Carro Ansaldo 9 ton
Carro
Ansaldo 9 ton
Италия
Легкий по массе танк огневой поддержки
9 т |
|
вооружение |
65-мм орудие 1 пулемет |
экипаж |
2 чел. |
мощность силовой установки |
85/75/80 л.с. |
проект |
1929-1931гг., William Foster & Co Ltd. (Брит.) |
выпускался |
1932г., Ansaldo 1 шт. опытный |
Основная статья: Итальянское танкостроение 1929-1937гг.
Варианты развития легкого типа
В 1925г. появился проект восьмитонного танка Carro Armato Tipo 2 (Рис.1),
который за счет своего артиллерийского вооружения мог усиливать атакующую
пехоту, т.е., по сути, речь шла о штурмовом типе танка, но итальянцы называли
такой тип - Carro di Rottura (танк прорыва).
Рис.1 - Carro Armato Tipo 2 /FIAT
3000 Tipo B.
Тема заглохла до 1929 года, когда компания Ansaldo отправила двух
инженеров в Британию, на фирму Foster & C. à Lincoln (William
Foster & Co. Ltd), для того чтобы заказать разработку нового танка. Долгие годы должность директора (или управляющего) компании Foster
& Co. Ltd занимал один из «отцов» британских ромбовидных танков
Sir William Ashbee Tritton, видимо, поэтому проект, предложенный британскими
специалистами по заказу итальянцев, сильно напоминал танк Medium Tank Mk C -
как будто, его развитие в уменьшенном виде и на новом техническом уровне.
Однако считается, что проект не был полностью английским - от William Foster
and Co. Ltd был общий концепт, а за заказчиком оставалось вооружение, силовая
установка и ряд других агрегатов. (Рис.2, Рис.3, Рис.4)
Рис.2 – Почтенный Sir William Ashbee Tritton, 1875-1946гг.
Цветное
выделение компоновки by Andrew Hills.
Рис.3 – Танк, разработанный британскими специалистами компании Foster & Co Ltd.
по заказу итальянской фирмы Ansaldo.
Известен под названием Carro Armato Da 9 Tonn или Carro da Armato Ansaldo 9t.
Рис.4 – Британский танк Medium Tank Mk C.
На нижнем снимке – пушечный вариант, который не был реализован.
Как сообщают источники, итальянские инженеры в 1929г. вернулись на родину с металлической моделью нового танка, изготовленной в масштабе 1/10. (Рис.5)
Рис.5 – Фотографии модели танка Carro da Armato Ansaldo 9t.
В передней части клепанного корпуса находилась неподвижная
бронированная рубка, в лобовом листе которой в шаровой установке монтировалась
короткоствольная 65-мм пушка (как на FIAT 2000),
а рядом с ней устанавливался 6,5-мм пулемет. Также предусматривалось еще четыре
установочные позиции для пулеметов - две обращенные назад и по одной на двери с
каждого борта надстройки. Многокатковая
(10 или 12 опорных катков), жесткая ходовая часть полностью закрывалась
бронещитом, в котором, была вырезана прямоугольная ниша для сброса грязи с
гусеничных лент. Некоторые находят, что ходовая часть Carro da Armato Ansaldo 9t почти копировала ходовую
часть танка Medium Mark A ‘Whippet’, созданного William Foster and Co. еще в 1917г. (Рис.6)
Рис.6 – Вверху ходовая часть Medium Mark A Whippet, внизу - Carro da 9t (внизу).
В отношении даты
постройки танка в литературе нет единого мнения. Одни называют 1930г., другие –
1932г. Однако в предварительном руководстве 1933 года он назывался Carro armato da 12
tonnellate mod. 32 (12-тонный танк модели 1932 года), это обстоятельство
косвенно указывает на год фактического появления танка – 1932г. Тестировалась
машина под обозначением Carro armato 9t или Carro Armato Ansaldo 9 ton (9-тонный танк). (Рис.7)
Рис.7 - Carro Armato
Ansaldo 9 ton в оригинальном виде, mod. 32.
Рис.8 – В данном
случае нас интересует не установка вооружения, а толщина броневых листов рубки.
Судя по этой фотографии, часть бронелистов крепилась к раме на болтах (лобовой
лист), а нижняя часть корпуса/рубки клепкой.
Рис.9 - Установка вооружения снаружи и внутри рубки.
На нижнем фото хорошо просматривается стеллаж под снаряды к орудию.
65 mm L/17 Model 1913 Mountain gun.
Чертеж установки
65-мм орудия в Carro da 9t, датируется 1930
годом.
Прицельная оптика слева от орудия на этом изображении не показана.
Пушка в установке.
Внешняя часть шара может вращаться влево или вправо, а внутри нее находится
второй меньший купол, прикрепленный к пушке и установленный на внешней части горизонтальными
цапфами, что позволяет осуществлять вертикальное перемещение.
