Т-43-1

&

Т-43-2

&

Т-43-1-45

 

 

Т-43-1

Т-43-2

СССР

Малый колесно-гусеничный плавающий танк

масса

Т-43-1

Т-43-2

 

3,6 т

4,2 т

вооружение

1 пулемет

экипаж

2 чел.

мощность силовой установки

40 л.с

проект

Т-43-1

Т-43-2

 

1934г., з-д №185

1934г., з-д №37

выпускался

Т-43-1

 

Т-43-2

 

1935г., з-д №185

1 шт. опытный

1935г., з-д №37

1 шт. опытный

 

Т-43-1-45

CCCР

Минилегкий по массе колесно-гусеничный плавающий танк

масса

4 т

вооружение

45-мм орудие

экипаж

2 чел.

мощность силовой установки

40 л.с

проект

1934г., з-д №185

 

 

Основная статья: Советское танкостроение 1929-1937гг.

Плавание как специализация

 

 

     «Система танкового вооружения на вторую пятилетку», принятая в 1933г., сохраняла в РККА плавающий танк Т-37А в его неизменном виде, но попытки улучшения типа «разведывательного» плавающего танка начались уже в том же 1933 году. Как замечает Свирин: «Это было связано с тем, что изначально переброску Т-37А планировалось проводить в кузовах грузовиков, но ни ЗИС, ни ЯАЗ таких грузовиков в СССР в начале 1930-х в серии не освоили. Попытки же осуществлять переброску танков, входивших в состав мехбригад и мехкорпусов, своим ходом приводили к массовому выходу машин из строя по причине поломок в ходовой части и перегрева двигателя». В конце 1933 года решили, что войска нуждаются в легком плавающем танке с колесно-гусеничный ходом «для разведподразделений мотомехвойск». Данный вид движителя позволял увеличить ресурс танка (ходовой, гусениц), уменьшить расход топлива, увеличить скорость по шоссейным дорогам, для переброски не требовались грузовики. В декабре 1933г. управляющий Спецмаштреста Нейман объявил конкурс на проектирование плавающего колесно-гусеничного танка Т-43 с премиальным фондом в 20 тыс. руб. В конкурс включились Опытный завод Спецмаштреста им. С.М. Кирова (з-д №185), с проектом танка Т-43-1, и завод № 37 (бывший 2-й автозавод ВАТО), разрабатывавший Т-43-2. Интересно, что в альбоме з-да №185 танк, разрабатывавшийся на з-де №37 именуют просто – Т-43, а танк опытного з-да №185 – Т-43-1. В обоих случаях предполагалось использовать двигатель FordV8 объемом 3,6 литра с 65 л.с. – его производство должен был освоить ГАЗ.

    На Опытным заводе им. С.М. Кирова проект Т-43-1 разрабатывался инженерами М. Зигелем, В. Симским и Максаковым под руководством С. Гинзбурга. Они выполнили эскизный проект в двух вариантах: один вариант – с 45-мм пушкой в неподвижной рубке (Рис.1), другой – с одним 7,-62 мм пулеметом ДТ во вращающейся башне.

 

Рис.1 – Вариант Т-43-1 с 45-мм орудием (Т-43-1-45).

 

   После рассмотрения проектов, был принят вариант с пулеметом во вращающейся башне. (Рис.2)

 

Рис.2 – Проекции Т-43-1.

 

    По проекту танк Т-43-1 имел расчетную массу 3,6 тонн. Габариты: длина – 4000 мм, ширина – 2150 мм, высота – 1750 мм, клиренс – 300 мм. Корпус и башня изготавливались из броневых листов и штампованных деталей на клепке. Бронирование вертикальных элементов корпуса и башни – 9 мм, крыши корпуса 6 мм, днище – 4 мм. Экипаж – 2 чел. Вооружение танка – пулемет ДТ – устанавливалось во вращающейся башне. Боекомплект 2500 патронов.

    Неприятной неожиданностью оказалось необходимость замены 65-сильного фордовского двигателя на 40-сильный при 2200 об/мин жидкостного охлаждения двигатель ГАЗ-АА – пишут, что ГАЗ не смог освоить выпуск 65-сильного мотора. Над двигателем на крыше корпуса размещался радиатор того же ГАЗ-АА, под которым был помещен вентилятор с ременным приводом от двигателя.       Трансмиссия танка заимствовалась от грузовика ГАЗ и состояла из КПП (4/1), двойного дифференциала и бортовой передачи колесного хода.

    Занимательно для колесно-гусеничного танка выглядела его ходовая часть. Она состояла из трех пар обрезиненных опорных катков большого диаметра, двух ведущих и двух направляющих колес. При движении на колесах ведущими становилась задняя пара катков. Катки соединялись с ведущими осями при помощи карданных валов. Подвеска задней пары катков была кривошипно-пружинной. Управляемой являлась передняя пара катков – водитель поворачивал ей при помощи обычного рулевого колеса.

