Т-24

Т-24
СССР
Средний танк
|
масса |
18,5 т |
|
вооружение |
45-мм орудие 4 пулемета |
|
экипаж |
5 чел. |
|
мощность силовой
установки |
300 л.с. |
|
проект |
1929-1930гг., ГКБ ОАТ, ХПЗ |
|
выпускался |
1931г., ХПЗ 24 шт. |
Основная статья:
Советское танкостроение 1929-1937гг.
Многоликий
средний, часть 1
Решением РВС СССР от 9 марта 1928г. ГАУ поручалась разработка «танка маневренного типа», массой 16 тонн, запасом хода 100-110 км. 27 марта 1929г. СТО (Совет труда и обороны) принял программу строительства маневренных танков в количестве 30 штук со сроком сдачи 1 октября 1930г. В документе СТТА (17-18 июля 1929г.) появилось уточнение относительно маневренного типа танка, который теперь трактоваться «средним»: «в) средний танк. Назначение — прорыв укрепленной полосы в условиях как маневренных, так и позиционных. Вес — не более 15‑16 т. Скорость — 25‑30 км[/ч]. Толщина брони должна гарантировать от пробивания 37‑мм снарядом (при начальной скорости 700 м/с) на дистанции 750 м. Вооружение - одна 45‑мм пушка и три одновременно действующих пулемета. Боекомплект не менее 100 снарядов и 5 тыс. патронов. Число команды — 4‑5 чел. Радиус действия 200 км. Ширина перекрываемого препятствия — не менее 2,5 м. Высота —1 м, глубина брода не менее 1,3 м. Диаметр сваливаемых деревьев — 30 см».
В августе 1928 года был рассмотрен проект по теме, получившей название Т-1-12 (или 1-12-32, или 1-12, или Т-12). (Рис.1)

Рис.1 – Проекции Т-12.
Расчетная масса машины заявлялась в 16,5 тонн, вооружение – 45-мм пушка, 3 спарки пулеметов, экипаж 4 чел. Запас хода 100-110 км.
Работы по танку шли крайне трудно. Заказ на изготовление опытного образца Т-12 был выдан 25 ноября 1928г., срок его изготовления – чтобы танк был готов к полным войсковым испытаниям оговаривался 1 декабря 1929г. Однако к 30 декабря 1929г. был получен опытный образец без вооружения. Доводка машины, оказавшейся технически очень сырой, на заводе-изготовителе (ХПЗ) продолжалась всю весну 1930г. Только 6 июля 1930г. невооруженный Т-12 поступил на базу заказчика для испытаний. В результате, оказалась, что машина заметно превышала заявленную массу, достигнув 19,5 тонн и не соответствовала требованию СТТА по запасу хода – всего 80 км, вместо требуемых теперь 200 км. В сентябре 1930г. танк (Рис.2) вернули изготовителю, где машина была разобрана для дефектации и обратно не восстанавливалась.

Рис.2 – Т-12 в полной комплектации.
Собственно, уже после появления уточненных
требований СТТА в июле 1929г. было понятно, что Т-12 не
может пойти в серию по той причине, что машина проектировалась, исходя из
требований по запасу хода 100-110 км, что теперь военных не устраивало. В конце 1929г. ГКБ начинает работы по улучшенному варианту
танка типа Т-12 - пишут, что изначально он так
и именовался «Т-12 улучшенный», и только в начале 1930г. в документах на
переработку конструкции появляется индекс Т-2-12 или Т-24.
Такое же задание
получило и танковое КБ ХПЗ (преобразовано в мае 1929г. из «танковой
конструкторской группы» ХПЗ) под руководством Алексеенко (Рис.3) -
параллельно с окончанием работ по проекту Т-12 разработать
более совершенную модификацию - Т-24.

Рис.3
- Иван Никанорович
Алексеенко, 1904-1976гг.
Руководитель танковой
конструкторской группы и танкового КБ ХПЗ в 1928–1931 годах.
Едва ли не впервые вопрос о
переделке корпуса Т-12 фиксируется 27 декабря 1929г. в документе совещания о производстве корпусов для танков Т-12 первой серии (15 шт.) на
Ижорском заводе. На нем присутствовали представители Ижоры и ХПЗ,
которые пришли к следующему: «1. Принимая во внимание, что работы по
опытной машине еще не закончены с одной стороны, и Ижорскому заводу необходимо
провести опыты с броневой сталью 22 мм толщины с другой, целесообразно
использовать имеющийся промежуток времени до генерального испытания Т-12 для изготовления опытного броневого корпуса по
чертежам, не предусматривающим изменений Т-12.
2. Для производства первой серии с целью изучения наибольшей успешности
работы, Ижзавод доставляет ГХПЗ бронекорпуса в собранном виде. 3. Для
своевременного выполнения заказа первой партии машин, по мнению Ижзавода,
необходимо не позже 30.1.30 г. получить рабочие чертежи броневых листов и
техусловия на броневую сталь. 4. В связи с наметившейся необходимостью
уменьшения веса машины, желательно срочное разрешение вопроса о толщинах брони.
Работа велась под определенный размер броневой стали, вопрос о толщинах имеет
большое значение для заготовки рабочих чертежей».
Требования военных по теме Т-12 еще более выпукло обозначены в документах
февраля 1930г.
18 февраля 1930 года
конструктор ГКБ Шукалов и заведующий отделом мехтяги этого бюро Заславский
докладывали в УММ РККА: «Указание ГХПЗ о необходимости переработки существующих
чертежей кузова на меньшие толщины брони дано еще в декабре 1929 года, и ГКБ
полагает, что такая работа проводится. Начальником НТК УММ РККА т. Озеровым
намечена капитальная переделка кузова (кроме уменьшения толщины брони), которая
заключается в перенесении бензобаков из носовой части в боковые ниши кормы для
размещения в лобовой части рядом с водителем лобового пулемета, и изменение
всей кормы с повышением крыши до линии снижения орудия, применения вентилятора
ЦАГИ и перемещения радиаторов с задней стенки под крышу над мотором. К
разработке такой переделке кузова ГКБ приступило, и предполагает ее закончить и
представить ко времени осеннего испытания, чтобы УММ РККА могло решить к этому
времени вопрос — изготавливать ли Т-12 с кузовом первой конструкции или второй (-
вариант Т-24). Одновременно с кузовом
переделывается и башня из многогранного очертания на круглое образование».
В этом документе проступают конкретные
очертания Т-24 – башня более простой
формы (за счет этого планировали облегчить массу всей конструкции танка),
курсовой пулемет, топливные баки в бортах (на надгусеничных полках). (Рис.4)


