Т-28 обр.
1933/34гг.

Т-28
обр. 1933/34гг.
СССР
Средний танк
|
масса |
17,5/20 т |
|
вооружение |
76-мм орудие 4 пулемета |
|
экипаж |
6 чел. |
|
мощность силовой
установки |
450 л.с. |
|
проект |
1932г., «Красный Путиловец» |
|
выпускался |
1933-1935гг., «Красный Путиловец» 124 шт. |
Основная статья:
Советское танкостроение 1929-1937гг.
Многоликий
средний, часть 1
Летом 1932г. в СССР по образу и подобию британского 16-тонного танка Medium Mk.III
(Рис.1) построили опытный образец Т-28-1 (Рис.2).

Рис.1 – Британский Mk.III E1, судя по всему, именно этот танк проходил
обкатку на глазах у советских представителей.


Рис.2 - Т-28-1.
После первых тестов и смотрин было решено усилить вооружение танка - вооружить 76-мм пушкой.
В сентябре 1932 г. были рассмотрены переработанные чертежи второго опытного образца Т-28. Изменения были внесены практически во все узлы – подвеску, конструкцию корпуса и башен, силовой агрегат, трансмиссию, вооружение. В качестве основного вооружения планировалось ставить 76-мм пушку ПС-3 (как на тяжелом танке). На танке должны были появиться усиленные бортовые редукторы. Машина получала получил двигатель жидкостного охлаждения М -17 мощностью 420 л.с. (Рис.3)



Рис.3 – Компоновка и общий вид Т-28.
Вместо пушки ПС-3 прорисована КТ-28.
Масса 17,5 т (возможно, ок. 20 т). Габариты: длина – 6500 мм, ширина – 2630 мм, высота – 2620 мм, клиренс – 500 мм. Бронирование: лоб корпуса 20 мм, борта корпуса 16 мм, крыша 10 мм, днище 8 мм, башня 20 мм.
В
альбоме з-да №185, составленного для нужд начальства в 1936г., масса Т-28
указана в 27 тонн (Рис.4) – возможно, в момент составления альбома масса танка
имела новые значения, отличные о первоначальных, что отразилось в документе,
подготовленном заводчанами, но на фотографиях танка, приложенных к формуляру,
запечатлен, похоже, ранний вариант машины (Рис.5).

Рис.4 – Сведения о танке Т-28 из альбома з-да №185
от 1936г.



Рис.5
– Фото Т-28 из альбома з-да №185.
Броневой корпус собирался из катаных броневых листов, сваренных между собой встык. Передняя часть корпуса скошена – для увеличения обзора механика-водителя и уменьшения мертвого пространства перед танком. На стыке верхнего переднего наклонного листа, лобового вертикального и днища вваривались угольники, придававшие лобовой части корпуса необходимую прочность. Сверху к переднему наклонному листу приваривались две вертикальные стенки верхней части кабины механика-водителя. Спереди кабина закрывалась дверкой на петлях, которая откидывалась вперед при помощи двух рукояток изнутри. В дверке имелся откидной щиток на шарнирах с узкой прорезью, прикрытой триплексом. (Рис.6)

Рис.6 – Вид на рубку водителя снаружи.
Сверху над дверкой – откидная крышка на петлях для посадки механика-водителя. (Рис.7)

Рис.7 – Вид на место водителя через раскрытые створки и откинутую крышку.

Рис.8 – В средней части крыши МТО — грибовидный колпак воздушного фильтра.
Справа и слева расположены жалюзи для впуска охлаждающего воздуха к радиаторам. (Рис.9)

Рис.9 - Варианты надвентиляторных колпаков и жалюзи на танках Т-28 ранних серий выпуска.

Рис.10 – Ранний вариант глушителя, устанавливался на танках 1933-1934 годов выпуска.
К днищу корпуса вдоль моторного отделения была приварена рама двигателя, первичной передачи вентилятора и КПП. Рама для прочности укреплялась двумя подкосами с каждой стороны; последние одновременно служили опорой для радиаторов. Справа и слева от подмоторной рамы в отделении трансмиссии располагались вертикальные нити для бензобаков. Днище корпуса имело восемь люков в моторно-трансмиссионном отделении, предназначенных для доступа к агрегатам, слива бензина и масла. Еще по шесть круглых отверстий с каждой стороны для прохода и крепления свечей амортизаторов размешались в выступающей части днища.
Одноместные малые башни одинаковы по своему устройству – круглые, с выступом в передней части для шаровой установки пулемета ДТ. Различались между собой расположением смотровых щелей. Между башнями находилась рубка водителя. (Рис.11)

