Carro Ansaldo 9 ton

 

 

Carro Ansaldo 9 ton

Италия

Легкий по массе танк огневой поддержки

масса

9 т

вооружение

65-мм орудие

1 пулемет

экипаж

2 чел.

мощность силовой установки

85/75/80 л.с.

проект

1929-1931гг., William Foster & Co Ltd. (Брит.)

выпускался

1932г., Ansaldo

1 шт. опытный

 

 

Основная статья: Итальянское танкостроение 1929-1937гг.

Варианты развития легкого типа

 

 

    В 1925г. появился проект восьмитонного танка Carro Armato Tipo 2 (Рис.1), который за счет своего артиллерийского вооружения мог усиливать атакующую пехоту, т.е., по сути, речь шла о штурмовом типе танка, но итальянцы называли такой тип - Carro di Rottura (танк прорыва).

 

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/italy/carro_armato_tiipo2/carro_armato_tiipo2_1.jpg

Рис.1 - Carro Armato Tipo 2 /FIAT 3000 Tipo B.

 

     Тема заглохла до 1929 года, когда компания Ansaldo отправила двух инженеров в Британию, на фирму Foster & C. à Lincoln (William Foster & Co. Ltd), для того чтобы заказать разработку нового танка. Долгие годы должность директора (или управляющего) компании Foster & Co. Ltd занимал один из «отцов» британских ромбовидных танков Sir William Ashbee Tritton, видимо, поэтому проект, предложенный британскими специалистами по заказу итальянцев, сильно напоминал танк Medium Tank Mk C - как будто, его развитие в уменьшенном виде и на новом техническом уровне. Однако считается, что проект не был полностью английским - от William Foster and Co. Ltd был общий концепт, а за заказчиком оставалось вооружение, силовая установка и ряд других агрегатов. (Рис.2, Рис.3, Рис.4)

 

Рис.2 – Почтенный Sir William Ashbee Tritton, 1875-1946гг.

 

Цветное выделение компоновки by Andrew Hills.

Рис.3 – Танк, разработанный британскими специалистами компании Foster & Co Ltd.

по заказу итальянской фирмы Ansaldo.

Известен под названием Carro Armato Da 9 Tonn или Carro da Armato Ansaldo 9t.

 

Рис.4 – Британский танк Medium Tank Mk C.

На нижнем снимке – пушечный вариант, который не был реализован.

 

     Как сообщают источники, итальянские инженеры в 1929г. вернулись на родину с металлической моделью нового танка, изготовленной в масштабе 1/10. (Рис.5)

 

Рис.5 – Фотографии модели танка Carro da Armato Ansaldo 9t.

 

     В передней части клепанного корпуса находилась неподвижная бронированная рубка, в лобовом листе которой в шаровой установке монтировалась короткоствольная 65-мм пушка (как на FIAT 2000), а рядом с ней устанавливался 6,5-мм пулемет. Также предусматривалось еще четыре установочные позиции для пулеметов - две обращенные назад и по одной на двери с каждого борта надстройки.  Многокатковая (10 или 12 опорных катков), жесткая ходовая часть полностью закрывалась бронещитом, в котором, была вырезана прямоугольная ниша для сброса грязи с гусеничных лент. Некоторые находят, что ходовая часть Carro da Armato Ansaldo 9t почти копировала ходовую часть танка Medium Mark AWhippet’, созданного William Foster and Co. еще в 1917г. (Рис.6)

 

Рис.6 – Вверху ходовая часть Medium Mark A Whippet, внизу - Carro da 9t (внизу).

 

    В отношении даты постройки танка в литературе нет единого мнения. Одни называют 1930г., другие – 1932г. Однако в предварительном руководстве 1933 года он назывался Carro armato da 12 tonnellate mod. 32 (12-тонный танк модели 1932 года), это обстоятельство косвенно указывает на год фактического появления танка – 1932г. Тестировалась машина под обозначением Carro armato 9t или Carro Armato Ansaldo 9 ton (9-тонный танк). (Рис.7)

 

 

Рис.7 - Carro Armato Ansaldo 9 ton в оригинальном виде, mod. 32.

 

     Масса танка, надо полагать, определялась в 9 тонн или около того. Габариты: длина – 6000 мм, ширина – 2200 мм, высота – 2200 мм. По другим данным, возможно, более точным габариты составляли: длина 4,9 м, ширина 1,8 м, высота 2 м, клиренс 0,37 м. Бронирование лоб корпуса 16 мм (бронирование прочих элементов точно неизвестно, предположительно, борта – 14 мм). Автор Ю. Пашалок указывает, что лоб имел толщину 20 мм, а борта - 12 мм. Некоторые сообщают, что броневые пластины крепились к раме не клепкой, а болтами (-?). (Рис.8)

 

Рис.8 – В данном случае нас интересует не установка вооружения, а толщина броневых листов рубки. Судя по этой фотографии, часть бронелистов крепилась к раме на болтах (лобовой лист), а нижняя часть корпуса/рубки клепкой.

