FIAT 3000В (L5/30)

 

 

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/italy/fiat3000/fiat3000mod30_37mm_1.jpg

FIAT 3000В (L5/30)

Италия

Легкий по массе пехотный танк

масса

5,9 т

вооружение

37-мм орудие

или

2 пулемета

экипаж

2 чел.

мощность силовой установки

63 л.с.

проект

1929г.

выпускался

1929-1931гг., FIAT

52 шт.

 

 

Основная статья: Итальянское танкостроение 1929-1937гг.

Легкая классика и её обновления

 

 

     К 1929г. самым массовым танком итальянской армии (около 100 штук) являлся легкий танк FIAT 3000A – потомок французского Renault FT-17/18. FIAT 3000A имел пулеметное вооружение. (Рис.1)

 

Рис.1 - FIAT 3000A (L5/21) в модификации первой серии.

 

     Еще в 1920-1921гг. – на испытаниях прототипа – военные высказались за создание двух вариантов танка FIAT 3000 – с пушечным и с пулеметным вооружением, но в серию пошел только пулеметный танк. К вопросу размещения пушек на танках FIAT 3000 вернулись после проведения больших маневров 1927-1928гг. От французской 37-мм пушки SA 18 или её аналогов было решено отказаться, в виду ее низких баллистических качеств. Арсенал в Турине изучал возможность установки Canonne da 37/40 того же калибра. По одним сведениям, для FIAT 3000 была разработана 37-мм пушка - Cannone Vickers-Terni da 37/40 с полуавтоматическим затвором, длина ствола 40 калибров; по другим, это орудие было разработано в 1918 году на основе модели Hotchkiss, использовавшейся в качестве зенитной на кораблях и аэродромах. Орудие обладало достаточно высокими характеристиками пробиваемости. Оно значительно превосходило SA18 по начальной скорости снаряда. Бронебойные боеприпасы этой пушки могли пробить 20 мм броневой стали на расстоянии 1500 м. В опытном порядке орудие было установлено на танке, который испытали на манёврах 1929 года в Валь Вараита (Пьемонт). (Рис.2)

 

    

Рис.2 – Пушечный FIAT 3000.

 

Спаренные пулеметы демонтировались, а на их месте, со смещением вправо, устанавливалась 37-мм пушка с углами вертикального наведения от +20° до 10° (- на мой взгляд, башня подверглась серьезной переделке под установку орудия, но по-прежнему имела ручной привод).  (Рис.3)

 

Рис.3 - Установка 37-мм орудия в башне FIAT 3000.

 

Боекомплект (68 снарядов бронебойного и полубронебойного типов) размещался по бортам боевого отделения. Установку вооружения признали успешной. Боевая масса танка выросла до 5900 кг, а это означало некоторое ухудшение динамических характеристик. Проблему решили путём форсирования двигателя FIAT Tipo 304 for Carro Armato 3000 объемом 6,236 л. (по другим сведениям, устанавливался новый двигатель). Теперь мотор развивал мощность 63 л.с. при 1700 об./мин, удельная мощность выросла до 10,7 л.с. на тонну. Ходовая часть получила новые гусеничные траки, усиленную подвеску и дополнительный фальшборт, который защищал её открытые элементы.

     В таком виде обновленный танк в 1930г. был принят на вооружение под обозначением Carro d'assalto FIAT 3000 mod.30 (FIAT 3000 Modello 1930) или FIAT 3000B, с 24 января 1938г. - Carro Armato Modello 1930, а после вступления Италии во Вторую мировую войну - Carro Armato L.5/30. (Рис.4)

 

Рис.4 – Серийные FIAT 3000B.

