Т-29-4//Т-29-5

&

Т-29

 

 

Вариант Т-29-4

Вариант Т-29-5

Т-29-4//Т-29-5

Т-29

СССР

Средний колесно-гусеничный танк

масса

Т-29-4//Т-29-5

Т-29

 

21/24 т

28,5 т

вооружение

Т-29-4//Т-29-5

 

Т-29

 

76-мм орудие

4 пулемета

76-мм орудие

5 пулеметов

экипаж

Т-29-4//Т-29-5

Т-29

 

5/6 чел.

5 чел.

мощность силовой установки

500 л.с.

проект

Т-29-4//Т-29-5

Т-29

 

1933-1934гг., ЭКУ ОГПУ, з-д №185

1935-1936гг., з-д №185

выпускался

Т-29-4//Т-29-5

 

Т-29

 

1934г., з-д №185

2 шт. опытные

1936г., з-д №185

1 шт.

 

 

Основная статья: Советское танкостроение 1929-1937гг.

Многоликий средний, часть 1

 

 

     К середине 1933г. инженеры Астров и Н.В. Цейц, в ту пору также находившиеся в статусе заключенных, подготовили 5 вариантов среднего колесно-гусеничного танка. Варианты Т-29-4 и Т-29-5, в отличие от других, отличалась наличием трех башен. К тому времени утвердились взгляды, что средний танк - а данный проект, несомненно, тяготел к этому классу машин - должен выглядеть в трехбашенном исполнении. Самым тяжёлым вариантом должен был стать Т-29-5. Толщина лобового листа его корпуса и башни составляла 30 мм. Толщина бортов увеличивалась до 20 мм, а масса — до 20 145 кг. Максимальная скорость этого танка на гусеничном ходу должна была составить 50 км/ч, а на колёсном увеличивалась до 70 км/ч. Масса Т-29-4 составляла 17185 килограмм. Максимальная скорость Т-29-4 на гусеницах должна была составлять 60 км/ч, а на колёсном ходу 80 км/ч.

     В июне 1933 года СТО принял постановление об изготовлении двух опытных образцов трехбашенного не плавающего колесно-гусеничного танка по типу Т-28. Масса машины не должна превышать 17,5 т, бронирование толщиной 20 мм, вооружение в виде одной 76,2-мм пушки и четырёх пулеметов, экипаж 5 человек, максимальная скорость на колесах 70 км/час, на гусеницах - 50 км/час. Такое решение вполне укладывалось в планы на Вторую пятилетку по созданию среднего колесно-гусеничного танка.

    К концу 1933 года работами по теме Т-29 руководил Н.А. Астров. (Рис.1)

 

Рис.1 – Эскизный проект по теме Т-29.

 

     Но у Авто-танкового бюро (АТБ) ЭКУ ОГПУ, находившегося в Москве, не имелось достаточных мощностей для постройки Т-29. С ноября 1933 года к работе по этой теме начинает привлекаться опытный з-д №185 (в то время еще ОКМО). 19 ноября 1933 года опытный завод получил задачу изготовить для вышеперечисленных танков коробки передач, бортовые передачи и другие элементы трансмиссии. Некоторые детали предполагалось изготавливались на заводе «Красный Путиловец» (Кировский з-д).  20 декабря 1933г. Технический отдел ЭКУ ОГПУ и Опытный завод Спецмаштреста заключили договор о выпуске опытных образцов Т-29-4 и Т-29-5 (и ПТ-1А). Сроком исполнения указывалась дата 15 апреля 1934 года. 2 января 1934 года было отдано распоряжение о командировке в Питер специалистов из Москвы – на з-д №185 прибыл Цейц, ставший главным конструктором Т-29. Летом 1934г. Танковый отдел ЭКУ ОГПУ расформировали, но Астрова отправили не в Питер, а назначили начальником КБ з-да №37. 

    Из-за постоянных переделок чертежей сроки изготовления машин постепенно отодвигались. (Рис.2)

 

Рис.2 – Чертежи трехбашенного Т-29.

