БТ-7//БТ-7РТ обр.1935г.

 

 

БТ-7 линейный вариант

БТ-7РТ радиофицированный вариант

БТ-7//БТ-7РТ обр.1935г.

СССР

Легкий по массе колесно-гусеничный танк: 13т, 45мм, пуль, 3 чел

масса

13 т

вооружение

45-мм орудие

1 пулемет

экипаж

3 чел.

мощность силовой установки

400 л.с.

проект

1934гг., ХПЗ

выпускался

1934-1937гг., ХПЗ

2194 шт.  

примерно 1229 линейных машин и 965 радийных

1938г., 1940г.

35 шт.

конверсия БТ-7А

итого

2229 шт.

 

 

Основная статья: Советское танкостроение 1929-1937гг.

Семейство танков Christie

 

 

     Пишут, что в начале января 1933г. УММ направило в адрес КБ ХПЗ под руководством А.О. Фирсова техническое задание на разработку новой базы БТ, которая могла бы нести, как башню с 45-мм орудием, так и башню с 76,2-мм орудием.

    Первоначально был предъявлен и рассматривался вариант с 76-мм пушкой. (Рис.1)

 

Рис.1 - БТ-7 обр. 1933г.

 

     К моменту появления прототипа нового БТ СТО СССР из-за проблем с освоением серийного производства пушки ПС-3 (которую предполагалось ставить на новый танк) рекомендовал «вплоть до освоения серийного выпуска ПС-3… вооружать новый танк ХПЗ 45-мм полуавтоматической пушкой». УММ пришлось согласиться с рекомендацией СТО, и было принято решение, что танк типа БТ-7 следует оснащать 45-мм пушкой 20К в маске специальной конструкции, а также двумя резервуарами и оборудованием для распыления серной кислоты.

     Как будто, на доработки давалось 4 месяца. Доводили проект танка БТ-7 инженеры Дорошенко, Веселовский, Ульяненко и Райхель. Однако в 1934г. были ожидания, что на смену танкам БТ придут танки типа ПТ-1, поэтому дело велось неспешно.

   Второй прототип БТ-7 появился осенью 1934г, кажется, в октябре (примерно одновременно с ПТ-1А). Машина все еще имела эллиптическую башню, но в ее амбразуре уже торчала 45-мм пушка во временно приспособленной маске.

    По другим сведениям, второй прототип БТ-7 выглядел иначе. На корпус БТ-7 с двигателем М-17 установили башню от БТ-5. В одних источниках пишут, что новый прототип БТ-7 не имел радиооборудования и поручневой антенны, но был снабжен пресловутыми резервуарами для распыления серной кислоты. Другие утверждают, что новый прототип был радийной машиной, и ни о каких резервуарах речи не идет. (Рис.2)

 

Рис.2 – В книге Свирина «Танковая мощь СССР часть I Увертюра», под этим снимком такая подпись: «Испытания танка БТ-7, осень 1934г.». Следовательно, перед нами прототип означенной машины, и это радийный танк с башней от БТ-5 – если, конечно, комментарий Свирина не ошибочен.

 

     В любом случае, в серийное производство был запущен вариант БТ-7 с двигателем М-17 и башней с вооружением от БТ-5. Разберем подробнее конструкцию новой базовой модели БТ. (Рис.3)

 

Рис.3 – Проекции и компоновка БТ-7.

 

