Т-19

Т-19
СССР
|
масса |
8,05 т |
|
вооружение |
37-мм орудие 2 пулемета |
|
экипаж |
3 чел. |
|
мощность силовой установки |
95 л.с. |
|
проект |
1929-1931гг., ГКБ ОАТ (бригада Гинзбурга) |
|
выпускался |
1931г., Ижорский з-д (?) 1/2 шт. опытные |
Основная статья: Советское танкостроение 1929-1937гг.
Легкая классика и её обновления
Пишут, что уже весной 1929г. задумались о создании нового танка
«сопровождения» - уже к весне 1929г. было заметно, что МС-1/Т-18 (Рис.1) не
совсем то, что хотелось бы, прежде всего, по динамическим характеристикам и
проходимости.

Рис.1
- МС-1/Т-18
обр. 1927/29гг.
В 1929 году обозначилось две темы: разработка танка с 75-сильным
двигателем и новой ходовой частью – получит обозначение Т-19; и вторая тема – создание нового варианта Т-18 с
улучшенными динамическими характеристиками – сначала получит обозначение Т-18
бис, а затем – Т-20.
Как будто, еще в апреле 1929г. з-д
«Большевик» получил задание разработать технический проект танка Т-19, но формально технические требования к танку Т-19 были заявлены в «Системе танко-тракрно-автоброневооружения». Выписка из
протокола заседания Реввоенсовета СССР о системе броневооружения РККА 17-18
июля 1929г.: «б) малый танк.
Назначение — ударное средство механизированных соединений, прорыв в условиях
маневренного боя. Вес — не более 7-7,5 т. Скорость — 25-30 км/ч. Толщина брони
должна гарантировать от пробивания 37-мм снарядом при начальной скорости 700
м/с с 1 тыс. м (- т.е. толщина бронирования должна быть не менее 18-20 мм).
Вооружение — одна 37-мм пушка и 2 пулемета, из них один, не одновременно с
пушкой действующий. Боекомплект — не менее 75 шт. снарядов и 3,5 тыс. патронов.
Команда — 3 чел. Радиус действия 200 км. Ширина горизонтального препятствия не
менее 2 м. Высота препятствия — 0,6-0,8 м. Глубина брони не менее 1,3 м
(желательно плавучесть). Диаметр сваливаемых деревьев 20 см. В опытном порядке
конструировать также колесно-гусеничный малый танк с теми же данными, но с
допуском веса не более 8 т., скоростью на колесном ходу 45 км/ч и радиусом
действия на колесном ходу 300 км». В некоторых
источниках сообщают, что на танке планировалась установить двигатель мощностью
100 л.с.
Планировалось, что Т-19 сменит Т-18 в течение ближайших 2-3 лет. Разработку
новой машины поручили конструкторской бригаде С.А. Гинзбурга (Рис.2), которая
тогда, видимо, находилась в рамках КБ Орудийно-арсенального треста (бюро
Шукалова).

Рис.2 – Семён Алекса́ндрович Ги́нзбург, 1900-1943гг.
В тридцатые годы
один из видных конструкторов советской танковой техники.
В бригаде Гинзбурга
оказались: А. Микулин (силовая установка), В. Симской/Симский (силовая
установка и ходовая часть), Д. Майдель (общая компоновка и башня) и П. Сячинтов
(вооружение).
При проектировании Т-19 за основу в части корпуса и конструкции ходовой взяли
французский танк NC-27. (Рис.3, Рис.4)

Рис.3 – Информация о французском танке NC-27 из советского издания справочника Хейгля.


Рис.4 – Вверху эскиз французского NC-27, внизу - советского Т-19.
Корпус нового танка был длиннее Т-18, что позволяло улучшить проходимость и уменьшить колебания танка на ходу, снять вопрос с нестабильностью конструкции, склонностью к опрокидыванию. Длина танка позволяла без проблем преодолевать рвы шириной 2 метра, а для прохождения рвов шириной 3 м предусмотрели возможность сцепки двух танков за счет специальных ферменных конструкций, для чего в носовой и кормовой части корпуса имелось по три проушины для их установки. В ряде источников подчеркивают, что по предложению инженера М.И. Таршинова и С.А. Гинзбурга корпусу танка задали наклонное бронирование. Вооружение Т-19 должно было состоять из создававшейся 37-мм пушки Б-3 и пулемета в одноместной башне от Т-18, но с более широким погоном. Кроме того, для танка разрабатывалась и новая, «своя» коническая башня. (Рис.5)

