Т-27

 

 

Необычные танки Росcии и СССР.  Танкетка ППГ-1, 1940 г.

Т-27

СССР

Сверхлегкий по массе танк сопровождения

масса

2,7 т

вооружение

1 пулемет

экипаж

2 чел.

мощность силовой установки

40 л.с

проект

1930-1931гг., з-д №2 ВАТО

выпускался

1931-1933гг., з-д «Большевик», з-д №2 ВАТО (з-д №37), ГАЗ

3101 шт.

 

 

Основная статья: Советское танкостроение 1929-1937гг.

Сверхлегкие и минилегкие танки-танкетки

 

 

     В июле 1930г. на совещании начальника УММ РККА был утвержден план производства сверхлегких машин типа VCL (К-25). Таким образом, произошел фактический отказ от советских проектов Т-23, колесно-гусеничной Т-25 в пользу британского образца. (Рис.1)

 

Рис.1 – Вверху – сверхлегкий танк-танкетка (пулеметка) Т-23, внизу проект колесно-гусеничной пулеметки Т-25 проект 2.

 

     Первоначально серийное производство ВКЛ планировали развернуть на 2-м заводе ВАТО в Черкизово под Москвой, в кооперации с заводом в Нижнем Новгороде. Правда, сразу оговаривалось, что советский вариант будет оснащаться двигателем Форд-АА и отечественным вооружением. Окончательное определение с головным предприятием состоялось на заседании РВС 13-го августа 1930 года, а полную подготовку предприятий к выпуску танкеток К-25 планировалось завершить к весне 1932 года. Вместе с тем, текущие планы выпуска предусматривали сборку первых 290 серийных машин в течение 1930/1931 гг., ещё 410 – в 1931/1932 гг. и последняя партия из 400 машин ожидалась в 1932/1933 гг. (- пишут также, что в дальнейшем их выпуск должен был составлять по 400 шт. в год).

    Первая танкетка К-25 из «британской» партии прибыла на завод №2 ВАТО в августе 1930 года, где инженеры провели ознакомление с её конструкцией и подготовили рабочие чертежи. Перед началом крупносерийного производства в КБ завода №37 (он же 2-й завод ВАТО) под руководством инженера Н. Козырева была организована конструкторская бригада, которой поручили адаптировать ВКЛ под требования СТТА.

    В августе 1930г. ОКМО завода «Большевик» при участии конструкторской группы Н. Козырева и в присутствии слушателей Академии им. Дзержинского рассмотрели варианты переделки танкетки «ВКЛ» в соответствии с требованиями «системы танко-тракторно-автоброневооружения РККА», и в частности, возможного перевода ее на колесно-гусеничный ход. Здесь же обсуждалась целесообразность продолжения работ нал проектом Т-25 Симского. 22 августа 1930г. постановили продолжить только чисто гусеничный вариант по типу ВКЛ.

    Первый образец VCL советского изготовления был построен к 3 ноября 1930г. на заводе «Большевик». Машина получила двигатель Форд-АА, а также корпус, изготовленный с применением деталей из мягкой конструкционной стали. Единственными иностранными деталями стали гусеничные цепи и ведущие колеса, которые сняли с британской танкетки. Испытания, проходившие осенью, сразу выявили несколько серьёзных недостатков. Прежде всего, при движении сильно перегревался двигатель, а объём внутренних топливных баков не давал требуемого запаса хода. Кроме того, бронирование в 4-7 мм посчитали недостаточным для защиты от пуль крупного калибра. Таким образом, Т-25/В-25 отправили на доработки, которые проходили осенью 1930 — зимой 1931 гг.