   Масса машины 13 т. Габариты: длина – 5660 мм, ширина 2230 мм, высота 2373 мм, клиренс 390-410 мм. Бронирование: лоб корпуса - лобовой 20-мм бронелист устанавливался под наклоном 18°, верхний передний бронелист имел толщину 15 мм и наклон 60° (в формуляре з-да №185 лобовая броня указана 13 мм) , борт, корма корпуса 13 мм, крыша корпуса 10 мм, днище 6 мм; лоб, борт башни 15 мм (по другим сведениям, 13 мм), корма башни 13 мм, крыша башни 10 мм.   Обычно замечают, что изменилась носовая часть машины (о чем говорилось выше), но, очевидно, что и корма стала выглядеть иначе – появились новые глушители, изменились жалюзи над двигателем. Корпус представлял собой жесткую коробчатую конструкцию с двойными бортовыми стенками, удлиненной суженной закругленной передней частью и трапециевидной тыльной частью.  Корпус собирался из броневых и стальных листов, причем все неразъемные соединения корпуса выполнялись преимущественно сварными и в меньшей степени клепаными – в некоторых источниках даже пишут, что корпус был цельносварным (видимо, плоды наработок по БТ-6). В верхних и нижних листах носа бронекорпуса имелись вырезы, образующие люк для посадки механика-водителя. Люк закрывался двухстворчатыми створками. Наружные броневые стенки, были съемными, а внутренние представляли собой 4-мм стальные листы, с внешней стороны которых было приварено по 6 подкосов. К подкосам крепились вертикальные пружины и съемные наружные броневые листы. Второй и третий подкосы внизу соединялись между собой броневой планкой, являющейся нижней опорой (поддоном) расположенных в этом месте бензобаков. Между четвертым и пятым подкосами находились масляные баки. Между вторым и третьим подкосами внутренние стенки корпуса выполнялись с развалом для дополнительного подвода воздуха к радиаторам. В кормовой части 4-мм лист имел отверстия для выхода воздуха при движении танка с закрытыми жалюзи, в передней верхней части с левого борта – отверстие для крепления в нем сигнала, а с правого – люк для удаления из танка стреляных гильз. На внутреннем листе в местах, не защищенных наружными броневыми листами (у гитары и балансиров), наваривались броневые накладки. Наружная съемная навесная броня, состоявшая из пяти отдельных листов, крепилась к подкосам винтами с конусной головкой. Крыша над боевым отделением состояла из трех сваренных друг с другом броневых листов, образующих круглое отверстие нижнего погона башни. Крыша над двигателем – съемная, она включала в себя средний лист, два колпака над радиаторами и поперечную планку. Для доступа к двигателю в средней части листа имелся большой прямоугольный люк. закрывающийся крышкой на петлях. В передней части крышки крепилась ручка, которая одновременно служила ограничителем угла склонения пушки при стрельбе назад. В средней части крышки был установлен воздухоочиститель. Над радиаторные колпаки устанавливались над отверстиями для входа воздуха в радиаторы, зашитая их от поражений. Крыша трансмиссионного отделения состояла из двух броневых листов жалюзи и расположенного над ними сетчатого колпака. Задний лист жалюзи имел два выреза для прохода выхлопных труб. С правого борта танка проходила тяга управления поворотом жалюзи. Крыша над кормовым бензобаком – съемная, она крепилась винтами с конусной головкой к уголкам внутренних стенок корпуса и заднего листа кормы.

     Внутри корпуса танка имелись три поперечные перегородки: моторная, вентиляторная и кормовая. Последняя – между трансмиссионным отделением и кормовым бензобаком. Между отделением управления и боевым находилась распорная арка, усиливавшая подбашенный лист.

    Экипаж 3 чел. В передней части корпуса, по центральной оси, размещалось место механика-водителя. Здесь помещались механические приводы управления танком. Для поворота на гусеничном ходу служили два рычага, воздействовавшие на бортовые фрикционы и тормоза; для поворота на колесном ходу – штурвал. При движении на гусеничном ходу штурвал снимался и укладывался в отделении управления у левого борта танка. В боевом отделении размещалось два человека: командир и заряжающий.

    На крыше боевого отделения устанавливалась цилиндрическая башня. Корпус башни состоял из двух полукруглых броневых листов, крыши и ниши. Полукруглые листы сваривались встык и образовывали усеченную конусную часть корпуса. Стыки листов с наружной стороны защищались накладками. Передний полукруглый лист башни имел амбразуру для спаренной установки пушки и пулемета. Кроме того, в переднем листе находились два смотровых отверстия и под ними два круглых отверстия для стрельбы из личного оружия, закрываемых стальными грушами. Задняя стенка ниши – съемная, крепилась четырьмя болтами с конусными головками. В верхней части задней стенки также было предусмотрено отверстие для стрельбы из личного оружия. В передней части крыши находились три круглых отверстия. Правое предназначалось для установки командирской панорамы, среднее в центре – для вентиляции и левое для перископического прицела. Над нишей в крыше имелось круглое отверстие, и сюда же приваривался броневой стакан для защиты ввода антенны. На танках без радиостанции это отверстие закрывалось заглушкой. На крыше башни имелся также прямоугольный люк для высадки и посадки экипажа Поворот башни осуществлялся вручную с помощью червячного поворотного механизма.

     Вооружение размещалось в башне: танковая 45-мм пушка 20К образца 1932 г., с пушкой, в общей бронемаске, устанавливался спаренный пулемет ДТ калибра 7,62-мм. Спаренная установка имела углы наведения по вертикали в пределах от -5° до +23°. Прицельные приспособления спаренной установки состояли из двух оптических прицелов. Танковый телескопический прицел ТСМФ обр.1930 года (указывают также ТОП-1) располагался в маске пушки с левой стороны и обеспечивал 2,5-кратное увеличение с углом обзора 15°. Танковой перископический панорамный прицел ПТ-1 обр.1932 года устанавливался в броневом стакане на крыше башни с правой стороны. Пулемет имел свой открытый прицел и мог стрелять независимо от орудия. При этом угол его горизонтального наведения находился в пределах +1,5°, вертикального – до +5°.