 

     Машина, в отличие от Т-28, который имел трехместную башню, получала двухместную главную башню (некоторые сообщают, что это была адаптированная башня с артиллерийского танка Т-26-4), корректировалась конструкция ходовой – ведущими были не все катки, а вторая, третья и четвертая пары. Для танка специально сконструирована оригинальная коробка передач – дипломная работа М.И. Кошкина. В апреле было решено, что Т-29-5 будет закончен к 15 августа 1934 года. Но этот срок выдержать не удалось. Первый выезд Т-29-5 состоялся 12 декабря 1934 года. Примерно в это же время построили и Т-29-4, который планировалось изготовить к 15 сентября.

     Разница между Т-29-4 и Т-29-5 была небольшой. Габаритные размеры танков (6530×3055×2850 мм) были одинаковыми. Экипаж танка Т-29-4 составлял 5 чел., а Т-29-5, как будто, 6 чел. Вооружение было одинаковым: 76,2-мм короткоствольная пушка КТ-27 обр.1932 г. и пять (-?) 7,62-мм пулеметов ДТ. Два пулемета ДТ устанавливались в малых пулеметных башнях с углами обстрела 220°-240° по горизонту. Еще два пулемета в орудийной башне – спереди и сзади. В некоторых источниках пишут, что один из пулеметов в орудийной башне (кормовой) можно было снимать из шаровой установки и использовать, как зенитный. В боекомплект танков входили 78 выстрелов к пушке и 6930 патронов к пулеметам ДТ для танка Т-29-5 и 74 выстрела и 7938 патронов - для танка Т-29-4. Боекомплект пушки в обеих моделях размещался в карусельной укладке. Для посадки и выхода экипажа главная башня имела два люка: один в крыше башни, второй (прямоугольной формы) - в кормовом броневом листе.

     В процессе проектирования и изготовления боевая масса обеих машин выросла. Для Т-29-4 она составляла 21 тонну, Т-29-5 весил 24 тонны. Пишут, что внешне Т-29-5 можно отличить по другому ленивцу, на Т-29-4 использовались траки от Т-28, а Т-29-5 имел траки Т-35, но самое заметное отличие в размещении поручневой антенны. Как пишут авторы (напр., М. Свирин и Юрий Пашолок), на Т-29-4 антенна крепилась на бортах корпуса, а у Т-29-5 антенну разместили на башне. Однако в альбоме з-да №185 танк с антенной на корпусе указывается, как Т-29-5. (Рис.3)

 

 

Рис.3 – Средний колесно-гусеничный быстроходный танк Т-29-5 - по материалам альбома з-да №185. На нижнем снимке справа вообще никакой антенны не просматривается.

 

    По данным альбома з-да №185, лобовая броня танка Т-29-5 составляла 30 мм, бортовая 20 мм, башня 20 мм, крыша корпуса 8 мм, днище 6 мм.

    Максимальная толщина бронирования Т-29-4 – 20 мм, бронирование башни 15 мм.

    В кормовой части корпуса танков устанавливался четырехтактный двенадцатицилиндровый V-образный карбюраторный двигатель М-17Л мощностью 500 л.с. (368 кВт). Пуск двигателя производился с помощью электростартера Бош мощностью 6 л.с. (4,4 кВт) и сжатым воздухом. В системе зажигания использовались два магнето Сцинтилла. Емкость четырех топливных баков составляла 530 л. Запас хода танков по шоссе составлял: на гусеничном ходу 125-150 км, на колесном ходу - 200-250 км. В состав трансмиссия входили: трехдисковый главный фрикцион, четырехступенчатая коробка передач с синхронизаторами, два бортовых фрикциона с плавающими ленточными тормозами и два бортовых редуктора. В качестве механизма поворота при движении на колесном ходу использовался простой дифференциал с блокировкой.

    В ходовой части применялись восемь двухскатных опорных катков с наружной амортизации. Подвеска танков индивидуальная, пружинная. Передняя и задняя пары опорных катков были управляемыми. При движении на колесном ходу все четыре пары опорных катков были ведущими. В качестве механизма поворота в этом случае применялся двойной дифференциал, который блокировался при прямолинейном движении для предотвращения увода танка. Переход с гусеничного хода на колесный занимал около 60 мин, и требовал выхода экипажа из машины. Ширина трака гусеницы, по данным альбома з-да №185 составляла 500 мм, но во многих источниках указывают 380 мм.

