Т-18 обр. 1930г.

&

ОТ-1

 

 

Картинки по запросу советские колесно-гусеничные танки

Т-18 обр. 1930г.

СССР

Малый пехотный танк

масса

5,5 т

вооружение

37-мм орудие

1 пулемет

экипаж

2 чел.

мощность силовой установки

40 л.с.

проект

1929гг., ГКБ ОАТ (бюро Шукалова), з-д «Большевик»

выпускался

1929-1931гг., з-д «Большевик», Мотовилихинский машиностроительный завод

851 шт.

 

ОТ-1

СССР

Экспериментальный малый огнеметный танк

масса

5,7 т

вооружение

огнемет

1 пулемет

экипаж

2 чел.

мощность силовой установки

40 л.с.

выпускался

1931г. экспериментальный

конверсия

 

 

Основная статья: Советское танкостроение 1929-1937гг.

Легче легкого

 

 

В 1926г. в СССР была принята трехлетняя программа строительства танков. Согласно этой программе, к 1929г. намеревались создать и построить до 112 танков массой 5 тонн, примерно столько же танкеток или танков-танкеток и разработать тип маневренного танка массой 16 тонн (программой максимум предусматривалась даже возможность постройки 60-ти таких машин). К середине 1929г. стало очевидно, что программа в целом потерпела фиаско. Танк массой 5 тонн (Т-18, он же МС-1 (Рис.1)) довели до серийного производства в 1928 году, но уже пущенный в серию, в июле 1929 года Т-18 военными был признан устаревшим.

 

https://coollib.com/i/57/209957/pic_56.jpg  

Рис.1 – Танк МС-1.

 

Тем не менее, было принято Соломоново решение продолжить выпуск Т-18: «Впредь до конструирования нового танка допустить на вооружении РККА танк МС-1». Производство танка налаживалось с громадным трудом и многочисленными издержками, влиявшими на качество изделия, но все же до декабря 1929г. произвели 121 единицу таких машин.

Вне контекста трехлетней программы, стартовавшей в 1926г., 20 июня 1927 года, ещё до принятия Т-18 на вооружение, состоялось заседание Орудийно-арсенального треста (ОАТ), на котором обсуждался возможный выпуск этих танков. Принятый по итогам заседания план, рассчитанный на 5 лет, предполагал строительство 927 танков: из них 12 шт. за 1927/28 годы, 175 шт. за 1928/29, 200 шт. за 1929/30, 240 шт. за 1930/31 и 300 шт. за 1931/32 годы. К концу 1929 года удалось произвести 108 серийных машин первой - второй серий и 13 машин третьей серии. Военные хоть и признали в 1929 году машину устаревшей, но дали добро на дальнейшее ее производство – других вариантов насытить РККА танками не было. На 1929-1930 гг. (ноябрь 1929г. – ноябрь 1930г.) план выпуска был скорректирован сначала до 300 единиц, а позже до 325 единиц (по этой цифре ссылаются на документ «Система танко-тракторо-авто-броневооружения РККА», но в тексте Выписки из протокола №29 заседания Реввоенсовета СССР о системе броневооружения РККА от 17-18 июля 1929г. нет ни слова о количестве танков Т-18, которых следует произвести в 1929-1930гг., возможно, эти цифры были озвучены в докладе Триандафиллова на этом заседании). По другой версии, цифра в 305 штук появилась в начале 1930г.

     Учитывая замечания военных, и, пытаясь как-то привести танк Т-18 к более высокому стандарту, разработчики и заводчане (причем, в некоторых источниках сквозит, что заводчане испытывали скепсис по поводу возможности доработки конструкции до измененного ТЗ) предприняли некоторые меры. Следовало улучшить динамические показатели изделия и решить вопрос с артиллерийским вооружением – пушка «Гочкис тип 3»\2К или ПС-1 смотрелась временным почти полукустарным явлением. Для повышения скоростных характеристик машины (военные требовали хотя бы 25 км/ч) решили, с одной стороны, форсировать двигатель до 45 л.с., а с другой – по предложению Шукалова (Рис.2) намеревались сократить толщину бронирования с 16 мм до 14 мм, при этом уровень защищенности надеялись сохранить за счет повышения качества брони (вероятно, перешли на однослойную броню, похоронив двух-трех-слойку Рожкова) – неясно, прошло ли предложение Шукалова.

 

Рис.2 - Сергей Петрович Шукалов, родился в 1883г. Инженер Путиловского завода, с 1924г. возглавлял единственное на тот момент в стране танковое КБ - Танковое бюро (Т-бюро) - в 1926г. бюро было преобразовано в Главное конструкторское бюро Орудийно-арсенального треста (ГКБ ОАТ), под разными названиями просуществовало до 1932г.

Арестован в 1938г., осужден в 1941г. Обстоятельства, место и дата смерти неизвестны.

 

    Уже в ходе испытаний форсированного двигателя, в июле 1929г. было принято решение увеличить мощность двигателя только до 40 л.с. В качестве компенсации хотели ставить четырехступенчатую (взамен трехступенчатой) коробку передач (пишут, что к ней полагался и новый многодисковый фрикцион), но на деле разработка 4-скоростной коробки сильно затянулась, и машины новой - третьей серии ее не получали. На танки третьей серии планировали ставить более мощною пушку Б-3 калибра 37 мм (оно же ПС-2). Новое орудие предполагалось более тяжелом, поэтому для уравновешивания башни к ее кормовой части приделали нишу, которую можно было приспособить под радиооборудование. Из-за ниши возможность установки пулемета в корме отпала. Ниша закрывалась с тыльной стороны откидной крышкой, облегчавшей монтаж и демонтаж радиостанции и оружия (реально в нише располагалась часть боекомплекта). Бортовая заслонка вентиляционного окна башни стала прямоугольной и откидывалась на петлях вверх. Новая башня стала тяжелее на 140 кг. Однако выпуск 37-мм орудий Б-3 не был освоен до 1932 г. и танки Т-18 вооружались прежним изделием ПС-1. Никакого радиооборудования Т-18 также не дождались. В 1929 году Орудийно-арсенальный трест выдал Научно-испытательному институту связи задание на танковую радиостанцию. В частности, предписывалось разработать и изготовить не одну, а сразу три радиостанции – рядового танка, командира взвода и командира роты. Радиостанции были созданы, но ни одна из них нормально не вписалась в отведенное для них пространство, поскольку выступающие внутрь головки заклепок, болтов и угольников не были учтены при выдаче задания.

    Итак, отличительной чертой модернизированных танков, которых в литературе принято обозначать МС-1 (Т-18) образца 1930г., стала новая форма башни с нишей. (Рис.3, Рис.4)

 

 Рис.3 - МС-1 (Т-18) образца 1930г. МС-1 (Т-18) образца 1930г.

 

Рис.4 – На одной платформе танки второй и третьей серий, хорошо видна разница в башнях.

 

Помимо форсированного двигателя и башни, модернизированные машины имели и некоторые другие мелкие отличия.  На танках первых серий в днище корпуса присутствовал люк под картером двигателя, однако проку от него было немного, и распоряжением по ОАТ и УММ от 14 февраля 1930г. его упразднили. Изменилась конструкция глушителя - теперь он имел цельный корпус. Ранее электропроводка в танке выполнялась по системе «трубок Бегрмана», но теперь от неё отказались, перейдя к бронированным кабелям. В систему питания был введен подогрев воздуха (пишут, это практиковалось еще в машинах второй серии). В ходовой части опорные катки было решено оставить прежними (хотя с дефектом резиновых бандажей, которые поставлялись «Красным треугольником», что-то нужно было делать), а кронштейны ведущих колёс поменялись. На танках первых серий конструкция передней свечи подвески отличалась от двух задних наличием проушины для крепления серьги с передним опорным катком. Его подрессоривание обеспечивала дополнительная пружинная колонка. Начиная с 1930г., стали устанавливать унифицированные свечи. Появились и новые полностью литые траки без заклёпок. Гусеничная цепь Т-18 состояла из 51 трака (реально – 49-53). Они были сборными и состояли из литого основания с проушинами и гребнем для сцепления с ведущим колесом. С наружной части на них наклёпывалась стальная подошва с боковыми напусками для увеличения несущей поверхности при движении по рыхлому грунту. Сверх подошвы приклепывалась еще и шпора для улучшения сцепления с грунтом. Траки сцеплялись трубчатым стальным пальцем. От выпадения палец с двух сторон удерживался бронзовыми втулками, закрепленными шплинтами. Как видим, это была довольно сложная в изготовлении деталь, ее упростили. Новые траки были более прочными и обеспечивали лучшее сцепление на мягком грунте за счет погружавшихся в грунт выступов - из-за каковых они получили официальное обозначение «орлиный коготь». Позже добавились переработанные ленивцы (чертёж 1-18-251), новые поддерживающие ролики (чертёж 1-18-233) и литые ведущие колёса с внешним зацеплением (чертёж 1-18-239). (Рис.5)

 

Рис.5 – Модифицированный Т-18 на ходовых испытаниях.

 

     В начале 1930 года появилась идея собирать корпуса и башни Т-18 не заклёпками, а с помощью сварки. Дело в том, что в это же время на з-де «Большевик» свой танк со сварным корпусом создавал немецкий конструктор Гроте. Сварное соединение было более прочным. Планировался быстрый переход на сварку, но опытные работы по этой тематике сильно затянулись. Первый сварной корпус был готов на Ижорском заводе 28 июля 1930 года. Хотя встречаются утверждения, что было налажено серийное производство сварных корпусов для МС-1, на самом деле это не так.

