КТ-26

 

 

КТ-26

СССР

Легкий по массе колесно-гусеничный танк

масса

8,4 т

вооружение

45-мм орудие

1 пулемет

экипаж

3 чел.

мощность силовой установки

90 л.с.

проект

1932-1933гг., ВАММ

 

 

Основная статья: Советское танкостроение 1929-1937гг.

Варианты развития легкого типа

 

 

    Пишут, в частности М. Свирин, что еще в конце 1931г. зам. нач. УММ Лебедев поставил перед КБ Дыренкова следующую задачу: «Вам поручается приспособить Т-26 для передвижения на колесах своим собственным ходом». Видимо, Дыренков практически не приступал к выполнению этого поручения – никаких фактических сведений о выполнении КБ Дыренкова проекта Т-26 на «колесном ходу» нет. К идее вернулись осенью 1932г. – такая работа была предложена слушателям ВАММ. Согласно требованиям, предполагалось при возможно более полном сохранении шасси, корпуса и вооружения Т-26 установить колесно-гусеничный ход. Слушатели ВАММ под руководством М. Данченко и В. Степаниц представили, как будто, три возможных решения, на основании которых весной 1933г. НПО ВАММ начал разработку колесно-гусеничного варианта Т-26. К маю 1933г. проект танка, получившего индекс КТ-26 (т.е. колесный Т-26) и его ходовой макет (т.е. реальное шасси с ходовой частью, но с «фанерным» корпусом, башней и макетами вооружения; в данном случае корпус, возможно, был железным, но не бронированным) были представлены в УММ. (Рис.1)

 

Рис1 – Модель КТ-26.

 

    Некоторые пишут, что масса машины приближалась к 10 т, но, видимо, более точный показатель - 8400 кг. Габариты: длина – 4620 мм, ширина – 2440 мм, высота – 2200 мм, клиренс – 260 мм. Бронирование: лоб корпуса, башня 15 мм, борт, корма корпуса 10 мм, крыша, днище 6 мм. Экипаж 3 чел. Вооружение одна 45-мм пушка 20К, один пулемет. Боекомплект 34 снаряда, 1827 патронов.

     Действительно, разработчикам удалось сохранить корпус Т-26, внеся минимальные изменения в носовой части, где он был сужен до 300 мм для осуществления поворотов передней пары катков при движении танка на колесном ходу. К тому времени на Т-26 уже ставили новую башню с 45-мм пушкой - такая же комбинация имелась и на макете КТ-26. МТО танка сохраняло двигатель воздушного охлаждения Т-26 мощностью 90 л.с., но в трансмиссию пришлось внести изменения, связанные с колесным ходом. Была разработана новая пятискоростная КПП, появились также два карданных вала для обеспечения колесного хода, простой дифференциал с дополнительным редуктором, бортовой редуктор привода от дифференциала к гитарам, две гитары и новый механизм быстрого перехода с гусеничного хода на колесный. Ходовая часть танка содержала три пары опорных катков диаметром 780 мм с внешней резиновой ошиновкой, два штатных ведущих колеса танка Т-26 и два направляющих колеса диаметром 535 мм.

   Заявлялись расчетные данные по скорости – 34 км/ч на гусеницах и 58 км/ч на колесах; запас хода по шоссе 170 км.

    Посовещавшись, Техсовет УММ постановил, что танк КТ-26 не отвечал требованиям оперативной подвижности, так как с двигателем 90 л.с. при массе около 10 т он не мог развивать скорость свыше 40 км/ч. Кроме того, были обнаружены множественные ошибки в прочностном расчете КПП и трансмиссии колесного хода. От изготовления опытного образца КТ-26 было решено отказаться.