БТ-7А

 

 

БТ-7А

СССР

Легкий по массе колесно-гусеничный танк огневой поддержки

масса

13,5 т

вооружение

76-мм орудие

2 пулемета

экипаж

3 чел.

мощность силовой установки

400 л.с.

проект

1934-1935гг., ХПЗ

выпускался

1935-1938гг., ХПЗ

134 шт.

 

 

Основная статья: Советское танкостроение 1929-1937гг.

Семейство танков Christie

 

 

     К 1933/34г. заинтересованность военных в получение типа танка огневой поддержки (артиллерийского танка) на базе БТ была весьма серьезной. Рассчитывали еще в IV квартале 1933г. получить 100 машин БТ с 76-мм пушками. Работы в этом направлении вели сразу несколько КБ. Дело упиралось в вопрос разработки башни под 76-мм орудие, которую можно было установить на базе БТ.

     В апреле I934 г. одна готовая башня под 76-мм орудие - Т-26-4, разработанная на з-де опытного танкостроения №185, прибыла на ХПЗ, который уже в течение полугода изучал ее документацию с целью возможной установки на БТ.

     Башня имела форму цилиндра с овальной нишей сзади. Её корпус состоял из двух полукруглых листов (переднего и заднего), крыши и ниши. Оба полукруглых листа сваривались встык друг с другом. Стыки листов с наружной стороны защищались броневыми накладками. Передний лист имел большое прямоугольное отверстие для установки пушки, две смотровые щели и два круглых отверстия для стрельбы из револьвера. С правой стороны отверстия для пушки был вварен цилиндр, в донышко которого устанавливалось яблоко для пулемёта. В средней части крыши башни находился большой прямоугольный люк, предназначавшийся для посадки экипажа. Узкой планкой он разделялся на две части, закрывавшиеся сверху крышками. В передней части крыши предусмотрели четыре круглых отверстия: для командирской панорамы (справа впереди), флажковой сигнализации (слева сзади), для вентилятора (в центре над казенной частью орудия) и перископического прицела (слева). В задней часть башни имелось отверстие для установки антенны. Не исключалась установка на башне зенитной установки, для чего вместо правой крышки размещалось её основание и поворотный круг.

     После обсуждения в конструкцию башенного погона были внесены небольшие изменения, усилена крыша, доработан башенный погон, предусмотрена установка кормового пулемета. Летом 1935 г. нач. КБ ГХПЗ писал на з-д №185: «Тов Гинзбург! Позвольте доложить о мероприятиях по улучшению конструкции башни 26-4 при ее установке в танк Б-Т… 1. Увеличено пространство внутри башни за счет некоторого увеличения ее внешних габаритов. 2. Усилен башенный погон по типу погона танка БТ- 7. 3. Увеличена толщина листов крыши корпуса, усилены стыки броневых листов наваркой дополнительных угольников… 4. Применен двухскоростной поворотный механизм по типу поворотного механизма танка Т-29. Ожидается готовность опытного образца танка к испытаниям не позднее 7 ноября с.г. Просим вас командировать Вашего представителя для приемки чертежей танка…».

    В середине октября 1935г. новый танк, получивший индекс БТ-7А, поступил на испытания на заводской полигон ХПЗ. По другим сведениям, это случилось в октябре 1934г. (Рис.1)

 

 

 Рис.1 – Проекции БТ-7А и БТ-7А на испытаниях.

 

