СУ-1

 

 

СУ-1

СССР

Легкий по массе танк огневой поддержки

масса

8,05 т

вооружение

76-мм орудие

экипаж

3 чел.

мощность силовой установки

85-91 л.с.

проект

1931г., з-д «Большевик»

выпускался

 

1931г., з-д «Большевик»

1 шт. опытный

 

 

Основная статья: Советское танкостроение 1929-1937гг.

Варианты развития легкого типа

 

 

    В 1920-1930гг. тема танков огневой поддержки и САУ были весьма близки, практически пересекались, если САУ конструктивно можно было охарактеризовать танком.

     В конце 1930 года председатель НТК УММ Лебедев выдвинул требования по созданию САУ первой линии. Предполагалось, что самоходное орудие будет иметь следующие характеристики: боевой вес – до 9 тонн (для дивизионной пушки – 12 тонн); экипаж – 3-4 человека; вооружение – 76-мм полковая пушка обр.1927г. или дивизионная пушка обр.1902г. Для машины предусматривалась противопульная броня толщиной от 20 мм (лобовое бронирование) до 11 мм (кормовое), или от 30 до 15 мм (в случае вооружения машины дивизионной пушкой). Мощность двигателя должна была составлять от 100 до 150 л. с. Машина должна была развивать скорость до 30–35 км/ч и иметь запас хода до 180 - 200 км.

    Проектирование было предложено немецкой фирме Daimler-Benz, с советской стороны создание САУ курировали 4-я секция НТК УММ и 2-я секция НТК АУ. В соответствии с заключенным договором, конструкторам «Даймлер-Бенц» были переданы два эскизных проекта, выполненных начальником группы перспективного проектирования УММ С. А. Гинзбургом и конструктором В. М. Симским. Немцы разрабатывали САУ на базе трактора Hanomag, но дело затягивалось (проект был представлен только в середине 1932г.) и в 1931г. советские приняли решение создать такую САУ на базе В-26/Т-26.

    19 марта 1931 года КБ завода «Большевик» получило задание на разработку проекта безбашенной самоходной установки, получившей обозначение СУ-1

   Радикальных изменений в конструкцию танка Т-26 образца 1931 года не вносили. Изменениям подвергся только корпус. Нижняя его часть, вплоть до надгусеничных ниш, осталась прежней, а верхнюю полностью переделали. Вместо подбашенной коробки и башен была установлена неподвижная четырехгранная рубка. Боковые и задний бронелисты устанавливались вертикально, и лишь лобовой лист надстройки имел небольшой угол наклона. По бортам рубки были выполнены двери для посадки и высадки экипажа. На крыше монтировалась небольшая не вращающаяся командирская башенка с круглым люком и смотровыми щелями. Орудие, представлявшее собой полковую пушку образца 1927г. КТ-27 (индекс ГАУ 52-П-323), было установлено на тумбе, заимствованной у бронеавтомобиля «Гарфорд». Сама пушка также была модернизирована. Для установки на САУ длину отката ствола пришлось уменьшить до 500-550 мм (по другим данным – до 750 мм), однако это не сказалось на начальной скорости шрапнельного выстрела, которая составляла 381 м/с. Максимальная пробиваемость вертикально установленного бронелиста бронебойного снаряда с дистанции 100 метров составляла 34 мм, а на дистанции до 2000 метров этот показатель уменьшался до 24 мм.

    Сборка самоходной установки СУ-1, проведённая в кратчайшие сроки (машина была готова в октябре 1931г.), повлекла за собой множество конструктивных недоработок и изъянов. (Рис.1)

 

 

Рис.1 – СУ-1.

Масса машины 8050 кг. Экипаж 3 чел.

 

     На первых испытаниях, проведенных уже в ноябре 1931г. на Ржевском полигоне, орудие вышло из строя после первого же выстрела, так как орудийная тумба оказалась недостаточно массивной для выбранного орудия. Машину пришлось отправить на ремонт. Кроме того, много нареканий вызвала конструкция рубки, выполненная из неброневой стали. Помимо стесненных условий работы экипажа, вырез под установку орудия делался на глазок, и потому в ходе прицельного обстрела из пулемета ДТ (дистанция 150-200 метров) в боевое отделение свободно залетали пули. Испытания было решено продолжить без вооружения. После 30 км, пройденных по бездорожью и пересеченной местности, СУ-1 показала, что её ходовые качества не уступают серийному танку Т-26. После ремонта орудия и усиления тумбовой установки САУ была вновь подана на огневые испытания, в ходе которых выполнили 41 выстрел с места и 3 с ходу. Была зафиксирована одна осечка. САУ имело лучшую кучность стрельбы (за счет большей жесткости крепления), но вести огонь с ходу не представлялось возможным из-за сильной качки внутри боевого отделения даже на маленькой скорости. Дальнейшие испытания были прекращены в виду отсутствия боеприпасов. В декабре 1931 года появилось официальное заключение о СУ-1: «СУ-1 испытания выдержала и может быть допущена для проведения дальнейших работ по след. направлениям: 1. Угол вертикального обстрела увеличить до 20 гр., для чего повысить высоту цапф на 40 мм 2. Горизонтальный обстрел довести до ±20°. В рубке иметь два открывающихся окна для ускорения наводки и наблюдения целей. Высоту рубки — увеличить, чтобы не мешалась наводчику. 3. Расположение маховиков должно быть удобно для наводчика и не отрывать его от прицела. 4. Предусмотреть возможность проведения спуска как рукой со шнура, так и ногой — педалью. 5. В бортах рубки предусмотреть шаровые яблоки для пулеметов Дегтярева. Заднее яблоко установить с расчетом пропуска через него троса для искусственного отката орудия. 6. Амбразура орудия должна прикрываться дополнительным щитком для защиты от пуль и осколков. 7. Трубку-визир прямой наводки заменить прицелом-телескопом с полем зрения 10 гр. и с резиновым наглазником… Наводчик также должен иметь собственное окно или люк для обзора поля боя… 8. Для предохранения номеров орудия от отката предусмотреть откидные щитки или иное ограждение. 9. Должны быть предусмотрены специальные места для заряжающего и рации. 10. Боекомплект разместить в гнездах. 11. Предусмотреть перевозимый пулемет Дегтярева и 10 магазинов к нему для обороны машины от пехоты. 12. Необходимо наличие переговорного устройства самолетного типа. 13. Противооткатное приспособление прикрыть бронекожухом. Переделанных таким образом самоходов необходима партия в количестве 100 шт. Подписи: председатель 4 секции УММ Павлов Зам. Нач. 5 секции УММ Сакс Член НТК ГАУ Анисимов».

    Пишут, что в 1932г. был подготовлен улучшенный проект СУ-1, но уже в мае того же года все работы по СУ-1 были свернуты в пользу проекта артиллерийского танка на базе Т-26.

    Надо признать, что СУ-1 по конструктивным особенностям (полное бронирование, ведение огня в первой линии) можно отнести и к артиллерийским танкам, танкам огневой поддержки. (Рис.2)

 

Рис.2 – Полная бронировка СУ-1.

Автор модели Александр Егоров.