   Сохранив общую компоновку машины - размещение силового агрегата, вооружения и экипажа в одном корпусе, при этом двигатель с системами питания и охлаждения находился в средней части, трансмиссия впереди, а экипаж сзади, Козырев с коллегами из ОКМО действительно внесли некоторые изменения в оригинальную конструкцию ВКЛ: немного увеличили размеры корпуса, чуть расширили колею, вместо индивидуальных колпаков появился общий (хотя сохранялась возможность открывать колпаки членов экипажа раздельно), бортовые ящики для амуниции сделали закрытыми. Эти изменения повлекли увеличение массы машины почти на тонну, чтобы компенсировать увеличившуюся нагрузку на ходовую часть пришлось с каждого борта добавить по тележке с парой опорных катков. В результате изменений, получилась полностью бронированная машина, которую в отличие от оригинала, можно отнести к танкам. (Рис.2)

 

Рис.2 – Вверху – оригинальная VCL, далее – экспортный вариант К-25, внизу – ее советский вариант.

 

    В таком виде машина была переименована, получив индекс Т-27. Первый прототип уже Т-27 был построен в январе 1931г. (Рис.3, Рис.4)

 

 

Рис.3 – Один из первых экземпляров, возможно, январский.

 

Рис.4 – Т-27 в проекциях и компоновка.

 

     Масса машины 2700 кг. Габариты: длина – 2600 мм, ширина – 1825 мм, высота 1443 мм, клиренс – 340 мм. Корпус танка-танкетки собирался из катаных бронелистов толщиной от 6 до 10 мм (10 мм вертикальные элементы корпуса, днище – 4 мм) при помощи клепки и, частично, сварки. С целью предотвращения попадания воды внутрь машины при преодолении бродов, стыки между листами на высоту 400 мм уплотнялись холщовыми прокладками на сурике. Рама крепилась к бортам корпуса с помощью двух косынок. На верхнем и нижнем лобовых листах болтами крепился броневой кожух, закрывавший выступающую часть картера дифференциала. На большинстве машин этот кожух крепился на заклепках и снимался только вместе с лобовыми листами. На верхнем, наклонном листе трансмиссионного отделения находился люк с броневой крышкой на петлях, который обеспечивал доступ к коробке передач и приводам управления. С левой стороны корпуса находилось место водителя, справа – командира машины, являвшегося также наблюдателем и пулеметчиком. С правой стороны имелось специальное отверстие для крепления пулеметной установки. В переднем щитке со стороны механика-водителя была сделана смотровая щель для вождения машины при закрытом люке, со стороны командира (стрелка) – отверстие, закрываемое броневыми щитками пулеметной установки. В верхней части боковых листов были сделаны смотровые щели с броневыми задвижками, а в нижней – круглое отверстие для прохода задней трубчатой оси. Для посадки экипажа было предусмотрено два люка прямоугольной формы, вырезанных в крыше корпуса. Там же были установлены три откидывающихся бронированных колпака, закрывавших люки механика-водителя, пулеметчика и люк доступа к силовой установке. На машинах последних выпусков в колпаках люков экипажа были сделаны специальные лючки, закрываемые броневыми заслонками. Колпак люка механика-водителя имел лючок в кормовой части, командира – в крыше и в кормовой части. В колпаке люка силовой установки был сделан лючок для доступа к заливной горловине топливного бака, закрывавшийся броневым колпачком. На бортовых листах корпуса с наружной стороны крепились патронные коробки с дверцами в кормовой части. Дверцы коробок крепились на петлях и закрывались двумя болтами. К бортам корпуса перед патронными ящиками крепились грязевые щитки, предохранявшие экипаж от забрызгивания грязью и снегом. На машинах последнего года выпуска были введены и кормовые грязевые щитки. Спереди перед броневым колпаком силовой установки для доступа охлаждающего воздуха к радиатору системы охлаждения имелось отверстие, закрываемое броневым козырьком. В кормовом листе корпуса перед радиатором были сделаны специальные дверки, управляемые с места механика-водителя. Днище корпуса имело оригинальную конструкцию – оно собиралось из нескольких листов, а в его центре находилось корытообразное углубление. В его передней части выполнили два отверстия с нарезными пробками, предназначенными для слива топлива и масла из КПП и картера двигателя. Для буксировки на корпусе танкетки на верхнем, наклонном листе трансмиссионного отделения была приклепана специальная петля, а в кормовой части на машинах последнего года выпуска – буксирная рама с петлей.