    Электрооборудование машин было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 12 В. В качестве источников электроэнергии использовались четыре аккумуляторных батареи 6СТА-6 или 6СТА-9 напряжением 12 В, емкостью 144 Ампч и 96 Ампч соответственно, а также динамо (генератор) Сцинтилла мощностью 1000 Вт, напряжением 12В.

    За период до 15 декабря состоялось ещё несколько выездов Т-29-5 на гусеничном ходу, в ходе которых был выявлен ряд дефектов. Бортовые фрикционы было решено переделать.

    В марте 1935 года военные сделали выбор в пользу Т-29-5. (Рис.4, Рис.5)

 

 

 

 

Рис.4 – Если следовать материалам альбома з-да №185 – перед нами Т-29-4, но в других доступных источниках указывают, что на этих снимках Т-29-5.

Фото осени-зимы 1935г., войсковые испытания.

 

Рис.5 – Так что это – Т-29-4, согласно описанию Свирина-Пашолока, или Т-29-5, согласно альбому з-да №185?

 

     26 марта 1935 года вышел приказ №51 по Наркомату тяжёлого машиностроения (НКТП) о производстве трёх образцов Т-29-5 в 1935 году.

    Пишут, что вариант Т-29-4 также был построен и в 1935г. проходил испытания. (Рис.6)

 

Рис.6 – Как будто, это вариант Т-29-4 на испытаниях летом 1935г. Из архива АСКМ.

 

     С 5 мая начались работы по разработке эталонного образца Т-29, а пока Т-25-5 продолжал испытания.

   К 8 октября 1935 года танк преодолел 1724 километра, из них 1010 км на колёсном и 714 км на гусеничном ходу. При движении на колёсном ходу удалось развить максимальную скорость 81 км/ч. В ходе войсковых испытаний с 19 по 29 октября танк прошёл еще 375 километров. В ходе испытаний была достигнута максимальная скорость около 79 км/ч на колёсах и 58 км/ч на гусеницах. Барыков, присутствовавший на испытаниях, отметил, что машина могла разогнаться на гусеничном ходу до 60-63 км/ч. Средняя скорость на гусеницах по шоссе составила 51,8 км/ч. При движении по заснеженному шоссе этот показатель уменьшился до 42,6 км/ч. На заболоченной местности танк развивал среднюю скорость 19 км/ч. Полученные данные впечатлили военных.     

     Войсковые испытания выявили у Т-29-5 не только достоинства. Место механика-водителя было признано не очень удобным, особенно по ширине. Орудийная башня получилась узковатой из-за относительно небольшого диаметра погона. Не очень удачными были признаны и пулемётные башни - получились чересчур низкими. Набралось и немало других недочётов, которые предстояло исправить в эталонной машине. В ходе огневых испытаний, которые проходили с 22 по 24 сентября, открылось, что при стрельбе на скорости 12-15 км/ч из 76-мм пушки КТ было получено от 18 до 53% попаданий. Для сравнения, в тех же условиях при стрельбе из Т-28 удавалось добиться 50-60% попаданий. Столь низкие показатели меткости оказались результатом недоработки орудийной установки на Т-29. К ней у испытателей набралась масса замечаний.

    Общий вывод по Т-29 выглядел так: «имеет хорошую поворотливость и маневренность, особенно в тяжелых условиях. Скорость Т-29 выше, чем у Т-28 серийного и равноценна с опытным Т-28А (скоростным). По мощности вооружения и броне, равноценен Т-28, но уступает в удобстве обслуживания, так как в главной башне находится два человека, башня должна быть обязательно переконструирована. Более сложен из-за колесного хода».

