типу Кристи планировалось изготавливать из штампованных траков. Упрощалась и трансмиссия, она включала коробку перемены передач, два бортовых фрикциона и два бортовых редуктора, в ТА-1 планировалось использовать сервоприводы для управления трансмиссией. От идеи сварного корпуса не отказались, но башни предполагалось изготавливать методом штамповки и сварки, поэтому башни приобрели сферическую форму. Из пяти стробоскопических приборов наблюдения сохранили два прибора «итальянского типа», один – для командира, другой – для водителя. Танк должен был позаимствовать вооружение от ТГ - 76-мм пушка, 37-мм пушка и 5 пулеметов. Однако ввиду того, что боекомплект в башнях был размешен вдоль стенок стоймя, а индивидуальная пружинная подвеска имела большой ход опорных катков, установить два бортовых пулемета, как это было сделано на ТГ, не представлялось возможным. Поэтому зачетная версия Т-1001 имела лишь три пулемета (курсовой и кормовые башенные).

    Несмотря на то, что на ТА-1 планировалось применить ходовую часть близкую к ходовой Кристи, ТА-1 проектировался как гусеничная машина, вариант движения на колесах на ней не был предусмотрен.