
РБТ-5
СССР
Экспериментальный легкий по массе колесно-гусеничный танк
|
масса |
11,7 т |
|
вооружение |
45-мм орудие 1 пулемет 2 РС |
|
экипаж |
3 чел. |
|
мощность силовой
установки |
400 л.с. |
|
проект |
1935г. |
|
выпускался |
1935г. 1 шт. экспериментальный конверсия |
Основная статья:
Советское танкостроение 1929-1937гг.
Семейство танков Christie
Помимо создания на шасси танков БТ артиллерийских танков в целях усиления их огневой мощи, экспериментировали с размещением на танках этого типа систем реактивного вооружения и минометов.
Танковые торпеды, начиненные 130-ю кг тротила, были испытаны еще в
1931-1932гг. Внешне 250-ТТ представляли собой корпуса обтекаемой формы длиной
1805 мм, диаметром 450 мм, оснащённые четырьмя лопастями-стабилизаторами. По
своей мощности они были эквивалентны снаряду 305-мм орудия. В теории, такие
торпеды можно было использовать для борьбы против вражеских укреплений,
бетонных огневых точек, железнодорожных узлов, уничтожение тяжёлой бронетехники
противника. Танк БТ, оснащенный таким видом оружия, обладал бы исключительной
ударной мощью.
Для начала инженеры проверили, насколько прочны корпуса самих торпед. В реактивную камеру заложили девяносто пять пороховых шашек, воспламенили — корпус выдержал, заряд оказался достаточным по мощности. Затем испытали 250-ТТ стрельбой со станка (опыты проводились на полигоне в подмосковном Ногинске). Для испытаний две торпеды вместо взрывчатки начинили влажным песком, а еще четыре корпуса залили тротилом. Испытание показало, что «полёт всех 6 бомб правильный, устойчивый, дальность для угла возвышения 50 градусов колеблется в пределах 1450–1500 метров». На четырёх воронках замерили и мощность фугасного разрыва. В среднем они достигали 10 метров в диаметре и четырёх в глубину.
Затем инженер 2-го ранга Тверской разработал одинарную и спаренную
установку под 250-ТТ для танка БТ-5. (Рис.1)


Рис.1 – Чертеж и проекции БТ-5 с установкой ТТ.
Установка для торпед была смонтирована на башню
танка, при этом одолевали сомнения, сможет ли вращаться башня, приняв дополнительную
нагрузку в 400 кг с каждого борта. Чтобы
защитить радиаторные решётки на корме от реактивных струй, конструкторы
приделали к ним специальные козырьки. Управление установкой производилось из башни при
помощи двухскоростного механизма, а запуск торпеды осуществлялся при помощи
электрозапала. Углы возвышения торпедам задавали вручную, с разницей в
10 градусов. Максимальный
угол возвышения составлял 48°.
Модернизированная машина получил обозначение
РБТ-5 (Рис.2).

Испытания РБТ-5 производились, по одним сведениям, в августе-декабре 1934г., по другим, с 19 июля 1936г. (первый пуск) до ноября 1936г. Опыты производились на полигоне у станции Подсолнечная. Первый раз выстрелили с закрытыми люками, второй — с открытыми, чтобы проверить, как газы от ракетного выхлопа воздействуют на экипаж машины. (Рис.3)