     Работы по улучшению конструкции Т-29-5 начались ещё в конце июня 1935 года, когда в адрес НКО и АБТУ ушло письмо, подписанное Барыковым и Гинзбургом. Оно касалось конструкции орудийной башни. Завод спроектировал башню улучшенной конструкции, расширенную с 1410 до 1520 мм. Как и предыдущая, эта башня должна была быть двухместной. Вместе с тем, следовало облегчить жизнь командира, который одновременно выполнял роль радиста, башенного пулемётчика и заряжающего. В связи с этим предлагалось ещё два варианта башни. Первый вариант предполагал установку на танк командирской башенки, общая высота машины с ней вырастала до 3000 мм. Второй вариант предполагал расширение корпуса на 360 мм и установку на танк башни от Т-28. Во всех случаях боевая масса танка возрастала. С модернизированной башней или с первым вариантом переделки она составляла 25 тонн, а с башней от Т-28 и расширенным корпусом — 26 тонн. Помимо изменения башни, конструкторы предлагали заменить в одной из пулемётных башен пулемёт ДТ на крупнокалиберный пулемёт ДК или малокалиберную пушку. Конструкторы КБ завода №185 провели большую работу по улучшению условий работы экипажа. В крыше подбашенной коробки появились два вытяжных вентилятора. Орудийная башня стала больше в размерах, что улучшило условия работы в ней. Также переделке подверглись некоторые элементы корпуса. В частности, боковые воздухозаборники получили характерные «уши». Изменения, улучшившие условия работы механика-водителя, были внесены и в конструкцию отделения управления.

    Параллельно с переделками велись работы по налаживанию кооперации предприятий для выпуска первой партии Т-29. Всего в список задействованных предприятий вошло 25 заводов, включая «Большевик», завод №7, Ижорский завод и ряд других. Эту работу координировал Кошкин, за что в апреле 1936 года он получил орден Красной звезды. Правда, не все получилось, как хотелось. Ижорский завод летом 1935 года настойчиво предлагал заниматься проектированием корпусов силами собственного КБ, а не на заводе №185. Обильной была переписка по коробке передач Кошкина. В результате, в конце октября 1935 года, когда завод №185 передавал на Ижорский завод техусловия на изготовление корпусов и башен, речь шла всего об одном комплекте – т.е. вместо трех экземпляров теперь планировалось произвести всего один эталонный Т-29 (определение «эталонный» закрепилось осенью 1936г.).

     Чертежи эталонного образца Т-29 закончили в середине ноября 1935 года. (Рис.7)

 

Рис.7 – Примерная схема эталонного Т-29 – отсутствует турельная установка на башне под зенитный пулемет.

 

    После внесённых изменений ориентировочная боевая масса машины выросла до 25-26 тонн. Танк стал длиннее на 10 сантиметров и примерно на столько же шире. Его максимальную скорость на гусеницах определили в районе 55 км/ч, несколько снижалась и скорость при езде на колёсах. По опыту эксплуатации Т-29-4 и Т-29-5 ожидаемое время перехода с гусеничного на колёсный ход должно было составить примерно полчаса. Достигалось это за счёт механизации процесса затягивания ветвей гусеничных лент на крылья.

    Ни одного экземпляра Т-29 в 1935 году построено не было. В АБТУ на новый танк сильно рассчитывали. Предполагалось, что именно Т-29 станет новым средним танком, и уже в 1936 году он должен был производиться на Кировском заводе вместо Т-28.  АБТУ заключило с Кировским заводом соглашение о выпуске 10 Т-29 за 1936 год, но по состоянию на июнь 1936 года Кировский завод и завод №185 только продолжали работу по устранению недостатков, выявленных по итогам испытаний, а также переделку чертежей. В начале июня 1936 года состоялось совещание по поводу использования в Т-28 и Т-29 дизельного двигателя ДМ. Ожидалось, что этот двигатель сможет развивать мощность 670 лошадиных сил при 2800 об/мин. Этой темой занимался научный автотракторный институт (НАТИ), но дальше переписки дело не продвинулось. В конце лета 1936 года АБТУ потребовало увеличить башню для размещения в ней трёх человек – интересно, что за год до того военные сами отказались от аналогичного предложения завода №185. В начале осени 1936г. было решено использовать в конструкции Т-29 цементированную броню. Также танк должен был получить дымовые приборы, крепящиеся по бортам корпуса. В октябре 1936г. по требованию АБТУ в танке следовало устанавливать не 76-мм пушку КТ, а ПС-3.