     Вероятно, с ноября 1930г. началось производство машин Т-18 четвертой производственной серии. Эти машины, наконец, получали четырехскоростную коробку передач и новый – «тюльпообразный» вариант ведущего колеса (чертеж 19595). Вместо электрооборудования «Бош» на танках начало появляться электрооборудование «Сцинтилла». (Рис.6)

 

 

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/ussr/t-18/c1_t18_m1930_orel_tank_school_31.jpg

 

Картинки по запросу советские колесно-гусеничные танки

 

Рис.6 - Т-18 четвёртой серии.

 

     Масса Т-18 обр.1930г. 5,5 т или 5,9 т. Габариты: длина – 3470 мм (без хвоста, полная – 4380 мм), ширина – 1760 мм, высота – 2120 мм, клиренс – 305 мм. Бронирование вертикальных элементов корпуса – 14 мм (- или 16 мм?), башни – 16 мм, крыши и днища – 8 мм. Экипаж 2 чел. Вооружение: 37-мм пушка «Гочкисс тип 3»\2К (ПС-1), 7,62-мм пулемет ДТ-29 (Рис.7).

 

Рис.7 – Пулеметы Дегтярева, вверху – пехотный вариант ДТ-27, внизу – ДТ-29, ставший стандартным танковым пулеметом почти до 1950-х годов.

 

    Пушка монтировалась в бронемаске. Она позволяла изменять угол наводки по горизонтали в границах 35 градусов и по вертикали с углом возвышения +30 градусов и понижения -8 градусов. Прицельное устройство пушки было из диоптра и мушки, установленной в бронемаске на выходе отверстия для прицеливания, чтобы навести приспособление в цель, наводчик с поддержкой плечевого упора перемещал ее по горизонтали и вертикали. Когда необходимо было повернуть башню, он осуществлял то же самое с поддержкой рычага левой рукой, заранее упершись спиной в ее стенку. На танках, выпущенных после 1930 года, орудия оснащались 2.45-кратным оптическим прицелом для 37- мм танковых пушек с полем зрения 14°20' и диаметром выходного зрачка 2.6 мм – прицелы были разработаны в Питере, но собирались на Мотовилихинском машиностроительном заводе. На танк устанавливался 7,62-мм танковый пулемет В. Дегтярева (ДТ) с круглым магазином на 63 патрона. Он снабжался выдвижным железным прикладом, с помощью которого можно было регулировать длину оружия. Диоптрический прицел ДТ допускал ведения перестрелки на дальность 400, 600, 800 и 1000 метров. В шаровой опоре пулемет возможно было наводить в горизонтальной плоскости в спектре 64 градуса, а в вертикальной +30 градусов и -8 градусов. Круговой обстрел из вооружения танка достигался за счет поворота всей башни. Боекомплект 104 выстрела (включая, осколочные гранаты с чугунными и стальными корпусами) и 2016 патронов.

    Из приборов наблюдения имелись узкие смотровые щели. Командир смотрел через щели башенки, водитель - вперед наблюдал в щель, сделанную в крышке лючка (откидного щитка). При активном огневом действии противника щель закрывалась заслонкой с небольшими крестообразными прорезями, либо глухой броневой заслонкой. Налево и направо водитель следил через смотровые щели в скосах бортов корпуса. Единственным оптическим устройством считался перископ, размещавшийся в откидном щитке лючка механика-водителя («броневой глаз»). Перископ монокулярного типа, поверх закрывался броневым корпусом и крышкой. Средства связи отсутствовали.

   Как уже говорилось выше, форсированный до 40 л.с. 4-х цилиндровый воздушного охлаждения двигатель объединялся в одном блоке с коробкой передач. Мотор можно было запускать от ручки или от электростартера (магнето). Когда двигатель набирал обороты, магнето отключали и в систему включался динамо-стартер (генератор). Коробка скоростей у Т-18 объединялась с фрикционной муфтой и сателлитом, обеспечивающим различную скорость вращения гусениц при повороте машины. От коробки скоростей вертящий эпизод передавался на основное колесо с тормозом поворота.

    Электрооборудование на Т-18 было рассчитано на напряжение 6 вольт. Источниками питания считались 6-вольтовая аккумуляторная батарея, магнето и динамо-магнето; потребителями являлись - фара, звуковой знак с регулируемой мощью звука, задний фонарь, фонарь распределительного щитка и переносные лампы (2 штуки). Высокое напряжение на свечки зажигания подавалось через прерыватель-распределитель.