Рис.4 – Проекции и компоновка Т-24.
27 марта 1930 года, прошло расширенное заседание, посвященное заказу на 15 маневренных танков типа Т-12. На нем присутствовали представители УММ РККА Калиновский, Бокис, Мшанов, Озеров, от конструкторского бюро ОАТ Шукалов, от Южного машиностроительного треста (в его состав входил Государственный Харьковский паровозостроительный завод) Андрианов, от Машобъединения Коваленко, от Ижорского завода Фиников. Стороны обменялись мнениями по данному вопросу. Так, Озеров сказал, что при постройке машин могут возникнуть трудности из-за отсутствия опытного образца — ведь предложенный к постройке вариант (Т-24) имел серьезные изменения в конструкции двигателя, трансмиссии, приводов управления, ходовой части, корпусе и башни. Он предложил особое внимание уделить испытанию элементов системы охлаждения двигателя, а разработку детальных чертежей бронекорпуса поручить Ижорскому заводу при участии представителей КБ ОАТ. Шукалов в свою очередь, проинформировал, что масса нового танка предполагается не менее 18,5 т. По готовности чертежей он сообщил, что к 15 апреля будет представлен общий проект и ведомость броневого листа, «общий чертеж» — к 1 мая, а чертежи корпуса — к 1 июня. Кроме того, Шукалов предложил изготавливать элементы танков не литыми, а штампованными.
По результатам обсуждения, участники заседания приняли постановление, которое гласило: «1. В соответствии с решением РВС СССР немедленно приступить к реализации заказа на 15 танков Т-12, поручив их изготовление ГХПЗ, и установить срок сдачи 1.10.30 г.
2. Изготовление бронекорпусов для танков поручить Государственному Ижорскому заводу.
3. Изготовление опытной серии танков производить с учетом всех изменений как уже разработанных, так и находящихся в стадии разработки или могущих появиться в результате испытаний опытного образца. В частности, необходимо добиваться приведения веса танка к 18 т без уменьшения намеченных толщин брони, и поставки не менее 5 комплектов штампованных гусениц с весом трака около 10 кг. 4. На первых 5 машинах допустить установку двигателей, могущих быть переделанными ГХПЗ по установленному на опытном экземпляре танка образцу, но с условием последующей замены их моторами, изготовленными по заказу ГХПЗ на заводе № 29 по соответствующим чертежам. Шесть потребных моторов заказать и немедленно отправить ГХПЗ распоряжением УММ РККА. Сверх того, заказать заводу № 29 моторы на всю серию в 15 танков с изменениями, согласно перечню ГКБ ОАТ по чертежам ГХПЗ. 5. Головному КБ ОАТ передать Государственному Ижорскому заводу ведомости на прокат и ориентировочные данные по весам для основных толщин к 2 апреля; согласовать с НТК УММ расчетные данные по трансмиссии (4-я скорость - около 25 км/ч) к 5 апреля; закончить составление общего проекта танка и расчет центра тяжести к 15 апреля; закончить составление общего чертежа броневого корпуса к 1 мая; изготовить макеты внутреннего оборудования и укладки к моменту испытаний опытного образца. 6. НТК УММ РККА составить техусловия на броню к 25 апреля, для чего затребовать от Артуправления законченные материалы о результатах стрельб по 22 и 12 мм плите не позднее 10 апреля. 7. ГХПЗ по получении от КБ ОАТ общего чертежа броневого корпуса приступить к составлению рабочих чертежей на него, закончив эту работу к 1 июня при помощи представителей от КБ ГИЗ, принять меры к ускорению штамповки гусениц на Николаевском заводе. 8. Государственному Ижорскому заводу принять участие в составлении рабочих чертежей броневого корпуса на ГХПЗ путем высылки представителей от КБ по вызову ГХПЗ на срок не менее двух недель… 9. Просить МПУ о проведении срочных мероприятий по согласованию внутри промышленности всех вопросов, связанных с выполнением заказа на танки в установленный срок. 10. Затребовать от АУ РККА отправления на ГХПЗ вооружения для танков Т-12 к намеченному сроку изготовления машин (июль — 8, август — 5, сентябрь — 7). 11. Просить ВОХИМу о командировке на ГХПЗ специалистов для проработки вопроса химической защиты танка Т-12. 12. Общее техническое руководство по изготовлению опытной серии Т-12 сохранить за конструкторским бюро ОАТ. 13. УММ РККА заключить договор с Машобъединением по изготовлению 15 танков Т-12 с принадлежностями, инструментом и необходимым количеством запчастей по ориентировочной цене в 100.000 рублей за каждую машину… 14. Машобъединению, ГХПЗ и ГИЗ вести подготовительные работы и выполнение программы по Т-12 на 1930 - 31 гг. в количестве 300 штук, принимая во внимание имеющуюся наметку ГХПЗ (от 7 шт. в октябре 1930 г. До 45 шт. в октябре 1931 г.)».