     Боеукладка танка располагалась на полу боевого отделения, на боковых стенках корпуса, в нише башни, на стенках башни. Укладка 45-мм снарядов на полу боевого отделения находилась между передней перегородкой и передней балансирной трубой и состояла из двух симметрично расположенных ящиков, в которых были установлены специальные обоймы, заполненные снарядами. Обоймы имели вид чемоданчиков с тремя перегородками, являвшимися опорами для патронов, и крышкой с откидной застежкой и брезентовой ручкой. В каждую обойму укладывались три снаряда. Каждый ящик содержал 14 обойм, таким образом, в двух ящиках насчитывалось 84 снаряда. Стреляные гильзы убирали обратно в обоймы, а обоймы – в ящики, чтобы не загромождать ими боевое отделение. На стенках боевого отделения с помощью специальных планок с резиновой прокладкой и клипс крепилось 34 снаряда: на левой стенке – 15, на правой – 19. Снаряды располагались вертикально в два ряда. На стенках башни, по обе стороны от ниши, вертикально размешалось по семь снарядов, закрепленных так же, как и на стенках корпуса.  Укладка снарядов в нише цилиндрической башни состояла из двух стальных коробок по 20 снарядов в каждой (5 рядов по 4 шт.). В нише конической башни снаряды укладывались в трех коробках- стеллажах по 12 штук в каждой.

    Боекомплект для пушки составлял 172 выстрела у линейных и 132 выстрела у радийных танков. В обоих случаях боекомплект к пулеметам не изменялся и составлял 2394 патрона – 38 магазинов.

    Моторное и трансмиссионное отделения были совмещены. Здесь устанавливался 12-цилиндровый V-образный двигатель М-17Т мощностью 400 л.с. при 1550-1650 об./мин, использовавший в качестве топлива авиационный бензин марки Б-70. Сухая масса двигателя 550 кг. Подача топлива – принудительная, шестеренчатым насосом 18ПБ-1 или насосом коловратного типа БНК-5Б (БНК-5). Карбюраторов – два, марки К-17Т. Масляный насос – шестеренчатый. Емкость двух масляных баков – 48-50 л. Ёмкость топливных баков составляла 790 литров (бортовые баки – 250 л, кормовой – 400 л, дополнительные четыре на крыльях – 140 л). Система охлаждения водяная, принудительная, с помощью центробежного насоса M17. Емкость радиаторов составляла около 100 литров. Трансмиссия состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения (сталь по стали), четырехскоростной коробки передач (начиная с зимы 1937 г. на танках устанавливалась трехскоростная КП), двух многодисковых бортовых фрикционов с ленточными тормозами, двух одноступенчатых бортовых передач и двух редукторов привода к ведущим колесам колесного хода.

     Ходовая часть по сравнению с БТ-5 не изменилась. Применительно на каждый борт имелось по четыре сдвоенных опорных катка диаметром 830 мм (теперь стали литыми) с индивидуальной свечой Кристи и резиновыми бандажами. Пружины подвески располагались между корпусом и закрывавшим их броневым листом. Вертикальные пружины располагались между бортовыми листами и внутренней стенкой корпуса. Горизонтальные - внутри корпуса в боевом отделении танка. Направляющие колеса диаметром 550 мм находились в передней части корпуса, ведущие колеса диаметром 640 мм устанавливались сзади. Гусеничные цепи изготавливались из штампованных траков шириной 263 мм. При переходе на колёсный ход привод от КПП осуществлялся на заднюю пару опорных катков, управлялся же танк поворотом передней пары катков.

    Электрооборудование включало два параллельно соединенных аккумулятора 6СТ-128 (на танках ранних выпусков 6СТА-У111Б), работавших параллельно с генераторами постоянного тока ДСФ-500, ДСФ-500ХПЗ или ДСФ-500-Т мощностью 336 Вт (на танках 1-й серии генератор ГА-4561 мощностью 270 Вт). Потребителями электроэнергии являлись: электростартеры CMC (3,5 л.с.) или СТ-61 (4 л.с), мотор-вентилятор, умформер радиопередатчика, телефонные аппараты, приборы звуковой и световой сигнализации, прожекторы, аппаратура внутреннего и внешнего освещения танка.
    Связное оборудование на линейных танках включало флажковую сигнализацию и систему световой сигнализации для внутренней связи, указывают также переговорное устройство ТПУ-2. Командирские танки БТ-7РТ оборудовались радиостанцией 71ТК-1 «Шквал» с антенной поручневого типа или 4-метровой штыревой антенной, установленной на башне.

