Т-42

 

 

Т-42

СССР

Сверхтяжелый танк

масса

101,6 т

вооружение

107-мм орудие

2х45-мм орудия

7 пулеметов

экипаж

10 чел.

мощность силовой установки

2000 л.с.

проект

1932-1933гг., Гроте, ОКМО

 

 

Основная статья: Советское танкостроение 1929-1937гг.

Сухопутные дредноуты в железе и в грёзах

 

 

    Весной 1932г., возможно в марте, немецкий инженер Э. Гроте (Рис.1), прибывший в 1929/30г. по приглашению советских властей для проектирования перспективных типов танков, получил от военного комиссариата задание на проектирование танка прорыва массой 100 тонн, как указывает сам Гроте: «позже названного Т-42» - в некоторых источниках упоминается, как ТГ-V или ТГ-VI.

 

Рис.1 - Конструкторское бюро АВО-5. 1931 год. В центре сидит Эдвард Гроте (музей Обуховского завода).

 

     100-тонный Т-42 проектировался по компоновочной схеме британского A1E1 “Independent(Рис.2) – т.е. пятибашенным танком. (Рис.3)

 

Рис.2 – Общий вид А1Е1.

 

Рис.3 – Рисунки Т-42.

 

    В передней части корпуса размещался отсек управления, место водителя было выдвинуто сильно вперед, находилось в бронированной надстройке по оси танка. За ним располагалось боевое отделение, далее МТО. Интересно, что корпус, как будто, разделялся тремя поперечными перегородками.

   Расчетная масса машины составляла 101,6 тонн. Из габаритов удалось установить только длину – 15 м. В отношении бронирования приводят такие данные: лоб корпуса 70 мм, борт корпуса 25 мм, корма корпуса 20 мм, крыша 15 мм, днище 10 мм, лоб главной башни 70 мм, борта главной башни 30 мм, малые башни – не менее 25 мм. Вооружение находилось в пяти башнях: спереди были установлены две малые башни с 45-мм пушками со спаренными 7,62-мм пулеметами, сзади – две башни, оснащенные пулеметами – один калибра 7,62, другой 12,7-мм, способными вести огонь по воздушным целям. Между малыми башнями, по оси танка на специальной надстройке, устанавливалась главная башня со 107-мм орудием образца 1910/30гг., на крыше которой имелась небольшая командирская башенка. Экипаж оценивается в 10 чел. Водитель находился в носовой части корпуса по продольной оси танка. В главной башне: командир (в командирской башенке слева от казенника 107-мм пушки), наводчик 107-мм орудия (слева от пушки), заряжающий (справа от пушки). В двух передних башнях по два наводчика 45-мм пушек (слева от пушек) и 2 заряжающих (справа от пушек). В двух задних башнях - по пулеметчику.

    В кормовой части корпуса размещалось моторно-трансмиссионное отделение. Кормовая часть крыши корпуса оснащалась съёмными панелями и люками для доступа к силовой установке и трансмиссии. Для обеспечения движения танка со скоростью 20-25 км/ч (требование техзадания) на Т-42 следовало установить двигатель мощностью 2000 л.с. Поскольку в 1932 году такого мощного двигателя не существовало, некоторые исследователи считают, что могла использоваться спаренная установка двух двигателей мощностью 900-1000 л.с., или два карбюраторных двигателя М-34 мощностью 750 л.с., или два дизельных двигателя ПТ-100 мощностью по 1000 л.с. Для облегчения управления танком предполагалось использовать электротрансмиссию и сервоприводы управления, но ввиду сложности и большой массы электротрансмиссии остановились на механической четырёхступенчатой коробке передач с двумя бортовыми фрикционами, оснащёнными пневматическими и электромеханическими приводами, и двумя бортовыми передачами. Ходовая часть Т-42 применительно на один борт состояла из переднего направляющего колеса и ведущего колеса заднего расположения, 17-ти сдвоенных обрезиненных опорных катков малого диаметра. При этом, 1-й и 17-й опорные катки имели индивидуальную пружинную подвеску, три средних катка соединили в общую тележку – 4-ю, без подрессоривания, а остальные сблокировали в 6 тележек (1, 2, 3, 5, 6, 7-я) по два катка, эти

 тележки подрессорены свечными пружинами. Предусматривалось также 7 поддерживающих роликов, мелкозвенчатая гусеница.

    Пишут, что 10 июня 1933г. на правительственном заседании были рассмотрены проекты тяжелых танков – упоминают, что сравнивались проекты Т-42, фирмы Ansaldo и Т-39. Из представленных комиссии проектов, наиболее перспективным показался Т-39. Т-42 выглядел чересчур громоздким. Соотношение его длины к ширине (- значений ширины в литературе не приводится) наводило на мысль, что подвижность машины будет далека от требуемого уровня. Спорным выглядел расчет скорости хода – 20-25 км/ч. Напрягала и техническая сложность танка (электротрансмиссия). Сложность, в свою очередь, задирала вверх стоимость изделия.