«Путиловец» А-39

 

 

«Путиловец» А-39

СССР

Легкий по массе танк огневой поддержки

масса

8,2 т

вооружение

76-мм орудие

1 пулемет

экипаж

3 чел.

мощность силовой установки

85-91 л.с.

проект

1932г., КБ «Красный Путиловец»

 

 

Основная статья: Советское танкостроение 1929-1937гг.

Варианты развития легкого типа

 

 

    Свой вариант башни под 76-мм орудие для шасси Т-26 предложило в 1932г. КБ з-да «Красный путиловец». Проектирование велось ведущим инженером В.И. Ульяновым под руководством Маханова. Правда, считается, что машина проектировалась не как танк, а как САУ – в противовес безбашенной СУ-1. Проект назывался «Путиловец». Артиллерийская часть проекта именовалась А-39. (Рис.1)

 

 Рис.1 - Проект «Путиловца» с башенной установкой А-39, 1932 г.

 

      Масса 8,2 т. Габариты: длина – 4600 мм, ширина 2440 мм, высота 2450 мм, клиренс – 360 мм. Бронирование корпуса, как на Т-26, толщина брони башни, возможно, 13 мм.

     Вооружение должно было состоять из 76,2-мм пушки Л-5 с клиновым вертикальным полуавтоматическим затвором, гидравлическим тормозом отката и пружинным телескопическим накатником. Работы над Л-5 велись по ТТТ, аналогичным требованиям, выдвинутым при создании пушки ПС-3. Орудие снабжалось прицелами РМ - раздельной наводки для стрельбы с закрытых позиций и телескоп для стрельбы прямой наводкой. Подъемный механизм имел две рукоятки управления – по горизонтали у наводчика, а по вертикали у замкового, так как орудие Л-5 имело раздельную наводку. Углы наведения орудия по вертикали составляли от -7° до +43°, расчетная дальность стрельбы – 11000 м. Поворот башни можно было осуществлять как вручную, так и с помощью электромотора двухскоростным механизмом поворота. Посадка экипажа в машину производилась через входную двухстворчатую дверь в корме башни. Боекомплект машины в количестве 68 выстрелов к пушке и 1134 патронов к пулемету ДТ (18 дисков) размещался под полом поворотной платформы.

    Экипаж состоял из трех человек – командира, наводчика и замкового (заряжающего), причем замковый совмещал свои обязанности с обязанностями механика-водителя. Замковый (заряжающий) располагался справа от орудия и обслуживал 7,62-мм пулемет ДТ в шаровой установке лобового листа. Поскольку он совмещал обязанности с обязанностями механика-водителя, вести огонь САУ/танк могла/мог только на остановках. Наводчик располагался слева от орудия. Командир размещался в кормовой части боевого отделения позади наводчика. Для лучшего обзора он имел наблюдательный бронеколпак с откидными дверцами и смотровыми щелями на крыше башни. Командир мог управлять прибором установки дистанционных трубок шрапнелей.

    Машина получилась очень высокой и недостаточно устойчивой. Шариковая опора башни, механизм поворота, прибор установки шрапнельных трубок, приборы наблюдения, в том числе стробоскопический, делали машину очень сложной и дорогой. Кроме того, 76,2-мм пушка Л-5 так и не вышла из стадии чертежей. Пушку Л-5 отлично характеризует фраза из отчета 1934г. по 76-мм танковым пушкам: «универсальная танковая пушка типа «Л» - технически несовершенна, обладает большим количеством недостатков. Разработку пушки типа «Л» немедленно прекратить».

    Проект «Путиловец» замер на стадии эскизного проектирования.