
КТ-26
СССР
Легкий по массе колесно-гусеничный танк
|
масса |
8,4 т |
|
вооружение |
45-мм орудие 1 пулемет |
|
экипаж |
3 чел. |
|
мощность силовой
установки |
90 л.с. |
|
проект |
1932-1933гг., ВАММ |
Основная статья:
Советское танкостроение 1929-1937гг.
Варианты развития
легкого типа
Пишут, в частности М. Свирин, что еще в конце 1931г. зам. нач. УММ Лебедев поставил перед КБ Дыренкова следующую задачу: «Вам поручается приспособить Т-26 для передвижения на колесах своим собственным ходом». Видимо, Дыренков практически не приступал к выполнению этого поручения – никаких фактических сведений о выполнении КБ Дыренкова проекта Т-26 на «колесном ходу» нет. К идее вернулись осенью 1932г. – такая работа была предложена слушателям ВАММ. Согласно требованиям, предполагалось при возможно более полном сохранении шасси, корпуса и вооружения Т-26 установить колесно-гусеничный ход. Слушатели ВАММ под руководством М. Данченко и В. Степаниц представили, как будто, три возможных решения, на основании которых весной 1933г. НПО ВАММ начал разработку колесно-гусеничного варианта Т-26. К маю 1933г. проект танка, получившего индекс КТ-26 (т.е. колесный Т-26) и его ходовой макет (т.е. реальное шасси с ходовой частью, но с «фанерным» корпусом, башней и макетами вооружения; в данном случае корпус, возможно, был железным, но не бронированным) были представлены в УММ. (Рис.1)

Действительно, разработчикам удалось сохранить корпус Т-26, внеся минимальные изменения в носовой части, где он был сужен до 300 мм для осуществления поворотов передней пары катков при движении танка на колесном ходу. К тому времени на Т-26 уже ставили новую башню с 45-мм пушкой - такая же комбинация имелась и на макете КТ-26. МТО танка сохраняло двигатель воздушного охлаждения Т-26 мощностью 90 л.с., но в трансмиссию пришлось внести изменения, связанные с колесным ходом. Была разработана новая пятискоростная КПП, появились также два карданных вала для обеспечения колесного хода, простой дифференциал с дополнительным редуктором, бортовой редуктор привода от дифференциала к гитарам, две гитары и новый механизм быстрого перехода с гусеничного хода на колесный. Ходовая часть танка содержала три пары опорных катков диаметром 780 мм с внешней резиновой ошиновкой, два штатных ведущих колеса танка Т-26 и два направляющих колеса диаметром 535 мм.
Заявлялись расчетные данные по скорости – 34 км/ч на гусеницах и 58 км/ч на колесах; запас хода по шоссе 170 км.
Посовещавшись, Техсовет УММ постановил, что танк КТ-26 не отвечал требованиям оперативной подвижности, так как с двигателем 90 л.с. при массе около 10 т он не мог развивать скорость свыше 40 км/ч. Кроме того, были обнаружены множественные ошибки в прочностном расчете КПП и трансмиссии колесного хода. От изготовления опытного образца КТ-26 было решено отказаться.