Т-22

&

Т-23

&

Т-23*

 

 

 

 

ИЗОБРАЖЕНИЯ НЕТ

Т-22

Т-23

Т-23*

СССР

Минилегкий по массе танк сопровождения

масса

Т-22

Т-23

Т-23*

 

3,26 т

3,5 т

˃3,5 т

вооружение

1 пулемет

экипаж

2 чел.

мощность силовой установки

40 л.с.

проект

Т-22

Т-23

Т-23*

 

1929-1930гг., ГКБ ОАТ

 

1930г., ГКБ ОАТ

выпускался

Т-23

 

1930г.

1шт. опытный

 

 

Основная статья: Советское танкостроение 1929-1937гг.

Легче легкого

Сверхлегкие и минилегкие танки-танкетки

 

 

     «Большая танкетка сопровождения». Прорабатывалось два варианта подобной машины - Т-22 и Т-23. На Т-22 планировалось разместить членов экипажа друг за другом (тандемом), на Т-23 – бок о бок. Возможно, Т-22 мог выглядеть башенной машиной – на это косвенно указывает размещение танкистов друг за другом, но конкретные сведения на этот счет отсутствуют. Т-23 на начальном этапе проектирования мог выглядеть безбашенной машиной.  Кроме того, для Т-22 проектировался оригинальный 60-сильный двигатель (предполагалось, что такой мотор разгонит машину массой 3260 кг до 40 км/ч), а на Т-23 хотели поставить двигатель от Т-20 также мощностью 60 л.с.

     В январе 1930г. военные отказались от варианта Т-22 с расположением танкистов «гуськом».

    Для двухместных машин с силовыми установками порядка 60 л.с. требовался корпус большего объема – «Лилипут» уже не годился. (Рис.1)

 

Рис.1 – Новый корпус для «пулеметки».

Выглядит, как уменьшенный корпус Т-18, то же можно сказать и о ходовой части.

 

     Дальнейшие работы (говорят, к разработке имел отношение К.К. Сиркен) вели к новой переделке корпуса, он стал чуть ниже и длиннее на 300 мм. Ходовая часть также претерпела изменения – из-за сильного выноса вперед направляющего колеса пришлось дополнительно ввести независимый опорный каток. (Рис.2)

 

Рис.2 – Корпус для Т-23.

 

    Масса машины – 3,5 т. Габариты, увы, не известны. Бронирование: вертикальные элементы корпуса – 16 мм, крыша, днище – 6 мм. Экипаж 2 чел. Вооружение один 7,62-мм пулемет (-ДТ-29?). Боекомплект 33 магазина. Двигатель 60 л.с. Ходовая часть на борт: 6 опорных катков, сблокированных по два в три тележки и один независимый каток, 2 поддерживающих ролика переднее направляющее и заднее ведущее колесо, мелкозвенчатая гусеница из стальных траков.

    Осенью 1930г. начались испытания, как будто, двух прототипов Т-23 (построены из неброневой стали на 2-м автозаводе ВАТО под руководством С. Иванова), одна машина получила 40-сильный двигатель от Т-18, а вторая – двигатель от танка Т-20 (- в некоторых источниках указывают двигатель от Т-19, на Т-19 ставили американский двигатель Franklin мощностью 95 л.с., советский 100-сильный аналог построен не был - в любом случае, трудно себе представить 90-100-сильный двигатель на советской минилегкой машине). (Рис.3)

 

 

Рис.3 – Т-23 в металле.

 

   Машины показали максимальную скорость 35 км/ч (- обе машины, если они обладали приблизительно одинаковой массой, никак не могли показывать даже примерно равные результаты по скорости, поскольку на одной имелся 40-сильный двигатель, а на другой 60-сильный; не исключено, что построена была только одна машина с 40-сильным двигателем, ее результаты и приводятся в литературе). Запас хода 100 км. Преодолеваемые препятствия: угол подъема 30°, высота стенки 0,4 м, глубина брода 0,92 м, ширина рва 1,4 м.

   Пишут, что на базе Т-23 планировали разрабатывать амфибийный вариант, который обозначают почему-то Т-17*: «проект двухместной плавающей танкетки массой 2700 кг с ходовой частью по типу Т-23. Бронирование было уменьшено до 4-8 мм».

   Т-23 смотрелась наиболее предпочтительно, но неприятным моментом для заказчика выступила цена изделия – 50 тыс. руб. за штуку, а ее башенный вариант Т-23* (Рис.4) – 59 тыс. руб. (без стоимости вооружения).

 

Рис.4 – Башенная пулеметка Т-23*.

Пишут, что бронирование башни – 18 мм.

 

    Кроме того, как сообщается, не имелось рабочих чертежей Т-23 и отсутствовал штатный двигатель. В итоге, оказалось, что выпуск лицензионной танкетки CLV будет дешевле.