Т-20

Т-20
СССР
Малый пехотный танк
|
масса |
5,5 т |
|
вооружение |
37-мм орудие 1 пулемет |
|
экипаж |
2 чел. |
|
мощность силовой
установки |
57 л.с. |
|
проект |
1929-1931гг., з-д «Большевик» |
Основная статья:
Советское танкостроение 1929-1937гг.
Легче легкого
Пишут, что уже весной
1929г. задумались о создании нового танка «сопровождения» - уже к весне 1929г.
было заметно, что МС-1/Т-18 (Рис.1) не совсем то, что хотелось бы, прежде
всего, по динамическим характеристикам и проходимости.

Рис.1 - МС-1/Т-18 обр. 1927/29гг.
В 1929 году обозначилось
две темы: разработка танка с 75-сильным двигателем и новой ходовой частью –
получит обозначение Т-19; и вторая тема –
создание нового варианта Т-18 с улучшенными динамическими характеристиками –
сначала получит обозначение Т-18 бис, а затем – Т-20.
В конце 1929г., видимо, силами КБ Шукалова и КБ з-да «Большевик» взялись за еще один проект танка «сопровождения» - обычно пишут, что это был вариант глубокой (капитальной) модернизации Т-18.
Основные проектные работы выпали на зиму 1929-1930гг. и весну 1930г. По новой машине предполагалось выполнить следующее: увеличить мощность до 60 л.с.; «по возможности» улучшить пушечное вооружение (- очевидно, имелось ввиду установить новую 37-мм пушку Б-3); увеличить боекомплект пулемета; увеличить емкость топливного бака со 110 л до 160 л; снизить массу пустого танка, для чего допускалось уменьшение толщины бронирования до 15-7 мм; унифицировать катки танка с катками Т-19; упростить процесс управления танком, уменьшить число импортных деталей (- импортозамещение отныне и навсегда).
Пишут, что работавшие по проекту имели намерение разработать для Т-20 сварной корпус. Под руководством заведующего опытным цехом з-да «Большевик» и конструктора Н.И. Дыренкова на Ижорском заводе в середине 1930 года было построено несколько сварных корпусов. На огневых испытаниях они выдержали обстрел из 37-мм пушки, но при обстреле 45-мм снарядами (- из чего стреляли?) на корпусах появлялись многочисленные трещины в соединительных швах и разрушение бронелистов. В октябре 1930г. получили опытные сварные корпуса и для Т-20, но предпочли все же пойти проверенным способом – бронирование корпуса Т-20 осталась прежним – на заклепках.
Изменения затронули ходовую часть танка. Из ходовой части Т-20 убрали одиночный опорный каток вместе с удлинителем (спереди), изменили расположение остальных опорных катков, кареток и поддерживающих роликов, приподняли ленивец. Упростили форму надгусеничных полок. (Рис.2)

Рис.2 – Шасси и ходовая часть Т-20.
Встречается, что первый броневой корпус Т-20 собрали в мае 1930 года, но новый 60-сильный двигатель (получил обозначение МС-1Ф) был подан только 14 октября 1930г. Как и его предшественник этот мотор имел 4 цилиндра и использовал бензин 2-го сорта. Вместо запланированных 60 л.с. двигатель выдал максимальную мощность в 57 л.с. при 2350 об\мин. Пишут, что экономичность МС-1Ф оказалась выше заявленной.
В отличие от серийных Т-18 новый танк должен был получить башню от проектируемого танка Т-19, но её опытный образец ещё не был изготовлен и потому решили ограничиться серийной башней со стандартным комплектом вооружения. (Рис.3)


Рис.3 –
Примерно так могли смотреться варианты Т-20.
По планам первые 15 танков Т-20 должны были быть готовы к 7 ноября 1930г., а на 1931-1932 годы запланировали выпуск 350 таких танков. Однако весной 1931г. прототип находился в «полусобранном» состоянии. По другим сведениям, в январе 1931г. были проведены некие сравнительные испытания Т-20 с Vickers Mk.E – возможно, испытывался прототип шасси Т-20. Что касается танка Т-20, выполненного целиком, то не встречается ни одной фотографии, на которой был бы запечатлен готовый Т-20.
Окончательно судьбу Т-20 решило постановление о принятии на вооружение танков Т-26 и БТ (февраль 1931г.). Сообщается, что шасси (или «недостроенную» машину) Т-20 отдали для переделки в 60-сильный средний трактор РККА.