Т-18 обр. 1930г.
&
ОТ-1

Т-18 обр. 1930г.
СССР
Малый пехотный танк
|
масса |
5,5 т |
|
вооружение |
37-мм орудие 1 пулемет |
|
экипаж |
2 чел. |
|
мощность силовой
установки |
40 л.с. |
|
проект |
1929гг., ГКБ ОАТ (бюро Шукалова), з-д «Большевик» |
|
выпускался |
1929-1931гг., з-д «Большевик», Мотовилихинский машиностроительный завод 851 шт. |

ОТ-1
СССР
Экспериментальный малый огнеметный танк
|
масса |
5,7 т |
|
вооружение |
огнемет 1 пулемет |
|
экипаж |
2 чел. |
|
мощность силовой
установки |
40 л.с. |
|
выпускался |
1931г. экспериментальный конверсия |
Основная статья:
Советское танкостроение 1929-1937гг.
Легче легкого
В 1926г. в СССР была принята трехлетняя программа строительства танков. Согласно этой программе, к 1929г. намеревались создать и построить до 112 танков массой 5 тонн, примерно столько же танкеток или танков-танкеток и разработать тип маневренного танка массой 16 тонн (программой максимум предусматривалась даже возможность постройки 60-ти таких машин). К середине 1929г. стало очевидно, что программа в целом потерпела фиаско. Танк массой 5 тонн (Т-18, он же МС-1 (Рис.1)) довели до серийного производства в 1928 году, но уже пущенный в серию, в июле 1929 года Т-18 военными был признан устаревшим.
Вне контекста трехлетней программы, стартовавшей в 1926г., 20 июня 1927 года, ещё до принятия Т-18 на вооружение, состоялось заседание Орудийно-арсенального треста (ОАТ), на котором обсуждался возможный выпуск этих танков. Принятый по итогам заседания план, рассчитанный на 5 лет, предполагал строительство 927 танков: из них 12 шт. за 1927/28 годы, 175 шт. за 1928/29, 200 шт. за 1929/30, 240 шт. за 1930/31 и 300 шт. за 1931/32 годы. К концу 1929 года удалось произвести 108 серийных машин первой - второй серий и 13 машин третьей серии. Военные хоть и признали в 1929 году машину устаревшей, но дали добро на дальнейшее ее производство – других вариантов насытить РККА танками не было. На 1929-1930 гг. (ноябрь 1929г. – ноябрь 1930г.) план выпуска был скорректирован сначала до 300 единиц, а позже до 325 единиц (по этой цифре ссылаются на документ «Система танко-тракторо-авто-броневооружения РККА», но в тексте Выписки из протокола №29 заседания Реввоенсовета СССР о системе броневооружения РККА от 17-18 июля 1929г. нет ни слова о количестве танков Т-18, которых следует произвести в 1929-1930гг., возможно, эти цифры были озвучены в докладе Триандафиллова на этом заседании). По другой версии, цифра в 305 штук появилась в начале 1930г.

Арестован в 1938г., осужден в 1941г. Обстоятельства, место и дата смерти неизвестны.
Итак, отличительной чертой модернизированных танков, которых в литературе принято обозначать МС-1 (Т-18) образца 1930г., стала новая форма башни с нишей. (Рис.3, Рис.4)


Рис.3 - МС-1 (Т-18) образца 1930г. МС-1 (Т-18) образца 1930г.

Рис.4 – На одной платформе танки второй и третьей серий, хорошо видна разница в башнях.

Рис.5 – Модифицированный Т-18 на ходовых испытаниях.
Вероятно, с ноября 1930г. началось производство машин Т-18 четвертой производственной серии. Эти машины, наконец, получали четырехскоростную коробку передач и новый – «тюльпообразный» вариант ведущего колеса (чертеж 19595). Вместо электрооборудования «Бош» на танках начало появляться электрооборудование «Сцинтилла». (Рис.6)






Масса Т-18 обр.1930г. 5,5 т или 5,9 т. Габариты: длина – 3470 мм (без хвоста, полная – 4380 мм), ширина – 1760 мм, высота – 2120 мм, клиренс – 305 мм. Бронирование вертикальных элементов корпуса – 14 мм (- или 16 мм?), башни – 16 мм, крыши и днища – 8 мм. Экипаж 2 чел. Вооружение: 37-мм пушка «Гочкисс тип 3»\2К (ПС-1), 7,62-мм пулемет ДТ-29 (Рис.7).