11 апреля 1930 года начальник вооружений РККА получил от УММ РККА заявку на поставку в течение ближайшего года 400 45-мм пушек и 2400 пулеметов ДТ с шаровой установкой, предназначенных для танков типа Т-12. Кроме того, запрашивалось 99 радиостанций для тех же машин – в литературе нет определенных сведений о работах по оснащению Т-12/24 радиостанциями.
Весной 1930 года все еще не было определенности в отношении мотора. В материалах заседания мобилизационно-планового управления ВСНХ СССР «О состоянии работ по опытным образцам танков» от 11 мая, встречаем: «Слушали: О состоянии работ по проектированию и сооружению опытных образцов танков Т-20, Т-19, танкетки Т-23 и модернизации танка Т-12 (Т-24). Докладчик — т. Шукалов, содокладчик — т. Адамс. Постановили:
…II. По танку Т-12.
1). Отметить, что строящийся на заводе «Большевик» для танка Т-12 мотор в дальнейшем не будет соответствовать мощностям, предъявляемым к танку Т-12. Но ввиду того, что работа подходит к концу, обязать ВООПО данный мотор закончить к июлю с.г. К дальнейшему обсуждению применения этого мотора вернуться в последующем.
2). Относительно решения по основному мотору для танка Т-12, считать необходимым выждать окончания майских испытаний модернизированного экземпляра на ХПЗ. По окончании испытаний вернуться к обсуждению этого вопроса как в части выбора основного мотора для него, так и в части дальнейшей перспективы по установке производства как машины, так и мотора».
Видимо, это первый (или один из первых) документов, в котором
указывается обозначение серийного маневренного танка - Т-24 – вынесено в заголовок
документа в скобках.
1-5 июля 1930г., за несколько дней до начала тестирования опытного Т-12 военными, Реввоенсовет вновь уделил внимание развертыванию производственной программы средних танков. «…3. Средние танки Т-12 (Т-24). Принять к сведению заявление т. Доценко, что на 1930/31 г. Машобъединеие ВСНХ СССР будет изготовлено 200 штук танков Т-12 (Т-24), одновременно признать это количество явно недостаточным, и потребовать выполнения танковой программы в размере 300 штук, как это предусматривалось решением соответствующих Правительственных инстанций… Допустить возможность для выполнения программы будущего года по Т-24 в количестве 300 штук снизить в пределах возможного, тракторную программу на заводе ГХПЗ. Предложить МПУ ВСНХ СССР в срочном порядке обеспечить танковую программу 1930/31 г. моторами в размере 300 штук, исходя из расчета 200 штук по внутреннему производству и 100 штук путем заказа за границей. Одновременно обратить внимание Президиума ВСНХ СССР на то, что постройка танкового цеха на ХПЗ идет слабо из-за необеспеченности строительными материалами, что грозит срывом производственной программы 1930/31 г. Просить ВСНХ СССР в кратчайший срок обеспечить строительство танкового цеха стройматериалами. Заявление т. Доценко о сдаче 15 танков Т-24 (5 — в октябре, 5 — в ноябре, 5 — в декабре) признать неудовлетворительным из-за чрезвычайной длинности сроков, и предложить Машобъединению закончить выполнение всей опытной серии в ноябре 1930 г.».
В июле-августе 1930 года на ХПЗ создается специальный танковый отдел - Т2, выделенный из тракторного производства. Отдел включал в себя сборочный, сдаточный, механический и опытный цеха, большую часть из которых еще предстояло построить. Кроме того, значительно расширялась руководимая И. Алексеенко танковая конструкторская группа — ее реорганизовали в полноценное конструкторское бюро (пишут, что это случилось в мае 1929г.), получившее наименование Т2К. Его значительно пополнили — на работу пришли молодые инженеры А. Кучеренко, А. Морозов (Рис.5), М.М. Таршинов, А. Бондаренко, В. Дорошенко, П. Горюн и другие. (Рис.6)

