«Летающий Танк Вертолет»

«Летающий Танк Вертолет»
СССР
Минилегкий по массе аэротанк
|
масса |
4-4,5 т |
|
вооружение |
4 пулемета |
|
экипаж |
3 чел. |
|
мощность силовой
установки |
850 л.с. |
|
проект |
1932г., ЦАГИ |
Основная статья:
Советское танкостроение 1929-1937гг.
Экзотические
предложения
В 1932г. американский инженер Д.У. Кристи занялся проектированием танка,
способным летать в буквальном смысле! «Летающий» танк Кристи – не танк, который транспортируется
самолетом или иным летательным аппаратом, но сам может самостоятельно
перемещаться по воздуху. Кристи придумал, что к крыше колесно-гусеничного танка
можно крепить конструкцию, представляющую собой центроплан, выполненный по схеме биплана, к которой на двух трубчатых
балках крепилось крестообразное хвостовое оперение. Спереди на верхнем крыле
находился двухлопастной винт, принимающий вращение от танкового двигателя через
редуктор по системе приводов. (Рис.1)

Рис.1 – Общая схема летающего танка.
По замыслу конструктора, первые 70-80 м летающий (или «крылатый») танк должен был разгоняться на колесах. Затем водитель, он же пилот, переключал редуктор на воздушный винт, после чего, пробежав еще 90-100 м и разогнавшись до скорости 130 - 210 км/ч, танк взлетал. После посадки пилот-водитель при помощи специального рычага мог сбросить оба крыла и хвостовое оперение, и машина становилась обычным ползающим танком. Идея летающего танка Кристи была развернуто представлена в журнале Modern Mechanics and Inventions (также ошибочно пишут Modern Mecanics and Envents) за июль 1932 года. (Рис.2)

Рис.2
– Сообщение о летающем танке в американской прессе.
Кристи считал, что аэромобильные танки
могут неожиданно наносить удары в глубоком тылу противника или на отдаленных,
изолированных ТВД. (Рис.3)

Рис.3
– Из публикации журнала «Современные механики
и открытия» за июль 1932 года.
Советские агенты не оставили без внимания
новую идею Кристи. (Рис.4)



Рис.4
– Чертежи вариантов летающего танка Кристи с пометкой «агентурные данные».
Тема летающего
танка захватила воображение советских специалистов. В сентябре 1932г. УММ
сформулировало технические требования к советскому летающему танку. «1. Боевой вес
танка со всеми приспособлениями для летания в пределах 5-6 тонн. 2.
Максимальная скорость на колесах 70-80 км/ч гусеницах 50-60 км/ч в воздухе 150
км потолок 1-3 км. 3. Тип движителя – колесно-гусеничный. 4. Принцип подъемного
аппарата для взлета — нормальные крылья или автожиры. 5. Тип летательных
приспособлений — съемные автоматически выключающиеся при посадке танка без
выхода команды и одевающиеся при взлете с выходом команды. 6. Продолжительность
выключения летательного приспособления – 5 минут, продолжительность одевания
летательного приспособления – 15 минут. 7. Потребная аэродромная площадь для
посадки и взлета: а) при наличии автожира 100-200 м. б) при наличии нормальных
крыльев самолета до 500 м. 8. Тип и мощность мотора — авиационный марки М-34.
Допускается использование для охлаждения мотора этиленгликоль. 9. Бронирование
танка 8-6-4 мм. 10. Вооружение одна 45 мм пушка с круговым обстрелом спаренная
с пулеметом. Один лобовой пулемет. 11. Боеприпасы – артиллерийский комплект 50
снарядов. Пулеметный комплект 3000 патронов. 12. Команда 2 человека. 13. Запас
горючего а) при движении по дорогам 150 км б) при движении в воздухе 250 км.
Бензобаки для движения танка по дорогам и для воздуха д.б. самостоятельными,
однако при проектировании д.б. предусмотрена возможность использования всего
запаса горючего как для движения по дорогам так и для движения в воздухе. 14.
Для получения указанного боевого веса допускается применение легких сплавов и
специальных высококачественных сталей. 15. Указанные требования являются
ориентировочными и могут быть изменены в соответствии с данными, полученными в
результате предварительного эскизного проекта и расчетов».
Как видим, допускалось две конструкции оснастки для полетов: «нормальные крылья» и автожиры. Поэтому почти параллельно стартовали три варианта летающего танка: «Летающий Танк Вертолет» старшего инженера-конструктора Секции Особых Конструкций ЦАГИ Н.И. Камова, летающий танк от т.н. КБ инженера ЦАГИ Арама Назаровича Рафаэлянца и такой же проект инженеров ЦАГИ Добровольского и Самсонова.
28 сентября 1932г. Камов запросил заместителя начальника Воздушных Сил РККА выделить ему двух конструкторов из танкового бюро, 10-15 молодых специалистов или 5-6 человек из ЦКБ, а также предоставить консультации по вопросам танкостроения за рубежом.
Конструкция танка Камова базировалась на гусеничном шасси оригинальной
разработки, представлявшей собой платформу шириной 3,5 метра, обеспечивавшей
хорошую устойчивость при посадке. На борт ходовая часть состояла из 7-ми
опорных катков малого диаметра, сгруппированных в две тележки и одного катка
такого же диаметра, не включенного в систему тележек, видимо, этот каток был
ведущим, хотя встречается, что задний каток был ведущим, имелось также 4
поддерживающих ролика. Мелкозвенчатые гусеницы оснащались масляными подвесками
(стойками), за счет которых, видимо, можно было менять высоту ходовой
части. На платформе устанавливался
короткий и узкий фюзеляж обтекаемой формы. Пулеметное вооружение размещалось в
двух башнях, одна из которых устанавливалась над несущим винтом, и в двух
бортовых огневых точках – всего 4 пулемета. (Рис.5)