    Скорость на гусеницах 51,6 км/ч, на колесах – 72 км/ч. Запас хода по шоссе на гусеницах 200-250 км, на колесах – 450-500 км. Удельное давление на грунт на гусеницах без погружения 0,73 кг/см2, на гусеницах при погружении на 100 мм 0,62 кг/см2, на колесах 6,38 кг/см2.   Преодолеваемые препятствия: подъем 42°, спуск 37°, высота стенки 0,55 м, глубина брода до 1 м, ширина рва 2,4 м.

     Танк БТ-7 по приведенной выше спецификацией теперь известен, как БТ-7 обр. 1935г. (Рис.4)

 

 

БТ-7 | Воины и военная техника вики | Fandom

Рис.5 – БТ-7 и БТ-7РТ обр. 1935г.

 

     Серийное производство танков БТ-7 обр. 1935г. велось с 1935 до конца 1937 года Харьковским паровозостроительным заводом (который вскоре стал танковым заводом №183) в кооперации с Мариупольским металлургическим заводом имени Ильича, поставлявшим броневые листы и заводом № 26 (г. Рыбинск), производившим двигатели М-17.

    В декабре 1934 года ХПЗ получил заказ на поставку 650 танков по цене 98000 рублей за единицу. Доработка и изготовление рабочих чертежей продолжалась всю первую половину 1935 года, и только осенью они были поданы на производство. Мариупольский завод не смог дать планового количества бронекорпусов, а моторостроительный завод №26 выполнял первоочередную задачу поставки двигателей М-17 для авиации. По изложенным причинам, до конца 1935 года удалось сдать заказчику 240 линейных и 260 радийных танков.

    К июню 1936 года, когда было сдано 687 танков, из армии буквально шквалом пошли рекламации о поломках КПП, что создавало катастрофическое положение с боеготовностью БТ-7. Оказалось, что при проектировании установки двигателя М-17Т, имевшего на 18-27% больший крутящий момент по сравнению с М-5, не провели соответствующие доработки трансмиссии. Усилили только коническую пару шестерен КПП, что конструкторам из Т2К показалось достаточным. Испытания прототипа, который прошел 2300 км не выявили эту проблему по той причине, что прототипом управлял опытный водитель. В войсках же, где танками управляли обычные мехводы этот скрытый недостаток вышел наружу, что привело к массовым поломкам машин.

     Последствия этой вполне конструкторской ошибки оказались глобальными, как для Т2К, так и для з-да №183. Первым делом от управления КБ отстранили Фирсова. 28 декабря (некоторые пишут: 25 декабря) 1936г. нарком тяжелой промышленности Г.К. Орджоникидзе подписал приказ о направлении на з-д №183 на должность руководителя танкового КБ (Т2К в 1936г. переименовывают в КБ-190) М.И. Кошкина (Рис.6).

 

Рис.6 – Михаил Ильич Кошкин, 1898-1940гг.

Почитается в России, как создатель танка Т-34.

Из беднейшего крестьянства. В 1923г. закончил Коммунистический университет в Москве.

Затем на руководящих хозяйственных и партийных должностях.

В 1929г. в числе «парттысячников» зачислен в Ленинградский технологический институт, но вскоре перевелся в Ленинградский политехнический институт.

В 1934 году защитил диплом по специальности «инженер-механик по конструированию автомобилей и тракторов», тема дипломной работы «Коробка передач среднего танка» (речь шла о КП для танка Т-29).

С 1934г. по 1936г. работал в КБ опытного танкового з-да №185.

 

     Нового главного конструктора встречал лично Фирсов, продолжавший работать в КБ и вводивший Кошкина в курс дела. Но в марте 1937г. Фирсова арестовали и спустя шесть месяцев расстреляли, а танк БТ-7 объявили «вредительским», хотя в 1935г. Фирсова наградили орденом Красного Знамени все за тот же БТ-7. Вероятно, можно было не заострять внимание на фигуре Фирсова и его биографии, если бы не одно обстоятельство.  Занимаясь совершенствованием колесно-гусеничных танков семейства БТ, Фирсов пришел к пониманию, что это тупиковое направление, где не может быть прорыва – запас модернизации базы Кристи почти исчерпан. Он начал искать пути создания принципиально нового танка. Под его руководством небольшая группа в составе Александра Морозова, Михаила Таршинова и Василия Васильева в течение 1935 года вела аналитические проработки такого танка. Васильев вспоминал: «Уже в конце 1935г. на столе главного конструктора лежали проработанные эскизы принципиально нового танка: противоснарядное бронирование с большими углами наклона, длинноствольная 76,2-мм пушка, дизельный двигатель В-2, масса до 30 т…». Также перспективный танк должен был иметь полностью сварной корпус (сварной корпус, это вообще конёк Фирсова – БТ-6), а от танков БТ наследовалась ходовая часть, уже в чисто гусеничном варианте, и элементы трансмиссии. Эта деятельность выглядит, как продолжение изыскания по теме «ударного танка дальнего действия». В известном смысле, Фирсов обозначил в общих чертах пути разработки танка типа Т-34. Однако к этой информации нужно относиться несколько осторожно, чтобы не впасть в преувеличение роли Фирсова, хотя, вероятно, Фирсов или кто-то из его окружения могли донести до Кошкина соображения о новом возможном подходе. 