Рис.5 – Александр Александрович
Морозов, 1904-1979гг.
С 1919г. работал
делопроизводителем на ХПЗ.
Потом подвизался копировщиком, чертежником – участвовал в освоении производства трактора «Коммунар». К проекту Т-12 привлечен с сентября 1928г. в качестве чертежника.
В 1929-1931гг. заочно учился в Московском механико-электротехническом институте имени М.В. Ломоносова (после реорганизации в 1930г. этот вуз преобразован в Московский автотанковый институт имени М.В. Ломоносова).
Впоследствии крупный советский танкостроитель.

Рис.6 - Конструкторское бюро ХПЗ, участвовавшее в разработке танков Т-12 и Т-24. В центре — И.Н. Алексеенко (архив музейно-мемориального комплекс «История танка Т-34»).
Помимо организации выпуска танков, на ХПЗ предполагалось наладить и производство двигателей для них. 24 июля 1930 года в правлении Машобъединения прошло специальное заседание, посвященное рассмотрению проекта моторного цеха на Государственном Харьковском паровозостроительном заводе. Предполагалось, что его мощность составит 5000 тракторных моторов мощностью 50 -75 л.с. и 1300 «спецмоторов М-6 мощностью до 300 л.с.». Проект утвердили, и осенью началось строительство цеха. Впоследствии двигательное производство ХПЗ выделилось в самостоятельный завод № 75.
13 августа 1930 года прошло очередное заседание РВС СССР, на котором обсуждались вопросы «о ходе работ по осуществлению образцов автобронетанкового вооружения» и выполнении танковой программы. Докладчиком по данной теме выступал начальник УММ РККА И. Халепский. В протоколе этого заседания по вопросу танков Т-24 есть следующая запись: «Признать возможным постановку Т-24 на производство при устранении всех дефектов, обнаруженных при испытаниях (- при испытаниях опытного Т-12). Принять к сведению заявление т. Толоконцева, что в 1931 году Машобъединением ВСНХ будет изготовлено 300 Т-24. Обязать мобилизационно-плановое управление ВСНХ обеспечить танковую программу будущего года моторами М-6 в количестве 300 штук. Обратить особое внимание президиума ВСНХ, что строительство танкового и моторного цехов на ХПЗ идет крайне слабо из-за отсутствия строительных материалов, что ставит под угрозу срыва производственную программу 1930/31 года, и просить Президиум ВСНХ в наикратчайший срок обеспечить ХПЗ строительными материалами». Этим же протоколом также намечалась специализация заводов по выпуску танков, бронемашин и тракторов. В частности, для изготовления Т-24 выделялся ХПЗ и как сказано в документе «ориентировочно Челябинский тракторный завод». План выпуска новых танков только в Харькове на 1931–1932 года был определен в 1600 штук – с сентября 1931г. планировали выпускать по 45 танков этого типа в месяц.
Однако это пока были планы, а в реальности – опытный Т-12 в сентябре 1930г. был разобран, и первая партия из 15-ти серийных маневренных танков все еще не была готова. Правда, в некоторых источниках пишут, что летом 1930г. едва ли ни параллельно с опытным Т-12 проходил испытания и вариант Т-24, но эти сведения есть плод недоразумения, вызванный путаницей с обозначением двух вариантов маневренного типа в документах: и Т-12, и Т-24. Важно зафиксировать, что летом 1930г. проходил испытания только один опытный экземпляр Т-12. Других средних танков своего изготовления на тот момент в СССР не было.
1 сентября 1930 года прошло заседание научно-технического комитета УММ РККА, посвященное выпуску танков Т-24. В протоколе этого совещания сказано следующее: «1. Принять к сведению заявление т. Шукалова, что ГКБ даст все чертежи до 15.9.30 г. Констатировать, что ранее принятое решение об усилении ГКБ, до сего времени не выполнено.
2. Отметить, что импортное оборудование для танкового производства, до сего времени не размещено (- имеется ввиду, что не заказано за рубежом), несмотря на дачу заявок 3 месяца назад, благодаря чему Металлоимпорт (- организация, занимавшаяся закупкой за границей станков и оборудования для промышленных предприятий Советского Союза) поставил под угрозу срыва изготовление 100 машин в новом цеху.
3. Просить начальника Спецстроя Машобъединения к 5.9.30 г. Сообщить УММ РККА план обеспечения танкового производства квалифицированной рабочей силой и инженерно-техническим персоналом по программе 1930/31 года, так как постановление бывшего заместителя председателя Машобъединения т. Доценко до сего дня в жизнь не проведено, а наоборот, имеются налицо явно безобразные явления со стороны ХПЗ — переброска на танковое производство чернорабочих.
4. От Машобъединения требовалось к 1.8.30 г. Передать в УММ РККА полную программу и расчет постройки танковых корпусов на Ижорском заводе в 1930/31 г. Работа начата, но до конца не доведена, УММ расчетов не имеет.
5. К 15.8.30 г. требовалось закончить испытание машины (- речь идет о Т-12) — срок выдержан. К 20.8.30 г. требовалось вынести о внесении изменений (в конструкцию) после испытаний, что также проделано».
