ИТ-3

&

Т-29-1//Т-29-3

 

 

ИТ-3

 

 

 

ИЗОБРАЖЕНИЯ НЕТ

Т-29-1//Т-29-3

СССР

Средний по массе колесно-гусеничный танк

масса

ИТ-3

Т-29-1//Т-29-3

 

15 т

14,79 т/15,415 т

вооружение

ИТ-3

 

Т-29-1//Т-29-3

 

 

76-мм орудие

3 пулемета

76-мм орудие

2 пулемета

экипаж

4 чел.

мощность силовой установки

500 л.с.

проект

1933г., Автотанковое бюро технического отдела ЭКУ ОГПУ

 

 

 

Основная статья: Советское танкостроение 1929-1937гг.

Многоликий средний, часть 2

 

 

     Автотанковое бюро технического отдела ЭКУ ОГПУ под руководством Астрова (Рис.1) помимо плавающих средних танков проектировало и не плавающие варианты на базе ПТ. (Рис.2)

 

Рис.1 – Николай Александрович Астров, 1906-1992гг. Профессиональный автомобильный конструктор. В 1929г. арестован, работал в ЦКБ-39 при Бутырской тюрьме. Впоследствии ведущий конструктор советских легких танков.

 

 

Рис.2 - ПТ-1А.

 

     Первым в 1933г. появился проект колесно-гусеничного танка-истребителя ИТ-3. По замыслу создателей, танки типа ИТ-3 должны были обладать высокими ходовыми качествами и эффективно бороться как с бронетехникой, так с пехотой и полевыми укреплениями. (Рис.3)

 

Рис.3 – ИТ-3.

 

    Приводят массу машины 17,5 тонн, но, возможно, все же, что она могла находиться в районе 15 тонн. Габариты точно не указывают, но, вероятно они близки к ПТ-1: длина – ок. 7000 мм, ширина – ок. 3000 мм, высота – ок. 2700 мм. Бронирование, вероятно, такое же, как у ПТ-1. Лоб корпуса и башни могли доводиться до 20 мм, прочие вертикальные элементы корпуса 15 мм, горизонтальные элементы корпуса 10 мм (крыша), 6 мм (днище).

Корпус танка ИТ-3 сохранил схожие формы и компоновку ПТ-1, но был спроектирован заново. Отделение управления и боевое отделение выполнялись совмещенными. Экипаж 4 чел. В передней части корпуса располагалось место водителя и пулеметчика, обслуживавшего 12,7-мм пулемет ДК и спаренный с ним 7,72-мм пулемет ШКАС. В средней части корпуса находилась основная часть боевого отделения, на крыше которого устанавливалась двухместная башня, форма которой была близка к полусферической. В лобовом листе башни монтировалась спаренная установка из 76,2-мм пушки обр.1927г. (- явно не годилась для борьбы с бронированными целями, скорее, все же планировали ПС-3) и пулемета ШКАС. Боекомплект 88 выстрелов и 3402 патрона. Приборы прицеливания телескопический и оптический прицелы. Для танка ИТ-3 предусматривалась установка авиационного двигателя М-17Б мощностью 500 л.с., оснащенный жидкостной системой охлаждения. Трансмиссия механического типа: главный фрикцион, 4-ступенчатая КПП, двойной дифференциал, два бортовых карданных вала, тормоза двойного дифференциала и два бортовых редуктора. От танка ПТ-1 заимствовалась ходовая часть, применительно на один борт состоявшая из 4-х опорных катков с индивидуальной подвеской на свечных рессорах, переднего направляющего колеса, заднего ведущего колеса и крупнозвенчатой гусеничной цепи, набранной из стальных траков.

   По расчетам, максимальная скорость танка должна была составить 60 км/ч на гусеницах и до 80 км/ч на колесах.

    Пишут, что в принципе проект ИТ-3 был воспринят положительно, но получил несколько замечаний относительно расположения вооружения в носовой части корпуса.

    К середине 1933г. подготовили еще 5 вариантов среднего колесно-гусеничного танка, получившего обозначение Т-29.

     Известно, что варианты Т-29-1 и Т-29-3 напрямую отталкивались от ИТ-3 – оба имели одну башню. Внешне эти варианты практически ничем не отличались, кроме толщины брони и боевой массы. Согласно проекту, Т-29-1 имел толщину лобовых листов 15 мм, а бортов — 13 мм, боевая масса оценивалась в 14 790 кг. У Т-29-3 толщина лобовой брони составляла 20 мм, бортов — до 15 мм, а боевая масса выросла до 15 415 кг. В обоих случаях в лобовом листе корпуса предусматривалось размещение курсового пулемёта ДТ.

     Про вариант Т-29-2 подробностей нет.