Пушка монтировалась в бронемаске. Она позволяла изменять угол наводки по горизонтали в границах 35 градусов и по вертикали с углом возвышения +30 градусов и понижения -8 градусов. Прицельное устройство пушки было из диоптра и мушки, установленной в бронемаске на выходе отверстия для прицеливания, чтобы навести приспособление в цель, наводчик с поддержкой плечевого упора перемещал ее по горизонтали и вертикали. Когда необходимо было повернуть башню, он осуществлял то же самое с поддержкой рычага левой рукой, заранее упершись спиной в ее стенку. На танках, выпущенных после 1930 года, орудия оснащались 2.45-кратным оптическим прицелом для 37- мм танковых пушек с полем зрения 14°20' и диаметром выходного зрачка 2.6 мм – прицелы были разработаны в Питере, но собирались на Мотовилихинском машиностроительном заводе. На танк устанавливался 7,62-мм танковый пулемет В. Дегтярева (ДТ) с круглым магазином на 63 патрона. Он снабжался выдвижным железным прикладом, с помощью которого можно было регулировать длину оружия. Диоптрический прицел ДТ допускал ведения перестрелки на дальность 400, 600, 800 и 1000 метров. В шаровой опоре пулемет возможно было наводить в горизонтальной плоскости в спектре 64 градуса, а в вертикальной +30 градусов и -8 градусов. Круговой обстрел из вооружения танка достигался за счет поворота всей башни. Боекомплект 104 выстрела (включая, осколочные гранаты с чугунными и стальными корпусами) и 2016 патронов.
Из приборов наблюдения имелись узкие смотровые щели. Командир смотрел через щели башенки, водитель - вперед наблюдал в щель, сделанную в крышке лючка (откидного щитка). При активном огневом действии противника щель закрывалась заслонкой с небольшими крестообразными прорезями, либо глухой броневой заслонкой. Налево и направо водитель следил через смотровые щели в скосах бортов корпуса. Единственным оптическим устройством считался перископ, размещавшийся в откидном щитке лючка механика-водителя («броневой глаз»). Перископ монокулярного типа, поверх закрывался броневым корпусом и крышкой. Средства связи отсутствовали.
Как уже говорилось выше, форсированный до 40 л.с. 4-х цилиндровый воздушного охлаждения двигатель объединялся в одном блоке с коробкой передач. Мотор можно было запускать от ручки или от электростартера (магнето). Когда двигатель набирал обороты, магнето отключали и в систему включался динамо-стартер (генератор). Коробка скоростей у Т-18 объединялась с фрикционной муфтой и сателлитом, обеспечивающим различную скорость вращения гусениц при повороте машины. От коробки скоростей вертящий эпизод передавался на основное колесо с тормозом поворота.
Электрооборудование на Т-18 было рассчитано на напряжение 6 вольт. Источниками питания считались 6-вольтовая аккумуляторная батарея, магнето и динамо-магнето; потребителями являлись - фара, звуковой знак с регулируемой мощью звука, задний фонарь, фонарь распределительного щитка и переносные лампы (2 штуки). Высокое напряжение на свечки зажигания подавалось через прерыватель-распределитель.
В результате проведенной модернизации
скорость машины удалась увеличить ненамного – с 15,5-16 км/ч до 17,5 км/ч или
18,5 км/ч; некоторые приводят – 22 км/ч, что, видимо, слишком оптимистично.
Запас хода по шоссе 120 км. Удельное давление на грунт получилось низким -
0,374 кг/см3. Преодолеваемые препятствия: ширина рва – 1,85 м,
высота стенки – 0,55 м, глубина брода – 0,8 м. (Рис.8)