 

Масса FIAT 3000B 5900 кг при габаритах: длина без хвоста – по одним данным, 3750 мм, по другим – 4170 мм, длина машины с хвостом 4290 мм, ширина – 1670/1640 мм, высота – 2200 мм, клиренс – 280 мм. Следует заметить, что не все серийные машины оснащались хвостами и домкратами. Бронирование: вертикальные элементы корпуса – 16 мм, горизонтальные элементы корпуса – 6 мм, вертикальные элементы башни – 16 мм, крыша башни – 8 мм. Вооружение – одна 37-мм пушка Мodel 30 37/40. Боекомплект 68 выстрелов. Экипаж 2 чел. Двигатель FIAT, 4-х цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения; мощность 63 л.с. при 1700 об/мин. трансмиссия механического типа: карданный вал, главный фрикцион, 5-скоростная КПП, дифференциал. Топливный бак емкостью 85 л, плюс 4,5 л «в резерве» (- очевидно, в канистре). Ходовая часть (на один борт) 8 опорных катков малого диаметра на борт, сблокированных попарно в четыре тележки, подвешенные к продольной балке на листовых пружинных рессорах, 5 поддерживающих роликов, ведущее колесо заднего расположения. Максимальная скорость составляла 22 км/ч или даже 24 км/ч. Среднетехническая скорость по бездорожью 8-12 км/ч.  Запас хода 88 км. Преодолеваемые препятствия: угол наклона - 20°, глубина брода – 0,6 м, ширина рва – 1,32 м.

     Пишут, что серийное производство FIAT 3000B началось в 1930г. Встречается, мол, в виду отсутствия необходимого количества орудий часть танков образца 1930 года оснащалась пулеметами (- скорее всего, экспортные танки). Получается, что все машины FIAT 3000 (и пулеметные, и пушечные) выпуска 1930-1931гг. относили к варианту FIAT 3000В (FIAT 3000 Modello 1930), т.е. индексация FIAT 3000А, FIAT 3000В (FIAT 3000 Modello 1921, FIAT 3000 Modello 1930)  скорее, свидетельствует о принадлежности машины к годам выпуска первой производственной партии (до 1928г.) или ко второй производственной партии – 1930-1931гг.  Впрочем, до конца не ясно, строились ли танки FIAT 3000B с нуля, либо это были конверсии пулеметных машин FIAT 3000А. Точное количество построенных пушечных танков остаётся неизвестным, хотя часто указывают, что до 1931 года было построено 52 танка FIAT 3000B. (Рис.5)

 

Рис.5 - Carro armato mod.1930 (на переднем плане) и Carro armato mod.1921 с пулемётами Fiat–Revelli Modello 1935.

 

Командирские танки FIAT 3000B должны были получить радиостанции. Первые опыты по радиофикации танков FIAT 3000 производились ещё в 1925 году, но практически вопросом начали заниматься с 1934 года. Для связи между танками и другими бронемашинами была разработана система с радиостанцией Magneti Marelli RF CR (имела частоту от 27,2 до 33,4 МГц) и антенной. Антенна с одного конца крепилась к П-образной металлической раме, установленной на крыше башни, и далее протягивалась от этой рамы к заднему бронелисту, принимая дугообразную форму. (Рис.6)

 

Рис.6 – Схема радиофицированного танка FIAT 3000B.

 

Радиостанцию получали танки командиров батальонов, рот или отделений. (Рис.7)

 

Рис.7 – Радиофицированный FIAT 3000B.

 

     Дальность связи получилась ограниченной несколькими километрами, что позволяло поддерживать связь между машинами, но было недостаточно для взаимодействия с артиллерией и пехотой.

     В 1933 году, согласно циркуляру Генерального штаба Королевской итальянской армии № 1399 от 7 марта 1932 года, для мобилизации были предусмотрены четыре батальона FIAT 3000: II° Battaglione (второй батальон) с двумя ротами по семь танков в каждой, III° Battaglione, IV° Battaglione и V° Battaglione (третий, четвертый и пятый батальоны) с тремя ротами по 10 танков в каждой и четырьмя танками, вооруженными пушками - FIAT 3000B, которые оставались в резерве. Таким образом, на середину 1930-х в строю предусматривалось 120/116 танков типа FIAT 3000 (FIAT 3000А и FIAT 3000B).

