&
&
Т-28А-2

Т-28
обр.1935/36гг.

Т-28А
СССР
Средний танк
|
масса Т-28
обр.1935/36гг. Т-28А |
25,4/27 т 25,4 т |
|
вооружение |
76-мм орудие 5 пулеметов |
|
экипаж |
6 чел. |
|
мощность силовой
установки |
480/580 л.с. |
|
проект |
1935г., Кировский з-д |
|
выпускался Т-28
обр.1935/36гг. Т-28А |
1936-1938гг., Кировский з-д 184 шт. 1936г., Кировский з-д 52 шт. (из них 2 шт. – конверсии) |
|
ИЗОБРАЖЕНИЯ
НЕТ |
Т-28А-2
СССР
Экспериментальный средний по массе танк
|
масса |
17,5/20 т |
|
вооружение |
76-мм орудие 4 пулемета |
|
экипаж |
6 чел. |
|
мощность силовой
установки |
480/580 л.с. |
|
проект |
1936г., академия ВАММ |
|
выпускался |
1936г., Кировский з-д 1 шт. экспериментальный конверсия |
Основная статья:
Советское танкостроение 1929-1937гг.
Многоликий
средний, часть 1
В 1935г. велись активные работы по
улучшению конструкции танка Т-28.
У Свирина встречается таблица «Основные тактико-технические характеристики танков на последние 2 года 2-й пятилетки» (- 2-я пятилетка, годы - 1933-1937). В этой таблице приводятся данные по танку Т-28Б: масса – 20 т, броня – 30 мм, вооружение – 76-мм пушка, 3 пулемета ШКАС, дизель мощностью 500 л.с., скорость хода – 70/50 км/ч, запас хода – 300/200 км, экипаж – 6 чел, ширина рва- 3,3 м, высота стенки – 0,85 м, брод -1 м. Т.е., можно сделать вывод, что не позднее 1935г. имелись планы придать танку Т-28 новые ТТХ. С другой стороны, известно, что в 1935г. в конструкцию машины было внесено примерно 600 крупных изменений. Вероятно, в ходе этой работы ТТХ танка Т-28 существенно изменились – масса машины увеличилась, по разным источникам, до: 25,2 т, 25,4 т, а по данным альбома з-да №185 – до 27 тонн, что могло получиться, в первую очередь, за счет усиления бронирования. В некоторых справочниках новый вариант обозначают, как Т-28 обр.1935г. Пишут, что окончательно отработать чертежи и технологию производства нового варианта удалось только к началу 1936г. (Рис.1)



Рис.1 – Модель
1936г.
Корпус – клепано-сварной. Изменились надвентиляторные люки и колпаки на жалюзи. (Рис.2)


Рис.2 – Новые жалюзи над МТО, характерны для машин 1936-1937гг. выпуска.
Появились глушители новой конструкции. (Рис.3)

Рис.3 – Глушитель, характерный для машин 1935-1940гг. выпуска.
Претерпела изменения башня. Башня стала также клепано-сварной. Теперь в крыше башне вместо одного большого прямоугольного люка сделали два – один круглый, с установкой под зенитную пулемётную турель, а второй - прямоугольный. В задней стенке кормовой ниши ввели стандартную шаровую установку для пулемета. (Рис.4)