      Коллективу КБ-190 первым делом пришлось исправлять проблему с трансмиссией. Модернизацию КПП провели за счет уменьшения числа передних передач с четырех до трех. Пишут, что модернизацию выполнил А. Морозов под руководством Фирсова еще до прибытия Кошкина. Трехскоростные КПП стали устанавливать, начиная с зимы 1937г.

    На этом улучшение БТ-7 обр. 1935г. не закончилось. В числе других доработок можно отметить установку телескопического прицела ТОП-1 (или ТОС-1) с гироскопической стабилизацией линии прицеливания. (Рис.7)

 

Рис.7 – При гироскопической стабилизации прицеливания выстрел происходил автоматически при совмещении оси ствола с осью прицела.

 

    В период с 6 по 14 января 1937 года на Сенежском полигоне ВАММ РККА прошли испытания три БТ-7, оснащенные этими прицелами. Прицелы были приняты на вооружение. До конца года планировалось сдать 420 БТ-7, оснащенных прицелами ТОП-1, однако с середины 1939 г. прицелы со стабилизацией начали постепенно демонтировать ввиду того, что стрельба велась в основном с места, а освоение нового оборудования в войсках посчитали слишком трудоёмким процессом (- жаль, и прибор, и навыки обращения с ним явились бы крупным бонусом для советских танкистов в 1941-м).

     В конце 1938г. на БТ-7 начали устанавливать модернизированную 45-мм пушку образца 1938г. с электроспуском, причем боекомплект к орудию возрос на 44 снаряда - для линейного танка он теперь составлял 188 снарядов, а радийного 146. Число патронов к пулеметам осталось неизменным. В этот же период часть танков получили две специальные фары-прожекторы «боевого света», которые монтировались на маске пушки для ведения стрельбы из пушки и спаренного пулемета в ночное время. (Рис.8)

 

Рис.8 – Навороченный БТ-7 обр.1935г.

 

    Дефектом всех машин серии БТ, который так и не смогли устранить за все годы их производства, был малый срок службы резиновых бандажей опорных катков. Это был чисто технологический дефект Ярославского завода резинотехнических изделий, который не мог обеспечить необходимого ресурса резины из-за ее «двойного» использования при колесно-гусеничном движителе машины. Для частичной компенсации этого недостатка на танках ликвидировали резиновые бандажи на ведущих колесах гусеничного хода. И в целом, рекомендовалось эксплуатировать машины преимущественного на гусеничном ходу. В 1939 году крупнозвенчатые гусеницы стали заменять на мелкозвенчатые.

    В 1941г. один танк БТ-7 был экранирован дополнительными листами брони. К сожалению, подробностей почти нет, пишут лишь, что танк был показан на параде – непонятно каком, в мае или в ноябре того года.

    Интересно, что во время ВОВ в Питере на 27-м ремонтном заводе (начальник завода — инженер-полковник А. Хопров), восстанавливая танки БТ, ремонтники завода, ввиду отсутствия штатных двигателей М-17 устанавливали на танки дизели В-2. Необходимые детали топливной системы снимались с подбитых и не подлежащих восстановлению танков Т-34. Параллельно, за счет установки экранированной брони, усиливались башня, лобовая часть корпуса, а иногда и борта. Для экранировки машин использовались броневые листы с Ижорского завода.

    Выпуск танков БТ-7 обр. 1935г. завершился в 1937г. В литературе встречается несколько вариантов подсчета произведенных танков БТ-7 обр. 1935г. – по данным Военной приемки и по данным ГАБТУ.

 

Таблица – Производство танков БТ-7 обр. 1935г.

По данным Военной приемки

Заказчик

1934г.

1935г.

1936г.

1937г.

РККА

500

1044

628

НКВД

 

 

10

11

Всего

500

1054

639

По данным ГАБТУ

Линейные танки

 

260

345

406

Радийные танки

240

699

222

Всего

500

1044

628

° Прототип.

