БТ Цыганова изобретение II

 

 

761

(Модель)

БТ Цыганова изобретение II

СССР

Легкий по массе скоростной танк

масса

11,5 т

вооружение

45-мм орудие

1 пулемет

экипаж

3 чел.

мощность силовой установки

400 л.с.

проект

1934-1935гг., Цыганов

 

 

Основная статья: Советское танкостроение 1929-1937гг.

Семейство танков Christie

 

 

Вероятно, еще во время испытаний оригинального шасси Кристи обратили внимание на неважную проходимость данного шасси по бездорожью на колесном ходу. Как будто, еще 1 декабря 1931г. КБ Тоскина, трудившееся над созданием танка БТ-2, предложило вариант танка на базе Кристи массой 12-12,2 (до 12,5) тонн. При этом, этот вариант подразумевал существенную переделку ходовой части машины - использовалась бы пятикатковая схема (на борт), вместо четырехкатковой, с двумя ведущими и двумя управляемыми (передними) колесами колесного хода. Этот проект вызвал интерес и даже в общем был поддержан НТК УММ, так сказать, на перспективу, но перспектива для реализации так и не наступила, отчасти потому, что опасались кардинально менять шасси Кристи. Однако попытки улучшить ходовую часть Кристи, в частности, изменить схему привода колесного хода танков продолжились, правда, процесс этот развивался несколько побочно.

В 1934г. деятельность в этом направлении инспирировал, видимо, сам тов. Сталин, но несколько в необычном формате – не посредством существующих формальных структур танкостроения, а, как бы, в инициативном порядке снизу.  Как следует из письма комвойсками УВО И. Якира (Рис.1) Ворошилову (от 25.04.1935г.), Сталин на первомайском параде 1934г. заметил Ворошилову о необходимости изменения движителя танка и превращения всех его колес в ведущие и управляемые, при сохранении всех агрегатов танка – довольно конкретная техническая идея.

 

 

Рис.1 – Иона Эммануилович Якир, 1896-1937гг.

С 1935г. командарм 1-го ранга (на современный манер примерно соответствует генералу армии).

Расстрелян в 1937г.

 

Ворошилов вызвал Якира и указал «на необходимость продумать и осуществить это указание т. Сталина». При этом Ворошилов, очевидно, ориентировал Якира в отношении инициативного рационализатора, командира одного из взводов в 4 тп тов. Цыганова (Рис.2) – собственно, Якиру отводилась роль передаточного звена между Ворошиловым и Цыгановым.

 

 

Рис.2 – Цыганов Николай Федорович, 1908-1945гг.

Как будто, дослужился до звания инженер-подполковника.

 

    Н.Ф. Цыганов был замечен наркомвоенмором Ворошиловым в 1932г. Будучи военнослужащим 4-го танкового полка Укр.ВО он предложил свой вариант автосцепки двух танков Т-26 для увеличения проходимости широких рвов. В итоге автосцепку забраковали, но автора отметил Ворошилов, он наградил Цыганова золотыми часами и повысил в звании из младших командиров (сержантский состав) до командира взвода (мл. лейтенант или лейтенант по-нынешнему). В некоторых источниках указывают, что Цыганов к 1934г. имел звание воентехника 2-го ранга.

   В советском изложении предлагается другой вариант хода событий. Мол, весной 1934г. с предложением по улучшению конструкции танка БТ к комвойсками УВО И. Якиру обратилась группа «энтузиастов-рационализаторов», возглавляемая изобретателем Цыгановым.  Помимо Цыганова в его группу входили: М.Ф. Березкин, В.Г. Матюхин, А.Д. Бессонов, А.В. Куркин, А. Подсолихин, Г.А. Федченко, С. Латманизов, Л.И. Орел, П.Т. Шинаев, А.В. Данченко, В. Красников и В.З. Иткин.

Якир, разумеется, принял сторону обратившихся, им отвели одно из помещений танкоремонтного з-да №48 ХВО для проведения проектных и экспериментальных работ по усовершенствованию колесно-гусеничного движителя танков БТ. Для опытов группе передали один танк БТ-2. Как пишут некоторые авторы, Якир «дал задание группе обеспечить вездеходность танка БТ при движении его на колесах». Ответственным руководителем работ поставили заместителя начальника политуправления УВО Н.Ф. Березкина.

