Т-41

&

Т-41 серийный

 

 

Т-41

СССР

Малый плавающий танк

масса

3,5 т

вооружение

1 пулемет

экипаж

2 чел.

мощность силовой установки

40 л.с

проект

1932г., з-д №2 ВАТО (з-д №37)

выпускался

1932г., з-д №37

1 шт. опытный

 

http://pics.livejournal.com/seryj221221/pic/00056d7f

Т-41 серийный

CCCР

Сверхлегкий по массе плавающий танк

масса

2,95 т

вооружение

1 пулемет

экипаж

2 чел.

мощность силовой установки

40 л.с

проект

1932г., з-д №2 ВАТО (з-д №37)

выпускался

1932-1933гг., з-д №37

12 шт.

 

 

Основная статья: Советское танкостроение 1929-1937гг.

Плавание как специализация

 

 

     Весной 1932г. прошел испытания первый советский опытный образец плавающего танка Т-33, созданный по подобию британского амфибийного танка Vickers-Carden-Loyd light amphibious tank. (Рис.1)

 

Похожее изображение

Рис.1 – Вверху - Vickers-Carden-Loyd light amphibious tank model 1931, он же L1E1 (A4E11), внизу советский Т-33.

 

     Т-33 не имел серийной перспективы, но тема плавающих танков получила развитие.

Под Москвой на з-де №2 ВАТО с января 1932г. проектировали свой плавающий танк, получил индекс Т-41. За основу был взят все тот же британский 3-тонный трактор VCL, но москвичи внесли существенные изменения в конструкцию. Двигатель на машине, в отличии от британского трактора, устанавливался в кормовой части корпуса вдоль прямой оси, что имело несомненные преимущества в плане центровки машине на воде и на суше. (Рис.2)

 

Рис.2 – Первоначальный проект Т-41.

 

     Масса танка составила 3500 кг. Габариты: длина - 3730 мм, ширина - 1950 мм, высота – 1980 мм, клиренс – 285 мм. Клепано-сварной корпус танка собирался из бронелистов толщиной 4-9 мм при помощи стальных уголков. Чтобы обеспечить его герметичность в стыки устанавливались резиновые прокладки. Конструкция корпуса была выполнена таким образом, чтобы танк имел максимальный запас плавучести. Из-за этого высота танка сильно возросла, с другой стороны, стало возможно полностью отказаться от поплавков. Экипаж 2 чел. Вооружение – один 7,62-мм пулемет ДТ, находился в башне на специальном хомуте. Боекомплект 2520 патронов. Несмотря на симметричное относительно продольной оси машины положение двигателя, башня оказалась смещена к правому борту. Для командира танка, который обслуживал пулемет, был разработан полукруглый вращающийся щиток, смонтированный в лобовом листе башне. Это новшество позволяло вести огонь без поворота башни, однако углы обстрела при этом составляли всего 33° по горизонтали и 24° по вертикали. В качестве двигателя был использован американский мотор Форд-АА мощностью 40 л.с., изготовлявшийся в СССР по лицензии. Топливный бак на 120 литров находился в левой части корпуса, причем топливо подавалось к двигателю самотеком (!). Трансмиссия Т-41 была почти целиком заимствована от грузового «форда»: автомобильное сцепление, главная передача дифференциала, КПП и карданный вал. Для передвижения на плаву использовался гребной винт и киль в кормовой части корпуса. Привод водоходного движителя состоял из жесткой зубчатой муфты, соединяющей вал гребного винта с коленчатым валом двигателя и механизма реверсирования. Конструкция муфты была такова, что для отключения винта требовалась остановка танка и выключение двигателя. Интересно, что Козырев внес некоторые изменения в ходовую часть – появились два поддерживающих ролика. Таким образом, ходовая, применительно на один борт, состояла из четырех опорных катков, последний из которых выполнял роль направляющего колеса, двух поддерживающих роликов и переднего ведущего колеса. Гусеница танка была выполнена по аналогии с танкеткой-танком Т-27 – была узкой, шириной всего 200 мм.

    Опытный образец Т-41 был построен летом 1932г. (Рис.3)

 

 

Рис.3 – Т-41.