    Вооружение состояло из одного 7,62-мм танкового пулемета ДТ образца 1929г. На танкетках первого года выпуска он устанавливался на специальном лафете, обеспечивавшем вертикальное наведение пулемета и связанном с педалью подъема. На танках-танкетках последующих выпусков установка ДТ производилась во фланце, обеспечивавшем более удобное наведение, а также лучшую защиту стрелка от пуль и осколков. Патронные коробки (крепились болтами с наружной стороны бортовых листов), могли вмещать 28 магазинов.

     Силовая установка состояла из карбюраторного 4-тактного 4-цилиндрового двигателя ГАЗ-АА (Форд-АА) мощностью 40 л.с. с карбюратором типа «Форд-Зенит». Скорость по шоссе 42 км/ч, скорость по проселку – 16 км/ч. Запуск двигателя осуществлялся стартером мощностью 0,9 л.с. или вручную с помощью рукоятки. Запаса топлива во внутренних баках на 42 литра хватало на 110 км при движении по шоссе. Трансмиссию целиком заимствовали от ГАЗ-АА. Она включала сухое однодисковое сцепление с накладками из ферродо, четырехступенчатую КПП, простой дифференциал с колодочными тормозами и два бортовых редуктора.

    Ходовая часть применительно на один борт состояла из шести опорных катков, сблокированных попарно в три тележки (тележки в качестве элемента амортизации имели листовые рессоры), переднего направляющего колеса (ленивца) и ведущего колеса заднего расположения с цевочным зацеплением. Вместо поддерживающих катков Т-27 имел длинную пластину. Ширина трака составляла 150 мм.

    Электрооборудование Т-27 состояло из аккумуляторной батареи 3СТ-V ёмкостью 80 Ам/ч и динамо-машины на 200 Вт. Напряжение бортовой сети составляло 6 В. Радиооборудование на машине не устанавливалось.

    В таком виде, решением РВС СССР от 13 февраля 1931г., танкетка-танк Т-27 была принята на вооружение РККА (Рис.5) – к тому времени государственные испытания еще не были завершены.

 

Необычные танки Росcии и СССР.  Танкетка ППГ-1, 1940 г. 

 

    Рис.5 – Т-27 в натуре.

 

     Первые 45 серийных Т-27 собрали на заводе «Большевик», после чего производство полностью перешло на завод №37 (бывший 2-й завод ВАТО) и ГАЗ.

    В сентябре 1931г. планировали выпустить 5000 танков-танкеток Т-27, но уже в начале 1932г. программу их производства сократили до 3100 штук.

    В течение всего выпуска в конструкцию машины незначительные изменения. Например, машины последних выпусков отличались следующим: в колпаках люков экипажа были сделаны специальные лючки, закрываемые броневыми заслонками; вместо дверок в кормовом листе корпуса перед радиатором был установлен специальный броневой кожух с отверстием, направленным вниз; пулемет ДТ устанавливался в специальном фланце, обеспечивавшем более удобное наведение пулемета как по вертикали, так и по горизонтали, а также лучшую защиту стрелка от пуль и осколков; были введены кормовые грязевые щитки.

    Полностью выпуск Т-27 завершился в начале 1934г. (с 1 января 1934г.), после сборки 3295 машин Т-27 всех модификаций. По другим данным, было произведено 3328 единиц шасси Т-27. (Рис.6)

 

Рис.6 – На параде у стен древнего Кремля.