   В результате проведенной модернизации скорость машины удалась увеличить ненамного – с 15,5-16 км/ч до 17,5 км/ч или 18,5 км/ч; некоторые приводят – 22 км/ч, что, видимо, слишком оптимистично. Запас хода по шоссе 120 км. Удельное давление на грунт получилось низким - 0,374 кг/см3. Преодолеваемые препятствия: ширина рва – 1,85 м, высота стенки – 0,55 м, глубина брода – 0,8 м. (Рис.8)

 

МС-1

 

Рис.8 – Преодоление препятствий.

 

    Первоначально, вроде бы, планировалось построить 180 танков Т-18 третьей серии. Первые 5 танков ожидались в январе 1930 года, 10 в феврале, 15 в марте - и далее, начиная с апреля, по 25 штук в месяц. Эти ожидания, правда, не соответствовали мощностям завода: для ежемесячного выпуска 25 танков требовалось увеличить станочный парк. Несмотря на это, в начале 1930 года планка снова была поднята, на сей раз до 305 танков.

    6 января 1930г. в ВСНХ появилось предложение наметить производство танков Т-18 в военное время на Челябинском тракторном заводе, для чего при данном заводе необходимо было немедленно приступить к постройке специального танкового цеха, расположенного вне территории основного завода. В цехе следовало сосредоточить оборудование, потребное для развертывания полной мощности, установленной для ЧТЗ по производству танков в военное время по мобилизационной программе.

    В реальности дело с производством танков Т-18 третьей серии обстояло так. К 31 мая 1930г. было готово 34 танка, из которых окончательно сдано было 23. К 18 октября из 305 предусмотренных планом танков было передано на приёмку 216 штук. В авральном порядке оставшиеся машины достраивались без башен, которые недопоставил Ижорский завод. К утру 1 ноября завод доложил о готовности, в том или ином виде, 312 танков. Но 10 ноября к первому пробегу было предъявлено 238 танков, 151 из которых удалось сдать. Не хватало 82 башен. В конце концов, были сданы все 305 танков, но позже определенного планом срока.

    Разбиралось со сложившейся ситуацией ОГПУ. В результате репрессий пострадали ответственные исполнители на «Большевике», Ижорском заводе и других предприятиях. Арестованными оказались и некоторые сотрудники КБ ОАТ, например, Н.В. Цейц.

    В 1931 году сначала рассчитывали построить 720 танков Т-18 (четвертая серия), но 18 ноября 1930г. это число сократили до 550 штук, а позже и вовсе урезали до 144 в связи с планами начала производства аналога британского танка Vickers Mk.E. Шукалов старался отстоять свои машины, но командование Красной армии считало, что английская машина лучше, и уже в феврале 1931 принято решение о начале производства Т-26 на «Большевике» - площадке, где строились Т-18. И все же на «Большевике» было запланировано в 1931г. выпустить 370 танков Т-18 (четвертая серия).

   В итоге считается, что всего, на «Большевике», на 1931г. было заказано 430 танков Т-18 четвертой серии, и все они были предъявлены на испытания к 1 января 1932г. – т.е производство танков Т-18 в Питере продолжалось до конца 1931г. При этом, в 1931г. танки Т-18 строили и на Мотовилихинском машиностроительном заводе – 12 танков третьей серии и 15 танков четвертой серии. 8 мая 1931 года состоялось заседание Реввоенсовета СССР, посвящённое изменениям в танковой программе. На нём было принято решение оставить за Мотовилихинским заводом доделку 10 танков и более танковых заказов ему не выдавать.

    Таким образом, производство танков типа Т-18 должно выглядеть следующим образом:

 

Таблица – Производство танков Т-18 обр.1927/29г. и Т-18 обр.1930г.

 

1927-1928

1928-1929 ноябрь

1929 ноябрь -1930 ноябрь

1930 ноябрь – 1931 декабрь

З-д «Большевик»

2 эталонных

23 первой серии

85 второй серии

305 или 325 третьей серии

430 четвертой серии

Мотовилихинский з-д

 

 

?

12 третьей серии

25? танков четвертой серии

 

    Итого произведено самое большое 902 танка типа Т-18, включая 2 эталонных. Однако практически все авторы, ссылаясь на данные статистики РККА, показывают, что к 15 марта 1932г. в войсках числилось 959 единиц Т-18, а, включая два опытных, всего был произведен 961 танк типа Т-18 (некоторые даже указывают 962, добавляя в это число опытный Т-19 – речь о нем ниже). При этом из других источников узнаем, что не все танки поступали с заводов в армию – пишут, что 103 машины прямиком были отправлены в ОСОАВИАХИМ (хотя, м.б. эта формально добровольная организация числилась за армией?).