Рис.4 – Вид сверху на обновленную главную башню.
Справа от люка командира — бронировка антенного ввода.
30 сентября 1936 года начальник УММ И. Халепский утвердил тактико-технические требования на разработку новых конических башен для Т-28. При этом правую пулемётную башню предполагалось вооружить двумя пулемётами ДТ, а левую — ДТ и 12,7-мм ДК. Проекты таких башен, рассмотренные на заседании НТК АБТУ в марте 1937 года, признали неудовлетворительными, а затем работы по коническим башням для Т-28 были на время свёрнуты.
Экипаж Т-28 сохранился прежним - 6 чел. Вооружение увеличилось на один пулемет (в корме башни), достигнув 5 единиц. Артиллерийское вооружение не изменилось – 76,2-мм орудие КТ-28. Боекомплект 69 снарядов и 7938 патронов.
Двигатель и трансмиссия, в принципе, не
изменились. Мотор М-17-Л, мощностью 450-480 л.с. при
1400-1450 об/мин (в альбоме з-да №185 указано 715 л.с.
при 1665 об/мин). С другой стороны, известно, что в сентябре-октябре 1936г.,
двигательному отделу ХПЗ удалось повысить мощность мотора М-17 до 580 л.с. и с августа 1937г. их начали устанавливать на Т-28.
На машинах выпуска 1933–1935 годов существовало неприятное явление - бензин, вытекающий из карбюраторов, скапливался на днище танка, вследствие чего часто возникали пожары. Для предотвращения этого были сконструированы специальные карманы, установленные на нижней наружной части картера двигателя. Бензин стекал в них и по специальной трубке отводился наружу за борт танка.
Емкость бака 660 л.
Ходовая часть прежней конструкции, но введены новые резиновые бандажи для опорных катков, а на наиболее нагруженных четвертой и пятой каретках опорные катки вовсе не имели резиновых бандажей. В 1937г. на смену ломким тракам из хромоникелевой стали (лопались в двух местах — у основания клыка и на крайней перемычке, срок их службы составлял не более 1000 км пробега) были разработаны и запущены в серийное производство штампованные траки, которые могли ходить по 1500-2000 км.
С 1935 года на танк ставили радиостанцию 71-ТК-2 с дальностью 40–60 км. Однако последняя оказалась неудачной, её детали были перегружены, вследствие чего она сильно перегревалась. Поэтому с 1936 года начали устанавливать более совершенную радиостанцию 71-ТК-3. Это была специальная приемо-передающая, телефонно-телеграфная, симплексная радиостанция с амплитудной модуляцией, работающая в диапазоне частот 4-5.625 МГц, которая обеспечивала дальность связи телефоном на ходу до 15 км и на стоянке до 30 км, а телеграфом на стоянке – до 50 км. На машинах выпуска 1933–1935 годов из-за плохой экранировки электрооборудования возникало множество радиопомех. Для устранения этого дефекта инженеры НИИ связи РККА Ветров и Петухов разработали рациональную блокировку электросхемы с помощью конденсаторов, что позволило значительно снизить уровень радиопомех.
Максимальная скорость хода по шоссе – 42 км/ч (в альбоме з-да №185 указано 55 км/ч), по проселку – 20-25 км/ч. Запас хода по шоссе 180-190 км, по проселку – 120-140 км. Удельное давление на грунт без погружения 0,69 кг/см2, при погружении на 100 мм – 0,66 кг/см2. Преодолеваемые препятствия: подъем - 28°; перекрываемый ров с места – 3 м, с ходу – 5 м; глубина брода – 1 м; вертикальная стенка – 0,8 м; толщина сваливаемого дерева 400 мм.
Машины нового варианта Т-28 обр.1935г. (Рис.5) начали выпускаться, очевидно с 1936г. – возможно, машины серий К-010-500 (50 шт.) и Е-510-100 (50 шт.).

Рис.5 – Указывают, что это серийный танк 1936г. выпуска.
В 1935г. начались работы и по созданию «скоростного» варианта Т-28. Создавался вариант, видимо, на базе танка Т-28 обр.1935г. Пишут, что работу эту затеяли в СКБ-2 под руководством О. Иванова самостоятельно. Ведущим инженером танка, получившего индекс Т-28А, стал А. Ефимов.
Танк получил новую КПП и борт-редуктора. На испытаниях 11 сентября 1935г. машина развила скорость 55,8 км/ч. После доработок, в мае 1936г. комиссия под руководством командира 6-й тбр Лизюкова провела очередные испытания «скоростной машины Т-28А «Сталин», заводской № С-910» (Рис.6).

