Т-34 мобилизационный

 

 

Пулеметный вариант

Пушечный вариант

Т-34 мобилизационный

СССР

Малый легкий танк

масса

пулеметный вариант

пушечно-пулеметный вариант

 

4,7 т

4,8 т

вооружение

пулеметный вариант

пушечно-пулеметный вариант

 

1 пулемет

20-мм орудие

экипаж

2 чел.

мощность силовой установки

63/72 л.с.

проект

1931-1932гг., з-д «Большевик», з-д №185

выпускался

 

1932-1933гг., з-д №185

2 шт. опытные

 

 

Основная статья: Советское танкостроение 1929-1937гг.

Легче легкого

 

 

     Сложности в развертывании серийного Т-26 заставили попытаться разработать более простой вариант машины, отталкиваясь от конструкции В-26 и того, что есть под рукой. Уже осенью 1931г. было принято решение о спешной разработке более дешевого и простого «танка второго эшелона» на базе автомобильных агрегатов, чтобы можно было вести его выпуск на автомобильных заводах АМО-ЗИС и ЯАЗ и, чтобы выпуск этого танка мог покрыть недостачу Т-26 в РККА.

     Тактико-технические требования (ТТТ) на танк были выдвинуты в конце 1931г. Согласно им, предусматривалось создание танка массой 4 т, по броневой защите танк должен был быть аналогичным танку Т-26, в качестве силовой установки выбирался автомобильный двигатель АМО-ЗИС мощностью 63 л.с. (в ходе проектирования сменен на двигатель мощностью 70 л.с.), КПП и системы питания также от грузового автомобиля, рессоры в подвеске следовало заменить на спиральные пружины (- видимо, более простые в изготовлении). По подвижности танк не должен был уступать Т-26 при движении вне дорог, а по дорогам предусматривалась его переброска в кузове 5-тонного грузового автомобиля.

   В марте 1932г. от ОКМО з-да «Большевик» поступил эскизный проект, который вскоре был передан на недавно организованный опытный з-д Спецмаштреста (з-д №185). Проект под руководством Гинзбурга вела бригада конструкторов в составе Г. Михайлова и С. Кузина. В конце 1932г. был изготовлен опытный образец пулеметного варианта танка, получившего обозначение Т-34. (Рис.1)

 

 

Рис.1 – Мобилизационный Т-34.

 

   Масса машины составила 4,7 т или 4,8 т. Габариты: длина – 3600 мм, ширина – 2240 мм, высота – 2200 мм. Бронекорпус танка был собран на заклепках из катаных броневых листов толщиной 4 мм (днище), 6 мм (крыша) и 10 мм (лоб и борт). Передний горизонтальный и нижний вертикальный листы имели небольшие углы наклона. Башня танка, с пулемётным вооружением, цилиндрическая клёпанная с круговым вращением. В её лобовом листе предполагалась установка 7,62-мм пулемета ДТ или ДУ с боекомплектом 2583 патрона (41 пулемётный диск). В лобовом листе башни слева от пулемёта устанавливался стробоскопический прибор наблюдения, закрываемый броневой крышкой. Экипаж танка составлял два человека, размещавшихся: командир танка – в башне, смещённой к левому борту корпуса, механик-водитель – в отделении управления, у левого борта корпуса танка. В силовой установке использовался, установленный в корме у правого борта корпуса, карбюраторный автомобильный двигатель жидкостного охлаждения АМО-2 мощностью 63 л.с. – по другой версии, двигатель с системой охлаждения заимствован от автомобиля ЗИС-5. Для охлаждения двигателя на крыше моторно-трансмиссионного отсека был установлен воздухозаборник, защищенный бронекоробом, через который воздух всасывался вентилятором. Выхлопная труба была выведена на правый борт. Силовая передача позаимствована от автомобиля АМО-3. Ходовая часть Т-34 состояла из четырех опорных катков на борт, сблокированных в две тележки с амортизацией из наклонно расположенных спиральных цилиндрических пружинах, двух поддерживающих роликов, переднего ведущего и заднего направляющего колеса. Опорные катки и поддерживающие ролики оснащались резиновыми бандажами.

    На испытаниях в 1933г. танк показал хорошие результаты. Его тактическая подвижность и проходимость были выше, чем у Т-26. Скорость 45 км/ч, запас хода составлял 180 км. Огорчало слабое вооружение, поэтому летом 1933 г. рассматривался вопрос возможного усиления вооружения Т-34. Предложений было несколько от установки скорострельного пулемета ШКАС до разработки специальной пушечной башни. Наиболее удачным были сочтены предложения П. Сячинтова, Б. Шпитального и Е. Фрайбурга. Суть их заключалась в том, чтобы перевооружить существующую башню 20-мм пушкой, разработанной Б. Шпитальным для самолета (П. Сячинтов, Б. Шпитальный), или 20-мм зенитной пушкой «Рейнметалл» (Е. Фрайбург). По мнению авторов, 20-мм автомат наиболее удачно мог сочетать возможность ведения огня как по живой силе, так и по забронированным целям. Но казенная часть зенитной пушки была чрезмерно велика не только для установки в существующей башне, но даже и во вдвое большей. Кроме того, наличие у зенитной пушки дульного тормоза демаскировало танк, а ее питание из обойм резко снижало боевую скорострельность системы или требовало специально выделенного заряжающего для обеспечения ведения непрерывного огня. Недостатком системы была признана также сравнительно большая длина выстрела. В то же время 20-мм танковая пушка Б. Шпитального, переработанная из авиационного пулемета, имела меньшую длину патрона и ленточное питание. Но и она не помещалась в существующей башне, хотя размер ее казенника был меньше, чем у «рейнметалла». Поэтому в башне пушечного варианта танка, построенного осенью 1933г. установили макет 20-мм автоматической пушки. Башня при этом несколько изменилась. По месту установки макета пушки было прорезано окно в лобовой части, закрытое грубо сваренным коробом, для уравновешивания которого башня была дополнена кормовой нишей. Боекомплект к пушке был рассчитан на 330 выстрелов. Исчез и стробоскопический прибор наблюдения, вместо него поставили фару боевого света (дня ведения огня ночью и в сумерки), в бою закрывалась заслонкой. Пишут, что на втором варианте мобилизационного Т-34 установили двигатель АМО-5 мощностью 72 л.с. На нем применили трансмиссию от автомобиля ЗиС-5 и вынесли наружу корпуса бортовые редукторы. Ходовая часть машины не изменялась. (Рис.2)

 

Рис.2 – Т-34 с макетом пушки.

 

     В таком виде танк прошел ходовые испытания, но без стрельбы, поскольку Б. Шпитальный так и не подал в 1933 г. работающий образец своего 20-мм автомата. В 1934г. были уточнены конструкции отдельных узлов и разработана маршрутно-технологическая карт изготовления танка на заводе АМО-ЗИС, но к концу года работы по танку были полностью прекращены.