 

     Танк сразу же прошел заводские испытания, в процессе которых выявилось несколько технологических недостатков. После их устранения танк передали в Кубинку, где со 2 августа по 29 сентября 1932г. машину тестировали военные. (Рис.4)

 

 

Рис.4 – Прототип Т-41 на испытаниях в августе 1932г.

Как видим, для опытов водоем выбрали тихий.

 

    Военным танк не понравился. Машина была на 450 кг тяжелее, чем Т-33, при этом стоял менее мощный двигатель, из-за чего динамические показатели были ниже, чем у Т-33. Узкие гусеницы ограничивали проходимость – давление на грунт достигало 0,67 кг/см2. Высокий корпус и отсутствие наклонных бронелистов делали из танка слишком уязвимую цель. Кроме того, пулемет устанавливался на специальном хомуте, что признали не самым удачным решением. По мнению военной комиссии, в таком виде Т-41 не мог быть передан на войсковые испытания, а тем более рекомендован к серийному производству. Тем не менее, работы по машине продолжились.

    Осенью 1932 г. заводское КБ представило модернизированный вариант танка. (Рис.5)

 

 

http://pics.livejournal.com/seryj221221/pic/00056d7f

Рис.5 – Модернизированный вариант Т-41.

 

   Вызывавший множество нареканий корпус был перепроектирован – при сохранении прежней компоновки его высоту уменьшили на 140 мм, заодно изменив очертания передней и кормовой части. Вместо двигателя Форд-АА был установлен отечественный аналог ГАЗ-АА, увы, той же мощности. Ходовую часть Т-41 также подвергли изменениям, демонтировав один поддерживающий ролик и внеся несколько более мелких конструктивных доработок. Боекомплект к пулемету уменьшили до 2142 патронов. Доработали смотровые приборы механика-водителя, привод водоходного движителя, винт и киль. Этими мерами удалось снизить массу танка до 2950 кг, а удельное давление на грунт до 0,60 кг/см2.

   Доработки ненамного улучшили ТТХ танка. Улучшились только показатели подъема и спуска - до 30° (у прототипа этот показатель составлял 25°) и ширины преодолеваемого рва до 1,4 м.

   Модернизированный вариант Т-41 пустили в серийное производство (Т-41 серийный), как подстраховочный вариант, пока не появится более перспективная модель. В течение первого квартала 1933г. завод №37 сдал 12 серийных танков (по другой версии, произвели всего 12 танков Т-41: 2 прототипа и 10 серийных), после чего вопрос о дальнейшем развитии и постройке следующей серии Т-41 не поднимался.

   Все полученные РККА танки были распределены между учебными подразделениями. В более ранних источниках указывалось, что 4 машины типа Т-41 были переданы НКВД.  Спустя пять лет после начала эксплуатации Т-41 серийный в состоянии «на ходу» осталось не более 4 машин. На 1 января 1938 г. в составе 5-го мехкорпуса Московского ВО ещё имелось 5 танков, а в 97-й стрелковой дивизии Киевского ВО – 1. 2 марта 1938 г., АБТУ рапортовало о наличии восьми танков типа Т-41, которые находились в составе военных округов в нерабочем состоянии и хранились на складах. В 1938г. вышел приказ отправить на переплавку 6 танков Т-41. Однако в октябре 1938г. вышел приказ направить старые танки в приграничные ВО и использовать их в качестве БОТов. По одной машине типа Т-41 выделили из Киевского и Приволжского Военных Округов, и ещё 4 танка передали со склада АБТУ №37. Известно, что в начале октября началась отправка двух Т-41 серийный, но танк, который принадлежал КОВО, в Белоруссию не попал, поскольку ещё в конце февраля он убыл вместе с 23-м механизированным полком в другой округ. Очевидно, боевого применения Т-41 не состоялось. Однако пишут, что одна машина Т-41 серийный эксплуатировалась даже летом 1945г. (- возможно, в источниках все же опечатка и речь идет о лете 1941г.) – использовалась в частях ВДВ Московского ВО для отработки переброски танков по воздуху. Примечательно, что самолётом-транспортировщиком выступал не менее заслуженный бомбардировщик ТБ-3. (Рис.6)

 

 http://pics.livejournal.com/seryj221221/pic/00055xwz

Рис.6 – Т-41 серийный под крылом самолета.