
БТ-7А
СССР
Легкий
по массе колесно-гусеничный танк огневой поддержки
|
13,5 т |
|
|
вооружение |
76-мм орудие 2 пулемета |
|
экипаж |
3 чел. |
|
мощность силовой установки |
400 л.с. |
|
проект |
1934-1935гг., ХПЗ |
|
выпускался |
1935-1938гг., ХПЗ |
Основная статья: Советское танкостроение 1929-1937гг.
Семейство танков Christie
К 1933/34г. заинтересованность военных в получение типа танка огневой поддержки (артиллерийского танка) на базе БТ была весьма серьезной. Рассчитывали еще в IV квартале 1933г. получить 100 машин БТ с 76-мм пушками. Работы в этом направлении вели сразу несколько КБ. Дело упиралось в вопрос разработки башни под 76-мм орудие, которую можно было установить на базе БТ.
В апреле I934 г. одна готовая башня под 76-мм орудие - Т-26-4, разработанная на з-де опытного танкостроения №185, прибыла на ХПЗ, который уже в течение полугода изучал ее документацию с целью возможной установки на БТ.
Башня имела форму цилиндра с овальной нишей сзади. Её корпус состоял из двух полукруглых листов (переднего и заднего), крыши и ниши. Оба полукруглых листа сваривались встык друг с другом. Стыки листов с наружной стороны защищались броневыми накладками. Передний лист имел большое прямоугольное отверстие для установки пушки, две смотровые щели и два круглых отверстия для стрельбы из револьвера. С правой стороны отверстия для пушки был вварен цилиндр, в донышко которого устанавливалось яблоко для пулемёта. В средней части крыши башни находился большой прямоугольный люк, предназначавшийся для посадки экипажа. Узкой планкой он разделялся на две части, закрывавшиеся сверху крышками. В передней части крыши предусмотрели четыре круглых отверстия: для командирской панорамы (справа впереди), флажковой сигнализации (слева сзади), для вентилятора (в центре над казенной частью орудия) и перископического прицела (слева). В задней часть башни имелось отверстие для установки антенны. Не исключалась установка на башне зенитной установки, для чего вместо правой крышки размещалось её основание и поворотный круг.
После обсуждения в конструкцию башенного погона были внесены небольшие изменения, усилена крыша, доработан башенный погон, предусмотрена установка кормового пулемета. Летом 1935 г. нач. КБ ГХПЗ писал на з-д №185: «Тов Гинзбург! Позвольте доложить о мероприятиях по улучшению конструкции башни 26-4 при ее установке в танк Б-Т… 1. Увеличено пространство внутри башни за счет некоторого увеличения ее внешних габаритов. 2. Усилен башенный погон по типу погона танка БТ- 7. 3. Увеличена толщина листов крыши корпуса, усилены стыки броневых листов наваркой дополнительных угольников… 4. Применен двухскоростной поворотный механизм по типу поворотного механизма танка Т-29. Ожидается готовность опытного образца танка к испытаниям не позднее 7 ноября с.г. Просим вас командировать Вашего представителя для приемки чертежей танка…».
В середине октября 1935г. новый танк, получивший индекс БТ-7А, поступил на испытания на заводской полигон ХПЗ. По другим сведениям, это случилось в октябре 1934г. (Рис.1)


Рис.1 – Проекции БТ-7А и БТ-7А на испытаниях.
На испытаниях опытный танк БТ-7А продемонстрировал динамические характеристики не хуже, чем у
БТ-7, при увеличении огневой мощи (- правда, обычные БТ-7 могли успешно
бороться с танками противника, а артиллерийский вариант – нет). За время
испытаний было произведено 197 выстрелов. В протоколе по результатам заводских
испытаний представителем 5-го отдела АБТУ майором Саксом была отмечена
«необходимость удлинения брони маски пушки вниз на 30 мм» для уменьшения зазора
между корпусом и башней.
В некоторых источниках указывают, что в начале 1936г. началось строительство установочной партии БТ-7А из пяти машин, которая в том же году и была построена (по другим сведениям, установочная партия была готова 31 августа 1937г.). Установочную партию отправили в части для проведения войсковых испытаний. Серийное производство началось в 1937г. - некоторые пишут, что производство танков БТ-7А продолжалось с 31 августа 1937г. по 10 января 1938г. Серийно было выпущено 149 танков. Однако пишут, что в 1937г. военные приняли только 117 машин, поясняя это нехваткой пушек КТ-28, которые шли на танки Т-28. В 1938г. 10 танков получили бэушные орудия КТ-28, снятые с танков Т-28, которые начали перевооружать системами Л-10. На еще одном танке вооружение не устанавливалось — он использовался для испытания новых артсистем. На оставшийся 21 танк вооружения не выделили, в результате чего они получили стандартную башню от БТ-7 с 45-мм пушкой – т.е. были получены обычные БТ-7. В 1940г. на еще 14-ти БТ-7А оригинальную башню с 76-мм орудием поменяли на стандартную с 45-мм пушкой.
Как пишут, «в процессе производства и эксплуатации» 11 танков сделали радийными. На них устанавливали радиостанцию 71ТК-1 и поручневую антенну на башню, при этом боекомплект уменьшался до 40 выстрелов и 2016 патронов. (Рис.2)




