Т-3

 

 

Т-3

СССР

Тяжелый по массе средний колесно-гусеничный танк

масса

32 т

вооружение

76-мм орудие

37-мм орудие

5 пулеметов

экипаж

5 чел.

проект

1931-1932гг., ТО ЭКУ ОГПУ

 

 

Основная статья: Советское танкостроение 1929-1937гг.

Многоликий средний, часть 1

 

 

     В начале 1931г.  ЭКО ОГПУ ориентировало специальное конструкторское бюро (- т.е. это было КБ тюремного типа, т.н. «шарашка» НКВД, где работали арестованные инженеры) в составе инженеров В. Асафонова (некоторые пишут Асафова), Алексеева и Скворцова разработать советский аналог ТГ на базе идей Гроте, но подешевле, благо ОГПУ могло в режиме реального времени передавать группе Асафова/Асафонова на ознакомление текущие материалы Гроте. (Рис.1)

 

Рис.1 – Танк Гроте.

 

     В апреле 1931г. появился проект маневренного (среднего) танка под индексом Т-1001, или ТА-1 (некоторые исследователи расшифровывают его как «танк Асафова»). (Рис.2)

 

Рис.2 – Боковая проекция танка ТА-1, 1931г.

 

      ТА-1 проектировался как гусеничная машина, вариант движения на колесах на ней не был предусмотрен. В то же время ТГ мог передвигаться на колесах, чтобы соответствовать конкуренту в этой опции принялись проектировать новый вариант маневренного танка - Т-1002 (ТА-2). (Рис.3)

 

Рис.3 – Проекции танка ТА-2, 1931г.

 

     При детальном разборе проекта осенью 1931г. вскрылось, что в расчетах есть ошибки, да и приводы управления в танке из-за крайне плотной компоновки МТО пришлось делать пневматическими (сервоприводы), как и на ТГ, что не лучшим образом сказалось на сложности конструкции и цене танка в целом. Таким образом, решили проектировать новый вариант – Т-3 (- ТА-3?). (Рис.4)

 

Рис.5 – Проекции танка Т-3.

 

    Танк полностью сохранял колесно-гусеничный ход, но в длину вытянулся свыше 8 метров. Понятно, что этот факт давал ему определенные преимущества при преодолении рвов, но большой габарит привел к тому, что потребовалось усиливать существующий двигатель. Танк Т-3 должен был иметь герметичный корпус, и потому планировалось установить комплекс «противогазной зашиты» от отравляющих веществ конструкции Института химобороны с приточной вентиляцией через поглотительный фильтр. В результате, масса машины превысила 32 тонны, при этом бронирование машины составляло 20-40 мм. Борясь с излишней массой, ушли от трехъярусной установки вооружения - две разнокалиберные пушки разместились в лобовой части башни, но при этом каждая из них должна была сохранить независимую наводку плечевым упором. Вместо пулеметов «максим» ожидалось применение пулеметов ДТ или ДС-32.

    На танк планировалось поставить радиостанцию дальнего действия с тем, чтобы на остановках можно было связываться с корреспондентом, удаленным на 30-50 км.       

   Ожидалось, что танк разгонится на гусеницах до 45 км/ч, а на колесах – до 70 км/ч.

   Проект танка Т-3 рассматривался в начале 1932г. (по другой версии, осенью 1931г.) в качестве возможного «позиционного» варианта, но по ряду соображений, в том числе, по огневой мощи, проект уступил пятибашенной машине.