Т-38

 

 

Т-38

СССР

Малый плавающий танк

масса

3,25 т

вооружение

1 пулемет

экипаж

2 чел.

мощность силовой установки

40 л.с.

проект

1935г., з-д №37

выпускался

1935-1937гг., 1939г., ГАЗ, з-д №37

1376 шт.

 

 

Основная статья: Советское танкостроение 1929-1937гг.

Плавание как специализация

 

 

     Еще до завершения работ над танками Т-43 КБ завода № 37 под руководством Н. Астрова начало проработку нового варианта гусеничной амфибии на базе Т-37А, которая была бы надежнее, имела бы больший запас плавучести и запас хода. Проект получил заводской индекс 09А. При разработке нового танка конструкторы старались использовать элементы Т-37А, к этому времени хорошо освоенного в производстве. Новый вариант получил армейский индекс Т-38. (Рис.1)

 

http://www.xliby.ru/transport_i_aviacija/tehnika_i_vooruzhenie_2000_02/pic_17.jpg

Рис.1 – Внутренняя компоновка танка Т-38.

 

    Компоновка нового плавающего танка была аналогична Т-37А, но башня заняла левое от центральной оси машины положение, а механик-водитель был размещен справа. В Т-38 отказались от дополнительных надгусеничных поплавков, плавучесть танка обеспечивалась только увеличенным водоизмещением герметичного бронекорпуса. Для этого при сохранении базы танка у новой машины максимально увеличили ширину корпуса.

    Масса 3250 кг. Габариты: длина – 3780 мм, ширина – 2334 мм, высота – 1630 мм, клиренс 300 мм. Броневой корпус имел простую коробчатую форму, собирался при помощи заклепок и сварки на каркасе из подкладных уголков из катаных листов броневой стали толщиной 4, 6 и 9 мм. Лоб корпуса состоял из верхнего листа толщиной 6 мм, расположенного под углом 80° к вертикали, и нижнего, толщиной 9 мм, расположенного под углом 20°. Борта, собиравшиеся из листов толщиной 9 мм — вертикальные, кормовая часть состояла из трёх листов: верхнего, толщиной 6 мм, расположенного под углом 80°, среднего и нижнего, толщиной 9 мм, расположенных под углом 20° и 60°, соответственно. Стенки рубки механика-водителя — толщиной 9 мм, лобовой лист рубки был расположен под углом 10°, борта и корма — вертикальные. Крыша и днище танка были образованы бронелистами 4-мм толщины, в лобовой части танка днище имело наклон 80°. Башня Т-38 собиралась из бронелистов толщиной 4 и 8 мм. Вертикальные стенки башни собирались из 8-мм броневых листов, горизонтальные же поверхности — из листов 4-мм толщины. (Рис.2)

 

Рис.2 – Схема бронирования Т-38.

 

    Экипаж 2 чел. Командир танка размещался слева на сиденье мотоциклетного типа, регулируемом по высоте, механик-водитель - справа. Вооружение один 7,62-мм пулемет ДТ в шаровой установке в башне. Боекомплект 1512 патронов. Конструктивно башня была аналогична башне Т-37А имела цилиндрическую форму с нишей в лобовой части.

    Двигатель и трансмиссия танка остались прежними. Двигатель ГАЗ-АА (он же Форд-АА), карбюраторный, 4-цилиндровый, мощностью 40 л.с. при 2000 об/мин.  Трансмиссия состояла из сцепления, четырехскоростной коробки передач, карданного вала, главной передачи, сначала простого дифференциала, а после - бортовых фрикционов с тормозами и бортовых передач. К коробке передач крепился редуктор отбора мощности на трехлопастный гребной винт левого вращения. Агрегаты трансмиссии размещались по оси между сиденьями членов экипажа.

    Ходовая часть (на один борт): 4 опорных катка, сблокированных в 2 тележки на пружинных рессорах, один поддерживающий ролик (на серийных машинах будет 2 поддерживающих ролика), передние ведущие и задние направляющие колеса, мелкозвенчатая гусеница со стальными траками.

   На плаву Т-38 двигался при помощи трехлопастного винта, для изменения направления использовался плоский руль. (Рис.3)

 

Рис.3 – Гребной винт и руль на Т-38.

 

    Привод к винту при помощи карданного вала осуществлялся от редуктора отбора мощности на КПП. Поворот танка при движении на плаву осуществлялся при помощи руля.

