&

Т-46

Т-46-1
СССР
Средний по массе колесно-гусеничный танк
|
масса Т-46 Т-46-1 |
15 т 17,5 т |
|
вооружение Т-46 Т-46-1 |
45-мм орудие 2 пулемета 45-мм орудие огнемет 2 пулемета |
|
экипаж |
3 чел. |
|
мощность силовой
установки Т-46 Т-46-1 |
200/300 л.с. 330 л.с. |
|
проект Т-46 Т-46-1 |
1934-1935гг., з-д №174 1935-1936гг., з-д №185 |
|
выпускался Т-46 Т-46-1 |
1935г., з-д №174 1 шт. опытный 1936гг., з-д №174 4 шт. |
Основная статья:
Советское танкостроение 1929-1937гг.
Варианты развития
легкого типа
Многоликий
средний, часть 2
Пишут, что в 1933г. оформилась идея разработки единого типа легкого танка для РККА. Казалось, что для ее реализации следует совместить лучшие решения по типу БТ и Т-26 в одной машине. Работы по этой теме начались, кажется, в начале 1934г. в КБ з-да №174 под руководством Гинзбурга, ведущий конструктор В. Симский. Первоначально проект имел обозначение Т-26А, но затем появился новый индекс – Т-46.
Т-46 задумывался авторами, как машина, значительно отличающаяся от Т-26. Компоновка танка несколько изменилась. В передней части корпуса размещалось отделение управления и трансмиссия, место механика-водителя (с характерным выступом в виде будки) оставили с левой стороны. Боевое отделение находилось в средней части корпуса, моторное отделение – в кормовой части. Экипаж танка состоял из трех человек. Механик-водитель размещался в отделении управления слева в выступающей вперед броневой будке. Посадка и выход экипажа из машины производились через двустворчатый люк механика-водителя и два люка в крыше башни. Переделке подверглась башня, которая была немного увеличена в размерах и предназначалась для установки как 45-мм пушки 20К, так и 76,2-мм пушки ПС-3. В кормовой нише, в шаровой установке, монтировался 7,62-мм пулемет ДТ. Второй ДТ находился в спаренной установке вместе с пушкой. Предполагалась новая силовая установка – либо дизель ДТ-4, либо бензиновый МТ-4, мощностью 200 л.с. (180-210 л.с.). Под новый двигатель проектировались своя КПП и бортовые редукторы. Разумеется, проектировалась новая колесно-гусеничная ходовая часть. Вместо тележек в ней применили 4 сдвоенных опорных катка на один борт с резиновыми бандажами и блокированной пружинной подвеской, 2 поддерживающих ролика и ведущее колесо переднего расположения с цевочным зацеплением. Траки гусениц шириной 390 мм были литыми и изготовлялись из стали Гартфилда. При движении на колёсах ведущими были только две задние пары колёс, а поворот осуществлялся при помощи обычного дифференциала с передачей на переднюю пару колёс. Для управления при движении на гусеницах применялись рычаги управления, на колесах — рулевая колонка автомобильного типа. При сваливании гусениц переход на колесный ход можно было произвести без выхода экипажа из машины при помощи рычагов на коробке передач. Масса машины должна была достичь 10 т.
Опытный образец танка был построен в 1935г. (Рис.1)


Рис.1 – Образ Т-46.
Масса машины оказалась более 14 тонн, возможно, 15 т. Габариты: длина – 5400 мм, ширина – 2650 мм, высота – 2265 мм. Бронирование: вертикальные элементы корпуса 15 (14)-10 мм, горизонтальные элементы корпуса 8-6 мм. Башня изготавливалась из броневых листов высокой твердости толщиной 15 мм и имела развитую кормовую нишу для размещения части боекомплекта и радиостанции. Скорее всего, танк получил бензиновый двигатель МТ-4, но некоторые допускают, что на машине стоял двигатель МТ-5, мощностью 300 л.с.
После непродолжительной заводской обкатки танк отправили на полигон НИБТ. Было указано, что из-за перебора с массой, КПП и бортовые редукторы не справлялись с возросшими нагрузками. Было принято решение по доработке танка, при этом его массу разрешили поднять до 14-15 т. Однако работы по доводке танка вела уже новая конструкторская группа з-да №185 по руководством О. Иванова - С. Гинзбург и его команда были отстранены приказом замнаркома вооружений М. Тухачевского.
Проектировалось сразу три варианта: №№46-1, 46-2 и 46-3. Для постройки эталона был выбран проект № 46-3, который под индексом Т-46-1, постановлением СТО от 29 февраля 1936 г., был принят на вооружение РККА. Т-46-1 был готов в ноябре 1936г. (Рис.2)