    Теоретически, пристраиваясь к цифре 959/961, можно допустить, что в 1930 году еще 59 недостающих серийных танков (- вероятно, третьей серии) построили на Мотовилихинском заводе. В литературе авторы также прибегают к разным табличным уловкам, якобы, отражающим производство танков Т-18, чтобы подбить итоговое значение - 959/961 шт.

 

Таблица – График поставок Т-18, включая прототипы, промышленностью в РККА

 

1926°

1927°°

1928°°°

1929°°°°

1930

1931

всего

количество танков

23°°

85°°°

317°°°°

90

445

962

° Не могло быть ни при каких условиях.

°° В 1927г. танки в войска не поставлялись.

°°° Серийное производство только разворачивалось, поставок в РККА не было.

°°°° От 108 до 121 штуки – больше не было физически.

 

Таблица – График выпуска и приемки Т-18.

 

1928-1929

1930

1931

1932

всего

выпущено

121

325

513°°

 

959

Принято военной приемкой

96

331°

511

21

959

° По другим данным, к ноябрю 1930г. з-д «Большевик» сдал 259 танков.

°° Видимо, в это число вошли не понятно, где произведенные 59 недостающих танков.

 

     Заметно, что вторая таблица более правдоподобно отражает процесс производства танков и их передачу в РККА, хотя и не отвечает на вопрос, где и в каком периоде были произведены недостающие 59 танков.

    Впрочем, бытует и альтернативная точка зрения на количество произведенных танков типа Т-18. Такие авторы считают, что цифра более 900 танков Т-18 взялась буквально с потолка после публикации в газете «Красная Звезда» от 8 августа 1967 года. Сомневающиеся, в общем, не без основания считают, что з-д «Большевик» не мог произвести в период с ноября 1930г. по конец 1931г. 513 или 454 танка Т-18, поскольку с 1931 года в серию налаживались танки Т-26. По их мнению, за 1931г. могло быть произведено только около 325 штук танков Т-18 (то количество, которое, как считается, предлагал Триандаффилов). Действительно, со второй половины 1931г. Т-18 вообще выпадает из производственной программы завода. Масло недоверия в огонь советской статистике подливают заводские документы, свидетельствующие о производстве в этот период от 750 до 790 танков, что уже не стыкуется со сведениями РККА, о принятых на баланс танках (959 шт.), если учесть танки, произведенные в 1928-1930гг. (не менее 400 шт.).

    Оценка танка Т-18 и попытка его улучшения.    

Отмечалось, что Т-18 – это шаг вперед, например, по сравнению с бронеавтомобилем БА-27 – лучше бронирован (хорошо защищает от обычных пуль винтовочного калибра), да, вроде, и двигаться по местности как-то может. К тому же на марше его скорость приблизительно в 3 раза выше, чем у пехоты и сопоставима с движением кавалерии. Т-18 за счет скорострельного вооружения мог успешно подавлять открытие огневые точки противника и его живую силу, двигаясь в порядках собственной пехоты. Машины продемонстрировали неплохие эксплуатационные качества в условиях двадцатиградусных морозов.

    Отрицательных моментов тоже набиралось. Во-первых, скорость танка военных все же не устраивала. Во-вторых, неважная огневая мощь – 37-мм пушка и пулемет были относительно эффективны только против открытой живой силы – в остальных случаях пользы было мало. Отмечалось также, что на точности огня, особенно на ходу, отрицательно сказывалось отсутствие адекватных средств прицеливания и примитивное наведение посредством плечевого упора. В-третьих, танк не мог преодолевать 2-х метровые рвы трапецеидальной формы глубиной более 1,2 м – попросту застревал в них и не мог самостоятельно выбраться из такого рва. (Рис.9)

 

Рис.9 – Проходимость.

 

   В-четвертых, высокая центровка при малом габарите по длине, что вызывало заметные продольные колебания машины. Кроме того, башня из-за кормовой ниши получилась неуравновешенной. Это забавно, поскольку ниша была придумана как раз для того, чтобы уравновесить более тяжелую 37-мм пушку Б-3, но Б-3 так и не появилась на танке, и ниша перевесила башню в другую сторону. Говорят, что для решения этой проблемы предлагалось поменять местами пушку с пулеметом и переделать сиденье (- очевидно, командира). Обозначились вопросы к плохой обзорности из танка, тесноте внутри него. Нередко танкисты жаловались на то, что бились головой о стенки башни. Здесь помогло появление танкового шлема, который «подсмотрели» у немцев (- а те, в свою очередь, видимо, у французов). «Немецко-французский» шлем эволюционировал во всем известный советский танковый шлем, в разных вариантах до сих пор использующийся танкистами многих стран. Вызывал раздражение и частый перегрев двигателя. Моторно-трансмиссионный отсек, размещавшийся сзади, оборудовался съёмным бронеколпаком, а в заднем броневом листе были выполнены отверстия, через которые воздух поступал в двигатель. Такой подход к охлаждению силовой установки значительно улучшал её защищенность, но по той же причине двигатель часто перегревался.