    Электрооборудование Т-38 было выполнено по однопроводной схеме с бортовым напряжением 6 В. В качестве источников электроэнергии использовались аккумулятор З-СТП-85 и генератор ГБФ-4105.

    Машина могла снабжаться рацией 71ТК (71-ТК-1) с поручневой антенной, крепившейся по периметру корпуса и танкофоном.

   Опытный образец танка Т-38 вышел на испытания в июне 1935г. (Рис.4)

 

Рис.4 – Опытный Т-38, в ходовой один поддерживающий ролик.

 

    Машина проходила заводские испытания с 3 по 17 июля. Танк разгонялся по шоссе до 45 км/ч, на плаву – до 6 км/ч. Запас хода по шоссе 220 км. Среднее удельное давление на грунт 0,44 кг/ см2. Преодолеваемые препятствия: высота стенки 0,5 м, ширина рва 1,4 м, подъем 33°. Несмотря на то, что машина создавалась с широким использованием задела по серийному Т-37А, обнаружилось большое количество недоработок. Танк ломался практически во время каждого выхода на пробег. Согласно отчету, переданного директором завода №37 в АБТУ, танк большую половину провел на ремонте, ввиду большого количества технических недостатков.

    Вопрос о дальнейшей судьбе Т-38 оказался неочевидным. Т-38 спасло то, что конкуренты (танки по теме Т-43 и танк Шитикова), которые испытывались почти параллельно оказались еще хуже. Испытания Т-38 были продолжены и завершились в январе 1936г.

    Решением от 26 февраля 1936г. новый плавающий танк был принят на вооружение РККА под обозначением Т-38. По другой версии – танк Т-38 был принят на вооружение Красной армии взамен Т-37А 29 февраля 1936г. постановлением Совета труда и обороны (СТО) СССР. Перед запуском в серийное производство в конструкцию внесли несколько изменений. Ходовая часть дополнилась вторым поддерживающим роликом и немного изменили конструкцию корпуса. (Рис.5)

 

Рис.5 – Серийный Т-38.

 

    Небольшое количество танков первой серии оснастили башнями, изготовленными Ижорским заводом ещё для Т-37А, но впоследствии на Т-38 устанавливались башни Подольского з-да им. Орджоникидзе. Вероятно, уже в ходе серийного строительства танков второй производственной серии на танках Т-38 взамен использовавшегося простого дифференциала появились бортовые фрикционы. Замена дифференциала бортовыми фрикционами и отбор мощности на гребной винт через специальный редуктор должны были существенно повысить маневренные качества танка.

     Осенью 1936г. один из серийных образцов Т-38 был доставлен для всесторонних испытаний на полигон НИБТ. Эта машина имела одну отличительную черту – в конструкции тележек ходовой отсутствовал поршень внутри горизонтальной пружины, а чтобы направляющий стержень не выскочил из трубки к кронштейнам тележки крепился стальной трос. С сентября по декабрь улучшенный танк прошел 1300 км по дорогам и пересеченной местности. В отчете по испытаниям было сказано следующее: «Танк Т-38 пригоден для решения самостоятельных тактических задач. Однако для повышения динамики необходимо поставить двигатель М-1. Кроме того, необходимо устранить недостатки: гусеница спадает при движении по пересеченной местности, недостаточна амортизация подвески, рабочие места экипажа неудовлетворительны, водитель имеет недостаточный обзор влево, повысить плавучесть танка». Некоторые из этих замечаний реализовали на танках выпуска 1937г. В ходовой части Т-38 появились «тележки нового образца» (без поршня внутри пружины). Над смотровой щелью механика-водителя был введен небольшой бронещиток, предохранивший от попаданий мелких осколков и пуль. В этом же году отдельные Т-38 начали комплектовать радиостанцией 71ТК-3 со штыревой антенной, установленной в верхнем переднем листе корпуса между башней и рубкой водителя.
    В условиях войсковой (нормальной) эксплуатации проявилось множество недостатков и дефектов. Самое досадное - у плавающего танка Т-38 возникали проблемы в водной среде. При движении по воде категорически запрещалось совершать резкие маневры на максимальных оборотах винта или включать реверс – в противном случае танк зарывался носом и тонул. Малое водоизмещение не позволяло перевозить на его броне через водные препятствия даже двоих пехотинцев, поскольку перегрузка в 120-150 кг также могла привести к самым печальным последствиям. Чтобы улучшить мореходные качества Т-38, в том числе для перевозки десанта, на него в частях по рекомендации АБТУ, в 1937-38 гг. пытались устанавливать поплавки, снятые с ремонтных, или списанных Т-37А, но эта мера ухудшала проходимость и тормозила танк на плаву.