Рис.2 – Т-46-1.
Масса Т-46-1 17,5 т (в альбоме з-да №185 указано 15 т, возможно, этот показатель относился к прототипу Т-46). Габариты: длина – 5730 мм (по альбому з-да №185 - 5400 мм, возможно, этот показатель относился к прототипу Т-46), ширина – 2740 мм ( по альбому з-да 3185 -2650 мм, возможно, этот показатель относился к прототипу Т-46), высота – 2490 (по альбому з-да №185 - 2265 мм, возможно, этот показатель относился к прототипу Т-46), клиренс 360/400 мм (по альбому з-да №185 – 374 мм). По данным альбома з-да №185, бронирование танка составляло: лоб, борт, башня – 15 мм, крыша корпуса 8 мм, днище 6 мм. Не исключено, что эти показатели относятся к прототипу Т-46. В отношении Т-46-1 приводятся несколько иные сведения: лоб корпуса 20 мм, башня 20-15 мм, борт корпуса – 15 мм, корма – 8 мм, днище – 8 мм. По проекту предполагалось изготовление корпуса при помощи сварки, но ввиду неготовности Ижорского завода к серийному производству сварных корпусов первые образцы Т-46-1 были клепаными. Экипаж 3 чел. Механик-водитель размешался в отделении управления слева в выступающей вперед броневой будке. Посадка и выход экипажа из машины производились через двустворчатый люк механика-водителя и два люка в крыше башни. В состав вооружения танка Т-46-1 входили 45-мм пушка 20К, спаренный с ней пулемет ДТ. Имелся прицел ТОП. Кроме того, один пулемет ДТ находился в кормовой башенной установке и один – в запасной укладке (его можно было использовать для обороны танка с воздуха). Кроме того, справа от спаренной установки в шаровом яблоке был закреплен брандспойт пневматического огнемета КС-45. Боекомплект танка составляли 101 выстрел к 45-мм орудию, 43 магазина (2709 или 2205) патронов к пулеметам ДТ, бак с 50 л огнесмеси на 10-12 выстрелов из огнемета КС-45.
Пишут, что на танке Т-46-1 был установлен карбюраторный двигатель МТ-5-1 мощностью 330 л.с. В системе охлаждения использовались два осевых вентилятора. Забор охлаждающего воздуха осуществлялся с двух сторон в передней части крыши моторного отделения. Трансмиссия танка включала в себя четырехскоростную КПП, расположенную под полом боевого отделения, бортовые фрикционы, бортовые редуктора. Емкость топливных баков составляла 428 л. Запас хода танка по шоссе составлял: на гусеничном ходу до 200 км, на колесном – 400 км.
Ходовая часть на один борт: 8 сдвоенных основных обрезиненных катков
(передняя пара управляемая) на пружинной подвеске, 2 сдвоенных поддерживающих
ролика, передние ведущие и задние направляющие колёса с механизмами натяжения,
мелкозвенчатая гусеница из стальных литых траков шириной 390 мм,
выполненных из стали Гартфильда.
Для управления при движении на гусеницах применялись рычаги, на колесах – рулевая колонка автомобильного типа. Переход на колесный или гусеничный ход можно было произвести без выхода экипажа из машины при помощи 2-х рычагов на коробке передач, доступных с места водителя. При потере гусениц переход на колесный ход осуществлялся переключением рычагов трансмиссии, не выходя из машины. Для снятия гусениц или их постановки требовался выход экипажа из танка. При движении на колесном ходу две задние пары опорных катков шасси были ведущими, а передняя пара – поворотными. При движении на колесах в качестве механизма поворота использовался простой дифференциал, отключавшийся при движении на гусеницах.
Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме с напряжением 12 В. Источниками питания были аккумуляторная батарея 6СТЭ-128 емкостью 128 Ач и генератор мощностью 500 Вт.
Танк оснащался радиостанцией 71-ТК-1, размешенной в нише башни.
Первый Т-46-1 был готов в ноябре 1936 года. Он
прошел цикл испытаний, и с декабря 1936 г. началось
серийное производство Т-46-1 на заводе № 174 им. Ворошилова. Всего в
ноябре-декабре 1936 г. заводом им. Ворошилова было изготовлено 4 серийных танка
Т-46-1, которые поступили на войсковые
испытания. Танки
показали себя хорошо. Скорость на колесах достигала 72 км/ч или даже 80 км/ч, на
гусеницах - 58 км/ч. Запас хода 220 км (на гусеницах), 400 км (на колесах), 110
км (по проселку). Преодолеваемые препятствия: угол подъёма 30°, высота стенки
0,8 м, глубина брода 1 м, ширина рва 2 м.
Проходимость Т-46-1 на колесном ходу оказалась выше, чем у БТ, машины были
легче в управлении. Но после всесторонних испытаний серийных танков Т-46-1 начальник
АБТУ констатировал, что «в результате доработки дешевого Т- 26 к требованиям
улучшения его подвижности, мы получили танк, догоняющий по цене средний
трехбашенный Т-28».
После сборки 4-х машин выпуск танков Т-46-1 в начале 1937г. был свернут. Есть сведения, что танки типа Т-46 планировалось включать в телетанковые группы, но этого не произошло. Окончательно тема Т-46 была закрыта постановлением №198сс Комитета обороны при Совете народных комиссаров (СНК) СССР от 7 августа 1938 года.
По одним данным, готовые образцы Т-46-1 после
коротких войсковых испытаний передали в распоряжение полигона НИБТ; по другим – танки
испытывались в войсках в течение 1937г. Один Т-46-1
передали
в распоряжение бронетанкового музея, где он и оставался до середины 1941г. С
началом войны Т-46-1 превращались в БОТы - их без ходовой
части закапывали в землю, исключив из комплекта вооружения огнемет. Пишут, что
как минимум два бронекорпуса Т-46-1 использовались
под Питером, один из них на рубежах КарУРа, а другой южнее города.