&

Т-35-1

Т-35-2
СССР
Тяжелый танк
|
масса |
38 т |
|
вооружение |
76-мм орудие 2х37-мм орудия 4 пулемета |
|
экипаж |
10 (12) чел. |
|
мощность силовой
установки |
300 л.с. |
|
проект Т-35-1 Т-35-2 |
1931-1932гг., ОКМО з-да «Большевик» 1932-1933гг., ОКМО з-да «Большевик» |
|
выпускался Т-35-1 Т-35-2 |
1932г., з-д «Большевик» 1 шт. опытный 1933г., з-д «Большевик» 1 шт. опытный |
Основная статья:
Советское танкостроение 1929-1937гг.
Сухопутные
дредноуты в железе и в грёзах
В 1930г. советская закупочная делегация видела британский пятибашенный
тяжелый танк А1Е1 (Рис.1) и даже пыталась вести переговоры о его приобретении
(или приобретении технической документации на его производство) или разработке
тяжелого танка на фирме Vickers по советской
спецификации.

Рис.1 –
Британский тяжелый пятибашенный танк A1E1 “Independent”.
Британское правительство запретило продавать А1Е1, а переговоры о
разработке тяжелого танка по советской спецификации зашли в тупик. Тем не
менее, британцы широко освещали А1Е1 в открытой прессе, как факт несомненного
достижения, если ни превосходства британского танкостроения, так что собрать
информацию по этой машине легально не составляло труда. Например,
встречается, что в ноябре 1930г. представители НТК УММ и Главного управления
военной промышленности (ГУВП) провели расширенную коллегию, на которой
заслушали следующую информацию о танке «Индепендент»: «Independent Tank Виккерса (закупка танка в
целом желательна). Наши окончательные требования для тяжелого танка не
установлены. Тяжелый танк Виккерса имеет следующую характеристику: вес около 30
тонн; скорость до 32 километров в час. Мотор с воздушным охлаждением, имеется
также малый вспомогательный мотор с воздушным охлаждением в качестве пускового.
Коробка скоростей предусмотрена 2-х типов – нормальная и гидравлическая.
Охлаждение боевого отделения – вентилятором. Представляет крупный интерес не
только общая компоновка танка, но и мотор с воздушным охлаждением, и воздушное
управление для скоростей в 32 километра в час при весе танка 30 тонн». Одним
словом, все интересно!
Видимо, разговоры о возможности проектирования машины с подобной массой и компоновкой начались в начале 1931г., но только в ноябре 1931г. появилось задание УММ: «К 1 августа 1932 года разработать и построить новый 35-тонный танк прорыва типа ТГ». Пишут, что в связи с предполагаемой массой, перспективный танк получил обозначение Т-35 – несколько странная логика, Т-26, например, и близко не весил 26 тонн, и т.д. Проектирование было возложено на коллектив Опытно-конструкторского машиностроительного отдела (ОКМО) завода «Большевик» под руководством Н. В. Барыкова, который имел серьезный опыт по ТГ-1 и задел по Т-30/32. (Рис.2)

Рис.2 – Проект Т-35 (впоследствии Т-35-1).
28 февраля 1932г. зам.
начальника УММ Г. Бокис докладывал Тухачевскому: «Работы по Т-35 (бывший ТГ)
идут ударными темпами и срыва сроков окончания работ не намечается». В
документе есть примечательное разъяснение «(бывший ТГ)». С первого взгляда, ТГ-1 и Т-35
практически не имеют ничего общего с точки зрения компоновки – что же имел
ввиду Бокис? Возможно, этой оговоркой Бокис раскрыл, что Т-35 создавался на
технической платформе ТГ-1, хотя и в иной
компоновочной схеме.
Т-35 собирались принять на вооружение в сентябре 1932г.
К 15 июля 1932 года прототип
Т-35-1 был собран, а 20 августа готов к испытаниям. Машину собрали
на з-де «Большевик». (Рис.3)