    Еще более любопытно выглядело отсутствие на плавающем танке винтов и руля для перемещения на плаву. Правда в графе «Дополнительные данные» формуляра на Т-43-1 из альбома з-да №185 указывалось. «Гребной винт в одном агрегате с ведущим колесом». Для целей передвижения по воде использовались поперечные лопасти на ведущих колесах, так что при движении на плаву «вода засасывалась ведущим колесом сбоку по ходу танка, с силой отбрасывалась на направляющий аппарат, заворачивающий поток на угол 90 градусов, создавая, таким образом, реакцию струи воды, направленную по ходу движения танка». Поворот танка на плаву осуществлялся путем изменения числа оборотов соответствующего ведущего колеса.

    Проект Т-43-2 разрабатывался на заводе № 37 конструкторами Сазоновым, Брусенцовым, Козыревым, Зориным под руководством Н. Астрова. (Рис.3)

 

Рис.3 – Т-43-2.

 

    Масса 4,2 т – по данным альбома з-да №185, во многих источниках приводится другое значение – 3,56 т. Габариты: длина – 4020 мм, ширина – 2150 мм, высота – 1810 мм, клиренс – 300 мм на гусеницах, 270 мм на колесах (- или наоборот, в данных альбома. з-да №185 этот показатель приводиться через числитель и знаменатель без пояснений). Бронирование: лоб корпуса 9 мм, борт корпуса 8 мм, башня 9 мм, крыша корпуса 6-4 мм, днище 4 мм. Корпус и башню танка предполагалось изготавливать сваркой, из бронелистов, но на деле опытный образец изготовлялся клепкой.  Экипаж 2 чел. Вооружением танка являлся 7,62-мм пулемет ДТ, установленный в лобовом листе башни, кроме того, на крыше танка имелась зенитная турель, поэтому в некоторых источниках вооружение указывают – 2 пулемета. Боекомплект 3000 патронов.

    Т-43-2 так же, как и Т-43-1, получил двигатель ГАЗ-АА с КПП и радиатором одноименного грузовика. Охлаждение двигателя осуществлялось нагнетающим вентилятором, трансмиссия состояла из коробки перемены передач, двойного дифференциала и бортовой передачи колесного хода.

   Ходовая часть состояла из трех пар опорных катков, двух направляющих, двух ведущих и двух поддерживающих катков. Подвеска - балансирно-свечевая, индивидуальная. На плаву танк должен был двигаться при помощи гребного винта, а направляться рулем.

    2-4 августа 1934г. состоялось расширенное заседание техсовета Спецмаштреста с участием руководства УММ по обсуждению проектов Т-43-1 и Т-43-2. Участники заседания отметили, что оба варианта достаточно технологичны в производстве. В итоге приняли мнение представителя Спецмаштреста Маркина, который высказался за то, чтобы пустить в серийное производство обе машины и выбрать лучшую по результатам сравнительной войсковой эксплуатации. Правда, от серийного производства отказались, но УММ разрешило изготовить опытные образцы обеих машин.

    Оба танка по программе Т-43 были готовы к началу апреля 1935г. (Рис.4, Рис.5)

 

Рис.4 – Т-43-1.

 

 

Рис.5 – Т-43-2.

 

     Сравнительные испытания танков начались в конце апреля.

     Т-43-1 продемонстрировал следующие характеристики: скорость на гусеницах – 46 км/ч, скорость на колесах – 62 км/ч, скорость на плаву 6 км/ч, запас хода на гусеницах 150 км, запас хода на колесах 350 км, перекрываемый ров 1,6 м, вертикальная стенка 0,7 м, угол подъема 25°, угол спуска 25°.

    По танку Т-43-2 получены следующие данные: скорость на гусеницах – 40 км/ч, скорость на колесах – 60 км/ч, скорость на плаву 4 км/ч, запас хода на гусеницах 300 км, запас хода на колесах 260 км, перекрываемый ров 1,5 м, вертикальная стенка 0,6 м, угол подъема 25°.

   На испытаниях оба танка показали себя ненадежными - больше ремонтировались, чем испытывались.

    У Т-43-1 выявились большие затруднения при движении на плаву (Рис.6), так как танк не мог нормально двигаться на воде с надетыми гусеничными цепями.

 

Рис.6 – Т-43-1 на плаву.

 

     Чтобы обеспечить танку движение со скоростью 4-5 км/ч двигатель должен был развивать не менее 400 об/мин, что соответствовало скорости по шоссе 35 км/ч. При попадании на мелководье гусеницы цеплялись за подводные препятствия или грунт и рвались. Двигаться задним ходом на плаву Т-43-1 вообще не мог, т.к. двигатель в этом случае развивал всего 60 об/мин, что позволяло плыть со скоростью не более 0,5 км/ч.

    Танк Т-43-2, как пишут, испытывал проблемы с движением на колесном ходу, к тому же скорость на воде всего 4 км/ч вряд ли могла обрадовать военных.

     После завершения испытаний решили, что эти машины не годятся для принятия на вооружение. В конце 1935г. работы по колесно-гусеничным плавающим танкам Т-43 были окончательно прекращены.