Т-22
&
Т-23
&
Т-23*
|
ИЗОБРАЖЕНИЯ
НЕТ |
Т-22

Т-23

Т-23*
СССР
Минилегкий по массе танк сопровождения
|
масса Т-22 Т-23 Т-23* |
3,26 т 3,5 т ˃3,5 т |
|
вооружение |
1 пулемет |
|
экипаж |
2 чел. |
|
мощность силовой
установки |
40 л.с. |
|
проект Т-22 Т-23 Т-23* |
1929-1930гг., ГКБ ОАТ 1930г., ГКБ ОАТ |
|
выпускался Т-23 |
1930г. 1шт. опытный |
Основная статья:
Советское танкостроение 1929-1937гг.
Легче легкого
Сверхлегкие и
минилегкие танки-танкетки
«Большая танкетка сопровождения». Прорабатывалось два варианта подобной машины - Т-22 и Т-23. На Т-22 планировалось разместить членов экипажа друг за другом (тандемом), на Т-23 – бок о бок. Возможно, Т-22 мог выглядеть башенной машиной – на это косвенно указывает размещение танкистов друг за другом, но конкретные сведения на этот счет отсутствуют. Т-23 на начальном этапе проектирования мог выглядеть безбашенной машиной. Кроме того, для Т-22 проектировался оригинальный 60-сильный двигатель (предполагалось, что такой мотор разгонит машину массой 3260 кг до 40 км/ч), а на Т-23 хотели поставить двигатель от Т-20 также мощностью 60 л.с.
В
январе 1930г. военные отказались от варианта Т-22 с
расположением танкистов «гуськом».
Для двухместных машин с силовыми установками порядка 60 л.с. требовался корпус большего объема – «Лилипут» уже не годился. (Рис.1)

Рис.1 – Новый корпус для «пулеметки».
Выглядит, как уменьшенный корпус Т-18, то же
можно сказать и о ходовой части.
Дальнейшие работы (говорят, к разработке имел
отношение К.К. Сиркен) вели к новой переделке корпуса, он стал чуть ниже и
длиннее на 300 мм. Ходовая часть также претерпела изменения – из-за сильного
выноса вперед направляющего колеса пришлось дополнительно ввести независимый
опорный каток. (Рис.2)


Рис.2 – Корпус
для Т-23.
Масса машины – 3,5 т. Габариты, увы, не известны. Бронирование:
вертикальные элементы корпуса – 16 мм, крыша, днище – 6 мм. Экипаж 2 чел.
Вооружение один 7,62-мм пулемет (-ДТ-29?). Боекомплект 33 магазина. Двигатель
60 л.с. Ходовая часть на борт: 6 опорных катков, сблокированных по два в три
тележки и один независимый каток, 2 поддерживающих ролика переднее направляющее
и заднее ведущее колесо, мелкозвенчатая гусеница из стальных траков.
Осенью 1930г. начались испытания, как будто, двух
прототипов Т-23 (построены из неброневой стали на
2-м автозаводе ВАТО под руководством С. Иванова), одна машина
получила 40-сильный двигатель от Т-18, а вторая – двигатель от танка Т-20 (- в некоторых источниках указывают
двигатель от Т-19, на Т-19 ставили американский двигатель
Franklin мощностью 95 л.с., советский 100-сильный аналог построен не был - в
любом случае, трудно себе представить 90-100-сильный двигатель на советской
минилегкой машине). (Рис.3)

Рис.3 – Т-23 в металле.
Машины показали максимальную скорость 35 км/ч (- обе машины, если они
обладали приблизительно одинаковой массой, никак не могли показывать даже
примерно равные результаты по скорости, поскольку на одной имелся 40-сильный
двигатель, а на другой 60-сильный; не исключено, что построена была только одна
машина с 40-сильным двигателем, ее результаты и приводятся в литературе). Запас
хода 100 км. Преодолеваемые препятствия: угол подъема 30°, высота стенки 0,4 м,
глубина брода 0,92 м, ширина рва 1,4 м.
Пишут, что на базе Т-23
планировали
разрабатывать амфибийный вариант, который обозначают почему-то Т-17*: «проект
двухместной плавающей танкетки массой 2700 кг с ходовой частью по типу Т-23. Бронирование было уменьшено до 4-8 мм».

Рис.4 – Башенная
пулеметка Т-23*.
Пишут, что
бронирование башни – 18 мм.
Кроме того, как сообщается, не имелось
рабочих чертежей Т-23 и отсутствовал
штатный двигатель. В итоге, оказалось, что выпуск лицензионной танкетки CLV будет дешевле.