Из-за того, что намеченный план по выпуску танков не был выполнен, РВС СССР принял решение об изготовлении их в «особом квартале» — последнем квартале 1930 года. Предполагалось, что за эти три месяца будут приняты меры по обеспечению производства всем необходимым для выпуска танков. Для этого выделялись дополнительные денежные средства, а также импортные материалы и оборудование. 16 октября 1930 года начальник технического управления РККА Мизонов докладывал: «1. Из намеченного по заготовительному плану совершенно не выполнены следующие заказы: …б), средние танки Т-12 (- уже в варианте Т-24) 30 шт. Заказ на 15 шт. (согласно решению РВС) был выдан, не ожидая результатов испытания опытного образца, который вместо 1 декабря 1929 г. был предъявлен заводом только в июле 1930 г. Несмотря на все принятые меры, получить от Промышленности 15 машин до 1 октября 1930 г. не удалось, поэтому заказ перенесен на особый квартал 1930 г.».
Примерно в это же время сотрудник УММ РККА Г. Бокис докладывал о ходе работ по изготовлению танков Т-24 на ХПЗ: «Стальное литье для сборки первых 5 корпусов ХПЗ отгрузил Ижорскому заводу 6 - 15.10.30 г. Так как до выполнения указаний по разметке корпусов, переданных ГИЗу 27.9.30 г. и 4.10.30 г., не представлялось возможности закончить механическую обработку ряда листов корпуса, а до получения каркасного литья выполнить сборку корпусов, то прибытие первых корпусов на ГХПЗ можно ожидать не ранее декабря месяца. Кроме корпусов и литья задержка в сборке первых машин имеется из-за обрезинивания деталей ходовой части, так как необходимые для этого грузо-формы (- формы для изготовления грузошин на опорные катки) ХПЗ взялся изготовить для Резинотреста только к 15.1.31 г. Мною предложено заводу выполнить этот ничтожный по объему заказ к 1 ноября, на что представители производственной части заводоуправления ответили отказом, обещав принять меры к выполнению заказа сроком к 20 ноября. Из импорта для первых машин завод не имеет иностранного феродо, и заявки на него никто не давал (- без этого самого феродо невозможно было создать важнейший узел трансмиссии танка – сцепление)».
До конца 1930г. ни одного танка Т-24 получено не было, выполнение «особого квартала» передвинули на 1931 год. Но и этот срок оказался нереальным. 12 февраля 1931 года начальник УММ РККА И. Халепский направил в Революционно-военный совет СССР доклад, в котором сообщал о ходе работ по изготовлению опытных образцов автобронетанковой техники. По танку Т-24 там сообщалось следующее: «Изготовлено три корпуса и ни одной башни. Заканчивается на ХПЗ изготовление всех механизмов для первой партии в 15 машин. До настоящего времени не устранен целый ряд конструктивных недостатков, которые завод намечает устранить к началу марта».
23 мая 1931 года прошло заседание Комитета Обороны СССР. В протоколе «О танкостроении», среди прочего записано: «Выработать задел по среднему танку Т-24 и больше этих машин не производить». К тому времени в нише среднего танка большие надежды возлагались на танк Гроте, который из тяжелого класса был переведен в средний, но пока прототип ТГ не прошел полный испытательный цикл, к серийному производству решили допустить Т-24. Существовало намерение развернуть производство танков Гроте на ХПЗ (после выпуска 80-ти Т-24 на ХПЗ планировали с весны 1932г. построить 2000 (-?) танков Гроте), но 1 июня 1931 года председатель научно-технического комитета УММ РККА И. А. Лебедев направил директору ХПЗ задание на проектирование колесно-гусеничного легкого танка БТ («Кристи»). Производство Т-24 харьковчанам приказали остановить. Таким образом, со стороны казалось, что Т-24 стал жертвой возобладавшего мнения о необходимости копирования иностранных танков – хотя Т-24 проиграл и построенному в СССР танку Гроте.
В целом, позиция УММ к тому времени заключалась в том, что танки на базе закупленных машин «Виккерс» Мk.Е и «Кристи» 1931 вполне способны решать задачи, для которых конструировался Т-24. Кроме того, шли работы по созданию многобашенного среднего танка прорыва Т-28, который по своим тактико-техническим данным полностью превосходил Т-24.
Наиболее однозначно и резко против такого вектора развития советского танкостроения высказался Алексеенко, шеф танкового КБ ХПЗ. Он считал, что должно продолжать усовершенствовать узлы Т-24 и производить «свои» средние гусеничные танки, а не «навязанные» иностранные – легкие и колесно-гусеничные. В знак протеста против официальной линии в советском танкостроении Алексеенко покинул танковое КБ ХПЗ – довольно редкий поступок в отечественной жизни. В 1932г. он перешел на работу в Опытный конструкторско-машиностроительный отдел завода №174 (сначала это был танковый отдел питерского з-да Большевик, в 1932г. преобразован в «Ленинградский государственный завод №174 имени К.Е. Ворошилова»). В июле 1941г. ушел на фронт, после ранения работал на танкоремонтном заводе. С 1948 года на преподавательской работе на кафедре «Теория машин и механизмов» в Военно-воздушной академии им. Можайского, с 1960г. преподавал в Северо-западном заочном политехническом институте.
Однако на ХПЗ успели изготовить 28 шасси по теме Т-12/Т-24 (видимо, 1 шасси Т-12 и 27 – Т-24), 25 бронекорпусов (- бронекорпуса изготавливались на Ижорском заводе) и 26 башен. Из этого задела собрали 24 танка Т-24 (- во многих источниках указывают – 25 танков, но в это число, видимо, включен Т-12). Первые шесть серийных танков Т-24 сдали к октябрю 1931 года (Рис.7, Рис.8), еще 10 - к 7 ноября, и до конца года оставшиеся 8.