     При движении по суше, на марше Т-38 вел себя нисколько не лучше Т-37А, при этом сохранялась склонность гусениц к спаданию на поворотах. Ввиду недостаточной удельной мощности двигателя танк не мог нормально эксплуатироваться вне дорог (движение на мягком грунте было практически невозможно). Недостаточная эффективность охлаждения двигателя привела к тому, что почти половина танков Т-38, участвовавших в летних учениях 1937г. (19 шт. из 31), во время марша при температуре воздуха 27-29°С, вышли из строя от перегрева двигателя, причем 11 танков требовали большого ремонта вплоть до полной замены силового агрегата. К этому ещё можно добавить повысившуюся стоимость производства.

    Итоги летних маневров 1937г. привели к тому, что осенью танк был объявлен небоеспособным, его производство было временно прекращено. К тому времени в войска поступило не менее 1000 танков Т-38 и снимать машину с вооружения не решились. КБ завода № 37 получило задание провести доработку конструкции танка с целью устранения отмеченных дефектов и улучшения боевых возможностей и эксплуатационных качеств, а на заводе начала работать спецкомиссия НКВД.

    На фоне испанских событий возник вопрос об усилении бронировании имеющихся танков, сделать это представлялось возможным путем установки навесной брони. Первый опыт по экранированию Т-38 был проведен ещё весной 1938г., когда один образец танка в опытном порядке был оснащен накладными бронелистами. Ещё один вариант усиления бронирования Т-38 был предложен в начале 1941г. группой слушателей ВАММ. Их предложение сводилось к установке легкосъёмной опалубки из 3-мм стальных листов, в пространство между которыми планировалось заливать бетонную смесь, причем сделать это можно было силами ПАРМ или полевых ремонтных бригад. О весовых характеристиках усиленных таким образом Т-38 сведений не сохранилось, но предполагают, что навеска подобных стально-бетонных блоков увеличивала массу танка приблизительно на 200 кг, что вело к ещё большему ухудшению ходовых характеристик. Работа по изготовлению опытных образцов была намечена на 3-й квартал 1941г., но из-за начавшейся войны на одного бетонированного Т-38 не выпустили. Более совершенным казался проект специалистов полигона НИБТ. Уже после поступления сообщений о больших потерях в легких танках летом 1941г. был разработан вариант по установке 12-мм бронелиста, крепившегося в передней части корпуса на бонках при помощи сварки. Этот лист также прикрывал собой подбашенную коробку, а для сохранения обзора с места механика-водителя в нем сделали небольшой вырез. Дополнительно такие же 12-мм бронелисты должны были устанавливаться на лобовую часть башни и верхнюю часть бортов. Обстрел, проведенный по доработанному танку из 7,62-мм немецкого противотанкового ружья, 12,7-мм пулемета ДК и 45-мм пушки дал положительные результаты, но 1 октября 1941г. работы свернули.

   Танки Т-38 в конце 1935г. начали выпускать на ГАЗе – к 1 февраля 1936г. произвели 40 таких машин, из которых военная приемка приняла 36 шт. На этом выпуск Т-38 на ГАЗ был закончен. Массовое производство Т-38 с весны 1936г. развернули на з-де №37. Основным поставщиком бронекорпусов и башен стал Подольский завод им. Орджоникидзе. К лету новый танк вытеснил Т-37А из производства. К концу 1937г. выпустили 1063 линейных и 165 радийных Т-38. Затем последовал годичный перерыв, после чего построили еще 112 машин Т-38. Танки выпуска 1939г. ничем не отличались от предшественников (т.е. на имели каких-либо улучшений/изменений) – их собрали из запаса произведенных ранее корпусов и других деталей. Таким образом, общее количество Т-38, включая 36 машин, сданных ГАЗом, можно оценить в 1376 шт.

     Существуют и другие оценки произведенных танков Т-38. В 1936-1937гг. на з-де №37 простроили 1228 танков Т-38, а общий выпуск Т-38 за 1936-1939гг. составил 1175 линейных и 165 радийных танков, итого – 1340 машин. В некоторых источниках максимальная планка построенных Т-38 поднята до 1420 танков.

