ПТ-1А

 

 

ПТ-1А

СССР

Средний по массе колесно-гусеничный плавающий танк

масса

15,35 т

вооружение

45-мм орудие

3 пулемета

экипаж

4 чел.

мощность силовой установки

500 л.с.

проект

1933-1934г., ЭКУ ОГПУ

выпускался

1934г., з-д №185

1 шт. опытный

 

 

Основная статья: Советское танкостроение 1929-1937гг.

Многоликий средний, часть 2

 

 

    В Системе автобронетанковых войск на Вторую пятилетку довольно внятно указывалось, что в качестве оперативного типа на смену танкам типа БТ должен поступить танк типа ПТ-1: «С 1934 г. начать постепенное внедрение в производство в качестве оперативного танка плавающей машины ПТ-1 с таким расчётом, чтобы с 1936 г. полностью перейти на развёрнутое производство этого танка на базе и за счёт производства танка БТ». (Рис.1)

 

Рис.1 - ПТ-1.

 

    В 1933г. на ТО ЭКУ ОГПУ бывшим сидельцем по делу «промпартии» Н. Астровым (Рис.2) был создан улучшенный вариант танка ПТ-1А (Рис.3).

 

Рис.1 – Николай Александрович Астров, 1906-1992гг. Профессиональный автомобильный конструктор. В 1929г. арестован, работал в ЦКБ-39 при Бутырской тюрьме. Впоследствии ведущий конструктор советских легких танков.

 

Рис.3 – Рисунок ПТ-1А.

 

    Танк построен в 1934г. на з-де опытного машиностроения №185 под руководством В. Цейца (еще одним конструктор-заключенный)  - договор между Техническим отделом ЭКУ ОГПУ и Опытным заводом Спецмаштреста №185 на строительство танка заключен 20 декабря 1933г. Говорят, первый прототип ПТ-1А изготавливали на з-дах «Серп и Молот» да «Красный пролетарий» в Москве, но эти предприятия так и не собрали свой экземпляр (опытные машины имели номера №2423 и №5109). (Рис.4)

 

Рис.4 – ПТ-1А.

 

   Масса машины выросла до 15,35 тонн за счет удлинения корпуса на 560 мм – корпус удлинили для увеличения водоизмещения. Габариты: длина – 7661 мм, ширина – 2990 мм, высота – 2645 мм, клиренс - 450 мм. Т.е. по массогабаритным показателям, перед нами вполне себе средний танк того времени. Бронирование: лоб корпуса 15 мм, борт, корма корпуса, башня – 13 мм, крыша, днище – 5-6 мм.  На верхнем лобовом листе корпуса, который теперь был прямым, были размещены две небольших броневых рубки. Место водителя перенесли на правую сторону, стрелка-радиста – на левую. В лобовом листе рубки механика-водителя имелся откидной броневой щиток со смотровой щелью и стеклоблоком триплекс. На танке устанавливалась новая цилиндрическая башня с немного увеличенной кормовой нишей и большим прямоугольным люком для демонтажа пушки и загрузки боекомплекта в кормовой части ниши, люк закрывался броневой крышкой на петлях. Для посадки и выхода экипажа использовались: один люк в крыше башни и два люка в крыше отделения управления в носовой части корпуса. Экипаж не изменился, а количественный состав вооружения стал другим. 45-мм пушка 20К сохранилась, но вместо 4-х пулеметов теперь устанавливалось три. Два пулемета нашли себе места в башне: один рядом с пушкой, второй – в кормовой нише. В случае необходимости тыльный пулемет мог быть установлен в специальной турели на крыше башни и использоваться для стрельбы по воздушным целям. Третий пулемет ДТ устанавливался в шаровой опоре в правой рубке стрелка-радиста. Для ведения прицельной стрельбы из спаренной установки использовался телескопический прицел ТОП. Боекомплект танка состоял из 96 выстрелов к пушке и 4851 патрона.