Рис.7 – Первый серийный Т-24, фото датируется 18 июля 1931г.
Машина все еще не имеет вооружения. Танк показывают членам правительства УССР: С. Косиору, В. Чубарю и заместителю секретаря Харьковского горкома партии Пахомову. (АСКМ)


Рис.8 – Испытания первого Т-24 в окрестностях Харькова. 18 июля 1931 года. Вместо курсового пулемета в башне установлена фара. (АСКМ).
Таким образом, общий выпуск танков Т-24 составил 24 машины, после чего их производство прекратили. (Рис.9)

Рис.9 – Т-24 на параде в Харькове, 1 мая 1932г. (предположительно).
Из некоторых источников следует, что штатного вооружения танки Т-24 так и не получили - по разным данным, удалось изготовить от 2 до 5 45-мм танковых пушек образца 1930 года (- 45-мм пушки Соколова?). Кроме того, изготовили еще несколько корпусов (от 2 до 4 по разным данным) для испытания их обстрелом.
Пора, наконец рассмотреть подробно устройство варианта маневренного танка Т-24. (Рис.10)







Рис.10 – Т-24.
Масса 18,5 тонн. Габариты: длина – 6282 мм, ширина – 2810 мм, высота – 2950 мм, клиренс – 500 мм. Корпус собирался на каркасе при помощи болтов и заклепок. В лобовом листе, слева от люка водителя, появился специальный броневой выступ (рубка) для установки пулемета. Машины удлинялись хвостом. Нет однозначных данных о бронировании танков Т-24. Авторы указывают, что в документах есть расхождения о толщине лобовых листов корпуса танка. В альбоме 1933 года с ТТХ авто-бронетанковой техники РККА указано - 20 мм. Однако в документе от 26 октября 1930 года, посвященного испытаниям обстрелом на Ижорском заводе бронеплит для изготовления Т-24, идет речь и о 30-мм листах. Кроме того, в документах есть четкое упоминание о том, что бронекорпус Т-24, доставленный на научно-испытательный артполигон в 1934 году для использования в качестве мишени, имел лобовые листы толщиной 30 мм, а бортовые и башенные - 20 мм. Возможно, первые машины были изготовлены из 20 мм брони, а остальные получили усиленный лоб корпуса. Но не исключено, что все Т-24 имели переднюю часть из 30 мм брони. Горизонтальные элементы корпуса, очевидно – 8,5 мм. Вертикальные элементы башни – 12 мм (предположительно). Экипаж танка состоял из пяти человек. В отделении управления справа по ходу размещался водитель. Слева от него было место пулеметчика. Еще три члена экипажа умещались в большой башне с башенкой. Большая башня изготавливалась из гнутого броневого листа, к которому приклепывалась крыша и передняя часть. В большой башне, слева от орудия имелось место командира машины, который, кроме того, был и наводчиком пушки, и стрелком бортового пулемета. Справа от орудия размещался заряжающий, который одновременно был стрелком из переднего башенного пулемета. В большой башне устанавливалась 45-мм танковая пушка Соколова образца 1930 года (по другим источникам, танки должны были получать танковые 45-мм пушки обр.1932г.) и два пулемета ДТ-29 - справа от пушки и в левом бортовом листе башни. На крыше большой башни размещалась малая башня с установкой пулемета ДТ-29. Башни вращались независимо друг от друга. В небольшой рубке слева от водителя устанавливался курсовой пулемет. Боекомплект состоял из 89 45-мм выстрелов и 8000 патронов - такие данные приведены в альбоме 1933 года с характеристиками отечественных танков. Некоторые допускают, что в эти данные вкралась ошибка - емкость диска пулемета ДТ составляла 63 патрона, следовательно, боекомплект включал 127 дисков, что даст 8001 патрон.
В качестве силовой установки использовался восьмицилиндровый двигатель М-6 (советский аналог французского авиамотора «Испано-Сюиза» 8FB, выпускался на Государственном союзном заводе № 29 «Большевик» в городе Запорожье, ныне украинское ОАО «Мотор-Сич»). Он имел восемь цилиндров, водяное охлаждение и после доработок по результату испытаний танка Т-12 развивал мощность 300 л.с. Запуск двигателя осуществлялся двумя электростартерами «Бош» мощностью 2,5 л.с. (по одному на каждую группу из четырех цилиндров). В системе зажигания использовались два четырехискровых магнето фирмы «Зингер». Емкость бензобаков была увеличена до 460 л, благодаря чему запас хода Т-24 составлял 220 км по шоссе, 120 км по проселку и 100 км по пересеченной местности. Трансмиссия была подобна Т-12, но доработана по результатам испытаний последнего. Она состояла из дискового главного фрикциона, четырехступенчатой реверсивной коробки перемены передач (механизмом реверса служил конический редуктор с фрикционом реверса), двойного дифференциала, двух простых бортовых передач и ленточных плавающих тормозов.
По схеме и конструкции ходовая часть повторяла Т-12, но была усилена и немного переработана. (Рис.11)

Рис.11 – Вверху – Т-12, внизу – Т-24.
Ходовая часть состояла из четырех тележек с двумя сдвоенными опорными катками (Рис.12), четырех поддерживающих роликов, ведущего кормового колеса (Рис.13) и направляющего переднего колеса с кривошипным механизмом натяжения.


В подвеске подшипники качения были заменены на
подшипники скольжения. Современники отмечали, что пружинная свечная подвеска на
четырех балансирных тележках, опорные катки и поддерживающие ролики, имевшие
обрезиненную наружную поверхность, сообщали танку довольно мягкий ход. Гусеница Т-24 имела аналогичную с Т-12
конструкцию. Попытки наладить выпуск штампованных траков не увенчались
успехом, и Т-24 оснащались литыми траками. (Рис.14)

Рис.14 – Гусеничная цепь Т-24.
Отмечалась, что гусеница не обеспечивала надежного сцепления машины с грунтом.
Танки Т-24 оснащались электрооборудованием фирмы «Бош», напряжение бортовой сети — 12 В. Машины не имели оптических приборов (за исключением прицела), а также средств внутренней и внешней связи.
Приводится, что танки Т-24 могли развить максимальную скорость 22 км/ч, запас хода по шоссе до 220 км (120 км по проселку), удельное давление на грунт составляло 0,5 кг/см2.
Есть мнение, что танки Т-24 официально на вооружение РККА не принимались, но в документе «О системе танкового вооружения на вторую пятилетку», подготовленным 15 июля 1933г. на имя председателя Комиссии обороны при СНК Молотова за подписью наркомвоенмора и председателя РВС Ворошилова указано, что все 25 танков Т-24 значатся за одним из танковых полков (- вероятно, в Харьковском ВО). Однако фактически «двадцать четвертые» стояли на консервации без движения. Проблема с эксплуатацией Т-24, помимо всего прочего, была связана и с тем, что большинство этих танков так и не получили положенного им по штату артиллерийского вооружения. Встречается, что всего было выпущено два 45-мм танковых орудия Соколова, а пушку аналогичного калибра и назначения от ОАТ начали производить с 1933 или с 1934 года. Не получилось и с 57-мм (или 60-мм) танковой гаубицей П. Сячинтова.
Вероятно, позже один Т-24 был передан Военной академии механизации и моторизации в Москве в качестве учебного экспоната. По состоянию на 1 января 1938 года в РККА числилось 24 танка Т-24, которые находились в следующих местах: 1 — Военная академия механизации и моторизации имени И. Сталина; 3 — оружейный полигон стрелкового вооружения, 2 — научно-испытательный артиллерийский полигон (Рис.15) и 18 — на военном складе № 130 (Харьковский военный округ).