 

     Как видим, данные в обоих случаях совпадают – военные получили 2172 танков (без учета прототипа), а НКВД – 21 штуку. Всего было произведено 2194 танка БТ-7 обр. 1935г., включая прототип. Отношение линейных и радийных танков составляет 1:0,82. Получается, что линейных танков БТ-7 обр. 1935г. могло быть примерно 1229 штук, а радийных – 965 единиц.

    Дополнительное навесное оборудование на БТ-7.

     Как и в случае с БТ-5, БТ-7 пытались снабдить разными полезными приспособлениями. На машине испытывались деревянные фашины типа ДФБТ-7 с унифицированным креплением саперно-танковых приспособлений (УКСТП). В совокупности эта система позволяла преодолевать рвы шириной 4,5 метра и глубиной до 2 метров. В целом, испытания прошли успешно – отмечалось лишь уменьшение сектора обстрела в передней полусфере до сброса фашин. (Рис.9)

 

Рис.9 – БТ-7, вероятно с системой ДФБТ-7 + УКСТП.

 

   Другой темой стало применение установки минно-взрывных заграждений (МВЗ), разработанной в 1937 году. Данная установка монтировалась на специальном гусеничном прицепе (МЗП), имевшем бронированный корпус и элементы ходовой части от танка Т-37А. Вместительность прицепа составляла 552 мины ТМ-35, механическая укладка которых производилась на глубину до 250 мм. Испытания системы минного заграждения успешно прошли в ноябре-декабре 1940 года, но от дальнейших экспериментов с танками БТ-7 отказались.

    Также на БТ-7 опробовалась установка бойкового минного трала, ширина траления которого составляла 3,5 метра. Рекомендованная скорость ограничивалась 8 км/ч, однако допускалось её увеличение до 20 км/ч.

     Из других экспериментов можно отметить опыты с системой автосцепки. Для этого использовался тросовый механизм, который мог крепиться как к передней, так и к задней части корпуса. С его помощью можно было отбуксировать подбитый танк с поля боя, причем без выхода экипажа наружу. В 1937 и 1940 году испытания прошли две различные версии автосцепок, но на серийных танках они применения не нашли.

    Служба БТ-7 в РККА.

    Танки БТ-7 поступали как в РККА, так и в народное хозяйство, с которым тесно был завязан НКВД. Поскольку почти все, что связано с НКВД, видимо, до сих пор засекречено, обратимся к теме службы танков данного типа в РККА.

   Основное назначение танков БТ-7 - развитие прорыва в глубину обороны противника. Танки этого типа поступали на вооружение танковых бригад танковых корпусов РККА, а также в отдельные легко-танковые бригады. Но некоторое количество их попало и в тяжелые танковые бригады, где они поддерживали более крупных собратьев.

    Первым новыми танками БТ-7 летом 1935 года укомплектовали механизированный корпус имени К.Б. Калиновского. (Рис.10)

 

Рис.10 – Показательные номера.

 

    Затем машины этого типа формировали костяк формировавшихся мехкорпусов. (Рис.11, Рис.12)

 

 

Рис.12– Фото танков БТ-7 на марше, интересно тем, что танки «дооборудованы» - на надгусеничных полках уложены деревянные шпалы, использовавшиеся для самовытаскивания и укладки на слабый грунт, а на подбашенном листе лежит запасная пружина от свечи Кристи.

 

 

Рис.13 – Мощь мехкорпусов.

 

     Первое боевое крещение танки БТ-7 получили в ходе боевых действий в районе озера Хасан в августе 1938 года, когда они в составе разведывательного батальона 2-й механизированной бригады приняли участие в боях с японцами у сопки Заозерная. Дебют оказался не слишком удачным. Атака, начавшаяся днем 6 августа 1938 г., в которой участвовало 16 танков БТ-7, закончилась неважно. Танки бригады, преодолев на большой скорости без потерь зону артогня японцев, попали в болото и потеряли застрявшими 14 машин. После безуспешной попытки вытащить танки из трясины экипажи были вынуждены перейти к круговой обороне для исключения захвата японцами боевых машин.