    Спустя четыре месяца после начала деятельности КБ Цыганова, 25 апреля 1935г. Якир писал Ворошилову: «После первомайского парада 1934 года т. Сталин указал на необходимость дальнейшего конструктивного улучшения танка БТ, в частности на необходимость изменения движителя танка и превращения всех его колес в ведущие и управляемые, при сохранении всех агрегатов танка, что должно значительно повысить боевую ценность машины. Вы указали мне тогда на необходимость продумать и осуществить это указание т. Сталина. В УВО одним из молодых и талантливых изобретателей является командир взвода 4 тп тов. Цыганов…. Я лично вызвал тов. Цыганова, беседовал с ним и поставил задачу – продумать возможность конструктивного улучшения движителя в танках БТ. За 4 месяца было изготовлено 635 чертежей и 2932 детали спроектированной машины. Сейчас работа закончена. Изготовлены чертежи и модели ДВУХ НОВЫХ ТИПОВ ДВИЖИТЕЛЯ танка БТ. ЗАДАЧА, ПОСТАВЛЕННАЯ ТОВ. СТАЛИНЫМ, ВЫПОЛНЕНА. Первое изобретение т. Цыганова – «БТ-ИС». Танк БТ с измененным колесным движителем II, III и VI пары колес и I, II и IV пары управляемые. Проходимость на колесном ходу по пашне увеличилась в 4-5 раз. Танк способен преодолевать подъемы до 25 градусов. Радиус поворота на колесном ходу уменьшился вдвое (до 5-6метров). Второе изобретение т. Цыганова – танк БТ конструкции четвертого танкового полка. Движитель состоит из серии опорных катков, соединенных шарнирной цепью Голля. Опора танка на катки осуществляется при помощи ЛЫЖ, которые для предельной их гибкости сделаны составными из отдельных звеньев на шарнирах. Этот тип движителя дает машине скорость в 2 раза большую, нежели имеет танк БТ с обычными гусеницами при одном и том же моторе М-5. Расчетная скорость на гусеницах – 105 км/ч. Машина обладает бесшумностью хода и прекрасной маневренностью, совершая полный поворот на месте вокруг центра одной из своих катковых цепей. I и II изобретения, при сравнительно небольших затратах могут быть применены на всех уже существующих типах машин БТ, и само собой разумеется, на всех машинах, находящихся в производстве. Конструктор изобретатель тов. Цыганов дал первому изобретению марку «БТ-ИС»/Иосиф Сталин/. Прошу: одобрить новый тип движителей БТ и дать указания промышленности о производстве опытного образца и серии указанных машин».

     Получив это письмо, Ворошилов в тот же день 25 апреля 1935 года, дал добро «на изготовление 3 комплектов каждого танка».

    Как следует из письма Якира, на базе БТ-2 построили вариант с измененной ходовой частью, получивший название БТ-2-ИС и макет танка, который именуется довольно длинно: БТ Цыганова изобретение II.

     БТ Цыганова изобретение II выглядит просто сногсшибательно. Ходовая часть состояла из серии опорных катков, соединенных шарнирной цепью, опора танка на катки осуществлялась при помощи специальной лыжи, резиновой гусеницы. Пишут и так: «опора танка на катки осуществлялась с помощью лыж, которые для предельной их гибкости сделаны составными из отдельных звеньев на шарнирах». (Рис.3).

 

761 

Рис.3 – Модель в 1/5 натуральной величины БТ Цыганова изобретение II.

 

   Некоторым образом такая конструкция ходовой части напоминает ходовую Заславского, разработанную для танка ГУВП**, авторы даже допускают заимствование. (Рис.4)

 

Рис.4 – Ходовая часть танка ГУВП**, проект 1925-1926гг.

 

    Движитель танка ГУВП** состоял из двух бесконечных лент (гусениц), вложенных одна в другую. Внешняя лента была резинометаллической тросового типа, а внутренняя – из серии опорных катков, соединенных цепью Галля. Опора танка на цепь катков осуществлялась при помощи салазок, имеющих мягкую пружинную подвеску. Дополнительно была предусмотрена установка двух тележек с двумя натяжными катками в каждой и пружинной амортизацией.

   Правда, чтобы заимствовать нечто нужно иметь информацию о предмете, имел ли какую-либо информацию Цыганов о проектах 1920-х годов – маловероятно.

    Согласно расчётам, машина БТ Цыганова изобретение II должна была развивать скорость до 105 км/ч, обладать бесшумным ходом и возможностью разворачиваться на месте. Масса варианта оценивается в 11,5 т.

    Задание изготовить ходовую часть для БТ Цыганова изобретение II получил з-д опытного танкостроения №185, но там под каким-то благовидным предлогом отвертелись от этого задания. О проекте поспешили забыть ввиду очевидной нелепости конструктивных решений.