Рис.8 – Преодоление препятствий.
Первоначально, вроде бы, планировалось построить 180 танков Т-18 третьей серии. Первые 5 танков ожидались в январе 1930 года, 10 в феврале, 15 в марте - и далее, начиная с апреля, по 25 штук в месяц. Эти ожидания, правда, не соответствовали мощностям завода: для ежемесячного выпуска 25 танков требовалось увеличить станочный парк. Несмотря на это, в начале 1930 года планка снова была поднята, на сей раз до 305 танков.
6 января 1930г. в ВСНХ появилось предложение наметить производство танков Т-18 в военное время на Челябинском тракторном заводе, для чего при данном заводе необходимо было немедленно приступить к постройке специального танкового цеха, расположенного вне территории основного завода. В цехе следовало сосредоточить оборудование, потребное для развертывания полной мощности, установленной для ЧТЗ по производству танков в военное время по мобилизационной программе.
В реальности дело с производством танков Т-18 третьей серии обстояло так. К 31 мая 1930г. было готово 34 танка, из которых окончательно сдано было 23. К 18 октября из 305 предусмотренных планом танков было передано на приёмку 216 штук. В авральном порядке оставшиеся машины достраивались без башен, которые недопоставил Ижорский завод. К утру 1 ноября завод доложил о готовности, в том или ином виде, 312 танков. Но 10 ноября к первому пробегу было предъявлено 238 танков, 151 из которых удалось сдать. Не хватало 82 башен. В конце концов, были сданы все 305 танков, но позже определенного планом срока.
Разбиралось
со сложившейся ситуацией ОГПУ. В результате репрессий пострадали ответственные
исполнители на «Большевике», Ижорском заводе и других предприятиях.
Арестованными оказались и некоторые сотрудники КБ ОАТ, например, Н.В. Цейц.
В
1931 году сначала рассчитывали построить 720 танков Т-18 (четвертая серия), но
18 ноября 1930г. это число сократили до 550 штук, а позже и вовсе урезали до
144 в связи с планами начала производства аналога британского танка Vickers Mk.E. Шукалов старался отстоять свои машины, но командование Красной
армии считало, что английская машина лучше, и уже в феврале 1931 принято
решение о начале производства Т-26 на «Большевике» - площадке, где строились
Т-18. И все же на «Большевике» было запланировано в 1931г. выпустить 370 танков
Т-18 (четвертая серия).
В
итоге считается, что всего, на «Большевике», на 1931г. было заказано 430 танков
Т-18 четвертой серии, и все они были предъявлены на испытания к 1 января 1932г.
– т.е производство танков Т-18 в Питере продолжалось до конца 1931г. При этом,
в 1931г. танки Т-18 строили и на Мотовилихинском
машиностроительном заводе – 12 танков третьей серии и 15 танков четвертой
серии. 8 мая 1931 года состоялось заседание Реввоенсовета СССР, посвящённое
изменениям в танковой программе. На нём было принято решение оставить за
Мотовилихинским заводом доделку 10 танков и более танковых заказов ему не выдавать.
Таким
образом, производство танков типа Т-18 должно выглядеть следующим образом:
Таблица –
Производство танков Т-18 обр.1927/29г. и Т-18 обр.1930г.
