Д-5

 

 

Д-5

СССР

Средний танк

масса

25 т

вооружение

2х76-мм орудия

4 пулемета

экипаж

6-8 чел.

мощность силовой установки

500 л.с

проект

1931-1932гг., КБ УММ

 

 

Основная статья: Советское танкостроение 1929-1937гг.

Многоликий средний, часть 1

 

 

     В ноябре 1929г. было образовано Управление механизации и моторизации (УММ) РККА. В его структуре имелось Опытно-конструкторское и испытательное бюро (до 1931г. находилось на Ижорском з-де, с 1931г. на территории Московского железнодорожного ремонтного завода (Можерез) в Москве, в декабре 1932г. бюро прекратило свое существование). Руководил этим бюро Н.И. Дыренков (Рис.1) – фигура весьма характерная для своего времени.

 

Рис.1 – Николай Иванович Дыренков, 1898-1937гг.

Разработчик бронетехники, автор около 50-ти проектов.

Расстрелян.

 

     Дыренков очень специфическое явление на ниве советского танкостроения, этакий Остап Бендер - изобретатель.

     В 1931г. Дыренков предъявляет образец среднего колесно-гусеничного танка Д-4. (Рис.2)

 

Рис.2 – Танк Д-4.

 

     В марте 1931г. Д-4 совершил первую пробежку по заводскому двору. Сразу стало ясно, что машина не удалась. Многие авторы указывают, что машина оказалась гораздо тяжелее (причем, без вооружения) – ок. 15 т, а по другим сведениям - около 21 тонны, вместо 12 т. Из-за перегруза танк с трудом мог передвигаться на колесах даже по бетонному полу заводского цеха. На гусеницах он двигался не лучше из-за неудачной конструкции трансмиссии, которая постоянно ломалась. В качестве причин поломок была указана малая мощность двигателей и неудачная система подвески опорных катков. Маловероятно, что танк мог развивать на гусеницах заявленную скорость в 35 км/ч. Механизм перехода с гусениц на колеса работал, но оказался очень громоздким, сложным и ненадежным.

    Осмыслив, что Д-4 как боевая машина перспектив не имеет, изобретатель тут же приступил к разработке проекта нового среднего танка - Д-5.

     По замыслу Дыренкова, новый вариант сохранял гусенично-железнодорожный ход (колесная часть отпала) и сохранял возможность движения под водой. Танк теперь получал две 76-мм пушки в башнях, броню до 35 мм, двигатель М-17. Ориентировочная масса нового танка оставляла 25 т.

    8 сентября 1931 года заместитель начальника УММ Г. Бокис, незадолго до этого посетивший завод Можерез и ознакомившийся с ходом работ, докладывал И. Халепскому: «Вам уже известен печальный опыт по изготовлению опытного образца танка Д-4, в результате чего мы не получили машины, а лишь израсходовали около миллиона рублей народных денег. Сам конструктор Дыренков, как видно, решил, что из этой машины ничего не выйдет и поэтому конструкцию Д-4 бросил и приступил к переконструированию танка по типу Д-5. У меня большие сомнения, что из этой машины что-нибудь выйдет и не будут ли опять потрачены миллионы рублей и в результате опять получим коробку с разными не действующими механизмами. В этом меня убеждает то обстоятельство, что машина Д-5 сохраняет основные механизмы Д-4. При рассмотрении проекта Д-4 в НТК УММ конструктор не представил никаких расчетов к своему проекту, и все объяснения сводились к авторитетным заявлениям, что обязательно все механизмы будут действовать, что называется на большой палец. Я считаю совершенно излишними проведенные т. Дыренковым затраты на изготовление стальных коробок для определения давления воды на танк. Все это можно было бы сделать теоретически, путем привлечения специалистов, знакомых с расчетами подводных лодок. Все это заставляет меня просить Вас:

1. Поручить т. Дыренкову представить в НТК все основные чертежи Д-5 с необходимыми расчетами.

2. До рассмотрения в НТК проекта и расчетов по танку Д-5 прекратить изготовление отдельных агрегатов по танку этого типа».

    Доклад Бокиса руководство УММ восприняло серьезно, направив его «наверх». В результате, по распоряжению заместителя председателя РВС СССР Н. Тухачевского для рассмотрения проектов Дыренкова создали специальную комиссию, в состав которой входили не только военные, но и представители промышленности - работники танковых заводов и КБ: начальник техуправления УММ РККА Г. Бокис, председатель НТК УММ И. Лебедев и члены НТК Браверман и Рожков, начальник КБ № 3 ОКМО С. Гинзбург и его заместители К. Заславский и О. Иванов, начальник танкового КБ завода «Большевик» В. Симский, а также начальник Т2К (СКБ БТ) ХПЗ Н. Тоскин. Таким образом, для заключения по танкам Дыренкова привлекли практически всех руководителей коллективов, которые на тот момент занимались конструированием танков. Комиссия прибыла на завод Можерез в середине ноября 1931 года. Она ознакомилась с чертежами Д-4 и Д-5, макетом танка Д-5 и выслушала доклад Н. Дыренкова. В результате обсуждения члены комиссии пришли к следующим выводам:

«1. Конструкция танка Д-4, имеющего колесный, гусеничный, железнодорожный ход и подводную проходимость, предложенная т. Дыренковым, фактически в данный момент не существует. В процессе разработки машины выяснилась невозможность применить автомобильный колесный ход и использовать два мотора «Геркулес» мощностью 160 л.с.