     Через год, летом 1939 года, танки БТ-7, в составе 6-й и 11-й отдельных легко-танковых бригад использовались в разгроме японских войск у р. Халхин-Гол. За время боевых действий две танковые бригады совершили довольно длительные марши. 11-я отдельная легко-танковая бригада совершила 500-километровый марш к месту боевых действий на колесах. 6-я лтбр за 55 ходовых часов или за 6 суток прошла около 800 км (среднесуточный переход танковых батальонов бригады составлял до 150 км). В целом, танки БТ-7 в этих боях получили хорошие отзывы, однако отмечались сложность управления, требовавшая высокого уровня подготовки механиков-водителей, недостаточность броневой защиты и неудовлетворительная оснащенность средствами связи. Жуков Г.К., организовавший разгром японцев на Халхин-Голе, в своих воспоминаниях написал, что при встрече со Сталиным он, де, заметил: «Очень хорошо дрались танковые бригады, особенно 11-я, возглавляемая комбригом Героем Советского Союза М. П. Яковлевым. Но танки БТ-5 и БТ-7 слишком огнеопасны». (Рис.14)

 

 

Рис.14 – Монгольские пейзажи.

 

     Танки БТ-7 также участвовали в Польском походе. Для обеспечения высоких темпов продвижения Белорусского и Украинского фронтов (в состав которых вошли два танковых корпуса и три танковые бригады) были созданы подвижные группы, основу которых составляли танковые соединения, укомплектованные 1617 танками БТ-5 и БТ-7.  Считается, что в период с 17 сентября по 2 октября 1939г. советские войска потеряли 17 танков БТ, подавляющее большинство из них – БТ-7.

   С настоящим сопротивлением РККА столкнулась во время Зимней войны с Финляндией.

Участвовавшие в ней танки БТ-7 были сосредоточены в основном в 10-м танковым корпусе (1-я и 13-я легко-танковые бригады), 34-й легко-танковой бригаде и в разведывательном батальоне 20-й танковой бригады.

    В целом, тонкобронные танки БТ в условиях густого таежного зимнего леса и продуманной, часто мощной обороны противника были не слишком уместны, несли большие потери при минимуме тактических достижений. Общие потери в танках БТ-7 автору неизвестны, об их масштабе можно судить по количеству захваченных финнами танков БТ – 53 штуки, из них не менее 4-х машин это БТ-5.

    В феврале — марте 1941 г. началось формирование новых 20-ти мехкорпусов в составе двух танковых и моторизованной дивизий. Согласно новой организации, основная часть танков БТ-7 должна была войти в состав механизированных дивизий. По новому штату в каждой моторизованной дивизии механизированного корпуса должно было состоять 258 танков БТ-7. Так планировалось на бумаге, на деле на 22 июня 1941г. в мехкорпусах находилось от 0 до 500 танков БТ-7 разных модификаций. Следует учитывать, что не все танки типа БТ-7 находились в европейской части СССР, по состоянию на 1 сентября 1940г. в списках 1-й и 2-й Отдельных Краснознаменных армий, а также 15-й армии отмечалось 306 танков типа БТ-7. По данным на 1 апреля 1941г. в составе ДВФ имелось 339 БТ-7 всех модификаций, а в составе Заб. ВО – 956 танков этого типа всех модификаций.

    К лету 1941 г. многие танки БТ находились на консервации в ожидании перевооружения частей на новую технику. При этом с некоторых из них были сняты коробки передач, аккумуляторы и пулеметы. Даже относительно укомплектованные танки при пуске двигателя часто загорались, как правило, из-за неправильной регулировки карбюраторов. Во избежание воспламенения двигателя танковые техники пилотками закрывали всасывающие коллекторы двигателя и таким образом спасли машины.

    В приграничных округах 7% танков БТ нуждались в капитальном, а 10,3% — в среднем ремонте. Заявки промышленным наркоматам от округов на запчасти были приняты всего на 31%. Исправные танки БТ в приграничных округах составляли 82,7% от их общего количества.

   В начале ВОВ танки БТ-7 постигла та же участь, что и остальную советскую бронетехнику. (Рис.15)

 

Рис.15 – БТ-7 на дорогах.

На нижнем снимке машина повреждена пожаром в моторном отсеке, фото сделано недалеко от города Опочка Псковской области.

 

     Практически все исследователи отмечают, что основными причинами неоправданно больших потерь РККА в танках вообще, и в легких танках БТ в частности, в ходе приграничных сражений лета 1941 г. являлась низкая техническая готовность и тактически неграмотное использование танков, а также отсутствие отлаженной системы эвакуации и ремонта поврежденных машин. Другими словами, подавляющее большинство танков было потеряно не на поле боя в столкновении с противником, а на маршах или по другим причинам.

    К осени 1941 г. количество танков БТ-7 в танковых частях сильно сократилось – потери в танках этого типа составили до 85%.

    Танки БТ-7 активно участвовали в боевых действиях на центральном и южном участке советско-германском фронте до лета-осени 1942 г.

     На Ленинградском фронте отдельные машины воевали вплоть до окончательного снятия блокады в январе 1944 г., действуя в составе 98-го отп с Ораниембаумского плацдарма.