|
|
1927-1928 |
1928-1929 ноябрь |
1929 ноябрь -1930 ноябрь |
1930 ноябрь – 1931 декабрь |
|
З-д «Большевик» |
2 эталонных 23 первой серии |
85 второй серии |
305 или 325 третьей серии |
430 четвертой серии |
|
Мотовилихинский з-д |
|
|
? |
12 третьей серии 25? танков четвертой серии |
Теоретически, пристраиваясь к цифре
959/961, можно допустить, что в 1930 году еще 59 недостающих серийных танков (-
вероятно, третьей серии) построили на Мотовилихинском заводе. В литературе
авторы также прибегают к разным табличным уловкам, якобы, отражающим
производство танков Т-18, чтобы подбить итоговое значение - 959/961 шт.
Таблица –
График поставок Т-18, включая прототипы, промышленностью в РККА
|
|
1926° |
1927°° |
1928°°° |
1929°°°° |
1930 |
1931 |
всего |
|
количество танков |
2° |
23°° |
85°°° |
317°°°° |
90 |
445 |
962 |
° Не могло быть ни при каких условиях.
°° В 1927г. танки в войска не поставлялись.
°°° Серийное производство только разворачивалось, поставок в
РККА не было.
°°°° От 108 до 121 штуки – больше не было физически.
Таблица – График выпуска и приемки Т-18.
|
|
1928-1929 |
1930 |
1931 |
1932 |
всего |
|
выпущено |
121 |
325 |
513°° |
|
959 |
|
Принято военной приемкой |
96 |
331° |
511 |
21 |
959 |
° По другим данным, к ноябрю 1930г. з-д «Большевик» сдал 259
танков.
°° Видимо, в это число вошли не понятно, где произведенные 59
недостающих танков.
Впрочем, бытует и
альтернативная точка зрения на количество произведенных танков типа Т-18. Такие
авторы считают, что цифра более 900 танков Т-18 взялась буквально с потолка
после публикации в газете «Красная Звезда» от 8 августа 1967 года.
Сомневающиеся, в общем, не без основания считают, что з-д «Большевик» не мог
произвести в период с ноября 1930г. по конец 1931г. 513 или 454 танка Т-18,
поскольку с 1931 года в серию налаживались танки Т-26. По их мнению, за 1931г. могло
быть произведено только около 325 штук танков Т-18 (то количество, которое, как
считается, предлагал Триандаффилов). Действительно, со второй половины 1931г.
Т-18 вообще выпадает из производственной программы завода. Масло недоверия в
огонь советской статистике подливают заводские документы, свидетельствующие о
производстве в этот период от 750 до 790 танков, что уже не стыкуется со
сведениями РККА, о принятых на баланс танках (959 шт.), если учесть танки,
произведенные в 1928-1930гг. (не менее 400 шт.).
Оценка танка Т-18 и попытка его улучшения.
Отрицательных моментов тоже набиралось. Во-первых, скорость танка военных все же не устраивала. Во-вторых, неважная огневая мощь – 37-мм пушка и пулемет были относительно эффективны только против открытой живой силы – в остальных случаях пользы было мало. Отмечалось также, что на точности огня, особенно на ходу, отрицательно сказывалось отсутствие адекватных средств прицеливания и примитивное наведение посредством плечевого упора. В-третьих, танк не мог преодолевать 2-х метровые рвы трапецеидальной формы глубиной более 1,2 м – попросту застревал в них и не мог самостоятельно выбраться из такого рва. (Рис.9)