2. Комиссия считает, что т. Дыренков с заданием по конструированию танка Д-4 не справился, и был вынужден на основе своей старой конструкции Д-4 приступить к разработке и постройке нового танка Д-5 с мотором М-17 мощностью 500 л.с. В конструкции оставлены: гусеничный и железнодорожный ход, и подводная проходимость. Автомобильный колесный ход, запроектированный для 12-тонной машины, снят за невозможностью исполнения для машины весом в 25 т.

3. Конструкция Д-5 предусматривает изжитие дефектов Д-4, но имеет, по мнению Комиссии, следующие крупные недостатки:

а). Носовая часть корпуса неудачна, так как вследствие наличия значительных мертвых пространств, наблюдение за дорогой затруднительно для водителя.

б). В Д-5 поверхность охлаждения радиатора взята избыточной против Кристи, и поставлен более мощный вентилятор. Однако, по мнению Комиссии, надежность охлаждения не является достаточно обеспеченной, так как затрудненные проходы потоков воздуха потребуют специальный мощный вентилятор

в). Трансмиссия, состоящая из двух коробок скоростей, имеет избыточный запас прочности в своих основных деталях. Комиссия считает эту конструкцию нецелесообразной и полагает, что обычная конструкция коробки скоростей даст значительную экономию в размерах машинного отделения, а следовательно, и в весе танка.

г). Бортовые фрикционы по своим размерам достаточны для обеспечения работы танка, однако расположение их в корпусе неудачно.

д). Система подвески поддерживающих колес с весьма ограниченным ходом вниз, не приемлема вследствие ненадежности работы ее на пересеченной местности.

е). Конструкция механизмов для подводного хода нуждается во всесторонней проверке.

На основании вышеизложенного, Комиссия считает Д-5 экспериментальной машиной для проверки работы железнодорожного и гусеничного хода, который может быть использован для мотоброневагонов и мощных танков, и подводной проходимости. Танк не может служить образцом для серийного производства».

    Однако пишут, что Дыренков напрямую обратился к М. Тухачевскому и все же получил добро на постройку Д-5! Но из-за частых и длительных командировок Дыренкова на Мариупольский завод для разработки и внедрения в производство изобретенной им брони марки «Д» (некоторые авторы пишут, видимо ошибочно, что в Мариуполе создавался танк Д-5) работы по новому танку затянулись. К ноябрю 1932 года (упразднение бюро Дыренкова) был построен макет Д-5 в натуральную величину, подготовлены чертежи и изготовлен ряд деталей и агрегатов. Вот, что зафиксировано о танках Д-4 и Д-5 к моменту прекращения сотрудничества между УММ и бюро Дыренкова: «Танк-вездеход Д-5 — приготовлены листы для разметки корпуса. Изготовлены рамы подъема мостика с пригонкой деталей, переделана и заварена с разметкой под обработку коробка подъемного мостика. Все детали, изготовленные на кооперированных заводах, подготовлены для сборки. Изготовлен макет корпуса с башнями. Часть деталей, заказанная на заводах Ростовский и Ижорский, еще не досланы. Все заказы и работы приостановлены.

    Танк-вездеход Д-4 — имеется изготовленный корпус танка с башнями, мостиками, направляющими колесами, гусеницами и деталями механизмов в разобранном виде. Часть деталей переделаны для Д-5. Моторы установлены на Д-6 и Д-2 (- опытные образцы мотоброневагонов конструкции Н. Дыренкова). С производства опытная единица снята как год и подлежит разборке».

    Увы, ни фотографий макета танка Д-5, ни его чертежей в литературе не приводится. С одной стороны, в документах комиссии, назначенной Тухачевским, указано, что Д-5 разрабатывается на основе конструкции Д-4. С другой стороны, в этом же документе следует оговорка: «Носовая часть корпуса неудачна, так как вследствие наличия значительных мертвых пространств, наблюдение за дорогой затруднительно для водителя». Д-4 был неудачной машиной, но нигде не указывалось на плохую обзорность водителя, которая возникает, как правило, при значительном удалении места водителя от носа танка – на Д-4 место водителя было выдвинуто к носу, хотя и находилось высоко над грунтом. Очень далеко от носа корпуса, практически в центральной его части находилось место водителя на мотоброневагоне типа Д-3/Д-2 (Рис.3), также, кстати, вооружавшегося двумя 76-мм пушками в двух башнях, первый образец собран в 1930г.

 

Рис.3 – Броневагон Д-2. Вверху фото февраля 1931г., внизу фото 1944г. – машина в эксплуатации у немцев.

Производился серийно, построена 31 единица.

 

    Не исключено, что компоновка танка Д-5 могла напоминать компоновку броневагона Д-2. Характерно звучит финальное замечание комиссии: «Комиссия считает Д-5 экспериментальной машиной для проверки работы железнодорожного и гусеничного хода, который может быть использован для мотоброневагонов и мощных танков». Впрочем, утверждать, что Д-5 мог повторять компоновку мотоброневагона Д-2 не представляется возможным.

    Так закончилось создание альтернативных средних маневренных танков от Дыренкова.

     21 ноября 1932 года начальник управления механизации и моторизации РККА И. Халепский подписал приказ № 095, в котором говорилось: «Согласно приказания Народного комиссара по военным и морским делам, опытно-конструкторское и испытательное бюро УММ считать расформированным с 1.12.1931 г… Весь личный состав бюро, за исключением Начальника Бюро, временно, до моего распоряжения, остается в ведении директора завода Можерез для окончания работ по заданиям НТК УММ».