Главная башня – сварная, эллиптическая, с развитой кормовой нишей. (Рис.12)

Башня могла вращаться от электропривода. Крыша башни имела рёбра жёсткости в виде выштамповок в форме звезды и двух полос с закруглёнными краями. В задней стенке – круглое отверстие (на машинах ранних выпусков – вертикальная щель, закрытая заслонкой) для шаровой установки пулемета. На стенке ниши размещалась радиостанция. В крыше башни имелся один общий прямоугольный люк. Впереди люка – отверстия: два для закрытых броневыми колпаками перископических приборов и одно – для вывода провода к радиоантенне. На правой и левой стенках башни имелись круглые отверстия с задвижками изнутри для стрельбы из личного оружия, а выше и несколько впереди смотровые щели с триплексами. В задней стенке кормовой ниши имелась вертикальная щель для бугельной установки пулемёта.
Главная башня оснащалась подвесным полом, приподнятым над днищем корпуса. Пол крепился четырьмя кронштейнами к погону башни. Стойки сидений наводчика и командира имели снизу барабанные укладки по 6 гнезд каждая для размещения снарядов. Между сиденьями была установлена стойка с 8 гнездами (на машинах первой серии – с 12 гнездами) под снаряды и шесть магазинов к пулеметам. Сиденье заряжающего (он же – радист) – откидное, крепилось шарнирно на задней стойке пола. Пол был прикрыт сверху резиновым рифленым листом. (Рис.13)



Рис.13 – Интерьеры главной башни.
Экипаж – 6 чел.: водитель, радист-стрелок, командир, наводчик (в главной башне), два стрелка в пулеметных башнях. Вот как выглядел «Расчёт боевого экипажа танка Т-28» (документ от января 1936г.): «Командир танка (лейтенант) — помещается в главной башне № 1 справа от орудия у перископа. Ведёт огонь из ДТ, заряжает с помощью радиста орудие, командует танком. Техник танковый младший (воентехник 2 ранга) помещается в передней части танка в отделении управления. Непосредственно управляет движением танка, отвечает за его техническое состояние. Вне боя руководит подготовкой механиков-водителей и моториста. Механик-водитель (старшина) помещается в башне № 2, ведёт огонь из пулемёта, обеспечивает уход за мотором. Командир артиллерийской башни (младший командир взвода) помещается в башне № 1 слева, ведёт огонь из 76 мм орудия. Отвечает за состояние вооружения танка. Вне боя руководит подготовкой пулемётчиков. Командир пулемётной башни № 3 (отделенный командир) помещается в башне № 3, ведёт огонь из пулемёта. Обеспечивает уход за ходовой частью танка. Радиотелеграфист (отделенный командир) помещается в башне № 1, обслуживает радиостанцию, в бою помогает заряжать орудие. Механик-водитель младший (младший командир взвода) находится вне танка. Обеспечивает постоянный уход, чистку и смазку трансмиссии и ходовой части в предбоевой обстановке и после боя. Моторист (младший технический состав) находится вне танка. Обеспечивает постоянный уход за мотором, его чистку и смазку».
Вооружение танка предполагалось из 76,2-мм танковой пушки ПС-3 Сячинтова. (Рис.14)