В-четвертых, высокая центровка при малом габарите по длине, что вызывало заметные продольные колебания машины. Кроме того, башня из-за кормовой ниши получилась неуравновешенной. Это забавно, поскольку ниша была придумана как раз для того, чтобы уравновесить более тяжелую 37-мм пушку Б-3, но Б-3 так и не появилась на танке, и ниша перевесила башню в другую сторону. Говорят, что для решения этой проблемы предлагалось поменять местами пушку с пулеметом и переделать сиденье (- очевидно, командира). Обозначились вопросы к плохой обзорности из танка, тесноте внутри него. Нередко танкисты жаловались на то, что бились головой о стенки башни. Здесь помогло появление танкового шлема, который «подсмотрели» у немцев (- а те, в свою очередь, видимо, у французов). «Немецко-французский» шлем эволюционировал во всем известный советский танковый шлем, в разных вариантах до сих пор использующийся танкистами многих стран. Вызывал раздражение и частый перегрев двигателя. Моторно-трансмиссионный отсек, размещавшийся сзади, оборудовался съёмным бронеколпаком, а в заднем броневом листе были выполнены отверстия, через которые воздух поступал в двигатель. Такой подход к охлаждению силовой установки значительно улучшал её защищенность, но по той же причине двигатель часто перегревался.
В 1927г. в СССР начались опыты по теме «телетанка» или радиоуправляемого танка. Разработчиками идеи указывают Центральную лабораторию проводной связи или Военную электротехническую академию (ВЭТА) РККА. Была создана опытная аппаратура радиоуправления танком – «Мост-1», которая представляла собой четырех-командную систему, обеспечивающую поворот танка, включение и выключение главного фрикциона – т.е., движение или остановку танка. Испытания аппаратуры «Мост-1» начались в 1929г. на танке «Рено Русский», и показали правильность идеи.
10 января 1930г. Тухачевский (тогда еще в должности командующего войсками ЛенВО) предложил Ворошилову вести работы по созданию дистанционно управляемых танков. 23 марта 1930г. испытания аппаратуры «Мост-1» провели на серийном Т-18 (пишут, что машина сохранила штатную комплектацию). Несмотря на оптимизм, дальнейшие разработки темы заняли более двух лет. В 1932г. получили новую 16-командную аппаратуру управления. Теперь помимо троганья, поворотов и остановки, машина могла совершать различные развороты, менять скорость движения, запускать-глушить двигатель, подрывать перевозимый на борту заряд взрывчатки, осуществлять дымопуск и распыление ОВ. Вероятно, ближе к концу 1932г. построили 7 опытных радиоуправляемых машин на базе Т-18 – получили обозначение ТТ-18. Эти машины существенно отличались от серийных. С танка были демонтированы все штатные органы управления, на месте водителя разместили аппаратуру управления, вместо башни появилась неподвижная рубка. 8 января 1933г. 5 машин ТТ-18 отправили в распоряжение специального отряда №4 Ленинградского ВО, где им предстояло пройти сравнительные испытания с радиоуправляемыми машинами, выполненными на базе танкетки-танка Т-27 и легкого танка Т-26. По результатам десятидневных испытаний были получены следующие данные по ТТ-18: максимальная дальность управления при ясной погоде составляет от 500 до 1000 м; на больших дистанциях и на пересеченной местности управление танком становится невозможным, поскольку оператор не видит обстановки впереди машины; машина с трудом двигалась по прямой – при высоком силуэте и узкой колее от толчков на ухабах ТТ-18 разворачивало в стороны. Огневых испытаний не проводилось – на ТТ-18 не было вооружения. Вместе с тем отмечалось, что машина хорошо выполняет радиокоманды.
Для продолжения работ по теме радиоуправляемых танков выбрали шасси Т-26.
28 августа 1931г. приказом начальника вооружений РККА «О системе химического вооружения» был дан старт по созданию химического оборудования для танков или «химических танков». В ноябре 1931г. СТО утвердил требования к такой машине. Проектные и конструкторские работы велись как в направлении создания специальных боевых машин на оригинальной базе, так и на основе серийных танков. Второе направление было экономически более оправданным. В 1932г. на базе Т-18 инженеры Пригородский и Калинин при участии специалистов Института химической обороны создали т.н. «химический танк» ХТ-18. По другой версии, Т-18 снабдили хим. оборудованием в декабре 1930г. Машины этого типа предназначались для распыления отравляющих веществ, дегазации, для установки дымовой завесы, поэтому они снабжались специальным оборудованием массой 152 кг. Оборудование на ХТ-18 крепилось на «хвосте». (Рис.10)