    Постоянные изменения, вносимые в конструкцию нового танка, привели к тому, что к сборке единственного эталонного Т-29 (вместо планировавшихся ранее 10 шт.) Кировский завод приступил в ноябре 1936 года, но уже в декабре завод №185 обнаружил ошибки в чертежах корпуса танка. В результате уже изготовленную орудийную башню забраковали. Ошибки стали результатом несогласованности между заводами, которые не считали нужным интересоваться изменениями, вносимыми в конструкцию. Мало того, сверху приходили всё новые и новые циркуляры, например, на изготовление для Т-28 и Т-29 конических башен.

    Наконец, 21 декабря 1936г. эталонный Т-29 вышел на заводской двор. (Рис.8)

 

 

Рис.8 – Эталонный Т-29.

 

    Масса 28,5 т (в некоторых источниках указывают 28,3 т). Габариты: длина – 7324 мм, ширина – 3220 мм, высота – 2820 мм, клиренс – 500 мм. Корпус сварной. Бронирование (гомогенная броня): лоб корпуса 30 мм, борт корпуса, башни - 20 мм, крыша корпуса, днище 10 мм. Экипаж 5 чел. Для посадки и выхода экипажа главная башня имела два поворотных люка в крыше и один (прямоугольной формы) в кормовом броневом листе. В пулеметных башнях также имелись люки в крыше. Вооружение: 76 мм пушка ПС-3, 4 пулемета (2 в малых башнях (сами пулеметные башни заимствовались от Т-28), 2 в большой башне), 5-й пулемет зенитный на турельной установке П-40 на башне. Боекомплект 67 снарядов, 6600 (или 6930) патронов (105 магазинов). Впервые основная часть артиллерийских выстрелов была размещена в кольцевой укладке, окружающей башню ниже уровня погона. Двигатель бензиновый авиационный двенадцатицилиндровый жидкостного охлаждения М-17Ф, мощностью 500 л.с. при 1445 об./мин. Два двойных карбюратора Зенит КД-1. Пуск двигателя производился с помощью электростартера Бош мощностью 6 л.с. (4,4 кВт) и сжатым воздухом. Емкость топливных баков составляла 600 л. Трансмиссия: главный фрикцион трехдисковый сухой, 4-х скоростная КП. Ходовая по типу ПТ с независимой пружинной подвеской катков, ширина гусеничных траков 500 мм. Колесно-гусеничный ход синхронизирован. Приборы наблюдения: зеркальные смотровые приборы, триплексные (-?) щели. Рация 71ТК2. Танкофон.

    Расчётная максимальная скорость на гусеницах составляла 56 км/ч, на колёсах - 57,4 км/ч. Запас хода на гусеницах по шоссе 250 км, на колесах по шоссе – 350 км. Минимальный радиус поворота на гусеницах 3,5 м, на колесах – 4,2-4,5 м. Удельное давление на грунт на грунт на гусеницах без погружения – 0,75 кг/см2. Удельное давление на грунт на колесах 7,64 кг/см2. Преодоление препятствий: подъем на гусеницах 30-35°, перекрываемый ров с места – 3,3 м, с хода – 4,5-5 м, брод – 1,1 м; вертикальные препятствия – 1-1,2 м; толщина сваливаемого дерева – 400 мм.

     В ходе заводских испытаний, которые продолжались до декабря 1937 года, эталонный образец преодолел 1761 километр. Из них 1022 было пройдено по шоссе на колёсах, 640 на гусеницах, вне дорог танк проехал 5 километров на колёсном ходу и 94 на гусеничном. При движении в зимних условиях по заснеженному шоссе средняя скорость колебалась в пределах 24-38,4 км/ч. В летних условиях средняя скорость на шоссе составляла 31-38,8 км/ч. Отмечалось, что средняя скорость могла быть выше - до 40-50 км/ч, но этому препятствовало быстрое разрушение бандажей опорных катков. (Рис.9)

 

Рис.9 – Разрушение бандажей опорных катков.

