Т-33 «Селезень»

 

 

Т-33 «Селезень»

СССР

Малый плавающий танк

масса

3,05 т

вооружение

1 пулемет

экипаж

2 чел.

мощность силовой установки

63 л.с

проект

1931г., ОКМО з-д «Большевик»

выпускался

1932г., з-д «Большевик»

1 шт. опытный

 

 

Основная статья: Советское танкостроение 1929-1937гг.

Плавание как специализация

 

 

     СТТАВ (система тракторно-танковых автомобильных вооружений) от 1929г. не предусматривала в структуре бронетанковых сил наличия плавающих легких танков, но в сентябре (или в апреле) 1931г. в Британии был предъявлен образец плавающего танка Vickers-Carden-Loyd light amphibious tank model 1931 (Рис.1) на базе Vickers-Carden-Loyd Artillery Tractor (Рис.2) и оказалось, что РККА просто необходим такой танк.

 

Похожее изображение 

Рис.1 - Vickers-Carden-Loyd light amphibious tank model 1931, он же L1E1 (A4E11).

 

Картинки по запросу А4Е2 Light Tank Mk.I

Рис.2 - Vickers-Carden-Loyd Artillery Tractor.

 

    Говорят, разработчик light amphibious tank фирма Vickers сама вышла с предложением к советской стороне о покупке нескольких экземпляров новинки. Вероятно, в числе первых высоких руководителей об L1 узнал Тухачевский. После того, как замнаркома оповестили о намерениях англичан, он ответил в тот же день: «Немедленно ознакомиться с танком-амфибией на месте. Начать переговоры о покупке пяти танков-амфибий. Немедленно по фотографиям начать самим конструировать эту амфибию…». Тухачевский всегда был падок на инновации, а в данном случае казалось, что танки, способные действовать без наведения переправ гораздо более эффективнее в роли машин разведки, чем, например, Т-27. Мнение Тухачевского, видимо, разделил и Сталин. Попадается, что как только вождь узнал о британской амфибии, он немедленно позвонил Халепскому (тот находился в больнице с язвой), и, не стесняясь в выражениях, отчитал его за то, что закупочная комиссия в свое время не приобрела некую плавающую машину у Кристи. Впрочем, какую плавающую машину Кристи имел ввиду вождь, было не понятно не только перепуганному Халепскому, но и неясно нам теперь. Кристи действительно в начале 1920-х годов предлагал американскому Корпусу морской пехоты несколько вариантов плавающих бронемашин, но к началу 1930-х, кажется, он не занимался этой темой.

     5 февраля 1932г. УММ через представителя фирмы «Аркос» (All Russian Cooperative Society Limited) Сквирского сделало заказ фирме «Виккерс» на 8 плавающих танков. В июне 1932 г. первые два танка были отправлены в СССР; по другой версии, всего один танк доставлен в СССР через 9 месяцев.

    Пока шли разговоры с англичанами в СССР принялись срочно проектировать свой вариант light amphibious tank. Разработкой легкого плавающего танка занялись почти одновременно в нескольких конструкторских организациях: в Опытно-конструкторском механическом отделе (ОКМО) завода «Большевик» под руководством С. Гинзбурга и на 2-м з-де заводе ВАТО под руководством инженера Н. Козырева.

    Источники хором отмечают, что у советских специалистов, кроме фотографий L1, никаких других документов по машине не имелось. В ОКМО были доставлены от представителя «Аркос» все имеющиеся информационные материалы, в том числе: «Газет иностранных – 5 шт, фотографии – 4 шт, письмо тов. Сквирского с описанием нового танка – 1 шт». Сверившись с фото, нетрудно было убедиться, что шасси L1 представляет собой Vickers-Carden-Loyd Artillery Tractor – благо, комиссия Халепского прикупила два экземпляра этой машины в 1930г. (Рис.3)

 

Рис.3 – Тестирование 3-тонного трактора VCL.

 

    Т.е. получилось так, что советские имели возможность проектировать свои варианты легкого плавающего танка на той же базе, что и британцы.

    Гинзбург пошел по пути наименьшего сопротивления. От виккерса переняли и конструкцию корпуса, и бортовых поплавков, и компоновку (с расположением двигателя вдоль правого борта).

    Прототип танка (имел собственное имя «Селезень», позже получил индекс Т-33) был готов в конце марта 1932г., доделывал машину (Рис.4) М. Зигель, поскольку Гинзбург в начале 1932г. отъехал в составе закупочной делегации в солнечную Италию.