     Масса БТ-7А 13,5 т (в некоторых источниках указывают 14 т.). Габариты: длина – 5660 мм, ширина – 2230 мм, высота – 2417 мм, клиренс – 400 мм. Бронирование: лоб корпуса 20 мм, борт, корма, крыша корпуса 10 мм, днище 6 мм, маска пушки 30 мм, башня 15 мм. Экипаж 3 чел. В качестве основного вооружения танк получал 76,2-мм пушку КТ обр. 1927/32г., она же КТ-28. Эта был вариант полковой пушки КТ обр.1927г. (КТ-27), подработанный специально для установки на танках: уменьшили откат ствола с 1000 мм (или 900 мм) до 500 мм, увеличили количество жидкости в накатнике с 3,6 до 4,8 л, усилили салазки путем утолщения их стенок с 5 мм до 8 мм, введен новый подъемный механизм, ножной спуск и новые прицельные приспособления. При длине ствола 16,5 калибров начальная скорость 7-кг осколочно-фугасного снаряда составляла 262 м/с, шрапнельный 6,5-кг снаряд вылетал со скоростью 381 м/с. Понятно, что при таких характеристиках пушка не годилась для борьбы с бронетехникой, но годилась для разрушения ДОТов и поражения пехоты. В качестве дополнительного вооружения танк оборудовался двумя пулеметами ДТ. Оба пулемета устанавливались в башне, один – справа от орудия в отдельной установке, второй – в корме башни, в дверке кормовой ниши. Боекомплект составлял 50 снарядов и 3339 патронов. Приборы прицеливания: телескопический прицел ТОП и панорамный ТП-1. Двигатель М-17Т, бензиновый мощностью 400 л.с. Трансмиссия механического типа: четырехступенчатая коробка передач, два бортовых фрикциона и два однорядных бортовых редуктора. Ходовая часть (на один борт) 4 опорных катка на свечах Кристи с приводом на задний и двумя поворотными катками, переднее направляющее и заднее ведущее колесо, крупнозвенчатая гусеница со стальными траками.

    На испытаниях опытный танк БТ-7А продемонстрировал динамические характеристики не хуже, чем у БТ-7, при увеличении огневой мощи (- правда, обычные БТ-7 могли успешно бороться с танками противника, а артиллерийский вариант – нет). За время испытаний было произведено 197 выстрелов. В протоколе по результатам заводских испытаний представителем 5-го отдела АБТУ майором Саксом была отмечена «необходимость удлинения брони маски пушки вниз на 30 мм» для уменьшения зазора между корпусом и башней.

    В некоторых источниках указывают, что в начале 1936г. началось строительство установочной партии БТ-7А из пяти машин, которая в том же году и была построена (по другим сведениям, установочная партия была готова 31 августа 1937г.). Установочную партию отправили в части для проведения войсковых испытаний. Серийное производство началось в 1937г. - некоторые пишут, что производство танков БТ-7А продолжалось с 31 августа 1937г. по 10 января 1938г. Серийно было выпущено 149 танков. Однако пишут, что в 1937г. военные приняли только 117 машин, поясняя это нехваткой пушек КТ-28, которые шли на танки Т-28. В 1938г. 10 танков получили бэушные орудия КТ-28, снятые с танков Т-28, которые начали перевооружать системами Л-10.  На еще одном танке вооружение не устанавливалось — он использовался для испытания новых артсистем. На оставшийся 21 танк вооружения не выделили, в результате чего они получили стандартную башню от БТ-7 с 45-мм пушкой – т.е. были получены обычные БТ-7. В 1940г. на еще 14-ти БТ-7А оригинальную башню с 76-мм орудием поменяли на стандартную с 45-мм пушкой. 

   Как пишут, «в процессе производства и эксплуатации» 11 танков сделали радийными. На них устанавливали радиостанцию 71ТК-1 и поручневую антенну на башню, при этом боекомплект уменьшался до 40 выстрелов и 2016 патронов. (Рис.2)       

 

Рис.2 – БТ-7А радийный.

 

    В ряде случаев на крыше башни монтировалась зенитная установка с 7,62-мм пулеметом ДТ, в справочной литературе зенитный пулемет указывается, как третий, хотя штатно БТ-7А имели два пулемета. (Рис.3)

 

Рис.3 – Идеальный БТ-7А, реконструкция.

 

    В литературе к серийным танкам прибавляют 1 опытный и 5 танков установочной партии, таким образом, общее количество танков БТ-7А определяется 155-ю машинами.

    Вероятно, первым получил штатное количество танков БТ-7А 45-й мехкорпус (Киевский ВО) к 29 января 1938г. Всего мехкорпус получил 24 такие машины, причем пишут, что 13 были радийными (-?), а 11 обычными – возможно, наоборот. Артиллерийские танки распределили между двумя механизированными бригадами (133-й и 134-й) – в каждой по 12 танков, соответственно, каждый из трех танковых батальонов имел по 4 машины в роте сопровождения.