 

   Т-27 начали поступать в войска в конце 1931г. В первую очередь Т-27 отправили в 1-ю механизированную бригаду – к концу 1931г. бригада имела 100 танков-танкеток, а затем в механизированные полки каждой кавалерийской дивизии. По состоянию на 25 декабря 1932 г. в распоряжении УММ РККА находилось 2084 танка-танкетки Т-27. Известно, что в начале 1930-х Т-27 применяли в боевой обстановке в Средней Азии (пустыня Каракум, Гурьевская обл.) в борьбе с местными повстанцами. В 1933г. Т-27 поступили на вооружение четырех воздушно-десантных батальонов (первый воздушно-десантный (авиамотодесантный) отряд сформирован в марте 1930г.). Каждому такому батальону придавалось по роте Т-27. Инженер А.Ф. Кравцев сконструировал устройство, с помощью которого Т-27 не только подвешивались под самолетом ТБ-1 или ТБ-3, но и могли сбрасываться с малой высоты на землю. (Рис.7, Рис.8)

 

Рис.8 – ТБ-3 с подвешенным Т-27, фото с маневров 1935 года.

 

Рис.9 – Указывают, что это авиадесантный вариант.

 

   Практически сразу оказалось, что новинка не так уж хороша. Расположение вооружения не позволяло вести круговой обстрел. Колея шасси, расширенная на несколько сантиметров по сравнению с британским прототипом, не обеспечивала хороших ходовых качеств, особенно при передвижении на мягком или заболоченном грунте. Много нареканий вызывала также теснота в боевом отделении. В итоге, отношение к машинам этого типа в скором времени стало, скорее, негативным. К 1 января 1934г. количество танкетных батальонов достигло 23, однако спустя всего два года Т-27 стали постепенно выводить из частей первой линии, стараясь заменить их легкими танками.

    С начала 1930-х в СССР велись работы по созданию автоматических сцепок между танками для того, чтобы машины могли таким способом преодолевать широкие рвы. Пишут, что в 1934г. под руководством Н.Ф. Цыганова была разработана сцепка двух Т-27, которая смогла преодолеть ров шириной 2 м. Однако было отмечено, что в боевых условиях осуществить сцепку двух боевых машин не представлялось возможным. Тем не менее, 15 мая 1936 г. на НИАБТ полигоне состоялось испытание сцепки из трех танков-танкеток Т-27 по преодолению трапецеидального рва шириной 3,1 м и глубиной 0,8 м. Общее время преодоления препятствия составило чуть больше 1 мин. Но и в этом случае дальше опыта дело не пошло. (Рис.10)

 

Рис.10 – Сцепка из трех Т-27.

 

    В 1930-е годы активно прорабатывались средства для защиты танков против собак-подрывников.

   23.08.1924г. появился приказ Реввоенсовета СССР №1089 по подготовке служебных собак. На основании этого документа при Высшей стрелково-тактической школе «Выстрел» организовывалась Центральная учебно-опытная питомник-школа военных и спортивных собак. Предложение по использованию служебных собак для подрыва танков противника было, в частности, подано слушателем курсов служебного собаководства Шошиным, аналогичное предложение было внесено командиром взвода 7-го полка связи Нитцем. Эти предложения относятся к 1930-му году. Опыты по практической дрессуре служебных собак были начаты в 1931-м. На учениях 1934г. собак-подрывников опробовали. Вскрылось, что собаки могут атаковать танк с разных сторон, подползать под него, и запрыгивать на броню. Более того, попытки отпугивания собак при помощи танковых огнеметов (ХТ-26) выраженного эффекта не показали. В 1935 году собак-истребителей танков официально приняли на вооружение.

    Вскоре на ум пришла мысль, что и противник может использовать собак для борьбы с советскими танками. Приняли решение оборудовать танки против собак-подрывников проволочными и пластинчатыми ограждениями, как пассивными, так и активными (электрифицированные, либо с подвижными элементами). Не прошла эта тема и мимо сверхлегких Т-27. (Рис.11)

 

Рис.11 – Т-27 оборудован средствами защиты от собак.