    К началу операции по разгрому Квантунской армии в войсках 1-го Дальневосточного фронта имелось 474 танка БТ-7, причем, 377 из них находились в исправном состоянии. В войсках Забайкальского фронта в тот момент имелось 422 танка БТ-7 различных модификаций. Из танков БТ-7 Заб. Фронта было сформировано три батальона (примерно 162 танка БТ-7), вошедшие в состав 6 гв.т.а. Армии довелось совершать многосоткилометровой переход в сложных природных условиях. Во время этого марша 30% танков БТ-7 вышли их строя по техническим причинам.

     За время боевых действий по освобождению Маньчжурии и Кореи безвозвратно потеряно только 10 танков БТ-7. Основная же часть танков (154 — БТ-5 и БТ-7) вышла из строя по техническим причинам. Еще 35 танков БТ-7 были подбиты огнем артиллерии.

    БТ-7 у иностранных операторов.

     Во время Зимней кампании 1939-1940гг. финны захватили 53 танка БТ. По итогам боев лета-осени 1941г. их количество увеличилось до 100-120 штук. По другим сведениям, летом 1941г. финский парк танков БТ увеличился на 20 штук. 4 танка БТ-7 летом 1941г. были включены в состав подразделения «Кристи», действовавшего в конце августа – начале сентября в направлении Свирской ГЭС. 2 танка застряли в грязи и были брошены. 4 сентября был подбит танк БТ-7 №100. 16 сентября подразделение «Кристи» было расформировано.

   19 сентября 1942г. фортификационным отделом Генерального штаба финской армии был поднят вопрос об использовании башен от советских танков БТ. В 1944г. было получено разрешение передать башни от 100 танков БТ на линию “Salpa”. Всего линия “Salpa” получила 38 башенных установок с 45-мм пушками и спаренным с ней 7,62-мм пулеметом ДТ. При этом с танков демонтировались элементы ходовой части, а корпус целиком закапывался в землю и бетонировался. Башни и сейчас можно встретить в секторе оборонительного района Луумяки – Юнтола. Предлагалось также машины без башен переделывать в бронетранспортеры. Согласно планам, на 1942 года предполагалось переделать 18 танков БТ-7 (по другим данным – 13), но фактически удалось построить только один образец тягача ВТ-43 на базе шасси БТ-7.

    Что касается немцев, то, понятно, что среди огромного числа трофейных танков БТ-7 попадались машины в боеготовом состоянии. В кадрах кинохроники, относящихся к лету 1941г. иногда мелькают танки БТ-7 с крестами на башне, облепленные пехотой вермахта. Вероятно, эксплуатация таких машин заканчивалась с выработкой их ресурса или до серьезной поломки. Надо заметить, что немцы не идентифицировали отдельно танки БТ-5 или БТ-7 – все машины шли под индексом Panzerkampfwagen BT 742(r). Кстати говоря, число 742 в немецком шифре может указывать на количество принятых немцами танков БТ.

   Машины на шасси БТ-7.

    В 1935-1936 гг. проводились работы по созданию танков-мостоукладчиков на базе БТ-7, которые часто упоминаются как СБТ. Первым на испытания поступил деревянный мост конструкции Александрова, имевший двояковыпуклую форму, массу 1050 кг и длину 7 метров. Демонтаж башни не проводился, но, чтобы обеспечить укладку моста без выхода экипажа из танка пришлось внести ряд доработок. Помимо креплений на корпусе для сброса моста применялся специальный брус из дерева, который зацеплялся гусеницами при помощи двух тросов. На испытаниях выяснилось, что после пятикратного применения дальнейшее использование моста становится невозможным. Также было отмечено ухудшение обзорности, затруднение маневра и невозможность осуществлять радиосвязь.

    Аналогичная судьба постигла металлический мост длиной 7,5 метра конструкции военинженера 2-го ранга Богалева. Предложенная их схема в целом повторяла мост Александрова и также проходила испытания в 1936-1937гг. (по некоторым сведениям, в январе 1937г.), но была забракована из-за плохой системы сброса.

В 1937г. на базе БТ-7 разработали командирскую машину КБТ (Рис.16).

 

 

Рис.16 – Командирская колесно-гусеничная машина КБТ, 1937г.

 

Считается, что машина сделана с оглядкой на британский опыт. Вместо башни на КБТ-7 устанавливалась неподвижная бронированная рубка с дополнительным радиооборудованием и смотровыми приборами. Пушка на машине отсутствовала, но стрелковое вооружение усилили за счет установки двух пулеметов в корпусе и одного на крыше рубки (зенитного). Серийно этот вариант не выпускался.