&

Т-41
СССР
Малый плавающий танк
|
масса |
3,5 т |
|
вооружение |
1 пулемет |
|
экипаж |
2 чел. |
|
мощность силовой
установки |
40 л.с |
|
проект |
1932г., з-д №2 ВАТО (з-д №37) |
|
выпускался |
1932г., з-д №37 1 шт. опытный |

Т-41
серийный
CCCР
Сверхлегкий по массе плавающий танк
|
масса |
2,95 т |
|
вооружение |
1 пулемет |
|
экипаж |
2 чел. |
|
мощность силовой
установки |
40 л.с |
|
проект |
1932г., з-д №2 ВАТО (з-д №37) |
|
выпускался |
1932-1933гг., з-д №37 12 шт. |
Основная статья:
Советское танкостроение 1929-1937гг.
Плавание как
специализация
Весной 1932г. прошел испытания первый советский опытный образец
плавающего танка Т-33, созданный по подобию британского амфибийного танка Vickers-Carden-Loyd light amphibious
tank. (Рис.1)


Рис.1 – Вверху - Vickers-Carden-Loyd light amphibious tank
model 1931, он же L1E1 (A4E11), внизу – советский Т-33.
Т-33 не имел серийной перспективы, но тема плавающих танков получила развитие.
Под Москвой на
з-де №2 ВАТО с января 1932г. проектировали свой плавающий танк, получил индекс Т-41. За основу был взят все тот же британский
3-тонный трактор VCL,
но москвичи внесли существенные изменения в конструкцию. Двигатель на
машине, в отличии от британского трактора, устанавливался в кормовой части
корпуса вдоль прямой оси, что имело несомненные преимущества в плане центровки
машине на воде и на суше. (Рис.2)

Рис.2 – Первоначальный проект Т-41.
Масса танка составила 3500 кг. Габариты: длина -
3730 мм, ширина - 1950 мм, высота – 1980 мм, клиренс – 285 мм. Клепано-сварной
корпус танка собирался из бронелистов толщиной 4-9 мм при помощи стальных
уголков. Чтобы обеспечить его герметичность в стыки устанавливались резиновые
прокладки. Конструкция корпуса была выполнена таким образом, чтобы танк имел
максимальный запас плавучести. Из-за этого высота танка сильно возросла, с
другой стороны, стало возможно полностью отказаться от поплавков. Экипаж 2 чел.
Вооружение – один 7,62-мм пулемет ДТ, находился в башне на специальном хомуте. Боекомплект 2520 патронов. Несмотря на
симметричное относительно продольной оси машины положение двигателя, башня
оказалась смещена к правому борту. Для командира танка, который обслуживал
пулемет, был разработан полукруглый вращающийся щиток, смонтированный в лобовом
листе башне. Это новшество позволяло вести огонь без поворота башни, однако
углы обстрела при этом составляли всего 33° по горизонтали и 24° по вертикали.
В качестве двигателя был использован американский мотор Форд-АА мощностью 40
л.с., изготовлявшийся в СССР по лицензии. Топливный бак на 120 литров находился
в левой части корпуса, причем топливо подавалось к двигателю самотеком (!).
Трансмиссия Т-41 была почти
целиком заимствована от грузового «форда»: автомобильное сцепление, главная
передача дифференциала, КПП и карданный вал. Для передвижения на плаву
использовался гребной винт и киль в кормовой части корпуса. Привод водоходного
движителя состоял из жесткой зубчатой муфты, соединяющей вал гребного винта с
коленчатым валом двигателя и механизма реверсирования. Конструкция муфты была
такова, что для отключения винта требовалась остановка танка и выключение
двигателя. Интересно, что Козырев внес некоторые изменения в ходовую часть –
появились два поддерживающих ролика. Таким образом, ходовая, применительно на
один борт, состояла из четырех опорных катков, последний из которых выполнял
роль направляющего колеса, двух поддерживающих роликов и переднего ведущего
колеса. Гусеница танка была выполнена по аналогии с танкеткой-танком Т-27 – была узкой, шириной всего 200 мм.
Опытный образец Т-41
был
построен летом 1932г. (Рис.3)






