Т-35-1

&

Т-35-2

 

 

Т-35-1

Т-35-2

СССР

Тяжелый танк

масса

38 т

вооружение

76-мм орудие

2х37-мм орудия

4 пулемета

экипаж

10 (12) чел.

мощность силовой установки

300 л.с.

проект

Т-35-1

Т-35-2

 

1931-1932гг., ОКМО з-да «Большевик»

1932-1933гг., ОКМО з-да «Большевик»

выпускался

Т-35-1

 

Т-35-2

 

1932г., з-д «Большевик»

1 шт. опытный

1933г., з-д «Большевик»

1 шт. опытный

 

 

Основная статья: Советское танкостроение 1929-1937гг.

Сухопутные дредноуты в железе и в грёзах

 

 

    В 1930г. советская закупочная делегация видела британский пятибашенный тяжелый танк А1Е1 (Рис.1) и даже пыталась вести переговоры о его приобретении (или приобретении технической документации на его производство) или разработке тяжелого танка на фирме Vickers по советской спецификации.

 

Рис.1 – Британский тяжелый пятибашенный танк A1E1 “Independent.

 

     Британское правительство запретило продавать А1Е1, а переговоры о разработке тяжелого танка по советской спецификации зашли в тупик. Тем не менее, британцы широко освещали А1Е1 в открытой прессе, как факт несомненного достижения, если ни превосходства британского танкостроения, так что собрать информацию по этой машине легально не составляло труда. Например, встречается, что в ноябре 1930г. представители НТК УММ и Главного управления военной промышленности (ГУВП) провели расширенную коллегию, на которой заслушали следующую информацию о танке «Индепендент»: «Independent Tank Виккерса (закупка танка в целом желательна). Наши окончательные требования для тяжелого танка не установлены. Тяжелый танк Виккерса имеет следующую характеристику: вес около 30 тонн; скорость до 32 километров в час. Мотор с воздушным охлаждением, имеется также малый вспомогательный мотор с воздушным охлаждением в качестве пускового. Коробка скоростей предусмотрена 2-х типов – нормальная и гидравлическая. Охлаждение боевого отделения – вентилятором. Представляет крупный интерес не только общая компоновка танка, но и мотор с воздушным охлаждением, и воздушное управление для скоростей в 32 километра в час при весе танка 30 тонн». Одним словом, все интересно! 

    Видимо, разговоры о возможности проектирования машины с подобной массой и компоновкой начались в начале 1931г., но только в ноябре 1931г. появилось задание УММ: «К 1 августа 1932 года разработать и построить новый 35-тонный танк прорыва типа ТГ». Пишут, что в связи с предполагаемой массой, перспективный танк получил обозначение Т-35 – несколько странная логика, Т-26, например, и близко не весил 26 тонн, и т.д. Проектирование было возложено на коллектив Опытно-конструкторского машиностроительного отдела (ОКМО) завода «Большевик» под руководством Н. В. Барыкова, который имел серьезный опыт по ТГ-1 и задел по Т-30/32. (Рис.2)

 

Рис.2 – Проект Т-35 (впоследствии Т-35-1).

 

     28 февраля 1932г. зам. начальника УММ Г. Бокис докладывал Тухачевскому: «Работы по Т-35 (бывший ТГ) идут ударными темпами и срыва сроков окончания работ не намечается». В документе есть примечательное разъяснение «(бывший ТГ)». С первого взгляда, ТГ-1 и Т-35 практически не имеют ничего общего с точки зрения компоновки – что же имел ввиду Бокис? Возможно, этой оговоркой Бокис раскрыл, что Т-35 создавался на технической платформе ТГ-1, хотя и в иной компоновочной схеме. 

   Т-35 собирались принять на вооружение в сентябре 1932г.

   К 15 июля 1932 года прототип Т-35-1 был собран, а 20 августа готов к испытаниям. Машину собрали на з-де «Большевик». (Рис.3)

 

Рис.3 – Первые фото Т-35-1, фото сделаны 15 июля 1932г. в гараже з-да «Большевик».

 

    Масса машины составила 38 т. Габариты: длина – до 9500 мм (точные габариты по прототипам Т-35 в литературе не встречаются, однако известно, что прототипы были несколько короче серийных машин, чей габарит по длине составлял 9720 мм), ширина – 3200 мм, высота – 3340 мм (вероятно), клиренс – 530 мм (вероятно). Лоб корпуса защищался бронеплитами толщиной от 20 до 50 мм, борта и корма – 20 мм. Лобовые плиты были положены, как на ТГ-1. Еще одно явное сходство с ТГ – сварной корпус танка, клепаными были только бортовые экраны. В плане компоновки – танк делился четырьмя перегородками на пять отделений. Впереди находилось отделение управления с местами командира (справа, там, где курсовой пулемет) и водителя (слева) и отделение передних башен. В правой башне размещалось 37-мм орудие (башня №2), в левой (башня №3) – пулемет. Второе отделение являлось боевым. Над ним находилась основная башня (№1), пишут, что она была штампованной. Третьим было отделение задних башен: левая башня (№4) вооружалась 37-мм пушкой, а правая башня (№5) – пулеметом. Следующим было моторное отделение, в котором располагалась силовая установка танка. В кормовой части располагалось трансмиссионное отделение. Экипаж на борту танка составлял 10 чел., но дополнительно к танку приписывались еще два члена команды - старший механик-водитель и моторист, которые следовали в обозе и помогали поддерживать машину в рабочем состоянии в перерывах между движением.