Рис.10 – ХТ-18 с химическим оборудованием на хвосте.
Летом 1932г. хим. танк испытывался на НИХП ХКУКС РККА. (Рис.11)

На химической машине хотели разместить и огнемет, превратив Т-18 в огнеметный танк ОТ-1, при этом 37-мм пушка демонтировалась для брандспойта. Предполагалось, что огнемет будет использоваться для обороны от вражеской пехоты. Как будто, в 1931 году один такой танк был получен. Но углы поворота башни оказались ограничены из-за опасности перекручивания шлангов, по которым огнесмесь подавалась в брандспойт из резервуара.
Пишут, что существовал также проект «штурмового саперного танка» на базе Т-18, который оснащался деревянным мостом для переправы машин и малых танков через ручьи и противотанковые рвы шириной до 4 метров, специальным буром для изготовления шурфов и механической пилой по дереву. Проект не реализовывался.
Из общего количества построенных танков
типа Т-18 103 машины поступили в ОСОАВИАХИМ, 4 штуки попали в ОГПУ, 2
машины были переданы Четвертому управлению (-?), 1 машина отправилась в
распоряжение химуправления РККА (где из нее, видимо, пытались сделать
химический танк), а остальные поступили в РККА.
В РККА Т-18 поступали на вооружение
танковых батальонов, включавшихся в состав механизированных частей. Танковый
батальон состоял из двух или трех танковых рот, в каждой роте насчитывалось три
взвода по три танка и один танк командира (итого, в роте 10 танков). Также в
состав танкового батальона входили взводы управления и восстановления (штабной
и ремонтный), артбатарея с двумя 76-мм полевыми пушками.
С 1929 года Т-18 поступали в
механизированные полки с одним двухротным танковым батальоном, таким образом, в
полку имелось всего 20 танков. С мая 1930г. началось
формирование механизированной бригады, в состав которой входил танковый полк с
двумя батальонами Т-18 трехротного состава, таким образом, в бригаде
насчитывалось 60 танков.
К 1 марта 1931г. количество Т-18 в частях
перевалило за 500 штук. Наибольшее количество этих машин имелось в Отдельном учебном
танковом полку Московского военного округа (103 танка) и 2-м танковом полку
Ленинградского военного округа (104 или 141 штука). Весной 1932г. численность
танков Т-18 в войсках составляла 959 штук, но треть из них находилась в учебных
частях. (Рис.12)

Рис.12 – Танки Т-18 стали школьной машиной для подготовки кадров
танковых войск.
Летом 1933г. в боевых частях числилось 485 единиц Т-18 – половина
от количества выпущенных. (Рис.13)



Рис.13 – Парады – милое дело.
Внизу – в Монголии.
Уже
с 1933 года, в связи с острой нехваткой вооружения, с танков Т-18 начался
демонтаж вооружения для установки оного на более передовые типы. 16 мая 1934г.
59 танков Т-18 передали военным кафедрам, а еще 250 машин перешло в
распоряжение ОСОАВИАХИМА. В конце 1934г. Т-18 официально вывели из частей первой линии.
Несмотря на столь непродолжительный срок активной службы в войсках, считается, что с помощью Т-18 удалось подтянуть боевую подготовку войск. Благодаря им начинающие танкисты РККА познавали особенности взаимодействия с пехотой, а артиллеристы и пехотинцы осваивали новую для себя специальность – противотанковую оборону. (Рис.14)




