
БТ-7
обр. 1933г.
СССР
Легкий по массе колесно-гусеничный танк
|
13,5 т |
|
|
вооружение |
76-мм орудие 2 пулемета |
|
экипаж |
4/3 чел. |
|
мощность силовой установки |
400 л.с. |
|
проект |
1933г., ХПЗ |
|
выпускался |
1934г., ХПЗ 1 шт. опытный |
Основная статья: Советское танкостроение 1929-1937гг.
Семейство танков Christie
Пишут, что в начале января 1933г. УММ направило в адрес КБ ХПЗ под руководством А.О. Фирсова техническое задание на разработку новой базы БТ, которая могла бы нести, как башню с 45-мм орудием, так и башню с 76,2-мм орудием. Следует отметить, что работы по этой теме не предусматривались программой работ харьковского танкового проектного бюро Т-2К на 1933г. И тем не менее, источники сообщают, что КБ Фирсова, в составе которого применительно к теме упоминают А.А. Морозова, Бондаренко, Дорошенко, Курасова, Таршинова, Веселовского и Райхлера, одновременно с разработкой документации по БТ-5, занялись проектированием нового варианта БТ.
Далее излагают так: «после внутреннего
обсуждения, задание подвергли коррекции – решено было оставить только вариант с
76,2-мм орудием». С этого момента события начинают развиваться, как бы, два в
одном. УММ, вероятно, оценило такой поворот, как курс на разработку
артиллерийского типа танка на быстроходном шасси, а в Харькове, скорее всего,
считали, что разрабатывают новый тип «ударного колесно-гусеничного танка
дальнего действия», который совмещал возможности линейного и артиллерийского
типа (танка огневой поддержки). Следует вспомнить, что пункт 6 программы работ харьковского
танкового проектного бюро Т-2К на 1933г. уже предусматривал разработку
артиллерийского типа: «БТ-76-М5 — предварительные эскизные чертежи, а вслед
разработка проекта и рабочих чертежей для выпуска в серийное производство машины
на основе БТ-3 с установкой 76 мм и М5».
Договор с ХПЗ на проектирование и постройку
танка с 76-мм орудием на новой базе БТ был подписан 28 января 1933 года.
Имея довольно ограниченный ресурс по
модернизации текущей базы танка БТ, конструкторы внесли максимально возможные
изменения в носовой части танка. Носовая часть корпуса была расширена с 210 мм, как на БТ-5, до
440 мм, что позволило сдвинуть вперед место механика-водителя. Ударный БТ
получал эллиптическую башню со скошенной крышей, в которой должно было
размещаться 76,2-мм орудие ПС-3 и пулемет.
Установка башни
эллипсоидной формы обеспечивало наведение орудия в вертикальной плоскости в
пределах от -9° до +25°. Пулемет ДТ, смонтированный в шаровой установке справа
от орудия, мог наводится по горизонту в пределах 20°. Второй пулемет – курсовой
– намеревались установить в лобовом элементе корпуса, а рядом с водителем
усадить четвертого члена экипажа стрелка-радиста. Боекомплект состоял из 55
выстрелов и 2898 патронов, причем 22 снаряда размещались в «карусельной»
укладке, подобно тяжелому танку Т-35. Массу машины, вероятно, следует оценивать
в 13,5 т, по аналогии с артиллерийским вариантом танка на такой же платформе.
В июне 1933г. УММ получило фотоснимки
модели нового танка. (Рис.1)


Рис.1 – Концепт «ударного колесно-гусеничного танка дальнего действия».
Начальник 3-го управления УММ Г. Бокис
запросил на рассмотрение весь проект, но КБ ХПЗ смогло предоставить только
эскизы. Лишь в декабре 1933 года проект улучшенного танка БТ с 76-мм пушкой был
рассмотрен руководством УММ. (Рис.2)

Рис.2 – Проекции
ударного танка БТ.
Проект получил
одобрение, однако было решено упразднить курсовой пулемет из-за большой тесноты
в отделении управления и невозможности обслуживать пулемет водителем. Новый танк
получил обозначение БТ-7. Прототип танка появился на свет не позже 30 апреля
1934г. (Рис.3)

В башне была установлена 76,2-мм пушка КТ
обр.1927/32гг., поскольку ПС-3 не была подана. Несмотря на требования военных,
курсовой ДТ был оставлен, но экипаж состоял из трех человек. Судя по
расположению выхлопных труб, на танке стоял двигатель М-17.
В апреле 1934г. появилось официальное
предписание управляющего Спецмаштреста К. Неймана устанавливать на шасси БТ
модернизированный вариант авиационного двигателя М-17Б (прототипом для которого
был немецкий мотор BMW-VI). Для установки этого мотора на шасси БТ
моторостроители завода №26 в Рыбинске внесли некоторые изменения, чтобы мотор
М-17 не превышал габариты М-5. В результате был доработан шестеренчатый
бензонасос, длина коленвала уменьшилась на 160 мм, были уплотнены воздушные
трубопроводы и т.д. Избыточная для танка мощность ограничивалась и была
доведена до 400 л.с. В таком виде мотор получил обозначение М-17Т.
В ходе первых пробегов выявился сильный
нагрев охлаждающей жидкости, температура которой поднималась до 105°. После
установки водяного насоса конструкции ЦИАМ и вентилятора конструкции ЦАГИ этот
недостаток был устранен, и в дальнейшем испытания проходили без особых нареканий.
К моменту появления прототипа нового БТ СТО
СССР из-за проблем с освоением серийного производства пушки ПС-3 (которую
предполагалось ставить на новый танк) рекомендовал «вплоть до освоения
серийного выпуска ПС-3… вооружать новый танк ХПЗ 45-мм полуавтоматической
пушкой». Удобство пушки ПС-3 заключалось в том, что она должна была обладать
универсальными способностями, как средство борьбы с бронетехникой, так и как
средство огневой поддержки (против пехоты и легких полевых укрытий). Заменой
ПС-3 могла выступить усовершенствованная пушка КТ-28 (с укороченным откатом),
но ее баллистические характеристики позволяли использовать это орудие
преимущественно в качестве орудия огневой поддержки, против бронетехники КТ-28
не являлась оружием выбора. Следовательно, установка пушки КТ-28 на шасси БТ-7
вела к созданию совершенно иного тактического типа танка – артиллерийского
танка (танка огневой поддержки).
УММ пришлось согласиться с рекомендацией
СТО, и было принято решение, что танк типа БТ-7 следует оснащать 45-мм пушкой
20К в маске специальной конструкции, а также двумя резервуарами и оборудованием
для распыления серной кислоты.
На этом моменте обрубается история БТ-7 обр. 1933г. с 76-мм
пушкой.