    К июлю 1938 года 27 артиллерийских танков находились в распоряжении Ленинградского военного округа (ЛВО) и ещё 3 отправили в Приволжский округ. Кроме того, к сентябрю 1939 года 17 БТ-7А числилось за Белорусским военным округом и 4 были в составе 2-й армии. Часть танков отправили также на Дальний Восток, где на 1 сентября 1940 года имелось 28 машин, входивших в состав 8-й и 31-й кавалерийских дивизий (по 4 единицы), а также в 48-й легкотанковой бригаде (16 единиц). Ещё четыре БТ-7А было придано другим подразделениям.

   Танки БТ-7А отличились во время Польского похода в сентябре 1939г. Во время уличных боев в г. Вильно для подавления пулеметных гнезд противника на крышах и чердаках домов, как пишут, успешно использовались артиллерийские танки БТ-7А.

   6 танков БТ-7А приняли участие в Зимней кампании в составе 1-го лтбр. Машины активно использовались для огневой поддержки наступающих танков и пехоты, а также для стрельбы по ДОТам финнов и контрбатарейной борьбы. Интересно, что все 6 машин в ходе боёв получили боевые повреждения (4 повреждены артиллерией и 2 подорвалось на фугасах), но все они были отремонтированы и вновь возвращены в действующую армию.

    По состоянию на 15 сентября 1940 года распределение танков БТ-7А по военным округам сложилось следующим образом (дробное число – количество на 1 июня 1941 г.): Приволжский ВО – 2/2, Западный ОВО – 2/2 Киевский, ОВО – 17/31 (к 1 мая 1941 года 2 находилось в составе 8-й тд 4-го мк и 4 в 12-й тд 8-го мк), Прибалтийский ВО – 21/20 (13 линейных и 8 радийных), Ленинградский ВО – 12/12, Московский ВО – 3/3, Забайкальский ВО – 19/19, Орловский ВО – 5 (на 15 августа, из них 2 – в составе Орловского бронетанкового училища), Дальневосточный Фронт – 24/28, Таким образом, общее число БТ-7А после трех лет эксплуатации практически не уменьшилось и составило 117 танков, но не все из них находились в технически исправном состоянии.

     Встречаются и несколько другие данные наличия танков БТ-7А на 1 апреля 1941г.  

 

Таблица – Наличие танков БТ-7А в войсках на 1 апреля 1941г.

Вне округов

-

ДВФ

28

Заб.ВО

19

МВО

3

ЛВО

12

КОВО

33

Зап.ВО

2

Приб.ВО

20

Орл.ВО

-

Од.ВО

-

ХВО

-

СКВО

-

Зак.ВО

-

Прив.ВО

2

УВО

-

САВО

-

Итого 119 шт.

 

    Информации о танках этого типа, принимавших участие в летних боях 1941 года, сохранилось мало. Два танка 22-25 июня были подбиты между Бельском м Белостоком. (Рис.4)

 

Рис.4 – Один из «белорусских».

 

   Два танка БТ-7А потерял 12 мехкорпус в период с 23 июня по 7 июля (сражение при Расейняйе). Еще 8 таких танков потерял 1-й мехкорпус во время контрудара под Псковом (7-8 июля). Танки, находившиеся в Киевском особом военном округе, по всей видимости, были потеряны в боях на левобережной Украине. По крайней мере, к моменту выхода немецких частей к Киеву данных о БТ-7А не имеется. (Рис.5, Рис.6)

 

 

 

 

 

 

 

Рис.5 – Подбитые и брошенные.

 

 

Рис.6 – Танки БТ-7А, уничтоженные внутренним взрывом.

 

   По крайней мере один БТ-7А попал к венграм. (Рис.7)

 

Рис.7 – БТ-7А в руках венгров.

Из некоторых источников следует, что фото сделано в Финляндии.

 

   Встречается фотография одного БТ-7А, сделанная в зимнюю пору, очевидно, в 1941г., но о чем это может свидетельствовать: о том, что танки БТ-7А воевали в войсках (советских или немецких?) до зимы 1941г., либо о том, что это снимок подбитого еще летом танка сделан зимой – неизвестно. (Рис.8)

 

Рис.8 – БТ-7А зимой 1941г.

 

     В более ранних источниках писали, что ни одного танка БТ-7А не сохранилось, но теперь в сети можно найти фото то ли реплики, то ли восстановленного танка этой модели. (Рис.9)

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.9 – БТ-7А современный вид.