Рис.6 – Вероятно, это тот самый танк. Фото, возможно, 1940г.
В заключении комиссия отмечала, что «скоростная машина Т-28А по своим тактико-техническим и конструктивным свойствам является боевой и для эксплуатации в войсках вполне пригодной. Для прохождения среднепересеченной местности третья передача (46 км/ч при оборотах двигателя 1450 об/мин) должна быть нормальной эксплуатационной, а четвёртая (55,8 км/ч при оборотах двигателя 1450 об/мин) должна быть резервной при движении по грунтовым дорогам и шоссе».
С июня 1936 г. скоростные танки Т-28А начали выпускаться серийно, до конца года было сдано 52 шт.
В ноябре 1936 года на Т-28А с заводским № 1551 (судя по номеру, машина из первой серии, вероятно, обр.1933/34гг.) была установлена трансмиссия изменённой конструкции - «усаленная (- усиленная?) трансмиссия», разработанная слушателями Академии ВАММ. На испытаниях этот танк, в литературе его обозначают Т-28А-2, показал невероятную для машин своего класса скорость - 65 км/ч. Возможно, осенью того же года танк был возвращен в первобытное состояние.
В 1939-1940гг., вероятно, не менее 109 танков выпуска 1936-1938гг. перевооружили, заменив на них пушки КТ-28 на Л-10. (Рис.7)

Рис.7 – Скоростной вариант Т-28А с именем собственным «Сталин» после модернизации.
На танке новая пушка Л-10, похоже, танк получил дополнительную экранировку и радиостанцию без поручневой антенны.
В 1937г. ожидался переход на выпуск танка Т-29, в связи с чем производство танков Т-28 было сокращено, а Т-28А с 1 января 1937г. и вовсе сняли с производства.
Таблица – Выпуск танков Т-28 обр.1935г. и Т-28А.
|
|
1936г. |
1937г. |
1938г. |
|
|
Годовой план |
100 |
80 |
90 |
|
|
Серия 1549-1699 |
27 |
|
|
27 |
|
Серия С-510-1000 (Т-28А) |
50 |
|
|
50° |
|
Серия К-010-500 |
24 |
26 |
|
50 |
|
Серия Е-510-1000 |
|
20/13 |
30/37 |
50 |
|
Серия Д-010-1100 |
|
|
59 |
59 |
|
Фактически произведено |
101 |
46/39°° |
100/96°°° |
|
° Вероятно, этой серией строились скоростные машины Т-28А, но практически во всех справочниках указывают, что было получено 52 машины Т-28А. Возможно, что до уровня Т-28А довели 2 машины первой серии 1549-1699, также выпускавшиеся в 1936г., либо 1 машину первой серии и 1 машину серии К-010-500.
°° По данным ГАБТУ – 39 шт., по данным РГАЭ – 46 шт.
°°° По данным ГАБТУ – 96 шт., по данным РГАЭ – 100 шт.
Итого, получается, что в 1936-1938гг. было произведено: 52 танка Т-28А и 184 танка Т-28 обр.1935/36гг. В литературе встречаются и иные подсчеты: Т-28 образца 1934г. – основной серийный образец производства 1934-1938гг. – выпущено 266 единиц, причем в это количество, возможно, включены и танки Т-28А.
Вообще 1937г. вполне мог оказаться последним годом выпуска танков Т-28. Несмотря на принимаемые меры, машина имела массу технических недостатков. Разрушение довольно сложной ходовой части начиналось при езде по бездорожью на скорости 15-18 км/ч, при этом высота преодолеваемых вертикальных препятствий составляла 0,2-0,3 м, против заявленных 0,8 м. На этом фоне Т-29 смотрелся гораздо предпочтительнее. Машина получилась значительно быстрее серийного Т-28, а её ходовая часть была более надёжной. Безаварийная езда Т-29 по бездорожью была возможной на скорости 20-25 км/ч, при этом машина преодолевала неровности высотой до 0,5-0,6 метров.
В целом и выпуск Т-28 шел тяжело. (Рис.8)