    Танки Т-38, как и Т-37А использовались параллельно в составе механизированных корпусов (67 машин), механизированных полков кавалерийских дивизий (30 плавающих танков), танковых батальонов стрелковых дивизий (к сентябрю 1939 года таких батальонов было 80, в каждом насчитывалось по одной танковой роте из 22 единиц Т-37/38), в разведротах отдельных танковых бригад и в воздушно-десантных частях. Частично Т-37А, по мере поступления новой техники, заменялись на Т-38. Кроме того, в 1937г. 14 танков Т-38 поступило в НКВМФ, а в 1939г. туда же отправилось еще 26 машин. 20 танков Т-38 в 1937г. получил НКВД, в 1939г. еще 20 машин. (Рис.6)

 

 

Рис.6 – Т-38 на службе.

 

    27 января 1938г. Наркомат утвердил новый штат и кавалерийские дивизии лишились плавающих танков, которые были заменены машинами БТ. Лишь небольшое количество Т-37А и Т-38 осталось в отдельных кавалерийских частях к июню 1941г. Что касается бригад ВДВ, то с 1936г. они комплектовались исключительно танками Т-37А. Только в 1940г. в состав бригад должны были поступить танки Т-40, но поскольку их выпуск затягивался, решили временно допустить Т-38. Интересно, что в 1939г. в качестве эксперимента один Т-38 сбросили с низколетящего самолета вместе с экипажем – танк должен был приводниться. Танкисты получили травмы, но танк остался на плаву. В дальнейшем в предвоенный период плавающие танки ВДВ только транспортировались под фюзеляжем бомбардировщика ТБ-3 (Рис.7), их десантирование (сброс) не предусматривалось.

 

Рис.7 – Т-38 «под крылом самолета».

 

   По состоянию на 1 января 1938г. в эксплуатации танковых частей РККА находилось 984 линейных и 147 радийных танков Т-38. Не все из этих машин находились в хорошем техническом состоянии, но считается, что более 50% были боеготовы. По округам Т-38 распределялись следующим образом: Отдельная Дальневосточная Армия – 186 линейных и 40 радийных; Московский ВО – 117 + 14; Закавказский ВО – 17 + 2; Уральский ВО – 38 + 9; Сибирский ВО – 43; Среднеазиатский ВО – 43 + 9; Харьковский ВО – 69 + 12; Белорусский ВО – 346 + 14; Приволжский ВО – 40 + 10; Забайкальский ВО – 75 + 5; Ленинградский ВО – 83 + 11. На складах, полигонах и заводах имелось 6 линейных и 4 радийных машины.

     В сентябре 1939г. танки Т-38 выступили в Польский поход. Действуя в интересах пехотных частей, перед танками Т-38 ставилась задача вести разведку местности. Столкновения с польскими войсками были довольно редки, хотя 20-22 сентября плавающие танки были задействованы в боях под городом Холм. Потери составили три Т-38, но отзывы о них были не лучшими. В отчете о боевых действиях танковых войск РККА указывалось следующее: «…танки Т-38 как машины разведки не соответствуют поставленным задачам. В ходе всей операции они не успевали за танками Т-26…».

    К началу боевых действий с Финляндией 30 ноября 1939 года в частях Ленинградского военного округа насчитывалось 435 Т-37 и Т-38, что составляло 18,5% от общего парка плавающих танков. Суммарная оценка потерь плавающих танков в период с 30 ноября 1939г. по 13 марта 1940г. составляет 94 танка Т-37А и Т-38. В качестве трофеев финны захватили 29 танков Т-37 и 13 Т-38.

     Решением наркомата обороны от 13 июня 1940г. в стрелковых дивизиях упразднялись танковые батальоны. По штату №4\106 при разведывательном батальоне дивизии оставалась танковая рота из 16 танков Т-38 или Т-40 (4 из них – радийные) и 36 человек личного состава. Сокращенная стрелковая дивизия должна была оснащаться взводом плавающих танков, состоявшим из двух линейных и одного радийного (командного) Т-38.