     Основным вооружением для Т-35 предполагалась 76-мм пушка ПС-3 Сячинтова. На фотографических изображениях Т-35-1, как будто, отчетливо видно полноценное орудие в главной башне, но из многих источников следует, что Т-35-1, вплоть до весны 1933г. имел «технологический» макет орудия (не было нарезной трубы ствола), поскольку на испытаниях 1 ноября 1932г.  пушка №1 отказалась нормально стрелять (имело место неполное закрытие клина затвора при интенсивной стрельбе и недостаточно интенсивный выброс гильзы), а затем и вовсе, будучи установленной в башне танка, пушка вышла из строя. В конце 1932г. ПС-3 №2 была доработана и испытана с тумбы. (Рис.4)

 

Рис.4 – ПС-3 на тумбе.

 

    Согласно отчету полигона №1Н/268 от 11 марта 1933г., с тумбы было произведено 1079 выстрелов, в ходе которых все механизмы пушки работали нормально.

    С 17 по 21 марта 1933г. испытывалось орудие ПС-3 №4. Орудие было размещено в башню танка Т-35-1, а сама башня установлена на специально построенном бревенчатом срубе. Под основанием башни крепился стальной лист толщиной 8 мм, на который приклепали зубчатый венец с шарикоподшипником для горизонтальной наводки. Сруб был дополнительно скреплен железными скобами и болтами с накладками для обеспечения необходимой жесткости. (Рис.5)

 

Рис.5 - Главная башня танка T-35-1 на срубе во время испытаний орудия ПС-3. 17–21 марта 1933 года.

 

     Испытания дали следующие результаты. Усилие на рукоятке подъемного механизма при наибольшем угле возвышения 2,5 кг, при наибольшем угле снижения – 0,3 кг, что сочли нормальным. Усилие на рукоять при повороте на наибольшей скорости 12-13 кг. При установке системы была обнаружена неуравновешенность свода орудия (перевес дульной части), вследствие чего работа механизма наведения производилась рывками при снижении пушки, а при возвышении затруднена. Для устранения этого явления был прикреплен груз к задней поперечной стенке гильзоуловителя весом ок. 6 кг. Работа механизма улучшилась, но оказалась недостаточной. Посчитали, что следует увеличить вес груза до 8-8,5 кг. Подъемный механизм функционировал «прекрасно» (- так в отчете). Повреждений не обнаружено, за исключением ослабления верхних болтов, прикрепляющих коробку подъемного механизма к стенке башни. В поворотном механизме также не обнаружили неисправностей, а большое усилие на рукояти объяснили тем, что зубчатый круг (погон) при скреплении сруба скобами был сильно стянут (сжат). Обратили внимание, что рукоять наведения задевает за колено наводчика, для устранения чего следовало отодвинуть сиденье наводчика назад. При обмере канала ствола орудия после 250 выстрелов увеличение диаметра канала не отмечено – только некоторое выкрашивание полей нарезов в начале нарезной части. Замечены некоторые недочеты в работе полуавтоматики, но повреждений не обнаружено. Скорострельность системы достигнута на уровне 15-18 выстр./мин. Работа противооткатных механизмов «прекрасна» (- так в документе). Откат в пределах 420-423 мм. «Недокаты отсутствуют, накат – плавный, без стука». Заключение: «Необходимо признать: 1) подъемный механизм – выдержал, но нужно уравновесить ствол; 2) поворотный механизм – еще раз испытать с орудием в танке. Возможно, что при кренах танка его работа будет затруднена. Проработать предложение тов. Сячинтова по установке электромотора для привода поворота…».

    Всего из этой установки было выполнено 465 выстрелов, после чего башня была установлена на танк Т-35-1. (Рис.6)

 

Рис.6 - Т-35-1. В некоторых источниках это фото датируется августом 1932г. – в таком случае, на танке технологический макет орудия ПС-3.

 

    В башни №2 и №4 назначались 37-мм пушки ПС-2 того же Сячинтова. Пулеметов ДТ наблюдалось 4: один курсовой, один в главной башне слева от 76-мм орудия, два – в башнях №№3, 5.

     В качестве силовой установки на Т-35-1 использовали двигатель М-6 (или «Испано-300» – советская копия французского двигателя «Испано-Сюиза» 8Fb) мощностью 300 л.с. Трансмиссия, состоящая из главного фрикциона, коробки передач с шестернями шевронного зацепления и бортовых фрикционов, видимо, была заимствована от ТГ-1, поскольку в ее конструкции была представлена система пневмоуправления (- точное заимствование с ТГ), что делало процесс вождения машины, как пишут, чрезвычайно легким.

   Часто указывают, что ходовая часть машины, применительно к одному борту, состояла из шести опорных катков среднего диаметра, сгруппированных попарно в три тележки, шести поддерживающих роликов, направляющего и ведущего колес. При этом пишут, что тележки опорных катков были сконструированы по типу подвески немецкого танка «Гросстрактор» фирмы «Крупп». Мне кажется это описание не столь очевидным. Не исключено, что опорные колеса имели независимую подвеску на спиральных пружинах – как на ТГ.

   В августе 1932г. машина прошла заводские испытания. (Рис.7)

 

 

Рис.7 – На заводских испытаниях в августе 1932г.

Интересно, что же на самом деле находилось в малых артиллерийских башнях - ПС-2 или Б-3.

 

    1 сентября 1932г. машину показали комиссии УММ РККА во главе с зам. начальника УММ Бокисом. Вживую машина впечатлила своими размерами, количеством башен и вооружения. Вот, что сообщал представитель УММ В. Перельман Ворошилову: «Танк оставляет самое благоприятное впечатление… Он имеет пять башень (- так в источнике), равномерно распределенных по сторонам и содержащих очень мощное вооружение: длинноствольную (- ?) 76-мм полуавтоматическую пушку, две 37-мм полуавтоматические пушки, четыре пулемета ДТ-29, два пулемета ДП-27. Команда танка – 8 человек… Размеры танка позволят ему легко преодолевать любые вражеские укрепления без снижения скорости хода… В лице этого танка мы имеем сегодня весьма сильную боевую машину, предназначенную для качественного усиления стрелковых (в обороне) и броневых (в наступлении) сил республики…».

    После отъезда комиссии испытания продолжились. (Рис.8)

 

Рис.8 – Осень 1932г., вместе прототипы Т-35 и Т-28.

 

   В ходе испытаний выявился ряд недостатков. В управлении танк оказался чрезвычайно легким даже на пересеченной местности, но постоянно отказывала система пневмоуправления, перегревался двигатель, подтекала топливная система, не работало 76-мм орудие ПС-3. Итогом осенних испытаний 1932г. стало то, что на системе управления по типу ТГ был поставлен крест -  являлась слишком сложной в производстве, обслуживании, ненадежной в использовании и дорогой. Также приняли решение по установке более мощного двигателя водяного охлаждения, «как обеспечивающего более надежную работу в малом забронированном объеме». Тогда же отказались от установки на танк полусферической штампованной башни и переходе на клепано-сварную цилиндрическую как более приспособленную к серийному производству.

    Работы по Т-35-1 прекратили в ноябре 1932 года, а опытный образец передали Ленинградским бронетанковым курсам усовершенствования командного состава (ЛБТКУКС) для подготовки командиров. Тем не менее, 1 мая 1933г. Т-35-1 прокатился по Красной площади в Москве. (Рис.9)

 

Рис.9 – Т-35-1 на Красной площади.

 

   Правда, в некоторых источниках указывают, что Т-35-1 показали на Красной площади 7 ноября 1932г., и вождь (тов. Сталин) дал личное указание унифицировать башню Т-35 с Т-28. Так это, или нет, но указывают, что именно с ноября 1932г. начались работы по новому варианту танка – Т-35-2. (Рис.10)

 

Рис.10 – Т-35-2.

 

   Основными задачами вносимых изменений были повышение надежности танка и уменьшение его стоимости. Башню заменили на сварную цилиндрическую. Как будто, были переработаны и малые башни. Т-35-2 получил новый двигатель М-17, также были внесены изменения в конструкцию трансмиссии, коробки передач и фальшборта. В остальном же он практически не отличался от своего предшественника. (Рис.11)

 

Рис.11 – Сравнение Т-35-1 и Т-35-2.

 

    В металле машина Т-35-2 была завершена к 22 апреля 1933 года. 1 мая 1933г. танк показали в Питере на Дворцовой площади. (Рис.12)

 

Рис.12 – Т-35-2 на Дворцовой площади, 1 мая 1933г.

 

   Затем танк отправили в Харьков, на ХПЗ, но 7 ноября 1933г. и Т-35-1, и Т-35-2 вместе прошлись по главной площади страны. (Рис.13)

 

Рис.13 – В Москве 7 ноября 1933г.

 

     Т-35-2 также остался опытной машиной, но сама тема тяжелых пятибашенных танков имела продолжение.