 

Легкий плавающий танк Т-33 Селезень

http://pics.livejournal.com/seryj221221/pic/0010sww8/s640x480

Рис.4 – Схема и внешний вид Т-33 «Селезень».

 

    Масса машины 3050 кг. Габариты: длина – 3802 мм, ширина – 2105 мм, высота- 1845 мм, клиренс – 280 мм. Бронирование: лоб корпуса 9 мм, борт корпуса 7 мм (или 9 мм), корма и крыша корпуса 7 мм, башня 7 мм, днище 4 мм. Корпус сбирался методом клёпки. Для поддержания плавучести машины использовали массивные бортовые деревянные поплавки с пробковым наполнителем, обитые жестью. Пишут, что внутри танка также находились поплавки, наполненные пробкой – было ли для этого место? Есть любопытное фото Т-33 с одним поплавком с левого борта (Рис.5), возможно, таким приемом пытались уравновесить машину, поскольку двигатель находился справа от продольной линии машины.

 

Рис.5 – Т-33 с одним поплавком.

 

    С левого борта располагались места экипажа, состоявшего из 2-х человек. Ближе к передней части находилось место механика водителя, для большего удобства которого подбашенная коробка была немного удлинена. За ним, в башне размещался командир танка, обслуживавший 7,62-мм танковый пулемет ДТ. Боекомплект 2520 патронов. Для обзора поля боя на башне находился колпак-люк, в котором располагались смотровые щели.  Поворот башни осуществлялся вручную. Пишут, что машина имела бензиновый двигатель жидкостного охлаждения мощностью 63 л.с., радиатор для него устанавливались вдоль правого борта., при этом указывают, что мотор был от грузовика АМО-3 (указывают также АМО-2). Трансмиссия: редуктор, бортовые фрикционы и КПП, также от автомобиля АМО-3, находились в передней части корпуса. Однако представляется, что «Селезень» буквально строился на шасси английского трактора, поэтому, не исключено, что на машине могли стоять родные агрегаты: мотор (Meadows EST жидкостного охлаждения 60 л.с.) и трансмиссия. Ходовая часть также не претерпела никаких изменений по сравнению с британским 3-тонным трактором - на борт: переднее ведущее колесо, две тележки с двумя опорными катками каждая и подвеской с использованием листовых рессор. Ширина трака гусеницы 224 мм. Движение по воду танк осуществлял при помощи трехлопастного винта и руля направления, установленного в кормовой части корпуса.

   Машину тестировали. Удалось установить, что при движении по шоссе «Селезень» разгоняется до 42 км/ч, а на пересеченной местности до 16 км/ч. Удельное давление на грунт – 0,42 кг/см2. Преодолеваемые препятствия: подъем 40°, ширина рва – 1,5 м, высота стенки 0,85 м.

    10 апреля 1932г. Т-33 показали на плаву Тухачевскому. Танк, как отмечается, уверенно маневрировал среди льдин по Неве. (Рис.6)

 

Рис.6 – «Селезень» на Неве, 10 апреля 1932г.

 

    Вот, что сообщал в своем докладе, датированном 15 апреля 1932 года, один из представителей УММ РККА на заводе «Большевик»: «Изготовлен первый опытный образец плавучего сверхлегкого танка типа амфибии Carden-Loyd с применением мотора АМО-3 и ходовой части трактора Carden-Loyd. Танк прошел предварительные испытания и был продемонстрирован зам-наркома тов. Тухачевскому 10 апреля сего года на Неве, причем показал способность надежно плавать даже в условиях быстрого течения. Скорость 2-3 км/ч при движении против течения. После подбора соответствующего винта скорость предполагается увеличить до 7-8 км/ч».

   На М. Тухачевского и сопровождавших военных плавающий танк произвел хорошее впечатление. Через несколько дней зам. наркома отбил телеграмму в Италию: «Передайте Гинзбургу, что его «утка» плавает и весьма успешно. Результаты испытаний самые благоприятные». Однако распоряжения о серийной постройке «Селезня» не последовало, видимо, «Селезень» смотрелся, как эксперимент. На этом все работы по «Селезню» были завершены (любопытно, что Т-33 все еще числился на балансе РККА в 1938г.), но в недрах ОКМО продолжились работы по теме легкого плавающего танка. (Рис.7)

 

Рис.7 – Все тот же «Селезень», но, похоже, фото сделано позже 10-го апреля.