К январю 1938г. все Т-18 были переведены в
разряд машин, непригодных к боевому применению. На 2 марта 1938г. осталось 862
порядком изношенных Т-18 (89% от их общего количества). В ведении полигонов, заводов, учебных
учреждений и на складах насчитывалось 196 танков Т-18, остальные числились за
военными округами (только в Средне-Азиатском и Забайкальском военных округах не
было выявлено машин типа Т-18). В военных округах основная масса Т-18
находилась «на хранении», зачастую в частично разукомплектованном виде
(отсутствовало вооружение, элементы силовой установки и ходовой). В докладе от
2 марта 1938г. на имя наркома обороны относительно танков Т-18 сообщалось: «Все
эти танки не на ходу, без вооружения, хранятся на окружных и центральных
складах и войсками не используются». Надо заметить, что
к тому времени 160 шасси Т-18 использовались в Лен. ВО в качестве неподвижных
бронированных огневых точек – БОТов. Учитывая значительное количество
«хранившихся» Т-18, и оценив опыт Лен.ВО по превращению Т-18 в БОТы, как
положительный, 1 августа 1938г. было принято постановление Комитета обороны при
Совете народных комиссаров Союза ССР №180сс «Об использовании имеющихся в РККА
не серийных старых типов танков», согласно которому 2 танка Т-18
отправлялись в музей при НИБТ Полигоне, еще 70 машин следовало привести в
порядок и перевооружить 45-мм пушками, а прочие единицы Т-18 (около 700 машин)
передать в распоряжение УРов.
К началу октября 1938г. только в Белорусском
ОВО предстояло переоборудовать в БОТы 171 танк Т-18 (54 шасси должны были
доставить из МВО и 117 единиц находилось в составе округа), хотя по
распределению полагалось иметь 200 единиц.
По другим округам ситуация на 10 октября
1938г. складывалась следующим образом: в инженерное управление 1-й армии ДВФ со
склада №37 и МВО передано 200 танков; в инженерное управление 2-й армии ДВФ
передано 60 танков (18 из СибВО, 40 со склада №37 и 2 из ОКДВА – эти два танка,
видимо, из партии (10 единиц первой серии), прибывшей в подкрепление ОКДВА в
1929г.), пишут, что во время конфликта с Японией на оз. Хасан летом 1938г. БОТы
из Т-18, якобы, нашли применение; Киевский ОВО из запланированных 250 танков
Т-18 получил 240 (8 из ЗакВО, 10 из УрВО, 29 со склада №37, 30 из СКВО, 53 из
ХВО, 101 из ПриВО, ещё 9 находились в составе КОВО); в Лен.ВО 150 танков.
Согласно
установленному порядку, долговременные огневые точки бронебашенного типа должны
были комплектоваться средствами связи, прицельными приборами и дополнительным
боекомплектом. Основание установки предполагалось строить из бетона, с
соответствующими пристройками и оборудованием (системой вентиляции и
переговорных устройств). Судя по всему, в отношении Т-18 эти правила, в целях
экономии средств, не соблюдались. С переданных укрепрайонам неисправных
танков Т-18 следовало демонтировать двигатели и трансмиссию, а бронекорпуса
полагалось закапывать в землю по башни или просто устанавливать в качестве
БОТов (зачастую без маскировки) у мостов, перекрестках дорог и в других
подходящих местах. Огневые точки из Т-18 вооружались спаркой пулеметов ДТ,
ДА-2, либо 45-мм пушкой обр. 1932г. Дополнительного
боекомплекта не предусматривалось, но имелись стандартные танковые прицелы
ТОП-1. (Рис.15)


Рис.15 – БОТы из Т-18 с 45-мм пушками.
Несмотря на
относительную простоту трансформации Т-18 из танка в ДОТ (БОТ), процесс не
закончился до начала войны с Германией. (Рис.16)



На Западе все
БОТы на основе Т-18 были уничтожены или потеряны (Рис.17), а на Дальнем Востоке
прослужили до конца 1950-х годов.
Рис.17 – Немцы
знакомятся с БОТами из Т-18.
Все же, видимо, некоторое незначительное
количество танков Т-18 поступило не в УРы, а попало на вооружение танковых
частей РККА. 29 июня 9-й механизированный корпус получил 14
танков Т-18, на 2 июля в строю этого корпуса числилось всего два таких танка,
один из которых был неисправен. Последнее упоминание о боевом применении
легких танков Т-18 (МС-1) датировано ноябрем-декабрем 1941 года в период
обороны Москвы - в составе 150-й танковой бригады пребывало 9 машин Т-18. По
документам, на начало февраля 1942г. в бригаде все еще имелось три таких танка.
Впрочем, некоторые авторы выражают сомнение в достоверности сведений о наличии
танков Т-18 в составе 150-й бригады. Во-первых, непонятно, откуда поступили эти
машины, поскольку к тому времени в Московском ВО танков этого типа, способных к
самостоятельному передвижению не было. Возможно, Т-18 были получены перед
наступлением в непригодном для боевой эксплуатации состоянии и числились только
на бумаге. Во-вторых, не стоит также исключать возможность опечатки в документе.
Отсутствует информация и по двум танкам
Т-18, переданным в распоряжение НИБТ. Допускают, что их могли подготовить к
обороне полигона, а после отправили на слом.