Рис.8 – Производство танков Т-28 на Кировском з-де.
Машина получилась не только сложной, но и дорогой: в 1938 году цена на Т-28 составляла 380 тысяч рублей за штуку. За те же деньги можно было построить 3 БТ-7 или почти 5 Т-26. Дороже был только Т-35 (500 тысяч рублей за штуку). Однако перспективный Т-29 выходил еще дороже - в серийном исполнении, возможно, дороже, чем Т-35. К тому же у Т-29 оказались свои узкие места. Таким образом, Т-28 продолжил свое развитие в нише среднего танка. В 1940г. по опыту Зимней кампании часть машин получила дополнительную экранировку - то есть на основную броню приваривались дополнительные броневые плиты. Толщина лобовой брони корпуса и башни за счет этого могла быть увеличена до 80 мм, а бортовой и кормовой — до 40 мм, при этом масса танка возросла до 32 тонн. (Рис.9, Рис.10)

Рис.9 – Сема экранирования Т-28.


Рис.10 – Экранированный Т-28 с пушкой КТ-28.
Т-28 также пытались приспособить для подводного хождения – Т-28ПХ – это серийный танк, на котором в 1937г. в опытном порядке установили оборудование для преодоления по дну водных преград глубиной до 4,5 м. Корпус танка Т-28ПХ и его вооружение герметизировалось, а для питания двигателя воздухом и отвода выхлопных газов под водой устанавливались специальные приспособления. (Рис.11)

Рис.11 - Схема установки оборудования подводного хода на танке Т-28.
Испытания танка проводились в августе — декабре 1937 года в естественных водоёмах Московской области. Всего было произведено 27 заездов на различную глубину. (Рис.12)

Рис.12 – Т-28ПХ на испытаниях, сентябрь 1937г.
Однако не обошлось без ЧП. 4 сентября 1937 года на 18-й минуте четвёртого заезда, на глубине 2780 мм, двигатель, работавший до этого нормально при 1000 - 1100 об/мин, стал давать перебои, самопроизвольно меняя число оборотов. Через 40 - 50 секунд в моторном отделении танка произошёл взрыв. От резкого перепада давления были вырваны крепления люков водителя, правой малой башни, люка наводчика главной башни и подмоторного люка, а также нарушена герметизация ряда уплотнений жалюзи. В итоге танк залило водой. К счастью, обошлось без жертв - экипаж сумел покинуть машину.
Общая продолжительность подводного хождения танка составила 6 ч 35 мин, из них 4 ч 44 мин - с работающим двигателем. При этом длительность единичного погружения была доведена до 60 минут, а непрерывная работа двигателя под водой - до 27 минут.
По результатам испытаний был сделан вывод, что в данном виде оборудование подводного хода имеет ряд конструктивных недостатков и в целом не в полной мере соответствует предъявленным тактико-техническим требованиям. В то же время даже при самом поверхностном устранении выявленных дефектов подводное хождение Т-28 признавалось вполне возможным. При устранении всех недостатков Т-28ПХ мог успешно использоваться при форсировании водных преград глубиной до 4 м и шириной до 1 км при максимальной скорости течения до 1 м/с.
Комиссией, проводившей испытания, было признано необходимым изготовить эталонный образец Т-28ПХ в заводских условиях. Однако никакой информации о последующих разработках по Т-28ПХ нет.
В мае - июле 1939 года проводились испытания серийного танка Т-28, оборудованного колейным колейным (катковым) минным тралом нажимного действия. (Рис.13)

Рис.13 – Т-28, оборудованный катковым тралом.