Рис.3 – Первые фото Т-35-1, фото сделаны 15 июля 1932г. в гараже з-да «Большевик».
Основным вооружением для Т-35
предполагалась 76-мм пушка ПС-3 Сячинтова. На фотографических изображениях
Т-35-1, как будто, отчетливо видно полноценное орудие в главной башне, но из
многих источников следует, что Т-35-1, вплоть до весны 1933г. имел «технологический» макет орудия
(не было нарезной трубы ствола), поскольку на испытаниях 1 ноября 1932г. пушка №1 отказалась нормально стрелять (имело
место неполное закрытие клина затвора при интенсивной стрельбе и недостаточно
интенсивный выброс гильзы), а затем и вовсе, будучи установленной в башне
танка, пушка вышла из строя. В конце 1932г. ПС-3 №2 была доработана и испытана
с тумбы. (Рис.4)

С 17 по 21 марта 1933г. испытывалось орудие
ПС-3 №4. Орудие было размещено в башню танка Т-35-1, а сама башня установлена на специально построенном
бревенчатом срубе. Под основанием башни крепился стальной лист толщиной 8 мм,
на который приклепали зубчатый венец с шарикоподшипником для горизонтальной
наводки. Сруб был дополнительно скреплен железными скобами и болтами с
накладками для обеспечения необходимой жесткости. (Рис.5)


Рис.5 - Главная башня танка T-35-1 на срубе во время испытаний орудия ПС-3. 17–21 марта 1933
года.
Всего из этой установки было выполнено 465
выстрелов, после чего башня была установлена на танк Т-35-1. (Рис.6)


В качестве силовой установки на Т-35-1 использовали двигатель М-6 (или
«Испано-300» – советская копия французского двигателя «Испано-Сюиза» 8Fb)
мощностью 300 л.с. Трансмиссия, состоящая из главного фрикциона, коробки передач
с шестернями шевронного зацепления и бортовых фрикционов, видимо, была
заимствована от ТГ-1, поскольку в ее конструкции была
представлена система пневмоуправления (- точное заимствование с ТГ), что делало
процесс вождения машины, как пишут, чрезвычайно легким.
Часто указывают, что ходовая часть машины,
применительно к одному борту, состояла из шести опорных катков среднего
диаметра, сгруппированных попарно в три тележки, шести поддерживающих роликов,
направляющего и ведущего колес. При этом пишут, что тележки опорных катков были
сконструированы по типу подвески немецкого танка «Гросстрактор» фирмы «Крупп».
Мне кажется это описание не столь очевидным. Не исключено, что опорные колеса
имели независимую подвеску на спиральных пружинах – как на ТГ.
В августе 1932г. машина прошла заводские
испытания. (Рис.7)






Рис.7 – На заводских испытаниях в августе 1932г.
Интересно, что же на самом деле находилось в малых
артиллерийских башнях - ПС-2 или Б-3.
После отъезда комиссии испытания продолжились. (Рис.8)

Рис.8 – Осень 1932г., вместе прототипы Т-35 и Т-28.
Работы по Т-35-1 прекратили в ноябре 1932 года, а опытный образец передали Ленинградским бронетанковым курсам усовершенствования командного состава (ЛБТКУКС) для подготовки командиров. Тем не менее, 1 мая 1933г. Т-35-1 прокатился по Красной площади в Москве. (Рис.9)


Рис.9 – Т-35-1 на Красной площади.
Правда, в некоторых источниках указывают,
что Т-35-1 показали на
Красной площади 7 ноября 1932г., и вождь (тов. Сталин) дал личное указание
унифицировать башню Т-35 с Т-28. Так это, или нет, но указывают, что именно с ноября 1932г.
начались работы по новому варианту танка – Т-35-2. (Рис.10)


Рис.11 – Сравнение Т-35-1 и Т-35-2.
В металле машина Т-35-2 была завершена к 22 апреля 1933 года. 1 мая 1933г. танк показали в Питере на Дворцовой площади.
(Рис.12)

Рис.12 – Т-35-2
на
Дворцовой площади, 1 мая 1933г.



Рис.13 – В Москве 7 ноября 1933г.
Т-35-2 также остался опытной машиной, но сама тема тяжелых
пятибашенных танков имела продолжение.