 

     Т-27 продолжали активно использоваться в строевых частях до конца 1937г. Также по танкетной роте было в стрелковых полках территориальных дивизий типа Б, развертываемых при мобилизации в корпуса. На 21 февраля 1938 г. на балансе РККА ещё числилось не менее 2960 машин этого типа – по другим данным, на 1 января 1937г. в войсках насчитывалось 2547 машин Т-27. То есть, за семь лет эксплуатации было отправлено на переработку или разобрано не более 500 Т-27. В 1938г. командующий Западным ОВО Павлов, где имелось порядка 500 танков-танкеток, предложил использовать Т-27 для связи и передать часть машин в распоряжение командования укрепрайонов, выделив их в отдельные роты или батальоны. Это предложение было поддержано и утверждено Комитетом Обороны СССР 7 августа 1938 г.

     Небольшое количество Т-27 приняли участие в Зимней кампании 1939-1940гг. По всей видимости, прямых боевых столкновений Т-27 с противником не было – Т-27 старались использовать только для боевого охранения и патрулирования дорог. Несколько машин этого типа было потеряно от мин и технических неисправностей. (Рис.12)

 

Рис.12 – В Зимнюю кампанию.

 

    В отчете за май 1940 года указывалось, что в составе военных округов находятся порядка 1800 Т-27, однако сколько из них могло эксплуатироваться не сообщалось. 8 мая 1940 г. на рассмотрение в ГКО поступила очередная инициатива – снять с вооружения все Т-27.

    Поскольку боевая ценность Т-27 за это время сильно снизилась их начали передавать в состав танковых училищ или переделывать в транспортеры вооружения. Для ускорения этого процесса 3 декабря 1940 г. начальник Генерального Штаба РККА подписал директиву №5\4\370, в которой предписывалось «для обучения личного состава и сбережения материальной части отпустить, исключительно как учебные, на каждый батальон тяжелых танков по 10 танкеток Т-27». Непонятно, как экипажи и технический персонал могли научиться управлять и обслуживать тяжелые КВ, если разница в весовых и ходовых характеристиках между ними и Т-27 была не сопоставима. Некоторое количество Т-27 было передано в ОСОАВИАХИМ. (Рис.13)

 

Рис.13 – Красноармейцы за изучением материальной части, фото 1934г.

 

     К 1941 году общее количество Т-27 оценивается в пределах 2558 (по другим данным – 2154) единиц, из них на ходу было не менее 1134. По другим данным, на 1 января 1941г. в войсках насчитывалось 2157 Т-27. Определить, сколько боеспособных танкеток-танков было в приграничных округах на 22 июня 1941 г. вряд ли возможно. Вероятно, основная часть Т-27 к сентябрю 1941г. осталась на территории, занятой противником (Рис.14), но некоторое количество танкеток-танков по-прежнему продолжало оставаться в закромах родины.

 

 

Рис.14 – Подбитые или захваченные.

 

    Одно из последних упоминаний о Т-27 относиться к 1 декабря 1941 года. В тот день несколько Т-27 поддержали в районе Яхромы атаку 71-й отдельной морской стрелковой бригады – т.е. машины применялись как танки поддержки пехоты.

    В некоторых источниках можно встретить, что Т-27 на фронте применялись до середины 1942г.

    Дольше всего Т-27 служили на восточных границах СССР. Согласно акту о наличии БТТ на Дальнем Востоке на 30 сентября 1945г. имелось 56 Т-27 и ещё 52 машины, определенные как «танкетки». Все машины значились в графе «исправные».

   Зарубежные операторы Т-27.

    В 1935г. 2 экземпляра Т-27 были поставлены в Турцию.

    Несколько трофейных Т-27 использовалось в армиях противника. Немцы исправные Т-27 (Рис.15) применяли в качестве машин охранения и транспортеров легких пушек.

 

Рис.15 – Теперь у вермахта.