    Летом 1940г., когда начали формировать новые механизированные корпуса, плавающие танки включались в разведывательные батальоны моторизованных дивизий и предназначались только для ведения разведки. По новому штату №5\74 каждый батальон имел 10 линейных и 7 радийных танков Т-38. Довольно много машин этого типа к тому времени находились в изношенном состоянии. На 15 сентября 1940г. среднего и капитального ремонта требовало около 40% танков Т-38, но из-за отсутствия запасных частей и откровенного нежелания вновь вводить в строй устаревшую технику их предпочитали держать на складах или в учебных подразделениях. В результате получалось, что ряд мехкорпусов и стрелковых дивизий располагал плавающими танками только на бумаге. Наиболее боеспособным в этом плане оказался только 6-й мк (Западный ОВО, район Волковысска) в котором насчитывалось 110 Т-37А и Т-38, но об их техническом состоянии точных данных не сохранилось.

     По состоянию на 1.01.1941 года в РККА числилось 1090 танков Т- 38 всех модификаций. 

А по состоянию на 1 июня 1941 года количество Т-38 в Красной Армии увеличилось до 1129 танков; в приграничных военных округах, включая ЛВО - 468 Т-38.

 

Таблица – Наличие танков Т-38 в РККА на 1 июня 1941г.

Военный округ

Т-38 линейный

Т-38 радийный

Всего

Архангельский

1

-

1

Московский

39

7

46

Харьковский

58

1

59

Уральский

-

-

-

Сибирский

39

5

44

Среднеазиатский

13

1

14

Северо-Кавказский

18

4

22

Закавказский

21

1

22

Приволжский

36

12

48

Орловский

18

2

20

Ленинградский

60

1

61

Забайкальский

132

14

146

Прибалтийский Особый

76

9

85

Западный Особый

186

13

199

Киевский Особый

70

5

75

Одесский

46

2

48

Дальневосточный фронт

152

3

155

На рембазах и складах

81

3

84

Итого

1046

83

1129

 

   Кроме того, на БФ в бригаде морской пехоты должно было быть 27 Т-38, в танковых ротах ТОФ – 27 Т-38.

   Не все эти машины пребывали в боевой готовности. По своему техническому состоянию к 1-й и 2-й категориям относились 292 Т-38. Другими словами, только эти танки были технически исправны или, в крайнем случае, требовали мелкого ремонта.

    Летом 1941г. (Рис.8), со складов старались изъять и поставить в строй максимальное число бронетехники, не взирая на её текущее состояние.

 

Рис.8 – В разведке, лето 1941г.

 

   Отремонтированные танки, среди которых были и плавающие, сразу отправляли в действующую армию.

     Осенью 1941г. под Москвой имел место интересный и успешный опыт переброски воздухом танков к месту боя - говорят, были Т-38. 3 октября 1941г. несколько Т-38 5-го корпуса ВДВ были переброшены по воздуху под Мценск. Таким образом, войска ВДВ оперативно прикрыли направление немецкого наступления на Москву в этом секторе. Это был, пожалуй, первый случай подобного применения танков в боевой обстановке.

     Из-за больших потерь, понесенных РККА летом-осенью 1941г., число плавающих танков в армиях, действовавших на Западном направлении, сильно сократилось и к 1942г. не превышало 100 единиц. В большинстве случаев Т-38 были не на ходу или требовали ремонта, так что их в боях не использовали. (Рис.9)

 

 

Рис.9 – Летом 1941г.

 

     Помимо Дальнего Востока и внутренних округов (Рис.10), некоторое количество танков Т-38 уцелело на Ленинградском фронте и в Карелии.

 

Рис.10 – Т-38 из числа танков внутренних округов на параде 7 ноября 1941г. в Куйбышеве (Самаре).

 

     На Дальнем Востоке и во внутренних округах танки Т-38 могли состоять на вооружении, очевидно, до конца 1945г.

     Т-38 у иностранных операторов.

     После завершения Зимней войны финнам досталось несколько десятков плавающих танков, но не все находились в боеспособном состоянии. К 31 мая 1941г. на ходу было 13 танков Т-38. Впоследствии за счет новых трофеев силами ремонтных мастерских в Варкаусе количество Т-38 выросло до 19 штук. Все танки эксплуатировались в составе единственного танкового батальона. По всей видимости, Т-38 использовались как для охраны, так и для обучения экипажей, пока летом 1944 г. им не придумали новую роль. Для ускорения обучения расчетов противотанковой артиллерии несколько Т-38 переоборудовали в ходовые макеты. С танков снималось вооружение, а бортам и башням придавались узнаваемые очертания советских машин. В финской армии из именовали как Т-38-34 и Т-38-КВ. (Рис.11)

 

Рис.11 – Вверху – Т-38-34, внизу – Т-38-КВ.