 

   Вероятно, быстрое разрушение бандажей происходило из-за значительно выросшей массы танка, по сравнению с танками ПТ, при этом конструкция бандажей не менялась, а нагрузка увеличилась почти в 1,5 раза. Проблему с бандажами планировалось решать за счет их уширения.

    Приятной особенностью танка оказалась его способность продолжать движение без заноса с одной поврежденной гусеницей за счет применения синхронизатора хода. (Рис.10)

 

Рис.10 – Т-29 движется на одной гусенице, с другого борта – колесный ход; наличие синхронизатора позволяло выполнять такой трюк.

 

    Был подобран режим, в котором машина, имевшая гусеничную ленту только на одной стороне, могла не только двигаться, но и поворачивать.

    Общий вердикт по итогам испытаний оказался положительным, хотя был составлен и обширный список мелких дефектов.

    Машина получилась значительно быстрее серийного Т-28, а её ходовая часть была более надёжной. Для сравнения, безаварийная езда Т-29 по бездорожью была возможной на скорости 20-25 км/ч, при этом машина преодолевала неровности высотой до 0,5-0,6 метров. У Т-28 разрушение ходовой части начиналось при езде по бездорожью на скорости 15-18 км/ч, при этом высота преодолеваемых вертикальных препятствий составляла всего 0,2-0,3 метра. Также более удачной конструкция Т-29 выглядела с точки зрения обслуживания ходовой части. Считалось, что эта машина являлась наиболее стабильной огневой платформой из существовавших на тот момент.

    И все же весной-летом 1937г. Т-29 не пустили в серию. Заказчик желал получить танк с трехместной башней конической формы и с цементированной броней. Кроме того, Т-29 получился очень дорогим. Первый образец обошёлся почти в два миллиона рублей, стоимость второго эталонного экземпляра должна была составить миллион рублей - второй эталонный образец так и не был построен. Серийная машина получилась бы дешевле, но всё равно она была бы существенно дороже Т-28.

    Летом 1938г. на Т-29 установили новое орудие – Л-10 (Рис.11), а 7 августа 1938г. тему Т-29 закрыли постановлением №198сс Комитета обороны при СНК СССР.

 

Рис.11 – Т-29 с орудием Л-10, 1938г.

 

   Несмотря на официальное закрытие темы Т-29, две построенные по программе машины (вероятно, Т-29-5 и Т-29) некоторое время продолжали эксплуатироваться – Т-29-4 был разобран в 1938г. (в некоторых источниках сообщают, что в 1938г. был разобран вариант Т-29-5).  Т-29-5 с серийным номером 217 использовали для обкатки различных узлов, после чего танк передали заводу №185. Ближе к лету 1941 года танк оказался на НИБТ Полигоне в подмосковной Кубинке. Эталонный Т-29 с серийным номером 16139 после ремонта 13 февраля 1940 года отправили в распоряжение 13-й армии. Сведений об участии этой машины в Зимней войне нет.

    К 22 августа 1941 года оба Т-29 оказались на территории НИБТ Полигона. 29 сентября Т-29-5 был отправлен в Казань, где был организован филиал полигона. В 1942 году танк переправили в Челябинск, где он попал на площадку при заводе №100. (Рис.12)

 

Рис.12 - Т-29-5 на заводе №100, 1942 год.

 

    Эталонный Т-29 вместе с рядом других полигонных танков оказался в составе отдельной танковой роты НИБТ Полигона под командованием капитана Карпенко. Рота вошла в состав Можайского укрепрайона. К 8 октября танк находился в составе «роты Семёнова» (так это подразделение называется в документах НИБТ Полигона), которая принимала участие в боевых действиях до конца октября 1941 года. Затем упоминаний о Т-29 не прослеживается.

    Встречается, что имелся проект химического варианта на базе Т-29 – ХТ-29. Подробности не приводятся, но на снимках видно, что эталонный Т-29 уже оборудовался химоборудованием. (Рис.13)

 

Рис.13 – Цифрами показано размещение химоборудования на танке Т-29.