Начальник автобронетанковых войск РККА Павлов в письме на имя наркома обороны Ворошилова от 2 февраля 1938 года уточнил, что машины этого типа не на ходу и без вооружения. 2 машины Т-24 предлагалось использовать, как музейные экспонаты. 20 августа 1938г. начальник Генштаба РККА Б. Шапошников подписал «Ведомость распределения танков, снятых с вооружения на предмет установки их в укрепленных районах» - «Ведомость» была составлена на основании приказа Наркома вооружений от 2 марта 1938г. Согласно этому документу, 10 танков Т-24 предполагалось отправить в Белорусский Особый округ (6 из ХВО, 1 из МВО, 3 со склада №37) и 12 Т-24 из ХВО в Киевский особый военный округ. Несмотря на то, что выполнение этого документа задержалось, «двадцать четвертые» отправили в распоряжение начальников инженерных управлений округов для их установки в качестве огневых точек (БОТов). С поступивших танков предписывалось полностью демонтировались двигатели, трансмиссии, гусеницы и прочие агрегаты ходовой части – оставались только опорные катки, чтобы танки можно было буксировать. Также демонтировалась пулеметная башенка, пулеметы и 45-мм пушка, а вместо них устанавливалась 76-мм танковая пушка (Л-10 или КТ-28) и 7,62-мм станковый пулемет «Максим» в шаровой установке справа от нее. Отделение управления полностью переделывалось, усиливалось лобовое бронирование, и устанавливались две шаровые установки под станковый пулемет «Максим». Такая бронированная точка не зарывалась в землю, а оперативно буксировалась и устанавливалась на участке вероятного прорыва противника. (Рис.16)

Рис.16 – Т-24, превращенный в БОТ.
Вероятно, не все танки Т-24 успели переделать в БОТы, поскольку встречаются фотографии внешне комплектных танков Т-24, сделанных немцами летом 1941. (Рис.17)


Рис.17 – Танки Т-24, предназначенные для установки в качестве огневых точек, захвачены немцами. Украина, лето 1941 года. На нижнем фото один танк имеет штатную 45-мм пушку обр. 1930г. (танковая пушка Соколова).
Есть несколько фотографий, на которых видно, что Т-24 вооружены 76-мм пушками Л-10 в башне и оснащены дополнительными «уровскими» установками пулеметов Максим (с броневыми кожухами). (Рис.18)

Рис.18 – Т-24 с 76-мм пушкой.
Мне попался на глаза интересный снимок, сделанный немцами в 1942г. в Луганске, некоего колесно-гусеничного или колесного танка. (Рис.19)

Рис.19 – Загадочный танк рядом с ветераном Mk V.
После некоторых раздумий и сравнений фото, я пришел к мнению, что странная машина получена на базе Т-24. Машина снабжена передними, надо полагать, направляющими управляемыми колесами, довольно далеко вынесенными за габариты корпуса по ширине. Задние колеса, получается, были ведущими. Никаких дополнительных опорных катков или колес, поддерживающих гусеницу роликов и иных специфических для гусеничной ходовой элементов не просматривается, из чего можно предположить, что данная машина могла иметь чисто колесный, а не колесно-гусеничный движитель – впрочем, утверждать это, как верное не берусь из-за качества фотографии – нельзя полностью исключать, что танк сохранил гусеничную ходовую и был оборудован системой переменного хода по типу чехословацких танков КН, но, скорее всего, данные колеса служили для буксировки машины тягачом. Аппарат вооружен, скорее всего, 76-мм пушкой. (Рис.20)

Рис.20 – Фото танка Т-24 с дополнительными колесами.
Можно лишь предполагать, когда была выполнена переделка. Во-первых, не исключено, что это случилось на ХПЗ еще в начале 1930-х в экспериментальных целях. Второй вариант - переделка была осуществлена в конце 1930-х или уже в начале войны. В пользу последнего варианта может выступать встречающаяся в литературе обмолвка о том, что к 1941 году остался лишь один комплектный танк Т-24, находившийся в распоряжении полигона Научно-исследовательского института бронетанковой техники в Кубинке, но осенью 1941 года «он, видимо, был отправлен на фронт». Вполне можно допустить, что умельцы института превратили Т-24 в подвижную колесную или колесно-гусеничную «огневую точку», вооружив 76-мм пушкой. В случае, если перед нами машина с колесным ходом, то ее проходимость могла быть на уровне бронеавтомобилей. Таким образом, перед нами, возможно, редчайший случай в истории танкостроения, когда танк был превращен в бронеавтомобиль, а не наоборот.
В заключение темы укажу, что встречается ссылка на книгу Артема Драбкина «Я дрался на танке», в которой приводятся воспоминания Героя Советского Союза Ашота Апетовича Аматуни. В эпизоде, описывающим бои в Сальских степях летом 1942 года, в которых Аматуни участвовал, будучи курсантом пехотного училища говорится: «…От станции Суровикино (Волгоградской области – прим. автора) мы походным маршем прошли на передовую…где-то в 120–140 км западнее Суровикина заняли оборону…танки представляли для нас самую большую опасность, потому что единственным средством борьбы с ними у курсантов были только бутылки с зажигательной смесью…шли против нас не легкие танки Т-II, а средние Т-III и Т-IV, серьезные противники. Нас же к концу боев стали поддерживать английские танки «Матильда» и наши Т-24, но это были маленькие и нехорошие танки, вот действительно помогли нам Т-26…». Несмотря на все уважение к ветерану, кажется, что в воспоминания закралась ошибка. Аматуни, говоря о танках Т-24, описывает их, как «маленькие» - хотя Т-24 имели значительные габариты, были больше и «Матильд», и Т-26, которые он хвалит.
Есть сведения, что в конструкторском бюро Артиллерийской академии РККА под началом профессора Ф.Л. Хлыстова с 1931г. велась проработка создания СЗУ для 76-мм пушки обр. 1931г. З-К. Тема получила обозначение СУ-8. Первоначально подразумевалось, что СУ-8 будет создаваться на базе шасси Т-24, но затем выбрали другое шасси.
17 сентября 1931 года УММ поставило перед специализированным КБ завода
«Большевик» (ОКМО) задачу - до 1 мая 1932 года создать эскизные проекты
самоходной корпусной артиллерии трёх калибров, так называемого «триплекса»:
самоходной 107-мм пушки образца 1909/30 годов, 152-мм гаубицы образца 1909/30
годов и 203-мм мортиры образца 1929 года (мортира «Ж»). Летом 1932 года
состоялся просмотр созданных эскизных проектов. В роли шасси для корпусного
«триплекса» инженерами было выбрано удлинённое шасси танка Т-24. Эскизы понравились
научно-исследовательской комиссии, но пока создавался проект, производство Т-24 в
Харькове было остановлено. По этой причине работы над корпусной самоходной
артиллерией также прекратились.
Скоропостижное свертывание программы строительства танков Т-24 не позволило начать масштабное проектирование на этой базе других боевых машин, но все же кое-что сделать успели. На базе шасси Т-24 был получен артиллерийский тягач «Коминтерн».
В 1930 году Особое техническое бюро Главного управления военной промышленности ВСНХ совместно с ГКБ ОАТ начали проектирование тракторов в рамках разрабатываемой «системы танко-тракторо-автоброневооружения РККА» (СТТА). Предполагалось создать три типа тракторов — легкий массой 3–3,5 т для дивизионной артиллерии, средний 7–7,5 т для корпусной артиллерии и артиллерии РГК и тяжелый 11 т для «транспортировки особо тяжелых грузов». Для облегчения проектирования и унификации в конструкции тракторов планировалось использовать элементы танков (двигатели, ходовая часть).
В конце того же года разработку тяжелого трактора передали тракторному отделу ГХПЗ. Предполагалось спроектировать машину, способную эвакуировать средние танки и транспортировать орудия массой до 12 т. Работа велась конструкторами Д. Ивановым и Д. Бобровым под руководством инженера Б. Воронкова. К 7 ноября 1931 года ХПЗ изготовил три опытных образца. (Рис.21)

