Т-25 проект 2

 

 

Т-25 проект 2

СССР

Сверхлегкий по массе колесно-гусеничный танк

масса

2,5-3 т

вооружение

1 пулемет

экипаж

2 чел.

мощность силовой установки

40-60 л.с.

проект

1931г., ОКИБ УММ

 

 

Основная статья: Советское танкостроение 1929-1937гг.

Сверхлегкие и минилегкие танки-танкетки

 

 

     Сообщают, что техническое задание на разработку колесно-гусеничной танкетки-танка под индексом Т-25 было выдвинуто 9 августа 1929 года. В соответствии с требованиями, масса колесно-гусеничной «пулеметки» не должна была превышать 3000-3500 кг. Предполагалось использование двигателя мощностью 40-60 л.с. Вооружение предполагало два варианта: с 7,62-мм пулеметом во вращающейся башне или с 37-мм короткоствольной пушкой в корпусе (- видимо, в последнем случае речь шла о машине типа САУ).  

   Для создания такой машины в сжатые сроки среди предприятий ГУВП был объявлен конкурс. Разработка колесно-гусеничного хода выглядела для советских в тот момент весьма нетривиально - следовало определиться, каким способом осуществлять переход с гусеничного хода на колесный и наоборот. В НАМИ начали создавать эскизный проект колесно-гусеничного шасси с поднимаемыми и опускаемыми автомобильными колесами, расположенными вне гусеничных лент по типу танка Vollmer. Видимо, в НАМИ столкнулись со сложностями в проектировании и, вероятно, в начале осени 1929г. общее руководство поручили С. Гинсбургу (КБ ОАТ). Гинзбург на амбразуру темы колесно-гусеничный машины бросил инженера КБ з-да «Большевик» В.Симского.

    Симского, очевидно, ориентировали на вариант перемены хода по Кристи. В этом случае колесная машина заезжала на разложенные на земле гусеницы, которые просто «застёгивались» на колесах.  Симского, скорее всего, снабдили некоторой ознакомительной документацией по машинам Кристи (Рис.1).

 

​Демонстрация нового танка у стен Капитолия. Кристи активно использовал прессу для продвижения своих машин - Патриарх | Военно-исторический портал Warspot.ru

Рис.1 - Реклама бронемашины Christie M.1928 на колесном ходу во время показа в Вашингтоне, 1929г.

 

     Поскольку материалы носили рекламно-ознакомительный характер, они не давали полного технического представления о колесно-гусеничном движителе типа Кристи, Симскому пришлось многое додумывать самому.

     В октябре-ноябре 1929г. Симской представил проект колесно-гусеничной танкетки-танка Т-25 (Рис.2), в литературе этот вариант иногда обозначают Т-25 проект 2.

 

Рис.2 – Проект Симского.

 

    Заметно, что Симской заимствовал 4 колеса автомобильного типа (диаметр 880 мм) у Кристи, но он не знал о свечной подвеске Кристи, из-за чего, как мы видим, советский конструктор в качестве подвески использовал рессоры. Некоторые авторы пишут, что машина имела привод на все колеса, а две передние оси являлись управляемыми.

    Массу Т-25 Симского оценивают в 2,5 – 3 тонны. Из габаритов можно установить только длину машины – 4200 мм (- довольно большая длина для машины подобного класса). Бронирование: вертикальные элементы корпуса – 8 мм, горизонтальные элементы – 4 мм. Экипаж, по тех. заданию, должен был составлять 2 чел. Вооружение один пулемет.

     Вариант Симского относительно прочих предложений по теме смотрелся неплохо. Постройку опытного образца танка-танкетки запланировали на декабрь (или к декабрю) 1931 года. В 1930 году появилась идея оснастить колесно-гусеничную «пулеметку» съемным фанерно-дюралевым поплавком с наполнителем из пробки или сухой морской травы, придав таким способом машине свойства амфибийности. Предлагали также использовать Т-25 в качестве лёгкой ЗСУ (со спарками 7,62-мм пулеметов ДТ, ДА или ДУ в открытой сверху башне), и даже проведение экспериментов по созданию «летающего танка» или буксируемого «танка-планера». Однако время шло, а изделие все не появлялось. Судьба машины Т-25 Симского, пожалуй, была предопределена 22 августа 1930г. Совещание ОКМО з-да «Большевик» при участии конструкторской группы Н. Козырева (з-д №2 ВАТО) и в присутствии слушателей Академии им. Дзержинского посчитали нецелесообразным продолжение темы колесно-гусеничной машины типа танкетки-танка. В результате этого приговора и по причине сильной загруженности з-да «Большевик» проект передали на ХПЗ, но местные заводчане затягивали дело, как считается, по причине задержек с финансированием. Реализация проекта была перенесена на 1932г. За это время посчитали, что колесно-гусеничный Т-25 отнюдь не дешев – будет стоить почти столько же, сколько легкий танк типа Vickers Mk.E, к тому же у машины появились конкуренты от Кристи и VCL, уже завезенные в СССР.  Таким образом, надобность в Т-25 отпала сама собой.