Рис.5 – Чертеж
танка-автожира Камова.
Масса 4 – 4,5 т. Габариты (без винта): длина ок. 7 м, ширина – 3500 мм,
высота 4300 мм. Бронирование 5-8 мм. Экипаж, вероятно, 3 чел.
Несмотря на то, что во всех источниках пишут, что конструкция летающего
танка Камова являлась автожиром, строго говоря, это не так. Автожир, как
правило, имел основной винт, установленный вертикально, как на самолетах и
горизонтальный винт, как впоследствии будут устанавливать основной винт на
вертолетах. (Рис.6)

Рис.6 –
Классический автожир 1930-х годов.
У Камова же предлагалась конструкция с одним винтом, установленным
горизонтально, что ближе к геликоптерам или вертолетам (в начале 1930-х в ЦАГИ
и в самом деле велись изыскательские работы по теме геликоптеров, был создан
даже один опытный образец, поднявшийся на высоту 600 м). Трехлопастный несущий
винт диаметром 20 метров должен был изготовляться из нержавеющей стали и
хромомолибденовых труб. Для облегчения транспортировки лопасти могли
складываться назад и, скорее всего, постоянно находились на танке при действии
машины на земле. Система передачи мощности от двигателя описывалась так:
«…Механизм передачи энергии, рассчитай на муфту у толкающего воздушного винта
(устанавливающегося вертикально на земле), на муфту и редуктор для
раскручивания ротора (механический запуск), муфту у горизонтальных валов к
гусеницам». К кормовой части корпуса, за толкающим винтом, крепился руль
направления высотой более 3,5 метров. Взлётная масса винтокрылой машины
оценивалась в 4000-4500 кг, а в качестве силовой установки был выбран авиационный
рядный двигатель М-34, имевший максимальную мощностью 850 л.с. Планировалось
также, что в ближайшее время его мощность удастся довести до 1000-1200 л.с. При
нагрузке на единицы площади несущего винта порядка 12,7-13 кг/м2,
вертикальная расчетная скорость снижения составляла 5,9 м/с, посадочная
скорость – около 20 км/ч, пробег — 5 метров. Прочие расчеты в теории
показывали, что танк-автожир будет иметь разбег по ровной поверхности не более
50 метров, скорость отрыва 50 км/ч и максимальную скорость 150 км/ч. Кроме
того, Камов использовал шаровую кольцевую втулку вертолета, что, по его мнению,
позволяло строить вертолеты большого тоннажа с башенными или турельными
установками на втулке.
Разработка понравилась руководству УВВС и ЦАГИ, которое отметило, что «Летающий Танк Вертолет» может быть
вполне реализован. Разногласия между военными и конструкторами возникли из-за
вооружения – в УВВС посчитали, что одних пулеметов будет недостаточно и для
борьбы с легкой бронетехникой противника, танк-автожир следует оснастить
автоматической пушкой в верхней турели. Однако, таковая на тот момент
отсутствовала, а закупка лицензий у иностранных фирм только обсуждалась. Помимо
прочего, была выдвинута идея возможности вести огонь через плоскость несущего
винта, для чего пушку предстояло оснастить системой синхронизации. Пока шли
споры, тему закрыли – подготовка танкистов-вертолетчиков выглядела незаурядным
делом, да и приоритеты сменились.