Д-10

&

Д-11

 

 

Д-10

Д-11

СССР

Бронированный гусеничный трактор

масса

Д-10

Д-11

 

11,92 т

12 т

вооружение

76-мм орудие

3-4 пулемета

экипаж

3 чел.

мощность силовой установки

Д-10

Д-11

 

50 л.с.

60 л.с.

проект

1930г., КБ УММ

выпускался

Д-10

Д-11

1931г., Можерез

1 шт. опытный

1 шт. опытный

 

 

Основная статья: Советское танкостроение 1929-1937гг.

Варианты развития легкого типа

 

 

     19 мая 1930г. Постановлением Президиума Совета Народного Хозяйства (ВСНX) СССР при Мобилизационно-плановом управлении (МПУ) было создано постоянное инженерно-конструкторское бюро по танкам под руководством помощника начальника Орудобъединения А. Адамса. Серьезное внимание МПУ уделяло проблеме т.н. мобилизационных танков или танков второго эшелона – машин, массовое строительство которых можно было наладить в особое время (война) в кратчайшие сроки из имеющихся под рукой запасов автотракторных агрегатов.

     В конце 1930 года на московском заводе Можерез по проекту Дыренкова (Рис.1) были начаты работы по бронировке 4-х тракторов различных марок с различными вариантами вооружения.

 

Рис.1 – Николай Иванович Дыренков, 1898-1937гг.

Разработчик бронетехники, автор около 50-ти проектов.

Расстрелян.

 

    13 февраля 1931 года Дыренков доносил начальнику УММ РККА И. Халепскому: «На основании полученных от Вас заданий мною разработаны и построены следующие образцы бронирования: - на шасси трактора Коммунар (Рис.2) - суррогативный танк с одной 76 мм полковой пушкой, двумя пулеметами ДТ при двух запасных пулеметах с четырьмя шаровыми установками (обозначение Д-10): - на шасси трактора Катерпиллер (Рис.3) - суррогативный танк с одной 76 мм полковой пушкой, двумя пулеметами ДТ и двумя запасными пулеметами с четырьмя шаровыми установками (обозначение Д-11): - на шасси трактора Коммунар - бронированный десантный танк для 15 стрелков с двумя пулеметами ДТ при четырех шаровых установках (обозначение Д-14): - на шасси Коммунар - танк химического нападения с двумя резервуарами па 4000 литров отравляющего вещества с двумя распылителями при одном пулемете ДТ действующем и одном запасном при четырех шаровых установках (обозначение Д-15). Д-10 и Д-11 изготовлены к 8 февраля, Д-14 и Д-15 начаты постройкой».

 

Рис.2 – Советский трактор «Коммунар», он же немецкий Hanomag WD-50, с 1925г. выпускался по лицензии на ХПЗ.

 

Рис.3 - Американский трактор Caterpillar 60.

Производство машины началось в 1919 году и продолжалось до 1931 года на двух предприятиях в Пеории и Сан Леонардо, было построено 18948 машин.

В СССР производился в 1933-1937гг. на ЧТЗ под маркой «Сталинец».

 

    Так называемые «суррогативные» танки Д-10 (Рис.4) и Д-11 (Рис.5) отличались друг от друга ходовой частью - компоновка была стандартной для тракторов: впереди двигатель, в средней части место водителя и органы управления, сзади бензобак.

 

Рис.4 – Д-10.

 

Рис.5 – Д-11.

 

    Машина Д-10 на шасси «Коммунар» имела ходовую часть, состоявшую (на один борт) из 6 опорных катков, 3 поддерживающих роликов, переднего направляющего и заднего ведущего колеса. Ходовая Д-11 на шасси Caterpillar 60 применительно на один борт, состояла из 5 опорных катков, соединенных в общий блок, имевший пружинную подвеску, 2 поддерживающих роликов, переднего направляющего и заднего ведущего колеса. На обеих машинах устанавливался бронекорпус коробчатой формы с толщиной бронирования от 6 до 16 мм (лоб корпуса – 16 мм, корма корпуса – 16 мм, борт корпуса — 11 мм, крыша — 6 мм). Известны габариты применительно к Д-10: длина – 5500 мм, ширина – 2400 мм, высота – 2730 мм. В средней части корпуса размещалось отделение управления, а в кормовой – орудийная установка для 76-мм полковой пушки обр.1927г., при этом бензобак, очевидно, оказался в общем пространстве с экипажем и вооружением. По обоим бортам находились вырезы под установку 7,62-мм пулеметов ДТ, еще два пулемета устанавливались в лобовом листе рубки (возможно, в лобовом листе устанавливался один пулемет, а четвертый – перевозился в укладке). О боекомплекте сведений не сохранилось, но известно, что его предполагалось возить вслед за танком на прицепе! Внешне корпуса обеих модификаций можно было различить по трем признакам: Д-10 был немного длиннее, командирская башенка на крыше корпуса располагалась ближе к центру, дверь для экипажа на Д-10 находилась ближе к двигателю. Ёмкость топливных баков составляла соответственно 245 и 205 литров. Экипаж состоял из 3 человек: водителя, командира машины и пулеметчика. Масса машин, видимо, несколько отличались, поскольку масса трактора Hanomag WD-50 составляла 8,5 т, тогда как масса трактора Caterpillar 60 – 9,3 т. В литературе приводят только массу Д-10 - 11920 кг, следовательно, масса Д-11 могла быть на 800 кг тяжелее.

    Что касается «десантного танка на 15 стрелков» Д-14, то, вопрос о такого типа машине поднимался в СТТА: «з) по отношению к транспортеру пехоты на шасси малого танка ограничиться пока теоретической разработкой вопроса, предложив ВПУ ВСНХ к 1 октября 1930 г. представить эскизный проект, после чего и решить вопрос о включении его в систему вооружения».

   Дыренков не устрашился взяться за тему. На тракторе «Коммунар» установили удлиненный кзади бронекорпус, пушка исчезла, появились дополнительные двери в бортах, новый бензобак на 284 литра. Толщина бронелистов корпуса у Д-14 была сведена к 11 мм (лоб, борт и корма), крыша закрывалась 6-мм листами брони. Экипаж машины сократили до 2- человек, но все рано трудно поверить, что в машину могло втиснуться 15 стрелков с вооружением и амуницией. (Рис.6)

 

Рис.6 – Д-14.

 

    В мае 1931 года Д-10, Д-11 и Д-14 были отправлены на Научно-испытательный бронетанковый полигон УММ РККА в Кубинке, для проверки их боевых и эксплуатационных качеств. На машины приезжал взглянуть сам товарищ Сталин. Бронетракторы прошли в общей сложности 95 км по шоссе, грунтовым дорогам и пересеченной местности, показав максимальную скорость 6-8 км/ч и среднетехническую (по грунтовке) около 5 км/ч. Несмотря на перетяжеленность конструкции, эти машины могли преодолевать уклон в 25° - пожалуй, это оказалось единственным достижением. (Рис.7)

 

Рис.7 – Д-10 берет склон.

 

    Массивный бронированный капот имел крайне непродуманное охлаждение силовой установки, из-за чего двигатель постоянно перегревался. Выработанные газы в большом количестве попадали в боевой отсек, что приводило к сильной загазованности и мешало работе экипажа, в связи с чем требовалось введение дополнительного вытяжного вентилятора. Обзор с места водителя был признан крайне неудовлетворительным, как и размещение единственного орудия в кормовой части корпуса с ограниченными углами обстрела. Также отмечался неудобный доступ к агрегатам двигателя и трансмиссии, которые часто выходили из строя и требовали постоянной регулировки. Кроме того, у десантного бронетрактора Д-14 выявилась большая перегрузка задних тележек (из-за увеличения задней части рамы). В заключении об испытаниях комиссия НИБТ отметила, что «…к 7 нюня все тракторы из-за поломок поставлены в ремонт. Необходимо для дальнейших испытаний во всех машинах сделать ряд изменений, …после чего для выяснения боевых и эксплуатационных качеств испытания должны быть продолжены». Тем не менее, никаких доработок Дыренков не провёл, и бронетракторы на дальнейшие испытания не передавались. Возможно, конструктор решил оставить этот проект по причине сильной загрузки, но, скорее всего, сама идея использования бронированных тракторов уже тогда не выглядела столь привлекательно.

   Химический бронетрактор Д-15, также законченный к лету 1931г., на испытания не передавался. Сразу после сборки его оставили скучать во дворе завода Можерез.

    В конце 1932 года все четыре бронетрактора были разобраны на металл.