&
БТ-6
|
ИЗОБРАЖЕНИЯ
НЕТ |
БТ-4

СССР
Легкий по массе колесно-гусеничный танк
|
БТ-4 БТ-6 |
11,3 т 11,5 т |
|
вооружение БТ-4 БТ-6 |
37-мм орудие 1 пулемет 45-мм орудие 1 пулемет |
|
экипаж БТ-4 БТ-6 |
2 чел. 3 чел. |
|
мощность силовой установки |
400 л.с. |
|
проект |
1932г., ХПЗ |
|
выпускался БТ-4 БТ-6 |
1932г., ХПЗ 1/3 шт. опытные 1 шт. опытный |
Основная статья: Советское танкостроение 1929-1937гг.
Семейство танков Christie
Пишут, что еще в июле 1932г.
конструкторским бюро Т-2К (ХПЗ) под руководством А.О. Фирсова был разработан
несколько иной вариант БТ-2, вошедший
в историю, как БТ-4. БТ-4 отличался от серийных БТ-2 (БТ-3)
сварной конструкцией корпуса, боковыми буксирными крюками вместо передних
буксирных крюков (они были заменены на кольцевую конструкцию в носовой части
корпуса). Кроме того, жалюзи для выхода горячего воздуха были выполнены
управляемыми с места механика-водителя. Была изменена конструкция подкосов
корпуса, обеспечивающая снятие пружин подвески без демонтажа бокового листа и
сравнительно быструю и легкую навеску брони, появились упрощенные надгусеничные крылья. Сообщают, что был произведен образец БТ-4 (причем, вроде бы без башни и вооружения), однако
в отличие от проекта корпус опытного образца был выполнен клепано-сварным по
причине трудностей в освоении сварки корпуса. Летом 1932г. БТ-4 испытывался. По другим сведениям, произвели
три корпуса или танка БТ-4, которые могли
иметь незначительные отличия. Попадается даже такая история – источник портал AVIARMOR: «Можно предположить, что БТ-4 использовались как опытные машины или в качестве учебных
танков и смогли дожить до начала войны. Вот что было записано в журнале боевых
действий 14-й тд. «9.7.41г.при прорыве противника на
Витебск танки, находящиеся в ремонте в РВБ и ремонтных ротах, распоряжением
командира 69 СК генерал-майора Могилевец и коменданта
г. Витебска подполковника Ушакова, были взяты для обороны города в количестве:
2 танка КВ, 2 танка Т-34, БТ-4, 2 машины БА-10. Из них, по имеющимся в частях
данных, погибло 12, а о 6-ти танках сведений нет. Машины находились в
распоряжении подполковника Ушакова, о чём командование дивизии узнало позднее».
Далее источник замечает: «Сейчас трудно сказать, действительно ли это был БТ-4 или имелось в виду 4 танка типа БТ
(возможна опечатка) ...». Увы, опечатка возможна и даже очень.
Из варианта БТ-4 пророс вариант БТ-6.
Идея сварного корпуса сохранилась, но на танке появилась башня нового типа под
45-мм орудие. Довольно похожую башню еще с узкой кормовой нишей получил осенью
1932г. танк ПТ-1. Вероятно, справедливо
предположить, что БТ-6 был собран примерно в
то же время. Некоторые источники так и указывают: «Сборку
опытного образца БТ-6 начали осенью 1932 г.».
(Рис.1)

Рис.1 – БТ-6.
Масса танка 11,5 т. Габариты: длина – 5580 мм, ширина – 2230 мм, высота – 2250 мм, клиренс 325 мм. Экипаж 3 чел. Планировалось вооружить одной пушкой 45 мм и пулеметом ДТ. 400-сильный карбюраторный 12-цилиндровый двигатель М-5-400. Трансмиссия: 4-ступеньчатая КП, два бортовых фрикциона, два однорядных редуктора. Ходовая часть на борт: 4 опорных катка с приводом на задний и двумя поворотными катками, переднее направляющее и заднее ведущее колесо, крупнозвенчатая гусеница со стальными траками.
Итак, на БТ-6 максимально применили электросварку, хотя петли ручек и прочих деталей были вновь переведены на клепку. Говорят, использовалась более дешевая углеродистая броня вместо молибденовой. Толщина листов лоб, борт корпуса, башня – 13 мм, крыша корпуса, корма башни – 10 мм, днище – 6 мм. На танк вернули буксирные крюки, приварив их к консолям крыльев жесткости. Для лучшей защиты механика-водителя от поражения пулями, мелкими осколками и брызгами свинца спроектировали новый щиток с запорным замком. Вместо сварки при креплении мелких деталей вновь использовали клёпку, как более дешевую в производстве. Изменениям также подвергся кормовой бронелист и бронировка гитары. Танк не был полностью закончен (вооружен) – работы по нему были прекращены в пользу варианта БТ-5.