Рис.14 – Подрыв мины на испытаниях, июль 1939г.
В июле - августе 1940 года на Т-28 проходил испытания бойковый трал ТР-28, разработанный инженерами Белогуровым и Колоевым. Трал предназначался для обеспечения проходов шириной 3,5 м в минных полях. Он состоял из барабана, к которому крепились тросы с грузиками на концах, и цепной передачи с приводом от ленивца танка. Вращаясь, тросы с грузами ударяли по земле и вызывали подрыв мин. Испытания показали, что конструкция нуждается в доработке.
Во время Зимней войны на з-де №185 разрабатывался «раскидыватель надолб и завалов». Аксессуар представлял собой металлический клин с полозьями, толкаемый впереди танка. При его помощи предполагалось раздвигать противотанковые надолбы. Испытания показали, что мощности двигателя Т-28 недостаточно, для преодоления надолбов. Дальнейшие работы по теме прекратили.
На Т-28 в ноябре 1940г. испытывался плуг-канавокопатель КВ. Он предназначался для быстрого отрытия позади движущегося танка трапецеидальных траншей неполного профиля (0,5-0,6 м глубиной) – надеялись, что в такой канаве смогут укрываться в бою пехотинцы. Дальнейшие разработки по плугу были прекращены.
Башни от Т-28 устанавливались на бронекатера проекта 1124. (Рис.15)

Рис.15 – Башня танка Т-28, демонтированная с катера проекта 1124.
Башни от Т-28 применялись также при
сооружении долговременных огневых точек в районе Ленинграда.
Также уже в период Великой Отечественной войны башни и элементы корпусов Т-28 использовались при постройке некоторых бронепоездов (к примеру, бронепоезда № 1 «Истребитель фашизма» из состава 6-го ОДБП и бронепоезда № 2 «Дзержинец» (Рис.16) из состава 48-го ОДБП).

Рис.15 – Вагон б/п «Дзержинец».
Пишут
также, что с использованием узлов и башен от Т-28 построили 2 моторных
броневагона – вероятно, речь все о тех же «Дзержинце»
и «Истребителе фашизма».
Эксплуатация и боевое применение танков Т-28.
С 12 декабря 1935 года отдельные танковые полки, имевшие на вооружение танки Т-28 начали разворачивать в отдельные тяжёлые танковые бригады (ттбр) – в каждой бригаде по 54 средних танка - всего 3 бригады. Приказом наркома обороны от 21 мая 1936 года бригады выделили в Резерв Главного Командования. Тяжелые танковые бригады РГК предназначались для качественного усиления стрелковых и танковых соединений при прорыве укреплённых позиций противника.
Важными мероприятиями, в котором регулярно принимали участие танки Т-28 были ежегодные парады 1-го мая и 7-го ноября в Москве, Питере и Киеве. Обычно в этих демонстрациях задействовали по 20 машин. (Рис.16)

По состоянию на 1 января 1938 года в РККА имелось 262 танка Т-28 в следующих частях и соединениях: Харьковский военный округ: 5 ттбр (г. Харьков) — 16; Приволжский военный округ: Ульяновское БТУ — 1, Казанские пехотные курсы — 2, Ульяновское училище особой техники — 2; Киевский военный округ: 4 ттбр (г. Киев) — 80; Московский военный округ: ВАММ — 5, Орловское БТУ — 3, Горьковское БТУ — 1, отдельная химрота 2 ск — 1, НИБТПолигон — 3; Ленинградский военный округ: 6 ттбр им. Кирова (г. Слуцк) — 57, 2-я запасная тбр — 6, Ленинградские БТКУКС — 4, Ленинградское училище танковых техников — 3; Белорусский военный округ: 1 ттбр (г. Смоленск) — 65; вне округов: Кировский завод — 2, неотправленных новых танков — 11.
В 1939 году тяжёлые танковые бригады были переведены на новый штат, а также сменили нумерацию: 5 ттбр стала 14-й, 4 ттбр — 10-й, 1 ттбр — 21-й, а 6 ттбр — 20-й им. Кирова.
В сентябре 1939 года 10-я (98 танков Т-28) и 21-я (105 танков Т-28) ттбр участвовали в боевых действиях против Польши в составе Украинского и Белорусского фронтов, соответственно. Столкновений с войсками противника практически не было, бригады прошли по 350–400 км, при этом танки Т-28 показали себя неплохо. (Рис.17)