Рис.3 – Пуск 250-ТТ с танка БТ-5.
Выявились и проблемы. Во-первых, требовалось на основании многократных опытов составить таблицу прицеливаний. Во-вторых, торпеды в полете все же не всегда вели себя стабильно, а, значит, уклонялись от цели. Обращалось внимание и на демаскирующий эффект при запуске торпеды. Перезарядка торпедной установки была сопряжена с риском для экипажа, которому нужно было для этого покинуть танк в разгар боя. В качестве решения этой проблемы инженеры предложили разработать специальный «зарядный танк». В таком контексте, можно говорить, что БТ-5 рассматривался не как танк, а как средство доставки «торпед», т.е. выступал в роли «торпедной» СУ.
Эксперименты с использованием 100-кг и 300-кг торпед положительной оценки также не получили.
На основании испытаний комиссия составила итоговый перечень недостатков танка-торпедоносца: «а/ громоздкость установки; б/ уменьшение боевых свойств танка; в/ малое количество торпедных снарядов; г/ невозможность перезаряжания без выхода экипажа из внутри танка; д/ незащищенность реактивных снарядов от пулеметного огня; е/ малая дальность полета снаряда…; ж/ малая начальная скорость…».
Далее работы по РБТ-5 с установкой под
250-ТТ остановились, документацию по проекту сдали в архив.
28 января 1935 года начальник НТК УММ Лебедев
утвердил новые требования к ракетной танковой установке. Вместо массивных
торпед теперь предлагалось использовать два РС-132 (неуправляемый авиационный
реактивный снаряд), смонтированных на двух направляющих на левой стороне
башни танка. (Рис.4)


Рис.4 – БТ-5 с установкой для РС-132.
Помощь в работе оказал РНИИ с привлечением
инженера АБТУ В.И. Александрова, которым предстояло выяснить воздействие
газовой струи на механизмы и экипаж танка. На первом
этапе испытаний, начавшихся в мае 1935 года, было выполнено три выстрела без
особого ущерба для РБТ-5. Комиссия
отметила, что звук при старте ракет не демаскирует танк, а отдача весьма
незначительная. Вторая стадия испытаний началась 22 мая, но при первом же
выстреле ракетное пламя сорвало защитный кожух над воздухоочистителем и
защитным жалюзи, а также пробку заливной горловины топливного бака. Это
вынудило прервать испытания на четыре дня и повторные пуски были проведены 26
мая в присутствии представителей АБТУ и РНИИ. Всего было выполнено четыре
запуска фугасными снарядами и два агитационными, прошедших вполне успешно.
Опыты продолжались вплоть до февраля 1936 года, но всё же систему признали
слишком пожароопасной и в серию внедрять не стали.
Помимо рассмотренных выше вариантов
«ракетных танков» в НИИ №3 в 1934-1938гг. тема оснащения танков ракетными установками
велась работы сразу по трем направлениям. Помимо установки ракетного вооружения
в качестве вспомогательного предлагалось сконструировать специальную башню и
создать на базе БТ телеуправляемый танк с ракетными установками. Детальную
проработку этих проектов проводил Александров, который в скором времени
представил два варианта с РС-132, размещенными в специальной пусковой
установке. Конструктивно она представляла собой трубу длиной 2000 мм, внутри
которой находилась ракета на трех направляющих и удерживаемая двумя стопорами,
убираемыми при выстреле. В первом случае две пусковые установки, с механизмами
подачи ракет и простыми прицельными приспособлениями, крепилась на башне. Углы
вертикального наведения находились в пределах от -5 до +25. В кормовой нише
башни размещался боекомплект магазинного типа с 8 ракетами. Расчетная
скорострельность должна была составить 4 выстрела в минуту. При этом основное
вооружение сохранялось. Второй проект предусматривал наличие новой башни
прямоугольной формы, в носовой части которой монтировалась пусковая установка.
Боекомплект из 18 РС-132 размещался в боевом отделении и в нише башни, однако
заряжение проводилось вручную. Существовал ещё и третий вариант, но он
разрабатывался на основе танка БТ-7. Все проекты были рассмотрены в АБТУ, но не
приняты к реализации.
Существовал проект и самоходного миномета на
базе БТ-5. На шасси танка предполагалось установить газодинамический 165-мм
миномет, который был разработан в Артиллерийском НИИ. Башня на танке
сохранялась, но сектор её разворота уменьшался до 30° относительно продольной
оси, поэтому грубая наводка проводилась только при повороте всей машины. Углы
вертикального наведения составляли от +40° до +80°. Предлагалось
также оснастить самоходный миномет специальным устройством, обеспечивающим
более удобное заряжание, что позволило бы довести скорострельность до 4
выстрелов в минуту. Боекомплект составлял из 50 комплектов зарядов и мин. Работы по этой машине были прекращены в 1936 году.