Проект Троянова

 

 

 

 

 

ИЗОБРАЖЕНИЯ НЕТ

Проект Троянова

СССР

Подвижный форт

масса

300 т

вооружение

203-мм орудие

2х152-мм орудия

? пулеметов

экипаж

15 чел.

мощность силовой установки

3000 л.с.

проект

1932г., Троянов (ОКМО)

 

 

Основная статья: Советское танкостроение 1929-1937гг.

Сухопутные дредноуты в железе и в грёзах

 

 

     Как будто, в апреле 1932г. (по другим сведениям, в 1934г.) инженер Лев Троянов, только что поступивший конструктором в ОКМО (его дипломный проект – авиационный двигатель), представляет на обозрение проект сверхтяжелого танка массой 300 тонн. Описание боевой машины выглядит так. Два гусеничных шасси («полутанка») соединяются поперечной (-!!!) платформой, на которой крепится главная орудийная башня с 203,2-мм гаубицей. На каждом «полутанке» располагалось по «малой» орудийной башне с пушкой калибра 152,4 мм. Численность экипажа нигде не приводится, но, исходя из состава вооружения, можно допустить, что экипаж состоял примерно из 15-17 чел. Соединенные в одно целое, все три элемента образовывали 4-гусеничную конструкцию длиной 17,5 м, шириной 6,52 м, высотой 5,1 м. Толщина брони, видимо, башен – 150 мм. В качестве силовой установки полагались два паровых (!) двигателя по 1500 л.с., либо дизель-электрические агрегаты от подводной лодки. Пишут также, что каждый «полутанк» имел возможность действовать самостоятельно. Все три элемента танка прорыва Троянова (такое название проект получил в литературе) могли монтироваться на железнодорожных платформах, составляя таким образом бронепоезд. Знатоки замечают, что проект был тщательно изучен.

     Очень трудно комментировать такую информацию. Троянов, действительно, был причастен к «тяжелой теме» - конструировал станок на гусеничном ходу для 203-мм гаубицы Б-4 образца 1931г., впоследствии на этот станок ставили и 152-мм орудия Бр-2, и 280-мм орудия Бр-5, составившие с Б-4 «большой триплекс орудий РВГК» – так что некий сопутствующий фон просматривается. И тем не менее, если танк Троянова, это не плод чьего-нибудь вздорного вымысла, то следует признать, мягко говоря, малое присутствие здравого смысла, как у автора проекта (почитаемого в советском танкостроении весьма заслуженным специалистом), так и у тех, кто это дело тщательно изучал. Единственное возможное рациональное объяснение данного артефакта, если он подлинный – попытка советских переплюнуть Гроте (с которым, кстати, Троянов работал бок о бок) с его сверхтяжелыми идеями. Как декларировалось в известном советском девизе – догнать и перегнать, прибавим: на все времена и во всех отраслях. С другой стороны, неопределенность концепции тяжелого танка прорыва (или усиления) допускала неограниченный полет мысли. Видимо, и поэтому Троянов оказался не одинок на стезе гигантомании в танкостроении.