Б-Т

 

 

Б-Т

СССР

Легкий по массе колесно-гусеничный танк

масса

12-12,5 т

вооружение

37/45-мм орудие

2 пулемета

экипаж

4 чел.

мощность силовой установки

500 (680) л.с.

проект

1931г., СКБ, КБ ХПЗ

 

 

Основная статья: Советское танкостроение 1929-1937гг.

Семейство танков Christie

 

 

     21 ноября 1930 года принимается решение о развертывании производства танка Кристи (пишут также, что было принято решение о принятии танка Кристи на вооружение РККА) в Советском Союзе в качестве временной меры, пока не будут разработаны отечественные танки аналогичного назначения. В целом, следовало скопировать конструкцию американского танка (Рис.1), но советские специалисты предлагали и свои варианты развития конструкции.

 

Рис.1 – Одно из шасси Christie M1931, прибывшее в СССР.

 

     Встречается, что 1 декабря 1931г. (некоторые пишут: 1930г., что маловероятно) КБ Тоскина предложило НТК УММ два своих варианта на базе М.1931.

   Один вариант предполагал возможность создания танка массой 12-12,2 (до 12,5) тонн. Броневую защиту планировалось выполнить из 13-, 10- и 6-мм броневых листов. Танк вооружался одной 37-мм или 45-мм пушкой и двумя пулеметами (один спарен с орудием, другой устанавливался в лобовом листе рядом с водителем), боекомплект 100 выстрелов и 60 пулеметных дисков (2780 патронов). Экипаж танка должен был состоять из 3-х или 4-х человек. Трудно представить, что машину с подобной компоновкой экипажа можно было построить на родной базе танка Кристи М.1931 – требовалась коренная переделка конструкции. Встречается, что предлагали ставить на шасси М.1931 широкую двухместную башню и каким-то образом устроить в лобовой части машины место для курсового пулеметчика. (Рис.2)

 

Рис.2 – Лобовая проекция «большого» варианта танка на базе М.1931.

 

     В качестве силовой установки предполагалось использовать двенадцатицилиндровый карбюраторный двигатель М-17 мощностью 500 (680) л.с. В ходовой части предполагалась пятикатковая схема (на борт) – вместо четырехкатковой - с двумя ведущими и двумя управляемыми (передними) колесами колесного хода. Максимальная скорость танка на колесном ходу, согласно расчетам, составляла 74 км/ч, на гусеничном — 53 км/ч. Этот проект вызвал интерес и даже в общем был поддержан НТК УММ, так сказать, на перспективу. Руководители не рискнули немедленно пойти по скользкому пути проектирования новых вариантов, почтя за благо начать массовое строительство танков, путем копирования уже готовых изделий.