Рис.14 – 76,2-мм
орудие ПС-3.
Удобство этой пушки заключалось в том, что она могла эффективно поражать и бронетехнику, и живую силу, и легкие полевые укрепления. Орудие могло использовать, как заряды, предназначенные для полковой 76,2-мм пушки обр. 1927г., так для дивизионной 76,2-мм пушки обр. 1902г., в котором количество ВВ было вдвое большим. Пушка имела клиновый полуавтоматический затвор, устройства подъемного и поворотного механизмов. Масса орудия (- вероятно, вместе с установкой) 1350 кг. Максимальная длина отката ствола 460 мм. Приводят следующие табличные данные по орудию ПС-3: длинна ствола 21,5 калибра (1640 мм), масса ствола 330 кг, масса качающейся части 614 кг, масса откатных частей 355 кг, длина отката 420-460 мм, скорострельность 10-12 выстр./мин, масса бронебойного снаряда 6,51 кг, начальная скорость 530 м/с (или 520 м/с) при массе заряда 0,95 кг. Максимальная дальность стрельбы 10500 м, но дальность прямого выстрела оказалась всего 500 (489) м.
В мае 1933г. пушка ПС-3 была принята на вооружение под обозначением «танковая пушка обр.1933г.». Производство ПС-3 было возложено также на Кировский завод, однако наладить массовый выпуск орудия так и не удалось. На з-де не могли освоить прогрессивную нарезку ствола и производство штока тормоза отката переменного профиля. Заводчане пытались упростить конструкцию «под себя», но получалось очень плохо. Из Справки по системе ПС-3, составлена на основании приказа нач. вооружений КА от 16.10.36г. об организации комиссии по танковым пушкам КА: «ПС-3 – специальная танковая пушка калибра 76-мм, в 1,75 раза превосходящая по мощности 76-мм полковую пушку… Предпочтительнее для вооружения средних и тяжелых танков система со стволом длиной 20 калибров с толстыми стенками и прогрессивной нарезкой, но они труднее в изготовлении, чем вариант с постоянной нарезкой и тонкостенным стволом с кожухом… Работа комиссии убедительно показывает, что система ПС-3 является вполне современной и спроектирована добросовестно… Все недочеты пушек связаны с тем, что рассмотренные образцы имели большие отклонения от утвержденных чертежей…». Пишут, что всего с 1932г. или с 1933г. по 1936г. Кировский завод произвел около 20 орудий ПС-3, но в Отчете об испытаниях орудия ПС-3 № 1Н/853 от 2.12.35г. упоминается орудие под №59 - вероятно, произведено было более 20-ти орудий, но большое количество их отбраковывалось и военными не принималось. В эксплуатацию на танки Т-28 попало, как будто, 12 штук пушек ПС-3. В 1937г. конструктора орудия П. Сячинтова арестовывают и расстреливают, а его орудия признают «вредительскими», после чего их демонтируют с танков Т-28.
В массовом порядке в Т-28 ставили пушку КТ («Кировская танковая») обр. 1927/32 г. (КТ-28), в установке которой использовалась качающаяся часть 76,2-мм полкового орудия обр. 1927г. (КТ-27), при этом откат был укорочен с 1000 до 500 мм, увеличено количество жидкости в накатнике с 3,6 до 4,8 л, усилены салазки путем утолщения их стенок с 5 до 8 мм, введен новый подъемный механизм, ножной спуск и новые прицельные приспособления. При длине ствола 16,5 калибров начальная скорость 7-кг осколочно-фугасного снаряда составляла 262 м/с, шрапнельный 6,5-кг снаряд вылетал со скоростью 381 м/с. При таких характеристиках борьба с танками противника была затруднительна, но КТ-28 годилась для разрушения полевых ДОТов и борьбы с пехотой. Пушка устанавливалась в маске и имела телескопический и перископический прицелы ТОП обр. 1930 года и ПТ-1 обр. 1932 года (также продукты копирования немецких приборов). Телескопический прицел обр. 1930г. располагался слева от пушки. Перископический прицел обр. 1932г. был установлен на крыше башни с левой стороны и соединялся с пушкой «приводом к перископу». Кроме этих прицелов в крыше башни с правой стороны располагалась командирская панорама. (Рис.15)
Рис.15 – Бронировка панорамного прицела.
Пулемет ДТ («Дегтярев танковый») калибра 7,62 мм устанавливался в шаровой установке справа от пушки. (Рис.16)

Рис.16 – Размещение пушки и пулемета на Т-28, как видим, разнесены, не имеют единой маски.
Угол горизонтального обстрела пулемета +/- 30°, угол возвышения +30°, снижения -20°. Для стрельбы назад в нише башни имелась бугельная щель для установки запасного пулемета ДТ. (Рис.17)

Рис.17 – Компоновка башни.
1 — пушка КТ-28; 2 — маска; 3 — пулемёт ДТ; 4 — шаровая установка; 5 — прибор наблюдения; 6 — сиденье командира танка; 7 — ограждение пушки; 8 — сиденье радиста; 9 — бугельная установка пулемёта ДТ; 10 — сиденье наводчика (командира башни); 11 — механизм поворота башни; 12 — подъёмный механизм пушки; 13 — телескопический прицел; 14 — бронировка люльки.
В 1939г. вышел приказ Ворошилова об обязательной установке кормового пулемета в башне, возможно, на машинах ранних выпусков теперь вместо бугельной щели появилась штатная шаровая установка под пулемет ДТ.
Малые башни вооружались одним пулеметом ДТ в шаровой установке, угол обстрела по горизонту 165°. (Рис.18)

Рис.18 – Компоновка пулеметной башни.
1 — пулемёт ДТ; 2 — шаровая установка; 3 — прибор наблюдения; 4 — укладка запасных стёкол триплекс; 5 — захват башенного погона.
Боекомплект 69 выстрелов к пушке (осколочно-фугасные и шрапнельные снаряды) и 126 пулеметных магазинов (7938 патронов). (Рис.19)

Рис.19 – Схема размещения боеукладок.
На танках Т-28 первых серий устанавливался 4-тактный 12-цилиндровый V-образный карбюраторный авиационный двигатель М -17Л. Эксплуатационная мощность двигателя -450 л.с. при 1400 об/ мин. Степень сжатия – 5,3, сухая масса двигателя – 553 кг. В качестве топлива использовался бензин марок Б-70 и КБ-70. Топливных баков – два, емкостью по 330 л каждый, располагались вдоль бортов в трансмиссионном отделении. Подача топлива – под давлением бензопомпой. Масляный насос – шестеренчатый (на танках первой серии – поршневой). Карбюраторов – два, типа КД-1 (по одному на каждую группу цилиндров). На машинах выпуска 1933–1935 годов бензин, вытекающий из карбюраторов, скапливался на днище танка, вследствие чего часто возникали пожары. Для предотвращения этого были сконструированы специальные карманы, установленные на нижней наружной части картера двигателя. Бензин стекал в них и по специальной трубке отводился наружу за борт танка. Охлаждение двигателя – водяное принудительное; емкость радиаторов 96-100 л. На машинах первой серии радиаторы имели разное число секций. Зажигание – от магнето. На танках первой серии – Сцинтилла; на последующих – магнето Электрозавода.
Трансмиссия состояла из главного фрикциона (ГФ) сухого трения, пятискоростной КП (пять – вперед, одна – назад), имевшей блокировочное устройство, предотвращавшее переключение передач при не выключенном ГФ, многодисковых сухих бортовых фрикционов и двухрядных бортовых передач. Тормоза – ленточные, с обшивкой ферродо.
Ходовая часть по каждому борту имела 12 парных обрезиненных катков малого диаметра, наружный диаметр катка 350 мм. Две соседние пары катков, соединенных между собой балансирами, входили в каретку – всего 6 кареток. Каждая каретка имела подрессоривание за счет цилиндрической спиральной пружины. Наибольшая нагрузка на пружину в средних катках от собственной массы танка достигала 1950 кг. Каретки были сгруппированы в две тележки, которые подвешивались к корпусу в двух точках каждая. (Рис.20)

Рис.20 – Схема тележки Т-28.
1 — балансир; 2 — короткое коромысло; 3 — длинное коромысло; 4 — центральный стакан; 5 — внутренняя труба; 6 — обрезиненный каток; 7 — металлический каток.
На борт имелось по 4-ре двойных поддерживающих ролика с резиновыми бандажами, диаметром 280 мм. Ведущие колеса цевочного зацепления с диаметром делительной окружности 720 мм и 17 зубьями расположены сзади. Зубчатые венцы – съемные. Направляющие колеса – литые со стальным штампованным ободом и резиновым бандажом. Наружный диаметр колеса – 780 мм. Натяжное приспособление – винтовое, с помощью кривошипа. В ходе производства многие детали подвески — направляющие шпонки свечей, крепление проушин, упоры стаканов свечей, опоры коромысел, материал стаканов свечей, пружины подвески, кронштейны («скворечницы»), коромысла — претерпели ряд существенных изменений, направленных на увеличение прочности и надёжности механизмов ходовой части.
Гусеница длиной 15 800 мм состояла из 121 стального литого трака. Ширина трака – 380 мм, длина – 170 мм, шаг гусеничной цепи – 130 мм. Первоначально танки Т-28 оснащались литыми траками из хромоникелевой стали, которые поставлял ленинградский завод «Большевик». Однако эти траки оказались непрочными и лопались, главным образом, в двух местах — у основания клыка и на крайней перемычке. Несмотря на постоянно вносимые изменения в конструкцию траков, их надёжность оставалась довольно низкой — срок службы составлял не более 1000 км пробега.
На машинах первой партии устанавливалось импортное электрооборудование напряжением 12 В. К концу 1933 года перешли на отечественное электрооборудование напряжением 24 В. Мощность генератора 1000 Вт. Освещение: 2 передние фары, 2 фонаря, 3 лампочки щитка водителя, 2 переноски, 6 штепсельных розеток (3 в главной башне, по одной – в малых и одна в отделении трансмиссии), 4 плафона, гудок «ЗЕТ» вибраторного типа. Любопытно, что в 1933–1935 годах монтаж электрооборудования на Т-28 производила бригада электриков военно-морского флота (около 80 человек), состоявшая из квалифицированных электромонтёров-монтажников. Впоследствии под руководством инженера М. Дроздова на Кировском заводе была создана своя бригада.
С конца 1933 года на Т-28 стали устанавливать ламповую УКВ радиостанцию 71-ТК с дальностью действия 18–20 км. С 1935 года — радиостанцию 71-ТК-2 с дальностью 40–60 км. Однако последняя оказалась неудачной, её детали были перегружены, вследствие чего она сильно перегревалась. Масса радиостанции составляла 80 кг без учета массы антенны. Отверстие ввода антенны находилось в задней части башни справа. Судя по фото (наличию или отсутствию поручневых антенн, крепившихся к башне), радиофицированы были не все машины, а только командирские (вероятно, от командиров взводов).
Для внутренней связи в танке имелся танкофон на 6 человек. Для связи с механиком-водителем ставилось светосигнальное устройство. На машинах первой серии устанавливался прибор типа «Сафар».
Пожарное оборудование состояло из баллона с четыреххлористым углеродом емкостью 3 л, установленного под правым радиатором. Кнопка для тушения пожара – у водителя. Кроме стационарного имелось еще два ручных огнетушителя.
Танк оборудовался также двумя приборами дымопуска ТДП-3, размещенными по бортам в специальных броневых ящиках. (Рис.21)

Рис.21 – Ящик на борту танка.
Снаружи к корпусу танка крепился ЗИП, состоявший из двух домкратов, двух ломов, топора, двуручной пилы, двух лопат, стального бруска для снятия катков, буксирных тросов, брезента, запасной каретки нижней подвески и запасных опорных катков.
Танк развивал скорость до 42 км/ч, запас хода 180 - 200 км. Удельное давление 0,5 кгс/см2. Преодолеваемые препятствия: подъем 40°, спуск 30°, ширина рва 2,7 м, стенка 770 мм, брод 1250 мм. При довольно большом соотношении L/B = 2,04 манёвренные качества Т-28 были неплохими и по ряду параметров (особенно по скорости) приближались даже к аналогичным характеристикам лёгких танков БТ.
За успешное проектирование новых танка Т-28 решением КО СССР от 14 ноября 1932 г. высшей наградой – орденом Ленина – были награждены начальник КБ ОКМО С. Гинзбург, руководитель опытного участка ОКМО И. Иванов.
Еще не был готов эталонный образец, но в конце сентября 1932г. Совет труда и обороны СССР принял решение об организации серийного производства танков Т-28 на заводе «Красный Путиловец» (бывш. «Путиловский завод»).
Впервые группа инженеров с «Красного Путиловца» — Титов, Ходин, Доброхотов, Четвериков и Белов — ознакомилась с чертежами Т-28 в КБ ОКМО 30 октября 1932 года, а через месяц вся документация поступила на завод – в конце ноября 1932г. В декабре на завод поступили кондукторы и шаблоны для участка механической обработки. Для выпуска Т-28 на «Красном Путиловце» был выделен один из самых больших цехов – МХ-2 («второй механический»), называемый также «паровозным». Ижорский завод осваивал выпуск бронекорпусов и башен танка. Рыбинский моторный завод № 26 должен был отгружать серийные моторы М-17, завод «Красный Октябрь» освоил выпуск КПП.


Рис.22 – Сверху – танки Т-28 на Дворцовой площади, слева – один из первых серийных танков (фото 1 мая 1933г.).
Внизу – танки Т-28 на Красной площади.
После парадов машины вернули на завод, поскольку эти танки были приняты условно, так как требовали доработок в узлах и механизмах, не имели оптических прицелов, устройств внутренней и внешней связи. Полностью эти танки, вместе с еще двумя изготовленными ранее, были приняты Заказчиком 30 сентября 1933 г., а к концу года при плане 90 танков была сдана 41 машина из 44 изготовленных.
Осенью 1933 года для испытаний и приёмки танков была создана комиссия под руководством С. Гинзбурга, реорганизованная в конце года в опытно-исследовательскую секцию, которую возглавил опытный инженер А. Ланцберг.
В конце 1933 года из числа конструкторов паровозного отдела и отдела общего машиностроения (всего 27 человек) организуется специальное танковое конструкторское бюро — СКБ-2. Его возглавил 39-летний Олимпий Митрофанович Иванов, который в КБ ОКМО был ведущим инженером при разработке танка Т-28. Сначала СКБ-2 подчинялось непосредственно начальнику цеха МХ-2 и лишь с 1935 года перешло в подчинение главному инженеру завода. (Рис.23)