 

    Согласно И.П. Шмелёву, несколько танков-танкеток попали к венграм. По румынским отчетам, им также досталось некоторое количество Т-27, по крайней мере - две штуки. Пишут, что их использовали для обучения личного состава и в качестве транспортеров. Ещё некоторое количество Т-27 стали трофеями словацкой армии.

   Варианты на базе Т-27.

   Помимо огнеметного варианта ОТ-27/ХТ-27, который разбирается в отдельной статье, на базе разрабатывался целый ряд разнообразных машин.

     В 1932 году поступило распоряжение создать «телетанки» на основе Т-27. В январе-феврале 1933 года пять таких машин были отправлены на полигон Ленинградского военного округа, где прошли испытания совместно с аналогичными машинами на базе Т-18 и Т-26. По сравнению с ними ТТ-27 выглядел хуже. Оборудование, которое было установлено в кормовой части корпуса в деревянном ящике, подвергалось сильной тряске и воздействию отработанных газов из выхлопной трубы, что могло привести к его отказу или самопроизвольному выполнению команд. Проходимость также оказалась неудовлетворительной. Вместе с этим, управление ТТ-27 оказалось достаточно надежным. Машина могла выполнять несколько сложных команд, включая распыление ОВ, дегазацию местности и подрыв заряда на борту. Были также проведены опыты по управлению машинами с самолёта Р-5, при этом ни разу не было зафиксировано случаев отказа аппаратуры. Сравнив полученные данные, было принято решение отказаться от дальнейших работ по ТТ-27 и сосредоточить внимание на телемеханических группах на базе легких танков. И все-таки во время ВОВ 6 линейных Т-27 переделали в радиоуправляемые машины. Вооружение с танкеток-танков сняли, а взамен поместили мощный заряд тротила. Управлялись машины по проводам. Аппаратура дистанционного управления была создана в Москве на заводе № 627 Наркомата электротехнической промышленности под руководством военного инженера 3 ранга А.П. Казанцева. Радиоуправляемые Т-27 применили 27 февраля 1942г. под Севастополем. 2 телетанка взорвались на вражеских позициях, еще 2 взорваны до подхода к цели и 2 уничтожены артиллерийским огнем немцев.

    Предпринималось несколько попыток создать на базе Т-27 САУ.

    В 1931г. Сиркен взялся разработать САУ, вооруженную 37-мм пушкой Гочкиса – в источниках этот вариант иногда обозначают Т-27М. Прицельная дальность стрельбы составляла 300 метров, при максимальной 2000 метров. Начальная скорость снаряда была 442 м/с. Транспортировка боекомплекта предусматривалось на специальном прицепе. Пишут, что было представлено два варианта, один – без пулемета, другой с пулеметом. (Рис.16)

 

 

 

Рис.16 – Вверху – вариант без пулемета, внизу – вариант с пулеметом.

 

    В течение 1933-1934 годов специальное конструкторское бюро завода «Красный Путиловец» спроектировало самоходную установку с 76-мм пушкой КТ-27 года на базе танкетки Т-27. Проект выполнялся для вооружения моторизованных соединений. Пушка устанавливалась на одной танкетке за щитом (надстройка полностью срезалась), при этом место водителя сохранялось, и умещалась боеукладка на 8 выстрелов. Орудие имело углы вертикальной наводки от -3° до +35° и горизонтальной +\-18°. Топливный бак и радиатор охлаждения двигателя перенесли в кормовую часть, одновременно упростив схему электропитания. Высота машины уменьшилась, составив на линии огня 1250 мм. Боекомплект (50 снарядов) и орудийный расчет (2 чел.) перевозился на другой танкетке.

    Для ведения огня требовалось откинуть упоры (ноги). (Рис.17)

 

 

 

Рис.17 – САУ с 76-мм пушкой КТ.