 

     Наверху рубки/каземата имелся один большой прямоугольный люк, который скользил назад. На левой и правой сторонах рубки/каземата были большие прямоугольные двери/люки для доступа экипажа внутрь машины. Вооружение - одна 65-мм пушка и один 6,5-мм пулемет – также находились в рубке, в ее лобовом элементе. (Рис.9)

 

 

Рис.9 - Установка вооружения снаружи и внутри рубки.

На нижнем фото хорошо просматривается стеллаж под снаряды к орудию.

 

     Разработка установки 65 мм орудия в Carro da 9t начались в 1930 году. Исследователи до сих пор не могут разобраться, какую именно пушку назначалось разместить на Carro da 9t. Наиболее доступным вариантом являлась 65-мм горная пушка Model 13 с длиной ствола 17 калибров (L17). Можно было считать, что орудие для танка было урезанной до L7- L10 версией M.13, но казенная часть этой пушки не соответствует ни имеющемуся чертежу, ни фотографиям. (Рис.10)

 

65 mm L/17 Model 1913 Mountain gun.

Чертеж установки 65-мм орудия в Carro da 9t, датируется 1930 годом.

Прицельная оптика слева от орудия на этом изображении не показана.

Пушка в установке. Внешняя часть шара может вращаться влево или вправо, а внутри нее находится второй меньший купол, прикрепленный к пушке и установленный на внешней части горизонтальными цапфами, что позволяет осуществлять вертикальное перемещение.

Установка с пушкой внутри танка.

Рис.10 – 65-мм орудие для Carro da 9t.

 

     На чертеже показан только один тип боеприпаса к пушке – болванка, который имел ограниченный эффект и был практически бесполезен против укрепленной позиции, где требовался разрывной снаряд. Более того, 65-мм пушка L/17 выбрасывала 4,23-килограммовый бронебойный снаряд с начальной скоростью 320?/355 м/с на 500 м (эффективная дальность стрельбы), при более коротком стволе начальная скорость снижалась до 327 м/с (-?), что отрицательно влияло на бронепробиваемость снаряда. Некоторые авторы предполагают, что к танковой 65-мм пушке подходила вся номенклатура боеприпасов к 65 mm L/17 Model 1913 Mountain gun: фугасные (HE), шрапнельные, картечь, бронебойные (AP) и кумулятивные снаряды Effetto Pronto (быстрого действия).

     На фотографиях интерьера Carro da 9t, по-видимому, виден пулемет FIAT-Revelli Model 1926. Оружие калибра 6,5 мм, питание осуществлялось из коробчатого магазина на 20 патронов с левой стороны. (Рис.11)

 

Вид сверху.

Рис.11 – Вид на пулемет.

 

      В некоторых источниках указывается, что танк Carro da 9t вооружался не одним, а двумя пулеметами – возможно, это и так, но, скорее всего, второй пулемет перевозился в укладке и по мере надобности мог устанавливаться в бортовых шаровых установках в дверях рубки (-?). Поскольку борта каземата/рубки фактически были слегка наклонены вперед, огонь из бортовых шаровых установках можно было вести под углом до 45 градусов вперед и немного назад.

      Боеприпасы под орудие хранились в стеллаже в передней части корпуса рядом с водителем. Пишут, что стеллаж на 35 снарядов имел экранирование для защиты снарядов от осколков брони, но не оборудован защитными дверцами. Дополнительные ящики с боеприпасами можно было размещать под сиденьями экипажа. Историк Фульвио Милья (Fulvio Miglia) оценивает общую емкость боезапаса в 80 снарядов для основного орудия и в 3000 патронов для пулемета, хотя, скорее всего, это лишь предположение.

     Можно встретить, что экипаж составлял 3 чел. (водитель, заряжающий-наводчик и командир). Впрочем, судя по чертежам и некоторым фото, экипаж машины мог составлять 2 человека. (Рис.12, Рис.13)

 

Рис.12 – Фото внутреннего пространства боевого отделения/рубки.

Снимок выполнен через сдвижной люк крыши.

Сиденье водителя внизу с левой стороны. Доминирует в отделении казенная часть 65-мм пушки с ее телескопическим прицелом. Рядом находится направленный вперед пулемет в собственной установке. Для троих явно тесновато.

 

Рис.13– Компоновка Carro da 9t – экипаж 2 чел. Изображения – не оригинальные рисунки; нижний, как видим, перепечатка в советском издании, вероятно, 1930-х годов, в качестве года разработки танка указан 1929 год и некий дизельный двигатель.