Рис.23 – Начальник СКБ-2 в 1934–1937 годах главный конструктор Т-28 О. М. Иванов (третий справа в первом ряду, расстрелян в 1937г.) в группе выпускников Ленинградского машиностроительного института. 29 апреля 1934 года.
В центре такая колоритная фигура советского начальника.
Следует отметить, что в 1932–1934 годах над СКБ-2 шефствовали КБ заводов им. Ворошилова и им. Кирова (бывший ОКМО завода им. Ворошилова). Однако специалистов-танкостроителей на заводе по-прежнему не хватало, и дирекция обратилась к наркому тяжёлого машиностроения С. Орджоникидзе с просьбой выделить подготовленных людей.
Осенью 1934 года в СКБ-2 прибыла группа выпускников Военной академии моторизации и механизации РККА им. Сталина и Ленинградского политехнического института, всего 14 человек. Некоторые из них — А. Ермолаев, Л. Сычёв, Н. Халкиопов — впоследствии стали известными конструкторами.
Ввиду возникших сложностей с серийным производством танков, на 1934г. планировалось выпустить 50 машин. (Рис.24)




Рис.24 – Серийные танки 1933-1934гг. выпуска.
Пишут, что на верхнем фото - танк с пушкой ПС-3.
Внизу машина оснащена фонарями боевого света.
Есть мнение, что 9 марта 1934г. в одной из башен танка Т-28 испытывали 76-мм (в некоторых источниках указывают 154-мм) безоткатную динамореактивную пушку конструкции Л. Курчевского. Возможно, эта информация верна не в отношении танка Т-28, а двухбашенного танка Т-26. Некоторые авторы указывают, что в 1936г. Т-28 должен был получить либо 152-мм ДРП Курчевского, либо даже 305-мм орудие такого типа. Пишут, что опытный образец 152-мм ДРП испытывался на шасси грузового автомобиля, но на танке Т-28 это орудие не появилось.
В течение 1933-1934гг. из войск стали поступать рекламации. Танк был ненадежен. Часто заводская бригада выезжала в войска для устранения неисправностей на месте. В такой обстановке план на 1935г. сократили до 30 танков. (Рис.25)

Рис.25 – Танки выпуска 1935 года.
В то же время на предприятии вносили изменения в конструкцию – более 700 крупных конструктивных изменений - их нужно было согласовывать с Гинзбургом и представителем заказчика. Окончательно отработать чертежи и технологию производства удалось только к началу 1936г.
Вероятно, к 1936г. был подготовлен вариант Т-28 с новыми ТТХ – масса танка обр. 1935г., по Барятинскому, составляла уже 25,4 тонны, что могло получиться, в первую очередь, за счет увеличения толщины бронирования – к счастью, немецкая ходовая позволяла увеличивать нагрузку. Таким образом, танки, выпускавшиеся с 1936г., очевидно, следует считать новой модификацией Т-28. Следовательно, пока ограничимся рассмотрением аспектов, связанных с производством и применением танков Т-28 обр. 1933/34гг., относящихся к первой производственной серии с номерами 1549-1699. Часть танков первой производственной серии (27 штук), выпускалось и в 1936г., но, вероятно, эти машины могли обладать новыми ТТХ и их следует относить к варианту Т-28 обр.1935г.
Таблица – Производство танков Т-28 обр. 1933/1934гг.
|
|
1933 |
1934 |
1935 |
шт. танков обр. 1933/34гг. |
|
план |
90 |
50 |
30 |
|
|
произведено |
44 |
51° |
32 |
|
|
Принято заказчиком |
41 |
51 |
32 |
124 шт. |
° Пишут, что одно шасси использовалось под инженерную машину, однако, один танк №1638 (к тому времени экранированный) был переделан в машину ИТ-28 только в 1940г. Скорее всего, речь может идти о шасси, которое пытались переделать в СУ-8, но переделка не состоялась и на шасси построили танк.
В литературе встречается и иное мнение относительно построенных танков первого серийного образца Т28: «Т-28 образца 1933г. – первый серийный образец производства 1933-1934гг – выпущена 41 шт.». В этом утверждении бросается в глаза некоторая нестыковка - несмотря на то, что к первой производственной серии причисляются танки 1933-1934гг. выпуска, в расчет берутся машины, произведенные только в 1933г.
В марте 1939г. на танке с заводским номером 1552 опробовали торсионную подвеску. Опыт проводился в рамках проектных и конструкторских работ СКБ-2 по танку СМК. С серийного Т-28 демонтировали штатную подвеску и установили торсионную. Торсионные валы размещались непосредственно под днищем машины, а для ограничения хода балансиров были установлены стальные упоры с резиновыми демпферами (амортизатор для глушения колебаний). В ходе испытаний танк прошёл 1851 км. Были опробованы три типа опорных катков, различавшиеся диаметром, массой и типом упругого элемента. Испытания показали общую надёжность работы торсионной подвески, которая в доработанном виде была применена на экспериментальных танках СМК и КВ. Торсионная подвеска была рекомендована для применения при постройке новых Т-28, однако в производстве Т-28 с торсионной подвеской освоены не были.
Встречается информация, что один танк Т-28, возможно, раннего выпуска и, возможно, также в рамках проектно-конструкторских работ конца 1930-х был оборудован гидромеханической трансмиссией. Какие-либо иные подробности на этот счет отсутствуют.
Первым получил на вооружение танки Т-28 2-й отдельный танковый полк Ленинградского военного округа, затем — 1-й, 3-й и 4-й танковые полки. 12 декабря 1935 года эти полки были развёрнуты в отдельные тяжёлые танковые бригады (ттбр), состоящие из трёх линейных танковых батальонов, учебного батальона, батальона боевого обеспечения и других подразделений. В каждой бригаде насчитывалось пятьдесят четыре машины Т-28. Бригады дислоцировались: 1 ттбр — Белорусский военный округ (г. Смоленск), 4 ттбр — Киевский военный округ (г. Киев), 5 ттбр — Харьковский военный округ (г. Харьков) и 6 ттбр имени С. М. Кирова — Ленинградский военный округ (г. Слуцк). Подготовка танкистов на Т-28 осуществлялась во 2-й запасной танковой бригаде ЛВО, в Орловском бронетанковом училище, а также на Ленинградских бронетанковых курсах усовершенствования комсостава.
Первые манёвры с участием 15 танков Т-28 прошли в ЛВО в январе 1934 года. Самое большое количество Т-28, одновременно задействованных в манёврах - 52 машины 1 ттбр во время учений БВО 8-17 октября 1936 года. В докладе об этом говорилось: «Танками пройдено 250 километров за три дня «боя». Мы имеем хорошие отзывы из частей о тактико-технических характеристиках Т-28, однако в части качества машин Кировский завод сделал ещё не всё». (Рис.26)

Рис.26 – Танк Т-28 на учениях. Белорусский военный округ, 1936 год.
Танки Т-28 принимали участие в Польском походе 1939г. Танки этого типа оказали большую помощь войскам в ходе Зимней кампании 1939-1940гг. при прорыве укрепленной линии обороны противника. После финской войны, вероятно, часть танков первых выпусков была экранирована дополнительной броней. Машины типа Т-28 эксплуатировались вплоть до 1944г.
Машины на шасси Т-28 обр.1933-1934гг.
На базе Т-28 или с использованием их узлов и агрегатов в 1932-1935гг. проектировалось несколько вариантов САУ.
Пишут, что в 1932г. разрабатывался проект самоходной 152,4-мм мортиры на шасси Т-28. В качестве вооружения рассматривалась 152-мм мортира образца 1931 года (НМ) (Рис.27) и два пулемета ДТ.

Рис.27 - 152-мм мортира образца 1931 года (НМ) (индекс ГАУ 52-Г-521). Разработана немецкой фирмой Rheinmetall, с ее разрешения был организован выпуск этих орудий в СССР.
В 1932г. проект 76-мм ЗСУ (СУ-8) (разрабатывался в КБ Артакадемии под руководством профессора Ф.Л. Хлыстова) перенесли с шасси Т-24 на шасси Т-28. Первоначально планировали ограничится минимальными переделками шасси Т-28 (Рис.28), но к концу 1933г. появился новый вариант (Рис.29).

Рис.28 – СУ-8 на шасси Т-28, первый проектный вариант.
Рисунок М. Павлова.

Рис.29 – СУ-8, второй проектный вариант.
Как видим, в первоначальном варианте машина не претерпевала глобальных изменений. Вместо башен в передней части корпуса на тумбовой установке монтировалась пушка 3К. Орудие калибра 76,2 мм имело ствол 55 калибров. При использовании разработанных вместе с пушкой систем наведения угол возвышения мог изменяться в пределах от -3° до +82°. Пушка могла поражать цели на высотах до 9300 м. Максимальная дальность стрельбы по наземным целям – до 14 км! Орудие 3К имело полуавтоматическую систему заряжания. При стрельбе пушка самостоятельно открывала затвор и выбрасывала стреляную гильзу, а при подаче нового заряда закрывала затвор. Подготовленный расчет мог вести огонь с темпом до 15-20 выстрелов в минуту. Для уменьшения раскачивания боевой платформы при стрельбе планировалось использовать откидные упоры. Ожидаемая масса СУ- 8 – 12-13 тонн. Экипаж 6 чел. Боекомплект 108 выстрелов.
Финальный вариант
СУ-8 подразумевал существенную переделку базового шасси. Орудие оказалось в
кормовой части машины, практически над моторным отделением.
Говорят, было
получено разрешение на строительство и испытание опытного образца (не совсем
понятно, в каком варианте). Строительство прототипа СУ-8 началось во второй
половине 1934г., но к концу года от его постройки отказались, а шасси
использовали под серийный танк.
Есть мнение, что на
базе Т-28 или с использованием узлов от этого танка проектировалась САУ
береговой обороны А.А. Толочкова.
В 1932г. в АНИИ была разработана концепция быстровозводимой береговой обороны, основу которой должны были составить передвижные батареи на самоходном шасси с железнодорожным или гусеничным движителем. В конце 1932г., когда были сформулированы требования к тяжелой САУ на гусеничном ходу, свои проекты представили КБ завода «Большевик» и опытного предприятия №185. Рассмотрение проектов состоялось в декабре, после чего победителем была объявлена разработка, выполненная А.А. Толочковым и П.Н. Сячинтовым (КБ завода №185). Была сделана оговорка – в целях унификации и ускорения производства САУ должна базироваться на шасси серийного тяжелого танка, но пишут, что разработчики остановились на шасси среднего Т-28. Переработанный проект Толочков представил в марте 1934г. (Рис.30)


Рис.30 – САУ Толочкова в походном и боевом положении, эскизный проект 1933г.
Масса изделия 50 тонн. Вооружение – 152,4-мм дальнобойное орудие Б-10 (-?). Пушка устанавливалась в центре корпуса на лафете. Пушка и экипаж (предположительно, 8 чел.) защищались броневыми щитами толщиной от 8 мм до 20 мм. САУ имела конструктивные возможности для ведения кругового обстрела. Это достигалось за счёт того, что гусеницы поднимались, а корпус опирался на поддон специальной конструкции с роликовым погоном, который позволял вращать орудие плавно и со скоростью до 10 градусов в секунду. Перевод из походного в боевое положение занимал до 3 минут. Скорострельность орудия предполагалось повысить за счет использования механического подъёмника и досылателя снаряда. Основные компоненты машины действительно заимствовали от Т-28: главный и бортовые фрикционы, коробку передач, элементы шасси. Правда, ходовая часть САУ больше напоминает ходовую типа Т-24: на борт 12 опорных катков, собранных в 6 тележек, каждая тележка амортизируется за счет пружины; 6 поддерживающих роликов; переднее направляющее и заднее ведущее колесо; крупнозвенчатая гусеница из стальных траков. На САУ планировалось поставить 800-сильный мотор БД-1, разработанный харьковским КБ. При движении по шоссе САУ имела бы скорость 18-22 км/ч.
Неизвестно, насколько далеко продвинулись работу по САУ Толочкова, но в 1937г. практически все работы по тяжелым САУ были закрыты.
В 1936г. в НАТИ на базе Т-28 началось проектирование «инженерного танка» ИТ-28. Но проектные работы затянулись до 1940г. Только в марте того года с Кировского завода в НАТИ отправили, видимо, только что экранированный Т-28 № 1638, на котором вместо башен и подбашенной коробки была установлена восьмигранная рубка с толщиной брони от 30 до 50 мм и наклоном листов от 8 до 25°. В лобовом листе рубки размещались два пулемёта ДТ в шаровых установках; боекомплект 4473 патронов. Сверху на рубке монтировался двухколейный мост длиной 13,3 м, шириной 3,35 м. Для наводки моста машина была оборудована специальным мостовым приводом, включавшим в себя устройство отбора мощности от двигателя, муфту сцепления, коробку передач, гидравлический привод, промежуточную передачу, привод главных рычагов, главные рычаги и механизм управления. (Рис.31, Рис.32)



Рис.31 – ИТ-28.

Рис.32 – ИТ-28 выезжает со двора завода.
Масса шасси с мостом составляла 29 т, без моста - 25 (или 24) т. Габариты с мостом — 13300x3500x3700 мм; без моста — 7360x2870x3770 мм (с рычагами, уложенными по-походному). Имелось вооружение – 2 пулемета ДТ. Силовая установка осталась прежней. Скорость движения танка с мостом по просёлочной дороге — 14 км/ч. Ширина перекрываемого мостом препятствия — до 12,5 м.
Испытания ИТ-28 (Рис.33) прошли в июне 1940 года на НИБТ Полигоне и показали, что время наводки моста составляет 3–5 минут, прочность механизмов привода и самого моста достаточны для прохождения танков массой до 50 т.


Рис.33 – На испытаниях.
Вместе с тем, был выявлен ряд недостатков, требовавших доработки конструкции. Все дальнейшие работы по ИТ-28 свернули.
Есть информация, что 8 октября 1941г. ИТ-28 передали роте Максименко, сформированной на Полигоне. Дальнейшая судьба машины неизвестна.