 

    Был получен заказ на постройку нескольких опытных образцов (некоторые источники указывают 5 шт.), три из которых были поставлены к началу 1934г. На испытаниях «танкетная» САУ не смогла показать требуемых характеристик. При стрельбе возникала сильная отдача. Некоторые из САУ не были оснащены бортовыми щитами, а при движении вне дорог мотор перетяжеленной танкетки сильно перегревался и выходил из строя. Работы по теме прекратили.

     В 1933 году была разработана и изготовлена САУ с 76-мм динамо-реактивной (безоткатной) пушкой Курчевского, получившая название «малый артсамоход СУ-3» или СУ-76К. (Рис.18)

 

 

Рис.18 - Малый артсамоход СУ-3.

 

     На Т-27 попало, как будто, ДРП, переделанное из авиационного варианта. Масса орудия составляла всего 180 кг. Орудие было размещено на платформе Т-27 таким образом, что имело углы возвышения ствола 0,5 – 15 град., горизонтального обстрела – 55 град. с правого борта и 60 град. с левого. Масса снаряда составляла 6,23 кг, а его начальная скорость 341 м/с. Для стрельбы из пушки применялись унитарные выстрелы со шрапнельным снарядом, осколочной и бронебойной гранатой. Наибольшая дальность стрельбы осколочной гранатой составляла 7000 м.

    На войсковых испытаниях вскрылось множество недостатков, наиболее существенным из которых были плохие баллистические характеристики пушки и небезопасность её эксплуатации. При выстреле из сопла вырывалась мощная струя газов, а сильный звук и облако пыли демаскировали установку. Курчевский, в отличие от зарубежных аналогов, выбрал схему орудия с нагруженным стволом и высоким давлением внутри гильзы, что мало позволяло облегчить систему. Стремясь обеспечить минимальный вес при высокой скорострельности, он пытался осуществлять перезаряжание с дульной части ствола, экспериментируя со сгораемой матерчатой гильзой из нитроткани и чашечным обтюратором типа Минье на снаряде. Заряжание было трудоемким, надежного сгорания гильзы при выстреле не получалось, она порой рвалась в магазине при подаче, нарушалось зарядное соотношение, изменяющее баллистику. В результате происходили систематические осечки, неполноценные выстрелы, отказы при подаче и разрывы ствола. Не было и нормальной обтюрации снаряда, при стрельбе нельзя было находиться позади орудия, громкость стрельбы была ужасающей именно для стрелявших и своих войск позади линии огня, каждый выстрел требовал в два-три раза большего порохового заряда, чем традиционная артиллерия. Кроме того, малая высота линии огня орудия не позволяла осуществлять эффективное прицеливание на дальность свыше 400 м. Особенности конструкции орудия - ствол орудия проходил насквозь через боевое отделение - не позволяла эффективно прицеливаться и наводить орудие по горизонтали. В результате от этого проекта отказались.

   Встречаются сведения, что в 1934г. (под требования новой СТТА, утвержденной 5 августа 1933г.) на базе Т-27 разработали батальонный 45-мм универсальный пушечный самоход. Орудие на этой САУ устанавливалось в кормовой части корпуса и прикрывалось бронещитом. Как и в случае с КТ-27 орудийный расчет и само орудие транспортировались на разных танкетках.

   Кроме того, КБ Гроховского на базе Т-27 экспериментировало с неуправляемыми реактивными снарядами. Два РС-132 крепились по бортам корпуса машины на специальных направляющих, а пуск ракет осуществлялся из боевого отделения. Развитие такая система не получила в виду низкой прицельной дальности стрельбы.

    Сразу после начала серийного производства УММ РККА распорядилось, в соответствии с принятой в 1929 году системой вооружения РККА, начать создание на основе Т-27 танков снабжения. Задание на разработку было выдано в августе 1932 года НАТИ и уже к ноябрю предстояло изготовить опытный образец. По проекту, подготовленному бригадой конструктора Н.И. Коротконожко, с танкетки снималось вооружение, изменялась конструкция боковых карманов и устанавливался саморазгружающий механизм. При боевой массе 3500 кг такая машина могла перевозить 40 патронных ящиков и 24 пулеметных диска. Реализация проекта задержалась до 1 марта 1933 года, а затем и вовсе отменена. (Рис.19)

 

Рис.19 – Варианты машин на шасси Т-27.