 

      Как правило, пишут, что на танке стоял карбюраторный двигатель - Ansaldo 6-цилиндровый с выходной мощностью 80-88 л.с. – советские авторы прошлого (и их последователи) указывали дизельный 86-сильный мотор. По уточненным данным, получается, что в качестве силовой установки сначала использовался мотор Carraro V6 85hp, а позже (приблизительно, с 1935г.) FIAT 355 75hp или FIAT 355C 80hp: «Первоначально установленный двигатель был V6, предоставленный Carraro, развивающий 85 л. с., но во время испытаний он был признан недостаточным. К 1935 году двигатель был заменен на рядный 6-цилиндровый FIAT 355 или 355C, те же двигатели, которые использовались в грузовике FIAT 634N, развивающие 75 л. с. и 80 л. с. соответственно». Двигатель и трансмиссия и органы управления крепились на раме как единый блок. Две стальные балки рамы проходили продольно по внутренней длине корпуса. Спереди, на площадке, прикрепленной к раме со смещением влево, сидел водитель, управлявший транспортным средством с помощью пары тормозных рычагов. У водителя была пара педалей для ног и пара рычагов переключения передач для управления скоростью двигателя и трансмиссией. Двигатель располагался прямо в линию, на небольшом расстоянии позади водителя, прикрепленный к раме, и был напрямую соединен с механической трансмиссией и конечными передачами сзади. Опять же, все это было прикреплено к раме. (Рис.14)

 

Рис.14 – Единый блок мотора трансмиссии и органов управления.

 

     На борт ходовая часть танка была представлена 11-ю опорными катками небольшого диаметра и 3-мя поддерживающими роликами, ведущее колесо сзади и ленивец (натяжитель гусеницы) спереди. Опорные катки не имели подвески, т.е. крепились жестко. Основной вес танка на твердой поверхности должен был переноситься на гусеницы 8 небольшими опорными катками прямо под корпусом танка, еще два катка сзади служили для поддержки гусеницы, когда машина слегка погружалась в мягкий грунт, и еще один каток перед основным набором колес также служил для удержания гусеницы на месте. Итак, по мере того, как машина погружалась в мягкий грунт, всё большая часть гусеницы соприкасалась с землей, улучшая проходимость. (Рис.15)

 

Рис.15 – Схема перераспределения нагрузки на гусеницу в зависимости от грунта.

Синий цвет показывает длину контакта с землей на твердой поверхности, а красный цвет указывает на участки, которые соприкасаются с землей, когда машина погружается в мягкую поверхность.

Схема предложена by Andrew Hills.

 

      Предположительно в 1933г. танк Carro da 9t претерпел существенную модернизацию. Дело в том, что рубка имела в передней части сужение до ширины корпуса, и, видимо, внутри нее было тесновато. Было решено уширить рубку за счет установки двух дополнительных броневых плит треугольной формы по бортам рубки, менялась и крыша рубки. (Рис.16)

 

Рис.16 – Красным очерчены новые контуры рубки, by Andrew Hills.

 

     Более широкое боевое отделение гарантировало, что теперь было больше места для работы экипажа и более эффективного основного орудия – увеличились углы горизонтального наведения.

     В такой конфигурации танк Carro da 9t проходил испытания в Centro di Studi della Motorizazione (C.S.M., Центр изучения моторизации) (C.S.M.) до декабря 1934 года. По другой версии, испытания начались под руководством C.S.M. в декабре 1934 года. На испытаниях выявились серьёзные недостатки в работе двигателя и трансмиссии. Указывают, что машина по шоссе показала скорость 20 км/ч или 22,5 км/ч, запас хода 100 км. Поэтому, как пишут, к 1935г. когда танк был показан на Fiera Campionaria di Milano, на машине появился новый двигатель - FIAT 355 75hp или FIAT 355C 80hp. Некоторые авторы считают, что в 1935г. (-?) изменена была ходовая часть – количество опорных катков сократилось до 9 или 10, при этом катки, якобы, получили вертикальные спиральные пружины в качестве элементов подвески. Комментировать это допущение затруднительно, поскольку на всех доступных фото оригинального танка Carro da 9t mod.1932 ходовая часть закрыта броневым щитом/экраном. Более достоверно выглядит информация об изменении конструкции гусеницы. Оригинальная цельнометаллическая гусеница, по-видимому, имела конструкцию прессованного и/или сварного типа. Она характеризовалась одним отверстием в центре каждого звена, в которое могли входить зубья ведущей звездочки для ее привода. Это было необходимо для того, чтобы центральная направляющая на звене не скользила вбок, а также указывает на то, что ведущая звездочка была изменена с одного кольца зубьев на более современный тип с парой колец зубьев. (Рис.17, Рис.18)

 

Рис.17 - Сравнение оригинальной гусеницы (слева) и улучшенной гусеницы (справа).

 

 

Во время внедорожных испытаний в Шарбораске (Sciarborasca).

На машине новые литые гусеницы.

 

Здесь также новые литые гусеницы, но определенно видно, что в целом конструкция ходовой не изменилась – это важное замечание, поскольку некоторые считают, что новый тип гусеницы появился на окончательном варианте ходовой части, речь о котором пойдет ниже.

Рис.18 – Галерея Carro da 9t на испытаниях.

 

      Наконец, приблизительно, весной 1935г. (судя по воспоминаниям инженера William Foster and Co., Уильяма Ригби (Mr. Rigby), который до начала войны Италии с
Эфиопией находился в Италии в Grand Cornice и, видимо, курировал работы по машине) танк, точнее говоря, его ходовая часть подверглась новой серьезной модернизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru