Т-37Б

&

Т-37В

 

 

Т-37Б

 

 

 

ИЗОБРАЖЕНИЯ НЕТ

Т-37В

СССР

Сверхлегкий по массе плавающий танк

масса

2,7/2,8 т

вооружение

1 пулемет

экипаж

2 чел.

мощность силовой установки

40 л.с

проект

Т-37Б

Т-37В

 

1934г., Шитиков

1935г., Шитиков

выпускался

Т-37Б

 

1935г., з-д №37

1 шт. опытный

 

 

Основная статья: Советское танкостроение 1929-1937гг.

Плавание как специализация

 

 

     Неожиданно в процесс разработки легкого колесно-гусеничного плавающего танка Т-43 вклинился еще один участник - конструктор КБ-Т з-да №37 П. Шитиков. Он был занят в проектировании Т-43-2 (Рис.1), но выполнил собственный проект колесно-гусеничного плавающего танка и танкетки-транспортера.

 

Рис.1 - Т-43-2.

 

     В КБ-Т завода № 37 к его проекту отнеслись скептически. Тогда он написал письмо К. Ворошилову, в котором, в частности. говорилось: «Я имею все основания полагать, что проект, над которым я работал, имеет значительное превосходство, то есть больше качественных показателей, чем официальные проекты. Он легче по массе, скорость движения выше, лобовые листы корпуса расположены под наклоном, полное отсутствие алюминиевого литья». Нарком направил письмо на имя начальника УММ. Для рассмотрения вопроса по существу в ноябре 1934г. собралась комиссия под началом председателя Научно-технического комитета УММ Лебедева. На заседании высокой комиссии П. Шитиков высказал следующие соображения: «В быстроходных машинах ведущее колесо гусеничного хода является вредным, и в своем проекте я от него отказался. Ведущим колесом гусеничного хода является то же, что и на колесном ходу, причем гусеничная цепь охватывает его только на половину окружности. Этого вполне достаточно, так как нормальное сцепление достигается как за счет трения, так и зацеплением имеющихся на ободе колеса выступов за клыки гусеницы. Такое решение значительно упрощает конструкцию. Корпус весь выполнен из листов, расположенных наклонно, что обеспечивает хорошую пулестойкость». Присутствовавшие на совещании представители КБ-Т завода № 37 и Опытного завода Спецмаштреста им. Кирова Н. Астров, В. Симский, Н. Козырев обратили внимание на множественные недостатки конструкции, сложность в массовом изготовлении корпуса, неработоспособность танка при движении на гусеничном ходу под большой нагрузкой. Тогда П. Шитиков выдвинул еще один козырь – значительное уменьшение массы танка (до 2,5 т), что должно было, по его мнению, положительно сказаться на ресурсе ходовой части, а также танк такой массы можно было перевозить в кузове трехтонного грузовика типа ЗИС. За проект высказался начальник 3-госуправления УММ РККА Павловский: «Хочется отметить простоту конструкции, особенно подвески. Корпус будет трудным и дорогим, но при исправлении отдельных мест конструкции машина ходить будет». Комиссия постановила: «Проект тов. Шитикова подлежит переработке, заводу №37 оказать ему в том соответствующую помощь».

    Шитиков также приступил к реализация своего проекта в 1935г., но это был уже проект чисто гусеничного плавающего танка – действительно, зачем танку, возимому на большие расстояния в кузове грузовика еще и собственный колесный ход. Весной 1935г. опытный образец, получивший индекс Т-37Б был готов. (Рис.2)

 

 

Рис.2 – Т-37Б.

 