 

   Пытались приспособить Т-27 и для инженерных целей.

   В 1934 году, для Т-27 был изготовлен и испытан вариант мостоукладчика. (Рис.20)

 

Рис.20 – Мостоукладчик.

 

    Был сделан деревянный мост длиной 4,5 метра, который мог быть установлен на танкетку в течение 2-х часов. Установка моста осуществлялась при помощи подкидного бруса, который крепился на тросах к передней части моста. Подъехав к препятствию, водитель должен был сбросить брус при помощи тросового привода, после чего тот захватывался гусеницами и, после натяжения тросов, мост упирался передними концами в землю и перекидывался через само препятствие. Хотя такая конструкция была достаточна дешева в изготовлении, от варианта мостоукладчика полностью отказались. Связано это было с низкой надежностью моста, трудностью его установки и неизбежными изменениями в конструкции танкетки.

    В 1934г. году прошли испытания минного заградителя. От серийной эта машина отличалась наличием специального барабана и механизма укладки мин. (Рис.21)

 

Рис.21 – Минный заградитель.

 

    Минирование проходило следующим образом. Водитель сбрасывал специальный якорь, от которого к барабану натягивался трос. Разматываясь, трос вращал барабан с минами и те, через заданный интервал, ставились прямо на грунт без всякой маскировки. Всего в барабане находилось 170 мин с массой взрывчатого вещества 0,9 кг. Вариант Т-27-заградитель также не был принят на вооружение, в виду большого расхода мин и легкости их обнаружения противником.

     Использовали Т-27 и для экзотических проектов – на его базе был построен опытный образец «танка подводного хода» Т-27ПХ, который мог преодолевать реки и глубокие ручьи глубиной до 4 метров. Первые опыты по герметизации и оснащению шасси Т-27 оборудованием подводного хода были проведены в Белорусском военном округе, но на вооружение Т-27ПХ принят не был.

    В 1934г. Т-27 начали переделывать в арттягачи или танки-транспортеры – Т-27Т. Основными отличиями Т-27Т стали специальные спинки-поручни на патронных ящиках и подножке. (Рис.22)

 

 

Рис.22 – Машина с поручнями.

 

   Такой тягач мог транспортировать 37-мм или 45-мм противотанковую пушку. Более удачным признали использование Т-27Т в качестве тягачей 45-мм противотанковых пушек. В этом варианте вооружение обычно не демонтировалось, но проводились доработки по установке инженерных приспособлений для буксировки орудия. (Рис.23)

 

Рис.23 – Т-27Т. Интересно, что на верхней машине поручни отсутствует, часть расчета пушки уместилась на скамеечке между бортовыми ящиками.

 

     С 1936г. переделка Т-27 в Т-27Т приняла массовый характер.

     Применялись шасси Т-27 и в авиации. Была разработана модификация АСТ-27 -специальная гусеничная машина авиастартер. На шасси Т-27 устанавливалась специальная ферменная конструкция со стрелой, высота которой могла варьироваться в зависимости от типа самолёта, выдвижной штангой и подножкой для более удобной работы обслуживающего персонала. Испытания АСТ-27 проводились в период с 10 января по 13 февраля 1939г. Самоходный авиастартер использовался для пуска двигателей и буксировки самолётов И-15, И-16, У-2, Р-5, СБ и других. Затем были проведены войсковые испытания, которые прошли с 19 июля по 27 сентября 1939 г. в войсковой части №9012 в Люберцах. В заключении военной комиссии было сказано, что АСТ-27 вполне оправдывает своё назначение и может быть принят на вооружение. По некоторым данным, перед войной в авиастартеры было переоборудовано 20-25 танкеток.