     Эксперименты на базе Т-18.

     В 1927г. в СССР начались опыты по теме «телетанка» или радиоуправляемого танка. Разработчиками идеи указывают Центральную лабораторию проводной связи или Военную электротехническую академию (ВЭТА) РККА. Была создана опытная аппаратура радиоуправления танком – «Мост-1», которая представляла собой четырех-командную систему, обеспечивающую поворот танка, включение и выключение главного фрикциона – т.е., движение или остановку танка. Испытания аппаратуры «Мост-1» начались в 1929г. на танке «Рено Русский», и показали правильность идеи.

     10 января 1930г. Тухачевский (тогда еще в должности командующего войсками ЛенВО) предложил Ворошилову вести работы по созданию дистанционно управляемых танков. 23 марта 1930г. испытания аппаратуры «Мост-1» провели на серийном Т-18 (пишут, что машина сохранила штатную комплектацию). Несмотря на оптимизм, дальнейшие разработки темы заняли более двух лет. В 1932г. получили новую 16-командную аппаратуру управления. Теперь помимо троганья, поворотов и остановки, машина могла совершать различные развороты, менять скорость движения, запускать-глушить двигатель, подрывать перевозимый на борту заряд взрывчатки, осуществлять дымопуск и распыление ОВ. Вероятно, ближе к концу 1932г. построили 7 опытных радиоуправляемых машин на базе Т-18 – получили обозначение ТТ-18. Эти машины существенно отличались от серийных. С танка были демонтированы все штатные органы управления, на месте водителя разместили аппаратуру управления, вместо башни появилась неподвижная рубка. 8 января 1933г. 5 машин ТТ-18 отправили в распоряжение специального отряда №4 Ленинградского ВО, где им предстояло пройти сравнительные испытания с радиоуправляемыми машинами, выполненными на базе танкетки-танка Т-27 и легкого танка Т-26. По результатам десятидневных испытаний были получены следующие данные по ТТ-18: максимальная дальность управления при ясной погоде составляет от 500 до 1000 м; на больших дистанциях и на пересеченной местности управление танком становится невозможным, поскольку оператор не видит обстановки впереди машины; машина с трудом двигалась по прямой – при высоком силуэте и узкой колее от толчков на ухабах ТТ-18 разворачивало в стороны. Огневых испытаний не проводилось – на ТТ-18 не было вооружения. Вместе с тем отмечалось, что машина хорошо выполняет радиокоманды.

Для продолжения работ по теме радиоуправляемых танков выбрали шасси Т-26.

28 августа 1931г. приказом начальника вооружений РККА «О системе химического вооружения» был дан старт по созданию химического оборудования для танков или «химических танков». В ноябре 1931г. СТО утвердил требования к такой машине. Проектные и конструкторские работы велись как в направлении создания специальных боевых машин на оригинальной базе, так и на основе серийных танков. Второе направление было экономически более оправданным. В 1932г. на базе Т-18 инженеры Пригородский и Калинин при участии специалистов Института химической обороны создали т.н. «химический танк» ХТ-18. По другой версии, Т-18 снабдили хим. оборудованием в декабре 1930г. Машины этого типа предназначались для распыления отравляющих веществ, дегазации, для установки дымовой завесы, поэтому они снабжались специальным оборудованием массой 152 кг. Оборудование на ХТ-18 крепилось на «хвосте». (Рис.10)

 

Рис.10 – ХТ-18 с химическим оборудованием на хвосте.

 

В состав этого оборудования входил танковый дымовой прибор ТДП-3 конструкции завода «Компрессор» с распылителем на 2 - 5 форсунок и баллоном емкостью 40 л (по другим сведениям, 60,5 л), в котором под давлением 16 атмосфер находилось спецсредство (отравляющее вещество, дегазационная жидкость или смесь для постановки дымовой завесы). Время работы комплекса составляло 8-8,5 мин, что позволяло заразить или «задымить» участок местности протяженностью 1,6-1,7 км, при условии скорости движения машины 10-12 км/ч.

Летом 1932г. хим. танк испытывался на НИХП ХКУКС РККА. (Рис.11)

 

https://i.mycdn.me/image?id=849123387956&t=0&plc=MOBILE&tkn=*xXu1nJGtffgaQJpQkEgICxkhHdc

Рис.11 – ХТ-18 на испытаниях.