     Масса машины 2700 кг (на взвешиваниях от 2620 до 2690 кг). В альбоме з-да №185 масса танка указана в 2,8 т. Габариты: длина – 3730 мм, ширина – 1940 мм, высота – 1730 мм, клиренс – 300 мм. Бронирование: лоб корпуса, борт корпуса, корма корпуса – 9 мм, башня - 7 мм, днище – 4 мм. Отделения управления и боевое были совмещены. Танк отличался относительно большой цельноштампованной конической башней с шаровой установкой под пулемет – коническая форма повышала пулестойкость. Башня покоилась на невысокой цилиндрической коробке. Поворот башни производился с помощью спинного упора. Башня должна была иметь круговое вращение, но в ходе испытаний выяснилось, что вести огонь назад по ходу танка нельзя, так как особенности посадки экипажа мешали этому. Экипаж танка состоял из двух человек, которые располагались «в затылок» в боевом отделении под башней. Для посадки и высадки экипажа применялся башенный люк. Механик-водитель влезал в танк первым, и его рабочее место находилось в корпусе, а наблюдательный лючок-пробка – в подбашенной коробке. Командир танка входил в танк последним, а покидал его первым, так как его рабочее место находилось в башне позади и вверху относительно механика-водителя. В случае гибели командира танка механик-водитель оказывался запертым на своем месте, так как вытащить командира и освободить путь себе он никак не мог. Кроме того, через отверстия в нижней части башни осуществлялся засос воздуха для охлаждения двигателя - по мнению конструктора, это должно было положительно сказаться на безопасности системы воздушного питания и охлаждения с точки зрения возможности ее заливания дождевой водой и волнами во время плавания. Вооружение танка – один пулемет ДТ. Боекомплект 1512 патронов (24 диска).

    В качестве силовой установки использовался все тот же четырёхцилиндровый карбюраторный автомобильный двигатель жидкостного охлаждения ГАЗ-АА мощностью 40 л.с. Мотор устанавливался вдоль левого борта в корме корпуса. Силовая передача использовалась от автомобиля ГАЗ-АА. Ёмкость бака 110 л.

    Ходовая часть танка, применительно к одному борту, состояла из ведущего колеса переднего расположения цевочного зацепления, двух тележек подвески, оснащённых двумя одинарными опорными литыми катками с резиновой ошиновкой, заднего опорного катка, увеличенного диаметра (который включался во вторую тележку), этот каток, как пишут, также выполнял роль направляющего колеса, одного поддерживающего ролика. Как упругий элемент в системе подрессоривания подвески применялись горизонтальные винтовые пружины, в первой тележке, и пластинчатые рессоры — во второй.

    На плаву танк двигался и управлялся с помощью трёхлопастного винта, расположенного в поворотном цилиндрическом «направляющем аппарате». Для откачки воды, попадающей в корпус, применялась водооткачивающая помпа.

    Во время испытаний машина развивала скорость 45 км/ч по шоссе, 6 км/ч по воде, запас хода 230 км. Преодолеваемые препятствия: ширина рва – 1,4 м, высота стенки 0,5 м, подъем - 33°. При эксплуатации были отмечены многочисленные поломки МТО, затекание воды в люк водителя при сходе в воду и выходе из нее, спадание гусеничных цепей, недостаточная маневренность на воде, «недоработки конструкции ходовой части».

    Таким образом, по сумме показателей Т-37Б оказался хуже серийного Т-37А и от его дальнейшей доработки отказались. Однако летом 1935г. Шитиков подает проект нового, улучшенного танка – Т-37В, который отличался задним расположением ведущего колеса, дальнейшим облегчением конструкции, улучшением размещения членов экипажа, увеличением запаса хода. Вот какие преимущества своей новой машины раскрывал товарищ Шитиков в письме зам. начальнику АБТУ РККА Г. Бокису от 28 июня 1935г.: «Информирую Вас, что мною уже окончательно закончена модернизация Т-37А, которая содержит: 1) по весу легче, следовательно, скорость выше; 2) имеет лучшую пулестойкость; 3) изготовление значит, проще; 4) свободно размещены командир и водитель, они могут свободно обмениваться местами, не выходя из танка; 5) лучшая плавучесть. Прошу посмотреть эту работу. Она проделана в порядке социалистического соревнования по рабочему проекту». Проект Т-37В был рассмотрен УММ (- видимо, тоже в порядке социалистического соревнования), но о его постройке речи уже не шло.

    Заканчивая тему танков товарища Шитикова, взглянем на конструкцию гусеничного транспортера, предложенного им, на базе танка Т-37Б. (Рис.3)

 

Рис.3 – Транспортер Шитикова.

 

   Масса 2,6 т. Габариты: длина – 2350 мм, ширина – 2334 мм, высота – 1470 мм, клиренс – 300 мм. По бронированию транспортер соответствовал Т-37Б. Экипаж транспортера состоял из 2-х человек. В лобовом листе корпуса мог быть установлен 7,62-мм пулемет ДТ. Вероятно, машина могла использоваться как артиллерийский тягач, поскольку в формуляре транспортера из альбома з-да №185 в графе «Дополнительное оборудование» говорится: «Сиденья для 6 чел. Орудийного расчета».

    Источники сообщают, что в скором времени машина была разобрана.