
ВТА
СССР
Средний танк
|
16 т |
|
|
вооружение |
45-мм орудие 4 пулемета |
|
экипаж |
6 чел. |
|
проект |
1931г., факультет моторизации и механизации Военно-технической академии |
Основная статья: Советское танкостроение 1929-1937гг.
Многоликий средний, часть 1
06.12.1930г. (по другой версии, 2 декабря) инженер Гинзбург представил записку на имя председателя НТК УММ Лебедева, в которой в общих чертах знакомил с конструкцией британского 16-тонного танка «виккерс» (Рис.1).

Рис.1 - Mk.III E1, судя по всему, именно этот танк проходил обкатку на глазах у
советских представителей.
ПРЕДСЕДАТЕЛЮ НТК УММ
В результате проведенных мною разговоров с английскими инструкторами, последними мне были сообщены следующие сведения о 16-ти тонном танке Виккерса
1. Танк уже испытан и признан лучшим образцом английских танков.
2. Общие размеры танка примерно равны размерам 12- ти тонного танка Виккерса марка II.
3. Максимальная скорость движения 35 клм в час.
4. Бронирование: башня и вертикальные листы боевого отделения 17-18 мм.
5. Вооружение: в центральной башне – одна «большая» в боковых передних башенках – по I пулемету. Итого одна пушка и 2 пулемета.
6. Команда: 2 офицера/или один/, 2 артиллерийста (- так в источнике), 2 пулеметчика, 1 водитель.
7. Мотор воздушного охлаждения в 180 HP имеет пуск от инерционного стартера и от электростартера (последний – запасной). Пуск производится изнутри танка. Доступность к мотору хорошая.
8. Подвеска на каждую строну имеет по 7 свечей с пружинами. Каждая свеча опирается на один свой каток. Катки примерно устройства шеститонного. Подвеска сообщает на ходу танка устойчивость не хуже чем у шеститонного танка.
9. Ведущие колеса задние.
10. Гусеница мелко-звенчатая со схемными привинтными шпорами. Ведение и направление гусеницы подобно шеститонному танку.
11. Центральная башня имеет оптический прицел и оптическое наблюдение.
12. Место у водителя впереди по середине обеспечивает хорошую видимость для управления.
13. Трансмиссия – коробка скоростей и бортовые фрикционы. Коробка скоростей двух типов: оригинальная/запатентованная/и нормального типа.
14. Радиус действия тот же, что и у шеститонного танка.
15. ПРИМЕЧАНИЕ: Сведения получены только после того, что переводчик заявил, что мы уже купили этот танк и ожидаем его получения.
Сведения дали: инженер механик-моторист старший мастер и водитель, проводившие испытания этой машины.
Сведения о машине до сих пор засекречены.
16. ПРИЛОЖЕНИЕ схема танка и бокового вида танка. (- Рис.2)
ВЫВОД: Присоединяясь к выводу указанных выше инструкторов, что эта машина является лучшим образцом английских танков, считаю, что эта машина представляет максимальный интерес Красной Армии как лучший современный тип маневренного среднего танка.
Вследствие этого покупка этой машины представляет бесценный интерес. Эта машина в настоящее или ближайшее время выйдет в армейские части и следовательно секретность с нея будет снята.
Нач-к Испыт. группы: /ГИНЗБУРГ/».

Рис.2 - Эскиз танка «Виккерс 16-тонный», приложенный к записке С. Гинзбурга.
Не найдя общей
платформы с британцами в вопросе покупки или разработки для СССР среднего танка
типа 16-тонного виккерса, советские, в начале 1931г. приняли решение
самостоятельно проектировать подобную машину. В основу конструкции нового
танка предписывалось положить полученные сведения о 16-тонном танке «Виккерс»,
а также опыт, приобретенный в ТЕКО, и отечественный опыт проектирования танков.
Выполнить проект 16-тонного маневренного танка доверили сразу двум
разработчикам: факультету моторизации и механизации Военно-технической академии
им. Ф. Дзержинского и Танко-тракторно-конструкторскому
бюро Всесоюзного орудийно-арсенального объединения под руководством С.
Гинзбурга (образовано 28 января 1931г.).
В июле 1931 г. оба проекта были представлены в целом.

Чертеж выполнен В. Мальгиновым.

Рис.4 – Сравнение проектов Т-28 и ВТА.