 

 Работы по ХТ-18, как будто, продолжались до 1934г., но предпочтительнее смотрелся вариант химического танка на базе Т-26.

На химической машине хотели разместить и огнемет, превратив Т-18 в огнеметный танк ОТ-1, при этом 37-мм пушка демонтировалась для брандспойта. Предполагалось, что огнемет будет использоваться для обороны от вражеской пехоты. Как будто, в 1931 году один такой танк был получен. Но углы поворота башни оказались ограничены из-за опасности перекручивания шлангов, по которым огнесмесь подавалась в брандспойт из резервуара.

Пишут, что существовал также проект «штурмового саперного танка» на базе Т-18, который оснащался деревянным мостом для переправы машин и малых танков через ручьи и противотанковые рвы шириной до 4 метров, специальным буром для изготовления шурфов и механической пилой по дереву. Проект не реализовывался.

Служба танков Т-18.

      Из общего количества построенных танков типа Т-18 103 машины поступили в ОСОАВИАХИМ, 4 штуки попали в ОГПУ, 2 машины были переданы Четвертому управлению (-?), 1 машина отправилась в распоряжение химуправления РККА (где из нее, видимо, пытались сделать химический танк), а остальные поступили в РККА.

    В РККА Т-18 поступали на вооружение танковых батальонов, включавшихся в состав механизированных частей. Танковый батальон состоял из двух или трех танковых рот, в каждой роте насчитывалось три взвода по три танка и один танк командира (итого, в роте 10 танков). Также в состав танкового батальона входили взводы управления и восстановления (штабной и ремонтный), артбатарея с двумя 76-мм полевыми пушками.

    С 1929 года Т-18 поступали в механизированные полки с одним двухротным танковым батальоном, таким образом, в полку имелось всего 20 танков. С мая 1930г. началось формирование механизированной бригады, в состав которой входил танковый полк с двумя батальонами Т-18 трехротного состава, таким образом, в бригаде насчитывалось 60 танков.

     К 1 марта 1931г. количество Т-18 в частях перевалило за 500 штук. Наибольшее количество этих машин имелось в Отдельном учебном танковом полку Московского военного округа (103 танка) и 2-м танковом полку Ленинградского военного округа (104 или 141 штука). Весной 1932г. численность танков Т-18 в войсках составляла 959 штук, но треть из них находилась в учебных частях. (Рис.12)

 

советский танк т 18

Рис.12 – Танки Т-18 стали школьной машиной для подготовки кадров танковых войск.

           

    Летом 1933г. в боевых частях числилось 485 единиц Т-18 – половина от количества выпущенных. (Рис.13)

 

 

конфликт на квжд

 

Рис.13 – Парады – милое дело.

Внизу – в Монголии.

 

    Уже с 1933 года, в связи с острой нехваткой вооружения, с танков Т-18 начался демонтаж вооружения для установки оного на более передовые типы. 16 мая 1934г. 59 танков Т-18 передали военным кафедрам, а еще 250 машин перешло в распоряжение ОСОАВИАХИМА. В конце 1934г. Т-18 официально вывели из частей первой линии.

   Несмотря на столь непродолжительный срок активной службы в войсках, считается, что с помощью Т-18 удалось подтянуть боевую подготовку войск. Благодаря им начинающие танкисты РККА познавали особенности взаимодействия с пехотой, а артиллеристы и пехотинцы осваивали новую для себя специальность – противотанковую оборону. (Рис.14)

 

 

Рис.14 – Учёба.

 

   К январю 1938г. все Т-18 были переведены в разряд машин, непригодных к боевому применению. На 2 марта 1938г. осталось 862 порядком изношенных Т-18 (89% от их общего количества). В ведении полигонов, заводов, учебных учреждений и на складах насчитывалось 196 танков Т-18, остальные числились за военными округами (только в Средне-Азиатском и Забайкальском военных округах не было выявлено машин типа Т-18). В военных округах основная масса Т-18 находилась «на хранении», зачастую в частично разукомплектованном виде (отсутствовало вооружение, элементы силовой установки и ходовой). В докладе от 2 марта 1938г. на имя наркома обороны относительно танков Т-18 сообщалось: «Все эти танки не на ходу, без вооружения, хранятся на окружных и центральных складах и войсками не используются». Надо заметить, что к тому времени 160 шасси Т-18 использовались в Лен. ВО в качестве неподвижных бронированных огневых точек – БОТов. Учитывая значительное количество «хранившихся» Т-18, и оценив опыт Лен.ВО по превращению Т-18 в БОТы, как положительный, 1 августа 1938г. было принято постановление Комитета обороны при Совете народных комиссаров Союза ССР №180сс «Об использовании имеющихся в РККА не серийных старых типов танков», согласно которому 2 танка Т-18 отправлялись в музей при НИБТ Полигоне, еще 70 машин следовало привести в порядок и перевооружить 45-мм пушками, а прочие единицы Т-18 (около 700 машин) передать в распоряжение УРов.

