Проект Троянова
|
ИЗОБРАЖЕНИЯ
НЕТ |
Проект
Троянова
СССР
Подвижный форт
|
масса |
300 т |
|
вооружение |
203-мм орудие 2х152-мм орудия ? пулеметов |
|
экипаж |
15 чел. |
|
мощность силовой
установки |
3000 л.с. |
|
проект |
1932г., Троянов (ОКМО) |
Основная статья:
Советское танкостроение 1929-1937гг.
Сухопутные
дредноуты в железе и в грёзах
Как будто, в апреле 1932г. (по другим сведениям, в 1934г.) инженер Лев
Троянов, только что поступивший конструктором в ОКМО (его дипломный проект –
авиационный двигатель), представляет на обозрение проект сверхтяжелого танка
массой 300 тонн. Описание боевой машины выглядит так. Два гусеничных шасси
(«полутанка») соединяются поперечной (-!!!) платформой, на которой крепится
главная орудийная башня с 203,2-мм гаубицей. На каждом «полутанке»
располагалось по «малой» орудийной башне с пушкой калибра 152,4 мм. Численность
экипажа нигде не приводится, но, исходя из состава вооружения, можно допустить,
что экипаж состоял примерно из 15-17 чел. Соединенные в одно целое, все три элемента
образовывали 4-гусеничную конструкцию длиной 17,5 м, шириной 6,52 м, высотой
5,1 м. Толщина брони, видимо, башен – 150 мм. В качестве силовой установки
полагались два паровых (!) двигателя по 1500 л.с., либо дизель-электрические
агрегаты от подводной лодки. Пишут также, что каждый «полутанк» имел
возможность действовать самостоятельно. Все три элемента танка прорыва Троянова
(такое название проект получил в литературе) могли монтироваться на
железнодорожных платформах, составляя таким образом бронепоезд. Знатоки
замечают, что проект был тщательно изучен.
Очень трудно комментировать такую информацию. Троянов, действительно,
был причастен к «тяжелой теме» - конструировал станок на гусеничном ходу для
203-мм гаубицы Б-4 образца 1931г., впоследствии на этот станок ставили и 152-мм
орудия Бр-2, и 280-мм орудия Бр-5, составившие с Б-4 «большой триплекс орудий
РВГК» – так что некий сопутствующий фон просматривается. И тем не менее, если
танк Троянова, это не плод чьего-нибудь вздорного вымысла, то следует признать,
мягко говоря, малое присутствие здравого смысла, как у автора проекта
(почитаемого в советском танкостроении весьма заслуженным специалистом), так и
у тех, кто это дело тщательно изучал. Единственное возможное рациональное
объяснение данного артефакта, если он подлинный – попытка советских переплюнуть
Гроте (с которым, кстати, Троянов работал бок о бок) с его сверхтяжелыми
идеями. Как декларировалось в известном советском девизе – догнать и перегнать,
прибавим: на все времена и во всех отраслях. С другой стороны, неопределенность
концепции тяжелого танка прорыва (или усиления) допускала неограниченный полет
мысли. Видимо, и поэтому Троянов оказался не одинок на стезе гигантомании в
танкостроении.