Рис.21 – Один из первых образцов трактора «Коминтерн». 1931г.
Ходовая часть трактора «Коминтерн» была унаследована от танка Т-24 практически без изменений, но в отличие от танка, трактор получил всего лишь 65-сильный мотор. На испытаниях силовой агрегат такой мощности смог разогнать машину массой 7 тонн до 18 км/ч, но сила тяги была совершенно недостаточной.
Недостатки конструкции устранялись под руководством Н. Зубарева, и в 1933 году на испытания вышли два доработанных варианта трактора со 130-сильным двигателем. Между собой они различались типом зацепления гусеницы — гребневым и цевочным. Оба образца «Коминтерна» прошли полный цикл испытаний, включая НИБТ полигон в Кубинке. В заключении отчета об испытаниях на НИБТ полигоне говорилось: «Трактор «Коминтерн» по своим тяговым и скоростным свойствам является лучшим типом трактора. Лучшим образцом является зубовой. По устранению недостатков может быть принят в эксплуатацию в РККА». Действительно, при массе трактора в 8 тонн с грузом на крюке 5 тонн, трактора разгонялись до 25 км/ч по шоссе. К числу недостатков военные отнесли отсутствие грузовой платформы, закрытой кабины и лебедки.
Разработчики внесли в конструкцию необходимые дополнения. (Рис.22)




Рис.22 – Серийный вариант тягача «Коминтерн».
Артиллерийский тягач «Коминтерн» имел компоновку грузового автомобиля: с передним расположением двигателя, средним — кабины и задним положением грузовой платформы. Все агрегаты монтировались на раме, сваренной из двух продольных швеллеров, соединенных поперечинами. В качестве силовой установки применялся четырехцилиндровый карбюраторный двигатель «КИН» мощностью 130 л.с. оригинальной разработки. При его проектировании использовали материалы по 180-сильному мотору, который проектировался А. Микулиным еще для танка Т-12, но так и не был принят к производству. Двигатель получился довольно массивным (без малого тонна), но довольно надежным и выносливым. Он спокойно мог выдержать пробег в 2000 км и даже больше без капремонта. Двигатель оснащался карбюратором выпуска ХПЗ (по типу импортного «Солекс») и магнето с пусковым ускорителем. Запас горючего составлял 550 л и размещался в двух баках, установленных за кабиной. Трансмиссия включала в себя пятиступенчатую коробку перемены передач, обеспечивающую пять скоростей вперед и одну назад (в диапазоне от минимальной 2,6 до максимальной 30,5 км/ч), двухдисковый главный фрикцион (сталь по феродо), бортовые фрикционы и тормоза. Ходовая часть имела четыре тележки с двумя сдвоенными опорными катками, четыре поддерживающих ролика, ведущее и направляющее колеса. Кабина тягача выполнялась деревянной с металлической обшивкой, частично заимствованной от автомобиля ЗИС-5. Грузовая платформа имела откидные борта, два поперечных сиденья и съемный тент. Лебедка, смонтированная под платформой на горизонтальном барабане, имела трос длиной 30 м и диаметром 22 мм. Отбор мощности осуществлялся от коробки перемены передач, тяговое усилие лебедки составляло 10 000 кгс. Подача троса осуществлялась назад по ходу машины. Для буксировки артсистем на задней балке рамы крепился буксирный пружинный поворотный крюк. (Рис.23)

Рис.23 – Испытания тягача «Коминтерн» буксировкой 122-мм пушки А-19 образца 1931 года. (ВИМАИВВС).
В апреле 1934 года последовал заказ на изготовление первой партии в 50 машин. После испытаний и доработки, с 1935 года «Коминтерн» поставили на серийное производство на ХПЗ. Машины поступали в автобронетанковые войска (в качестве тягачей) и в артиллерию, где их использовали для транспортировки артсистем массой до 11 т. Всего в 1934–1940 годах ХПЗ изготовил 1798 таких тягачей. (Рис.24)

Рис.24 – Тягачи «Коминтерн» на параде, 1939 год.
Во время ВОВ «Коминтерны» зарекомендовали себя как надежная, но довольно сложная в эксплуатации машина. Они эксплуатировались до конца 1940-х годов, а некоторые машины и позже.