   К началу октября 1938г. только в Белорусском ОВО предстояло переоборудовать в БОТы 171 танк Т-18 (54 шасси должны были доставить из МВО и 117 единиц находилось в составе округа), хотя по распределению полагалось иметь 200 единиц.

   По другим округам ситуация на 10 октября 1938г. складывалась следующим образом: в инженерное управление 1-й армии ДВФ со склада №37 и МВО передано 200 танков; в инженерное управление 2-й армии ДВФ передано 60 танков (18 из СибВО, 40 со склада №37 и 2 из ОКДВА – эти два танка, видимо, из партии (10 единиц первой серии), прибывшей в подкрепление ОКДВА в 1929г.), пишут, что во время конфликта с Японией на оз. Хасан летом 1938г. БОТы из Т-18, якобы, нашли применение; Киевский ОВО из запланированных 250 танков Т-18 получил 240 (8 из ЗакВО, 10 из УрВО, 29 со склада №37, 30 из СКВО, 53 из ХВО, 101 из ПриВО, ещё 9 находились в составе КОВО); в Лен.ВО 150 танков.

     Согласно установленному порядку, долговременные огневые точки бронебашенного типа должны были комплектоваться средствами связи, прицельными приборами и дополнительным боекомплектом. Основание установки предполагалось строить из бетона, с соответствующими пристройками и оборудованием (системой вентиляции и переговорных устройств). Судя по всему, в отношении Т-18 эти правила, в целях экономии средств, не соблюдались. С переданных укрепрайонам неисправных танков Т-18 следовало демонтировать двигатели и трансмиссию, а бронекорпуса полагалось закапывать в землю по башни или просто устанавливать в качестве БОТов (зачастую без маскировки) у мостов, перекрестках дорог и в других подходящих местах. Огневые точки из Т-18 вооружались спаркой пулеметов ДТ, ДА-2, либо 45-мм пушкой обр. 1932г. Дополнительного боекомплекта не предусматривалось, но имелись стандартные танковые прицелы ТОП-1. (Рис.15)

 

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/ussr/t-18/t18_3.jpg

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/ussr/t-18/t18bot_1.jpg

Рис.15 – БОТы из Т-18 с 45-мм пушками.

 

    Интересно, что сохранившие возможность передвижения своим ходом Т-18 могли использоваться гарнизонами УРов в качестве подвижных огневых точек.

    Несмотря на относительную простоту трансформации Т-18 из танка в ДОТ (БОТ), процесс не закончился до начала войны с Германией. (Рис.16)

 

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/ussr/t-18/t18_ger9.jpg

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/ussr/t-18/t18_ger11.jpg

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/ussr/t-18/t18_ger13.jpg

Рис.16 – Немецкие снимки с танками Т-18, брошенными или подготовленными к переделке под БОТы, предположительно Лен.ВО.

 

    По самым приблизительным оценкам к началу 1941 года для переделки в БОТы подготовили 450 корпусов с башнями и ещё 150 танков можно было вернуть в строй и использовать в качестве подвижных огневых точек.

     На Западе все БОТы на основе Т-18 были уничтожены или потеряны (Рис.17), а на Дальнем Востоке прослужили до конца 1950-х годов.

 

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/ussr/t-18/t18_ger14.jpg  

Рис.17 – Немцы знакомятся с БОТами из Т-18.

 

     Все же, видимо, некоторое незначительное количество танков Т-18 поступило не в УРы, а попало на вооружение танковых частей РККА.  29 июня 9-й механизированный корпус получил 14 танков Т-18, на 2 июля в строю этого корпуса числилось всего два таких танка, один из которых был неисправен. Последнее упоминание о боевом применении легких танков Т-18 (МС-1) датировано ноябрем-декабрем 1941 года в период обороны Москвы - в составе 150-й танковой бригады пребывало 9 машин Т-18. По документам, на начало февраля 1942г. в бригаде все еще имелось три таких танка. Впрочем, некоторые авторы выражают сомнение в достоверности сведений о наличии танков Т-18 в составе 150-й бригады. Во-первых, непонятно, откуда поступили эти машины, поскольку к тому времени в Московском ВО танков этого типа, способных к самостоятельному передвижению не было. Возможно, Т-18 были получены перед наступлением в непригодном для боевой эксплуатации состоянии и числились только на бумаге. Во-вторых, не стоит также исключать возможность опечатки в документе.

    Отсутствует информация и по двум танкам Т-18, переданным в распоряжение НИБТ. Допускают, что их могли подготовить к обороне полигона, а после отправили на слом.