    В кормовой части танка вдоль продольной оси корпуса был установлен двенадцатицилиндровый, четырехтактный, V-образный, карбюраторный двигатель М-17 мощностью 500 л.с. (368 кВт). Пуск двигателя производился с помощью сжатого воздуха или электростартера мощностью 3,5 л.с. (2,57 кВт). Топливные баки емкостью 414 л были перенесены под пол боевого отделения. Схема трансмиссии и приводов управления была упрощена. В трансмиссии использовались: двухдисковый главный фрикцион сухого трения, четырехступенчатая коробка передач, двойной дифференциал, два бортовых карданных вала привода к трем задним парам опорных катков колесного хода, коробка отбора мощности на гребной винт (от второго гребного винта отказались), два бортовых фрикциона с ленточными тормозами и два бортовых редуктора. Конструкция тормозов была усилена, а также был введен уравнитель тормозов.

    В состав гусеничного движителя входили восемь опорных катков, два направляющих колеса с механизмами натяжения гусениц и два ведущих колеса кормового расположения с цевочным зацеплением с гусеницами. Опорные катки и направляющие колеса имели наружную амортизацию. Ширина трака гусеницы составляла 265 мм.

    При движении на колесном ходу передние управляемые опорные катки не были ведущими, а задняя пара управляемых опорных катков имела механизм отключения. Синхронизация работы гусеничного и колесного движителей при спадании одной гусеницы обеспечивалась двойным дифференциалом. Время перехода с гусеничного хода на колесный составляло 25-30 мин. Движение на плаву производилось с помощью одного гребного винта, установленного в специальном тоннеле в кормовой части корпуса. Управление машиной в этом случае осуществлялось двумя членами экипажа - механик-водитель воздействовал на педаль подачи топлива, а командир машины - на привод управления гребным винтом. Маневрирование машины на плаву осуществлялось с помощью водоходного руля. Для увеличения запаса плавучести машины использовались пробковые поплавки, установленные на надгусеничных полках.

    Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 12 В. В качестве источников электроэнергии использовались две аккумуляторные батареи ЗСТЭ-128 напряжением 12 В, емкостью 128 А-ч и генератор мощностью 0,5 кВт.

    В качестве средств радиосвязи на танке была установлена радиостанция 71-ТК-1. Средств внутренней связи машине не имела.

   Пишут, что машина ПТ-1А была подана на испытания в октябре 1934г., но судя по фото, она, возможно, тестировалась и летом. (Рис.6)

 

Рис.6 – ПТ-1А на испытаниях.

 

    В целом, улучшенный танк оказался не хуже первого ПТ-1. Скорость на колесах – 80 км/ч, на гусеницах – 62 км/ч (по шоссе). Скорость на плаву – 10 км/ч – это неплохой результат, относительная скорость на воде (число Фруда) равнялось 0,565 – максимальное значение этого числа у водоизмещающих машин составляет 1. Запас хода по шоссе при движении на гусеничном ходу достигал 150 км, на колесном - 300 км. Удельное давление на грунт при погружении на 100 мм – 0,59 кг/см2. Время перехода с гусеничного хода на колесный 25-30 мин. Преодолеваемые препятствия: угол подъёма 33°, высота стенки 1,20 м, ширина рва 3,30 м.

    К недостаткам танка относились: невозможность ведения стрельбы из пушки на плаву командиром машины и одновременного управления водоходным рулем, сложность передачи мощности на вентилятор системы охлаждения, ненадежная работа компрессора «Гарелли», предназначенного для обеспечения пуска двигателя сжатым воздухом, плохая доступность к шарнирам передач колесного хода при их обслуживании.

   Вскоре после испытаний документация по ПТ-1А и опытный образец были переданы на ХПЗ для производства установочной партии для войсковых испытаний. Но, несмотря на ожидания, ПТ-1А не был принят на вооружение. Согласно постановлению СТО от 19 июня 1935 года, было решено «Оставить на вооружении танк БТ. Отказаться от замены его на ПТ-1». Вероятно, танки типа ПТ-1 показались значительно сложнее в производстве, чем танки БТ, и переход на их строительство привел бы к снижению вала производимых танков. Руководители выбрали количество, тем более что к этому времени был освоен массовый выпуск новой базовой модели БТ.