Carro di rottura 10T

 

 

Carro di rottura 10T 

Италия

Легкий по массе средний танк

масса

10 т

вооружение

37-мм орудие

2 пулемета

экипаж

3 чел.

мощность силовой установки

125/110 л.с.

проект

1936-1937гг., Ansaldo

выпускался

1937г., Ansaldo

1 шт. опытный

 

 

Основная статья: Итальянское танкостроение 1929-1937гг.

Варианты развития легкого типа

 

 

     В 1936г. недрах Commando Supremo оформилась идея создать по теме Carro di Rottura 10-тонный танк с экипажем на 3 человек, с основным вооружением в виде 37-мм пушкой, с вращающейся башней, толщиной брони, устойчивой к бронебойным боеприпасам стрелкового оружия и огню 20-мм пушки. В 1936г. полным ходом шли опыты по размещению 37-мм орудия в корпусе C.V.3 (по теме Carro Armato 5Т). Конечно, габариты C.V.3 или Carro Armato 5Т никак не подходили для 10-тонной машины, но можно взять конструкцию корпуса C.V.3, развив его (увеличив, переделав) до необходимых требований. (Рис.1)

 

Рис.1 – Развитие Carro Armato 5Т до уровня Carro di Rottura 10 Т, предложение C.S.M.

лета 1936г.

 

   Итак, новая 10-тонная машина имела переделанный и увеличенный корпус Carro Armato 5Т, состав и расположение вооружения, как на варианте Ansaldo 5 T с 37-мм пушкой в корпусе и спаркой пулеметов винтовочного калибра в башне. Основа конструкции ходовой части нового танка сохранялась от Fiat-Ansaldo 8-ton. Новый вариант по теме Carro di Rottura получил обозначение Carro di rottura 10T (иногда встречается обозначение М10/37, а в некоторых источниках можно прочитать, что танк обозначался carro di rottura 8T, или Carro d’Assalto 10t, в последнем случае танк трактуется, как штурмовой тип). В 1937г. проект был воплощен в металле. (Рис.2)

 

На фотографиях выше, вероятно, первоначальный облик танка – на машине нет надгусеничных полок.

 

Так машина выглядела, видимо, в более поздней конфигурации (изменилось пулеметное вооружение и его установка).

Рис.2 - Carro di rottura 10T.

 

     Габаритные размеры машины: длина – 4850 мм, ширина – 2180 мм, высота – 2250 мм. Бронирование лобовых элементов корпуса и башни, как будто, было доведено до 30 мм, борт и корма корпуса – 15 мм, крыша и днище – 6 или 7 мм. Конструкция корпуса была клёпаной. Бронелисты крепились при помощи заклёпок и болтов к металлическому каркасу. В подбашенной надстройке, в спонсоне с правого борта, разместили 37-мм пушку Vickers-Terni L/40 с длиной ствола 40 калибров (как на танках FIAT 3000B). Углы наведения пушки – +\-15° по горизонтали и +\-12° по вертикали. Для поворота по азимуту применялся гидропривод. На крыше надстройки, в одноместной цилиндрической башне, было установлено сначала два пулемета, вероятно, tipo aviazione FIAT-Revelli M1914 калибра 6,5 мм, а затем два 8-мм пулемета Breda mod.38. В отличии от пушки пулеметное вооружение могло вести обстрел в круговом секторе, но вращение проводилось вручную. Наведение на цель и прицеливание осуществлялось при помощи телескопических прицелов, на башне имелся перископический наблюдательный прибор. Боекомплект состоял из 84 выстрелов и 2808 патронов. В правом борту надстройки и по обеим бортам башни имелись отверстия для стрельбы из пистолетов. Экипаж включал 3-х человек: командира (башенного стрелка), водителя и артиллериста.

     Ходовая часть применительно на один борт состояла из 6 опорных катков среднего диаметра и одного катка малого диаметра. Катки среднего диаметра имели сложное устройство подвески – 4-ре катка блокировались по два в одной тележке. С каждой из тележек на общей полуэллиптической листовой рессоре подвешивалось еще по одному катку. Каток малого диаметра имел индивидуальную подвеску. В ходовой части имелось также по три поддерживающих ролика на борт, ведущего переднего колеса и направляющего колеса заднего расположения.

    Силовая установка размещалась в кормовой части и состояла из 8-цилиндрового дизельного двигателя SPA 8-TV мощностью 125 л.с. при 1800 об/мин. (по другим данным, мотор выдавал мощность 110 л.с.). Радиатор располагался над двигателем, ближе к кормовому бронелисту. Здесь же находились основной топливный бак на145 литров и резервный 35-литровый бак. Для доступа в моторный отсек в крыше были сделаны два прямоугольных люка. Трансмиссия включала однодисковый главный фрикцион, пятискоростную коробку передач и блокируемый дифференциал.

    Якобы, танк Carro di rottura 10T имел радиостанцию RC 1СА и штыревую антенну, но последняя на доступных фото не заметна.

     Машина могла развивать максимальную скорость по шоссе 33 км/ч и имела запас хода 120 км.

    После непродолжительных испытаний танк Carro di rottura 10T в принципе получил одобрение, но к маю 1938г. его переделали (- характер переделок до конца не ясен, либо получился вариант в поздней конфигурации, как представлено выше, либо появился вариант с новой ходовой частью и другим мотором?). В 1938г. было решено этот тип танка, после некоторых доработок, принять на вооружение. К этому моменту Carro di rottura 10T уже не рассматривался как «танк прорыва» или штурмовой тип, но определялся как «средний» тип танка. Тема Carro di Rottura в варианте Fiat-Ansaldo 8-ton была окончательно закрыта. (Рис.3)

 

Рис.3 – Два варианта Carro di Rottura: Carro di rottura 10T и Fiat-Ansaldo 8-ton.

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru