ТА-1/Т-1001

ТА-1/Т-1001
СССР
Средний танк
|
18,2 т |
|
|
вооружение |
76-мм орудие 37-мм орудие 3 пулемета |
|
экипаж |
5 чел. |
|
проект |
1931г., ТО ЭКУ ОГПУ |
Основная статья: Советское танкостроение 1929-1937гг.
Многоликий средний, часть 1

Рис.1 – Танк Гроте.
Поэтому уже в апреле 1931г. появился проект маневренного (среднего) танка под индексом Т-1001, или ТА-1 (некоторые исследователи расшифровывают его как «танк Асафова»). (Рис.2)


Рис.2 – Проекции танка ТА-1, 1931г.
В целях удешевления конструкции советские решили заменить некоторые оригинальные решения Гроте по силовой установке и ходовой части. В качестве силового агрегата первоначально думали применить мотор «Либерти», но поскольку авиапромышленность осваивала в серию лицензионный выпуск BMW-IV (в СССР выпускался под индексом М-17), проект был скорректирован под него. Для ходовой части выбрали индивидуальную пружинную подвеску Кристи на пяти парах обрезиненных катков, в качестве упругого элемента подвески использовались спиральные пружины. Кроме того, на борт полагалось три поддерживающих ролика, ленивец и звездочка. Гусеницы гребневого зацепления по типу Кристи планировалось изготавливать из штампованных траков. Упрощалась и трансмиссия, она включала коробку перемены передач, два бортовых фрикциона и два бортовых редуктора, в ТА-1 планировалось использовать сервоприводы для управления трансмиссией. От идеи сварного корпуса не отказались, но башни предполагалось изготавливать методом штамповки и сварки, поэтому башни приобрели сферическую форму. Из пяти стробоскопических приборов наблюдения сохранили два прибора «итальянского типа», один – для командира, другой – для водителя. Танк должен был позаимствовать вооружение от ТГ - 76-мм пушка, 37-мм пушка и 5 пулеметов. Однако ввиду того, что боекомплект в башнях был размешен вдоль стенок стоймя, а индивидуальная пружинная подвеска имела большой ход опорных катков, установить два бортовых пулемета, как это было сделано на ТГ, не представлялось возможным. Поэтому зачетная версия Т-1001 имела лишь три пулемета (курсовой и кормовые башенные).