Т-26-76-Д

 

 

Т-26-76-Д

СССР

Легкий по массе танк огневой поддержки

масса

9 т

вооружение

76-мм орудие

1 пулемет

экипаж

3 чел.

мощность силовой установки

85-91 л.с.

выпускался

 

1932г., з-д «Большевик»

1 шт. опытный

 

 

Основная статья: Советское танкостроение 1929-1937гг.

Варианты развития легкого типа

 

 

     Идея о создании на базе Т-26 башенного танка огневой поддержки восходит, очевидно, к 1931г., когда Дыренков разрабатывал свою башню под 76-мм орудие, причем, разрабатывал ее уже исходя из того, чтобы она подходила как для шасси БТ-2, так и для шасси Т-26 – для Т-26 разрабатывался сварной вариант, иногда пишут «улучшенная сварная башня», получившая даже свой индекс А-43. Вероятно, в мае 1932г. (некоторые допускают, что это произошло в ноябре) башня Дыренкова с 76,2-мм оказалась на шасси Т-26. (Рис.1)

 

 

 

Рис.1 – Т-26 с башней Дыренкова.

 

   Одни пишут, что в башне была установлена 76-мм полковая пушка КТ обр. 1927г. (даже допускают ПС-3). По другой версии, первоначально была смонтирована 76,2-мм противоштурмовая пушка обр. 1910г. Мол, установить полковую 76,2-мм пушку КТ обр.1927г. не решились из-за чрезмерной длины отката - до 900 мм, а уменьшить откат путем применения дульного тормоза АНИИ не разрешил.

    В целом, версия с установкой на танке 76,2-мм противоштурмовой пушки обр. 1910г. кажется маловероятной, поскольку УММ отказалось от этого варианта еще на ранней стадии проектирования аналогичной башни на шасси БТ-2, появившейся в марте 1932г. Скорее всего, первоначально устанавливали вариант КТ обр.1927г., а затем, в начале 1933г. на танке испытывалась  модернизированная КТ обр. 1927/32гг. с уменьшенной длинной отката до 500 мм. (Рис.2)

 

Рис.2 – Документ от 3 мая 1933г., из которого следует, что на танке Т-26 с башней Дыренкова испытывалась 76-мм полковая пушка обр.1927 г. с укороченным откатом до 500 мм – КТ обр.1927/32гг.

 

   Башня была установлена на несколько переработанный корпус. Большой погон башни заставил нарастить длину подбашенного листа указанных танков назад, что привело к установке их кормового листа под большим наклоном (-? не понятно).

    Испытания башни проходили в НИАП, как будто, с 26 ноября по 5 декабря 1932 г. Было выявлено большое количество недостатков как в конструкции самих башен, так и в конструкции пушки. Неудачный погон заставлял прикладывать на маховик поворотного механизма чрезмерные усилия, особенно при страгивании башни с места. Особенно отмечали тесноту в боевом отделении. Так, при производстве выстрела заряжающему (он также – пулеметчик) приходилось буквально вжиматься в правую стенку башни и, «прерывая всякую возможность ведения стрельбы из пулемета», прижимать к себе левую руку (чтобы его не ударило откатывающейся казенной частью). «Механизированный» спуск давал частые отказы, а производить выстрел со шнура в такой тесноте было невозможно. Угол обстрела из башенного пулемета был никуда не годным. Обзор – крайне ограниченным. Отсутствие вентиляции могло привести к угару экипажа при ведении огня с закрытыми кормовыми дверьми башни. По окончании испытаний башня была забракована УММ.