Рис.3 – Идеальный БТ-7А, реконструкция.
В литературе к серийным танкам прибавляют 1 опытный и 5
танков установочной партии, таким образом, общее количество танков БТ-7А определяется 155-ю машинами.
Вероятно, первым получил штатное количество
танков БТ-7А 45-й мехкорпус (Киевский ВО) к 29
января 1938г. Всего мехкорпус получил 24 такие машины, причем пишут, что 13
были радийными (-?), а 11 обычными – возможно, наоборот. Артиллерийские танки
распределили между двумя механизированными бригадами (133-й и 134-й) – в каждой
по 12 танков, соответственно, каждый из трех танковых батальонов имел по 4
машины в роте сопровождения.
К июлю 1938 года 27 артиллерийских танков
находились в распоряжении Ленинградского военного округа (ЛВО) и ещё 3
отправили в Приволжский округ. Кроме того, к сентябрю 1939 года 17 БТ-7А числилось
за Белорусским военным округом и 4 были в составе 2-й армии. Часть танков
отправили также на Дальний Восток, где на 1 сентября 1940 года имелось 28
машин, входивших в состав 8-й и 31-й кавалерийских дивизий (по 4 единицы), а
также в 48-й легкотанковой бригаде (16 единиц). Ещё четыре БТ-7А было придано другим подразделениям.
Танки БТ-7А отличились во
время Польского похода в сентябре 1939г. Во время уличных боев в г.
Вильно для подавления пулеметных гнезд противника на крышах и чердаках домов,
как пишут, успешно использовались артиллерийские танки БТ-7А.
6 танков БТ-7А приняли участие в Зимней кампании в составе 1-го лтбр. Машины активно использовались для огневой поддержки наступающих танков и пехоты, а также для стрельбы по ДОТам финнов и контрбатарейной борьбы. Интересно, что все 6 машин в ходе боёв получили боевые повреждения (4 повреждены артиллерией и 2 подорвалось на фугасах), но все они были отремонтированы и вновь возвращены в действующую армию.
По состоянию на 15
сентября 1940 года распределение танков БТ-7А по военным округам сложилось
следующим образом (дробное число – количество на 1 июня 1941 г.): Приволжский
ВО – 2/2, Западный ОВО – 2/2 Киевский, ОВО – 17/31 (к 1 мая 1941 года 2
находилось в составе 8-й тд 4-го мк и 4 в 12-й тд 8-го мк), Прибалтийский ВО –
21/20 (13 линейных и 8 радийных), Ленинградский ВО – 12/12, Московский ВО –
3/3, Забайкальский ВО – 19/19, Орловский ВО – 5 (на 15 августа, из них 2 – в
составе Орловского бронетанкового училища), Дальневосточный Фронт – 24/28,
Таким образом, общее число БТ-7А после трех лет эксплуатации
практически не уменьшилось и составило 117 танков, но не все из них находились
в технически исправном состоянии.
Встречаются и
несколько другие данные наличия танков БТ-7А на 1 апреля
1941г.
Таблица – Наличие танков БТ-7А в войсках на 1
апреля 1941г.
|
Вне округов |
- |
|
ДВФ |
28 |
|
Заб.ВО |
19 |
|
МВО |
3 |
|
ЛВО |
12 |
|
КОВО |
33 |
|
Зап.ВО |
2 |
|
Приб.ВО |
20 |
|
Орл.ВО |
- |
|
Од.ВО |
- |
|
ХВО |
- |
|
СКВО |
- |
|
Зак.ВО |
- |
|
Прив.ВО |
2 |
|
УВО |
- |
|
САВО |
- |
Итого 119 шт.

Рис.4 – Один из «белорусских».









Рис.6 – Танки БТ-7А, уничтоженные внутренним взрывом.
По крайней мере один БТ-7А попал к венграм. (Рис.7)

Рис.7 – БТ-7А в руках венгров.
Из некоторых
источников следует, что фото сделано в Финляндии.
Встречается фотография одного БТ-7А, сделанная в
зимнюю пору, очевидно, в 1941г., но о чем это может свидетельствовать: о том,
что танки БТ-7А воевали в войсках (советских или
немецких?) до зимы 1941г., либо о том, что это снимок подбитого еще летом танка
сделан зимой – неизвестно. (Рис.8)







Рис.9 – БТ-7А современный вид.