Т-25 проект 2

Т-25
проект 2
СССР
Сверхлегкий по массе колесно-гусеничный танк
|
масса |
2,5-3 т |
|
вооружение |
1 пулемет |
|
экипаж |
2 чел. |
|
мощность силовой
установки |
40-60 л.с. |
|
проект |
1931г., ОКИБ УММ |
Основная статья:
Советское танкостроение 1929-1937гг.
Сверхлегкие и
минилегкие танки-танкетки
Сообщают, что техническое задание на разработку колесно-гусеничной
танкетки-танка под индексом Т-25 было выдвинуто 9 августа 1929 года. В
соответствии с требованиями, масса колесно-гусеничной «пулеметки» не должна
была превышать 3000-3500 кг. Предполагалось использование двигателя мощностью
40-60 л.с. Вооружение предполагало два варианта: с 7,62-мм пулеметом во
вращающейся башне или с 37-мм короткоствольной пушкой в корпусе (- видимо, в
последнем случае речь шла о машине типа САУ).
Для создания такой машины в
сжатые сроки среди предприятий ГУВП был объявлен конкурс.
Разработка колесно-гусеничного хода выглядела для советских в тот момент весьма
нетривиально - следовало определиться, каким способом осуществлять переход с
гусеничного хода на колесный и наоборот. В НАМИ начали создавать эскизный
проект колесно-гусеничного шасси с поднимаемыми и опускаемыми автомобильными
колесами, расположенными вне гусеничных лент по типу танка Vollmer. Видимо, в НАМИ столкнулись со сложностями в проектировании
и, вероятно, в начале осени 1929г. общее руководство поручили С. Гинсбургу (КБ
ОАТ). Гинзбург на амбразуру темы колесно-гусеничный машины бросил инженера
КБ з-да «Большевик» В.Симского.
Симского, очевидно,
ориентировали на вариант перемены хода по Кристи. В этом случае колесная машина заезжала на разложенные на земле гусеницы, которые
просто «застёгивались» на колесах. Симского, скорее всего,
снабдили некоторой ознакомительной документацией по машинам Кристи (Рис.1).
Рис.1 - Реклама
бронемашины Christie M.1928 на колесном ходу
во время показа в Вашингтоне, 1929г.
В октябре-ноябре
1929г. Симской представил проект колесно-гусеничной танкетки-танка Т-25
(Рис.2), в литературе этот вариант иногда обозначают Т-25 проект 2.

Заметно, что Симской заимствовал 4 колеса автомобильного типа (диаметр
880 мм) у Кристи, но он не знал о свечной подвеске Кристи, из-за чего, как мы
видим, советский конструктор в качестве подвески использовал рессоры. Некоторые
авторы пишут, что машина имела привод на все колеса, а две передние оси
являлись управляемыми.
Массу Т-25 Симского оценивают в 2,5 – 3 тонны. Из габаритов можно
установить только длину машины – 4200 мм (- довольно большая длина для машины
подобного класса). Бронирование: вертикальные элементы корпуса – 8 мм,
горизонтальные элементы – 4 мм. Экипаж, по тех. заданию, должен был составлять
2 чел. Вооружение один пулемет.
Вариант Симского относительно прочих предложений по теме смотрелся
неплохо. Постройку опытного образца танка-танкетки запланировали на декабрь
(или к декабрю) 1931 года. В 1930 году появилась идея оснастить
колесно-гусеничную «пулеметку» съемным фанерно-дюралевым поплавком с
наполнителем из пробки или сухой морской травы, придав таким способом машине
свойства амфибийности. Предлагали также использовать Т-25 в качестве лёгкой ЗСУ
(со спарками 7,62-мм пулеметов ДТ, ДА или ДУ в открытой сверху башне), и даже
проведение экспериментов по созданию «летающего танка» или буксируемого
«танка-планера». Однако время шло, а изделие все не появлялось. Судьба машины
Т-25 Симского, пожалуй, была предопределена 22 августа
1930г. Совещание ОКМО з-да «Большевик» при участии конструкторской группы Н. Козырева (з-д №2 ВАТО) и в
присутствии слушателей Академии им. Дзержинского посчитали
нецелесообразным продолжение темы колесно-гусеничной машины типа
танкетки-танка. В результате этого приговора и по причине сильной
загруженности з-да «Большевик» проект передали на ХПЗ, но местные заводчане
затягивали дело, как считается, по причине задержек с финансированием.
Реализация проекта была перенесена на 1932г. За это время посчитали, что
колесно-гусеничный Т-25 отнюдь не дешев – будет стоить почти столько же,
сколько легкий танк типа Vickers Mk.E, к тому же у
машины появились конкуренты от Кристи и VCL, уже завезенные в СССР. Таким
образом, надобность в Т-25 отпала сама собой.