     С 1936 года танки FIAT 3000 находились в составе следующих подразделений: в I батальоне танков поддержки пехоты (battaglione carro di rottura) 3-го танкового полка (Reggimento Fanteria Carrista) в Риме; во II и V батальонах танков поддержки пехоты 4-го танкового полка в Болонье; в III батальоне танков поддержки пехоты 2-го танкового полка в Вероне; в IV батальоне танков поддержки пехоты 1-го танкового полка в Вецелли. (Рис.8)

 

  

Демонстрация на Сицилии, 1937г.

  

Рис.8 – FIAT 3000 в войсках.

Внизу - перемещение танков FIAT 3000 на транспортерах.

 

     По данным, полученным из итальянских источников, в 1939г. из 127 танков FIAT 3000 (пулеметных FIAT 3000A и пушечных FIAT 3000) 90 или 92 машины все еще использовались в 131ª Divisione Corazzata “Centauro”, в 132ª Divisione Corazzata “Ariete” (131-я и 132-я бронетанковые дивизии), в Battaglione Scuola (школьный батальон) в Болонье и в Compagnia Motorizzata (моторизованная рота) в г. Задара в Хорватии.

      В сентябре 1939 года было принято решение машины типа FIAT 3000 начать отводить во «вторую линию» - т.е. выводить из состава танковых полков, при этом 50 танков FIAT 3000 надлежало направить на формирование Compagnia Carrista di Frontiera (англ.: Border Tank Company) пограничных танковых рот/танковых рот пограничной стражи (пограничная стража - Guardia alla Frontiera или GaF). Пишут, что танковые роты пограничной стражи были сформированы 31 января 1940г. Compagnia Carrista di Frontiera включали в себя командный отряд и три танковых взвода, всего - 4 офицера, 5 унтер-офицеров, 36 членов танковых экипажей, 10 танков, два тяжелых грузовика, два прицепа-платформы, легкий грузовик и два двухместных мотоцикла. Из всех пяти рот, похоже, только в 3ª Compagnia Carri, была создана в Казерте (Caserta) в марте 1940 года под командованием лейтенанта Паскуале Меле (Pasquale Mele), находились 7-9 танков FIAT 3000В – находились ли пушечные танки FIAT 3000 в других Compagnia Carrista di Frontiera сведений нет. К лету 1942г. танки роты все еще числились исправными, а далее: «Со временем некоторые из старых FIAT 3000 из-за отсутствия запасных частей стали непригодными к использованию».

      Известно, что последний раз танки FIAT 3000 применялись итальянцами летом 1943г. на Сицилии, но, похоже, это были танки, вооруженные исключительно пулеметами.

    В 1930г. эфиопы закупили 3 танка типа FIAT 3000 – скорее всего, это были машины FIAT 3000B, но с пулеметным вооружением (-?).

В 1931 году пять танков FIAT 3000 (вероятно, модификации FIAT 3000B) уехали в Венгрию. Там их, как будто, перевооружили пулемётами Schwarzlose, а затем венгерскими танковыми пулемётами Gebauer 34M. (Рис.9)

 

Рис.9 – Фото венгерских танков FIAT 3000 в 1942г. Судя по вырезу на башне под вооружение, ближний к нам танк, скорее всего, являлся пулеметной моделью FIAT 3000А или пулеметной версией FIAT 3000АВ (-?). Вырез под орудие находился со смещением вправо, здесь более характерный вырез под пулеметную установку.

 

     Встречается, что в 1930-е гг. в экспериментальном порядке на FIAT 3000 (возможно, на шасси FIAT 3000В) пытались установить 105-мм гаубицу и спаренную установку из двух 37-мм пушек, однако оба варианта были отвергнуты. Откровенно говоря, не ручаюсь за достоверность информации относительно проектов 75-мм и 105-мм САУ на базе FIAT 3000. (Рис.9, Рис.10).

 

Рис.9 – Проект САУ с 75-мм орудием.

 

Рис.10 – Проект САУ со 105-мм орудием.

 

Что касается установки спарки 37-мм пушек, то не исключено, что авторы принимают пулеметные танки FIAT 3000A со спаркой авиационных пулеметов FIAT mod.1929 за танки с 37-мм пушками. (Рис.11)

 

 

 Рис.11 - FIAT 3000 mod.21 IIa serie.

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru