БТ-4

&

БТ-6

 

 

 

 

 

 

ИЗОБРАЖЕНИЯ НЕТ

БТ-4

БТ-6

СССР

Легкий по массе колесно-гусеничный танк

масса

БТ-4

БТ-6

 

11,3 т

11,5 т

вооружение

БТ-4

 

БТ-6

 

37-мм орудие

1 пулемет

45-мм орудие

1 пулемет

экипаж

БТ-4

БТ-6

 

2 чел.

3 чел.

мощность силовой установки

400 л.с.

проект

1932г., ХПЗ

выпускался

БТ-4

БТ-6

1932г., ХПЗ

 1/3 шт. опытные

1 шт. опытный

 

 

Основная статья: Советское танкостроение 1929-1937гг.

Семейство танков Christie

 

 

     Пишут, что еще в июле 1932г. конструкторским бюро Т-2К (ХПЗ) под руководством А.О. Фирсова был разработан несколько иной вариант БТ-2, вошедший в историю, как БТ-4БТ-4 отличался от серийных БТ-2 (БТ-3) сварной конструкцией корпуса, боковыми буксирными крюками вместо передних буксирных крюков (они были заменены на кольцевую конструкцию в носовой части корпуса). Кроме того, жалюзи для выхода горячего воздуха были выполнены управляемыми с места механика-водителя. Была изменена конструкция подкосов корпуса, обеспечивающая снятие пружин подвески без демонтажа бокового листа и сравнительно быструю и легкую навеску брони, появились упрощенные надгусеничные крылья. Сообщают, что был произведен образец БТ-4 (причем, вроде бы без башни и вооружения), однако в отличие от проекта корпус опытного образца был выполнен клепано-сварным по причине трудностей в освоении сварки корпуса. Летом 1932г. БТ-4 испытывался. По другим сведениям, произвели три корпуса или танка БТ-4, которые могли иметь незначительные отличия. Попадается даже такая история – источник портал AVIARMOR: «Можно предположить, что БТ-4 использовались как опытные машины или в качестве учебных танков и смогли дожить до начала войны. Вот что было записано в журнале боевых действий 14-й тд. «9.7.41г.при прорыве противника на Витебск танки, находящиеся в ремонте в РВБ и ремонтных ротах, распоряжением командира 69 СК генерал-майора Могилевец и коменданта г. Витебска подполковника Ушакова, были взяты для обороны города в количестве: 2 танка КВ, 2 танка Т-34, БТ-4, 2 машины БА-10. Из них, по имеющимся в частях данных, погибло 12, а о 6-ти танках сведений нет. Машины находились в распоряжении подполковника Ушакова, о чём командование дивизии узнало позднее». Далее источник замечает: «Сейчас трудно сказать, действительно ли это был БТ-4 или имелось в виду 4 танка типа БТ (возможна опечатка) ...». Увы, опечатка возможна и даже очень.

     Из варианта БТ-4 пророс вариант БТ-6. Идея сварного корпуса сохранилась, но на танке появилась башня нового типа под 45-мм орудие. Довольно похожую башню еще с узкой кормовой нишей получил осенью 1932г. танк ПТ-1. Вероятно, справедливо предположить, что БТ-6 был собран примерно в то же время. Некоторые источники так и указывают: «Сборку опытного образца БТ-6 начали осенью 1932 г.». (Рис.1)

 

  

Рис.1 – БТ-6.

 

   Масса танка 11,5 т. Габариты: длина – 5580 мм, ширина – 2230 мм, высота – 2250 мм, клиренс 325 мм. Экипаж 3 чел. Планировалось вооружить одной пушкой 45 мм и пулеметом ДТ. 400-сильный карбюраторный 12-цилиндровый двигатель М-5-400. Трансмиссия: 4-ступеньчатая КП, два бортовых фрикциона, два однорядных редуктора. Ходовая часть на борт: 4 опорных катка с приводом на задний и двумя поворотными катками, переднее направляющее и заднее ведущее колесо, крупнозвенчатая гусеница со стальными траками.

    Итак, на БТ-6 максимально применили электросварку, хотя петли ручек и прочих деталей были вновь переведены на клепку. Говорят, использовалась более дешевая углеродистая броня вместо молибденовой. Толщина листов лоб, борт корпуса, башня – 13 мм, крыша корпуса, корма башни – 10 мм, днище – 6 мм. На танк вернули буксирные крюки, приварив их к консолям крыльев жесткости. Для лучшей защиты механика-водителя от поражения пулями, мелкими осколками и брызгами свинца спроектировали новый щиток с запорным замком. Вместо сварки при креплении мелких деталей вновь использовали клёпку, как более дешевую в производстве. Изменениям также подвергся кормовой бронелист и бронировка гитары. Танк не был полностью закончен (вооружен) – работы по нему были прекращены в пользу варианта БТ-5.