 

    Из 15 переоборудованных таким образом танков несколько единиц пережили войну и были списаны только в 1960 г.

    Наибольшее количество Т-38 оказалось в руках немцев. В течение июня-августа 1941г. немецкой армии достался практически весь парк плавающих танков Белорусского и Прибалтийского ОВО, а это около 400 машин типа Т-38. Однако основная масса Т-38 оказалась либо разбитой, либо находилась на ремонте и не могла быть использована. Установить сейчас точное количество всех Т-38, использовавшихся вермахтом, не представляется возможным. Авторы допускают, что танки, находившиеся на ходу, могли передаваться в охранные или учебные части. На глазок - общее количество боеспособных Т-38 вряд ли превышало 50 единиц. (Рис.12)

 

Рис.12– Т-38 с немецкими экипажами.

 

    В румынской армии к осени 1941г. числилось около десятка Т-38, но уже к 1 января следующего года их число сократилось до трех. Использовались румынами только в тылу.

    Фактическая информация о танках Т-38, захваченных венгерской и словацкой армиями отсутствует.

    Самоходка на базе Т-38.

     В марте 1935г. стартовали работы о теме САУ с 45-мм противотанковой пушкой на шасси танка Т-37А. К осени того же года появился новый вариант легкого плавающего танка Т-38 и проектирование 45-мм САУ перенесли на новое перспективное шасси.

   На заседании 10 ноября 1935г. макетная комиссия АБТУ изучила проект данной САУ, который теперь полностью базировался на шасси нового плавающего танка Т-38. В связи с большими изменениями проекта САУ получила название СУ-45. Из имеющихся вариантов артиллерийского вооружения была выбрана 45-мм противотанковая пушка образца 1932г., которая изначально не предназначалась для установки на танковое шасси. Орудие установили прямо по центру в лобовом листе корпуса, передвинув место механика-водителя влево. По проекту, высота линии огня должна быть не свыше 1200 мм, углы обстрела: по вертикали -8 +25 град., по горизонтали — 30 градусов в каждую из сторон.
К орудию прилагались штатные механизм наводки и прицельные приспособления. Боекомплект состоял из 50 выстрелов, размещался вдоль бортов. Помимо орудия САУ получало пулемет. Боекомплект пулемета 1000 патронов.

   Комиссия, в целом, утвердила проект, отметив ряд недостатков. Из-за особенностей полевого орудия водителю, сидевшему слева от него рядом с прицельными приспособлениями, пришлось бы совмещать также функции наводчика. Это сочли неприемлемым и рекомендовали перенести его место на правую сторону. Заодно был оговорен крайний срок постройки опытного образца – 1 января 1936г.

   Пока шло изготовление рабочих чертежей АБТУ пожелало использовать штатную укладку снарядов, используемую на легком танке Т-26. Это повлекло за собой перепроектирование корпуса, который стал более высоким, и привело к ещё большему увеличению массы – до 4300 кг (или 4,6 т). Конструкторская бригада внесла необходимые доработки, сблизив тележки подвески и добавив дополнительный опорный каток.

    Прототип СУ-45 поступил на испытания весной 1936г. (Рис.13)

 

  

Рис.13 – СУ-45.

 

     САУ оказалась хуже оригинального плавающего танка, на основе которого она проектировалась. Шасси, и без того страдавшее от технических недостатков, в варианте самоходки было к тому же перетяжеленно. Мощность двигателя, при имеющейся массе, была недостаточна - плохая система охлаждения приводила к тому, что вода в радиаторе начинала закипать даже при преодолении небольших подъемов на пересеченной местности. Плохо работали агрегаты трансмиссии. Размещение экипажа, несмотря на замечание, не улучшили - водитель остался слева и был вынужден в боевых условиях бросать управление, чтобы обеспечить наводку орудия. Вдобавок в лобовой части корпуса устанавливался пулемет ДТ. Рубка для экипажа из трех человек была, мягко говоря, тесновата, из-за чего в походном положении рубка не имела крыши (- а в боевом имела?).

     В 1938г. работы по созданию самоходных орудий на шасси плавающих танков закрыли.