Рис.4 – Прототип Т-41 на испытаниях в августе 1932г.
Как видим, для опытов водоем выбрали тихий.
Военным танк не понравился. Машина была на 450 кг тяжелее, чем Т-33, при
этом стоял менее мощный двигатель, из-за чего динамические показатели были
ниже, чем у Т-33. Узкие гусеницы ограничивали проходимость – давление на
грунт достигало 0,67 кг/см2. Высокий корпус и
отсутствие наклонных бронелистов делали из танка слишком уязвимую цель. Кроме
того, пулемет устанавливался на специальном хомуте, что признали не самым
удачным решением. По мнению военной комиссии, в таком виде Т-41 не мог быть передан на войсковые
испытания, а тем более рекомендован к серийному производству. Тем не менее,
работы по машине продолжились.
Осенью 1932 г. заводское КБ представило
модернизированный вариант танка. (Рис.5)


Рис.5 –
Модернизированный вариант Т-41.
Вызывавший множество нареканий корпус был
перепроектирован – при сохранении прежней компоновки его высоту уменьшили на
140 мм, заодно изменив очертания передней и кормовой части. Вместо двигателя
Форд-АА был установлен отечественный аналог ГАЗ-АА, увы, той же мощности.
Ходовую часть Т-41 также подвергли изменениям,
демонтировав один поддерживающий ролик и внеся несколько более мелких
конструктивных доработок. Боекомплект к пулемету уменьшили до 2142 патронов.
Доработали смотровые приборы механика-водителя, привод водоходного движителя,
винт и киль. Этими мерами удалось снизить массу танка до 2950 кг, а удельное
давление на грунт до 0,60 кг/см2.
Доработки ненамного улучшили ТТХ танка.
Улучшились только показатели подъема и спуска - до 30° (у прототипа этот
показатель составлял 25°) и ширины преодолеваемого рва до 1,4 м.
Модернизированный
вариант Т-41 пустили в
серийное производство (Т-41
серийный), как
подстраховочный вариант, пока не появится более перспективная модель. В течение
первого квартала 1933г. завод №37 сдал 12 серийных танков (по другой версии,
произвели всего 12 танков Т-41: 2 прототипа и
10 серийных), после чего вопрос о дальнейшем развитии и постройке следующей
серии Т-41 не поднимался.
Все полученные РККА танки были распределены
между учебными подразделениями. В более ранних источниках указывалось, что 4
машины типа Т-41 были переданы
НКВД. Спустя пять лет после начала
эксплуатации Т-41
серийный в состоянии «на
ходу» осталось не более 4 машин. На 1 января 1938 г. в составе 5-го мехкорпуса
Московского ВО ещё имелось 5 танков, а в 97-й стрелковой дивизии Киевского ВО –
1. 2 марта 1938 г., АБТУ рапортовало о наличии восьми танков типа Т-41, которые находились в составе
военных округов в нерабочем состоянии и хранились на складах. В 1938г. вышел
приказ отправить на переплавку 6 танков Т-41. Однако в октябре 1938г. вышел приказ направить старые танки
в приграничные ВО и использовать их в качестве БОТов. По одной машине типа Т-41 выделили из Киевского и Приволжского
Военных Округов, и ещё 4 танка передали со склада АБТУ №37. Известно, что в
начале октября началась отправка двух Т-41 серийный, но танк, который принадлежал КОВО, в Белоруссию
не попал, поскольку ещё в конце февраля он убыл вместе с 23-м механизированным
полком в другой округ. Очевидно, боевого применения Т-41 не состоялось. Однако пишут, что
одна машина Т-41 серийный
эксплуатировалась
даже летом 1945г. (- возможно, в источниках все же опечатка и речь идет о лете
1941г.) – использовалась в частях ВДВ Московского ВО для отработки переброски
танков по воздуху. Примечательно, что самолётом-транспортировщиком выступал не
менее заслуженный бомбардировщик ТБ-3. (Рис.6)

Рис.6 – Т-41 серийный под крылом самолета.