Рис.17 – Освободительный поход в Польшу.
Звездным часом этих танков стала советско-финская война 1939-1940гг., где эти машины оказались самыми подходящими из всего ассортимента советских танков для действий в условиях хорошо подготовленной глубокой обороны противника. На Карельском перешейке действовала 20 ттбр. К началу боевых действий на вооружении бригады, помимо прочего, имелось 108 танков Т-28, преимущественно более поздней модификации – с пушкой Л-10. Техническое состояние машин было хорошим.
Специалисты отмечают, что 20-я танковая сыграла при прорыве «линии Маннергейма» наиболее активную, если не решающую роль. В период боевых действий на Карельском перешейке танки Т-28 использовались по прямому назначению — для поддержки войск при прорыве сильно укреплённых позиций. Т-28 превосходили Т-26 и БТ по проходимости — на второй передаче свободно передвигались по снегу глубиной 80–90 см, лучше преодолевали рвы, эскарпы и другие препятствия. Но при этом, имея более толстую броню - по сравнению с Т-26 и БТ - они оказались уязвимыми для огня 40-мм противотанковых пушек «Бофорс», состоявших на вооружении у финнов (к счастью, таких пушек в финской армии было немного). Общий вывод относительно танков Т-28 в Зимней войне звучит примерно так: бои в Финляндии показали, что Т-28 является надёжной и ремонтопригодной машиной, несмотря на суровые географические и климатические условия эксплуатации, артиллерийские обстрелы и минные поля.
С началом формирования в Красной Армии механизированных корпусов летом 1940 года и переходом автобронетанковых войск на новую организацию все танковые бригады постепенно расформировывались, а их кадры и материальная часть поступали на укомплектование новых танковых дивизий.
К 1 августа 1941 года были потеряны все танки Т-28, находившиеся к началу Великой Отечественной войны в составе механизированных корпусов. (Рис.18)

Рис.18 – Оставленные экипажами танки 5-й тд, р-н Алитус, июнь 1941г.











Рис.19 – Потерянные летом 1941г.
На верхнем фото рядом с Т-28, видимо, брошенным из-за поломки или отсутствия горючего, легкий танк чешского производства.
На двух нижних снимках - машины, экранированные дополнительной броней.
Осенью - зимой 1941 года небольшое количество Т-28 участвовало в битве под Москвой.
К весне 1942 года танки Т-28 все еще находились в частях Ленинградского фронта. В условиях блокады и использования их в качестве подвижных огневых точек Т-28 применялись до 1943 года, а в тыловых подразделениях - до весны 1944 года. Последние сведения по танкам Т-28 Ленинградского фронта относятся к 1 февраля 1944 года, тогда там в тыловых подразделениях ещё оставалось 3 машины.
Дольше всего в боевых частях Красной Армии Т-28 прослужили в составе 14-й армии Карельского фронта в Заполярье - к 20 июля 1944 года (моменту начала наступления советских войск в Карелии) 107 отб имел в своём составе 3 Т-28. Это самое позднее (из найденных в документах) упоминание об использовании танков Т-28 частями Красной Армии в Великой Отечественной войне.
14 апреля 1940 года прошёл испытания электротральщик на базе Т-28. Он обеспечивал дистанционный подрыв мин за счет создания перед танком электромагнитного поля ультравысокой частоты, электромагнитное излучение позволяло подрывать мины с электродетонаторами. На танке вместо главной башни устанавливалась металлическая рубка размером 2х2,5 м, в которой находился генератор, двигатель от ЗИС-5 и другое оборудование. Генератор создавал перед танком электромагнитное поле ультравысокой частоты. Развитие темы на базе Т-28 не последовало.