Рис.5 – Вариант Т-19 с конической башней и штатной 37-мм пушкой Б-3.
Разработкой башни занимались сразу четыре человека: П. Сячинтов (37-мм пушка Б-3, прицел и стробоскопическая командирская башенка), А. Александров (установка вооружения и механизмы наводки), В. Симский (общая компоновка) и Д. Ройзман (приспособления и инструменты). Предлагалось два варианта размещения вооружения в конической башне – один, когда пушка и пулемет монтировались в единой маске, второй – пушка и пулемет устанавливались раздельно. 21 января 1931г. конструкция конической улучшенной башни была одобрена.
Состав экипажа увеличивался до 3-х человек за счет включения стрелка из курсового пулемета ДТ-29. Ходовая часть Т-19 на один борт включала 12 опорных катков малого диаметра с вертикальной пружинной подвеской, сблокированных в три тележки, 4 поддерживающих ролика, переднего ведущего и заднего направляющего колеса.
На Т-19 впервые в советском танкостроении решили отработать установку оборудования для действий в условиях химической войны. Танк оснащался приточной вентиляцией с противогазным фильтром, способным пропускать 180 кубических метров воздуха в час. Фильтр мог нейтрализовать такие отравляющие вещества, как синильная кислота, фосген, хлорпикрин, окись углерода и ядовитые дымы в течение 3-х часов. Затем предполагалась смена фильтра, либо экипаж должен был одеть противогазы.
Создание Т-19 планировалось завершить к 15 января 1930 года, но прототип (Рис.6) фактически строили в июне-августе 1931г., а готов он был осенью того же года – машина появилась без конической башни, на ее постройку просто не выделили средства, и нового пушечного вооружения.




Рис.6 – Опытный Т-19.
Такая задержка
была вызвана многократными дополнительными требованиями, которые по ходу дела
выдвигали военные. В первоначальном требовании отсутствовало задание придать
новому танку сопровождения амфибийные свойства, но затем оно появилось. Сначала
планировалась установка двух съемных винтов в кормовой части корпуса, а затем
предложили оснастить Т-19 навесными плавсредствами (надувными или каркасными
поплавками), которые могли бы сбрасываться без выхода экипажа из танка. Такие
поплавки были разработаны корабельным инженером Б.С. Смирновым, но на практике
они построены не были. Кроме амфибийности военные пожелали, чтобы танк был
оснащен «коленчатыми лапами для перелезания через стенки и движения в условиях
гор, покрытых снегом…». В то же время заказчик торопил. В
постановлении РВС от 13 августа 1930 года, в частности, отмечалось: «Малый танк
Т-19. Отмечая совершенную неудовлетворительность взятых темпов по изготовлению
опытного образца танка Т-19 – поручить
Орудийно-арсенальному объединению ВСНХ закончить изготовление опытного образца
к 1 марта 1931г., а выпуск первой валовой партии в IV квартале 1930/31г.
с тем, чтобы с 1 октября 1931 года перейти на массовое производство танков
этого типа».
Помимо военных,
трудности танкостроителям доставляла техническая сложность машины, особенно ее
ходовой части. В производстве ходовой
требовалось применить огромное количество разнотипных подшипников – эти детали
в СССР тогда не производились, являясь исключительно импортным товаром. Кроме
этого, 100-сильный двигатель конструкции Микулина так и не был готов в срок,
из-за чего на танк пришлось ставить американский мотор Franklin мощностью 95
л.с. Это повлекло за собой полную переработку трансмиссии (вместе с КПП) и
моторного отсека.
К моменту своего
появления Т-19
уже никого не интересовал, да и характеристики танка оказались хуже
запланированных.
Масса танка Т-19 оказалась 8050 кг.
Габариты: длина – 4500 мм, ширина – 2300 мм, высота – 2183 мм. Бронирование:
вертикальные элементы корпуса и башни – 16 мм, крыша, днище – 8 мм. Экипаж 3
чел. Вооружение на опытном образце не устанавливалось, но предполагалась 37-мм
пушка Б-3 и два 7,62 пулемета ДТ. Боекомплект 98 выстрелов, 3500 патронов.
Опытный образец получил в ходовой части не 12 опорных катков, а 13 – один
опорный каток (передний) ставился отдельно – не в тележке.
На испытаниях,
проведенных в конце 1931 - начале 1932 гг., прототип танка Т-19 показал неудовлетворительные
результаты. За счет удлинения ходовой части удалось повысить его показатели по
преодолению фортификационных сооружений и естественных препятствий, но в
остальном Т-19 проявил себя не
лучшим образом. Прежде всего, многокатковая ходовая часть оказалась слишком
сложной в обслуживании, обладала низкой надежностью. Максимальная скорость
танка составила 27 км/ч. Вооружение на Т-19 не устанавливалось, вместе с тем, масса танка доходила до 8
тонн, а после заполнения танка полным комплектом оборудования и боезапасом она
могла увеличиться ещё на несколько сотен килограмм. Но главное – по стоимости Т-19 был почти в три раза дороже (цена
одного Т-19 выходила в 96
тыс. рублей) двухбашенного танка Т-26, выполненного по лекалу Vickers Mk.E.
Некоторые сообщают, что к 1932г. собрали 2 экземпляра Т-19 с башнями от Т-18 и двигателями «Франклин» и дополнительно изготовили корпус из сварных и литых деталей, а также ряд вспомогательных агрегатов. Пишут, что производились опытные Т-19 на Ижорском заводе.
На шасси Т-19 планировали создать САУ с 76,2-мм пушкой, такой же, как на
шасси Т-18 (Рис.7) – точнее, это было как бы развитие проекта на лучшем шасси,
но практического результата не получилось.

Рис.7 – СУ-18.