Установка с пушкой
внутри танка.
Рис.10 – 65-мм
орудие для Carro da 9t.
На чертеже показан только один тип
боеприпаса к пушке – болванка, который имел ограниченный эффект и был
практически бесполезен против укрепленной позиции, где требовался разрывной
снаряд. Более того, 65-мм пушка L/17 выбрасывала 4,23-килограммовый
бронебойный снаряд с начальной скоростью 320?/355 м/с на 500 м (эффективная
дальность стрельбы), при более коротком стволе начальная скорость снижалась до
327 м/с (-?), что отрицательно влияло на бронепробиваемость снаряда. Некоторые
авторы предполагают, что к танковой 65-мм пушке подходила вся номенклатура
боеприпасов к 65 mm L/17 Model 1913 Mountain gun: фугасные (HE), шрапнельные, картечь, бронебойные (AP) и кумулятивные
снаряды Effetto Pronto (быстрого действия).
На фотографиях интерьера Carro da 9t,
по-видимому, виден пулемет FIAT-Revelli Model 1926. Оружие калибра 6,5 мм,
питание осуществлялось из коробчатого магазина на 20 патронов с левой стороны. (Рис.11)
Вид сверху.
Рис.11 – Вид на пулемет.
В некоторых источниках указывается, что танк Carro da 9t
вооружался не одним, а двумя пулеметами – возможно, это и так, но, скорее
всего, второй пулемет перевозился в укладке и по мере надобности мог
устанавливаться в бортовых шаровых установках в дверях рубки (-?). Поскольку борта каземата/рубки фактически были слегка
наклонены вперед, огонь из бортовых шаровых установках можно было вести под
углом до 45 градусов вперед и немного назад.
Боеприпасы под орудие хранились в
стеллаже в передней части
корпуса рядом с водителем. Пишут, что стеллаж на 35 снарядов имел экранирование
для защиты снарядов от осколков брони, но не оборудован защитными дверцами.
Дополнительные ящики с боеприпасами можно было размещать под сиденьями экипажа.
Историк Фульвио Милья (Fulvio Miglia) оценивает общую емкость боезапаса в 80 снарядов
для основного орудия и в 3000 патронов для пулемета, хотя, скорее всего, это
лишь предположение.
Можно встретить, что экипаж составлял 3 чел. (водитель,
заряжающий-наводчик и командир). Впрочем, судя по чертежам и некоторым фото,
экипаж машины мог составлять 2 человека. (Рис.12, Рис.13)
Рис.12 – Фото
внутреннего пространства боевого отделения/рубки.
Снимок выполнен через
сдвижной люк крыши.
Сиденье водителя
внизу с левой стороны. Доминирует в отделении казенная часть 65-мм пушки с ее телескопическим
прицелом. Рядом находится направленный вперед пулемет в собственной установке.
Для троих явно тесновато.
Рис.13– Компоновка Carro da 9t – экипаж 2 чел. Изображения – не оригинальные рисунки; нижний, как видим, перепечатка в советском издании, вероятно, 1930-х годов, в качестве года разработки танка указан 1929 год и некий дизельный двигатель.
Рис.14 – Единый блок мотора трансмиссии и органов управления.
Рис.15 – Схема перераспределения нагрузки на гусеницу в зависимости от грунта.
Синий цвет
показывает длину контакта с землей на твердой поверхности, а красный цвет
указывает на участки, которые соприкасаются с землей, когда машина погружается
в мягкую поверхность.
Схема предложена by Andrew Hills.
Рис.16 – Красным очерчены новые контуры рубки, by Andrew Hills.
В такой конфигурации танк Carro da 9t проходил испытания в Centro di Studi della Motorizazione (C.S.M., Центр изучения моторизации) (C.S.M.) до декабря 1934 года. По другой версии, испытания начались под руководством C.S.M. в декабре 1934 года. На испытаниях выявились серьёзные недостатки в работе двигателя и трансмиссии. Указывают, что машина по шоссе показала скорость 20 км/ч или 22,5 км/ч, запас хода 100 км. Поэтому, как пишут, к 1935г. когда танк был показан на Fiera Campionaria di Milano, на машине появился новый двигатель - FIAT 355 75hp или FIAT 355C 80hp. Некоторые авторы считают, что в 1935г. (-?) изменена была ходовая часть – количество опорных катков сократилось до 9 или 10, при этом катки, якобы, получили вертикальные спиральные пружины в качестве элементов подвески. Комментировать это допущение затруднительно, поскольку на всех доступных фото оригинального танка Carro da 9t mod.1932 ходовая часть закрыта броневым щитом/экраном. Более достоверно выглядит информация об изменении конструкции гусеницы. Оригинальная цельнометаллическая гусеница, по-видимому, имела конструкцию прессованного и/или сварного типа. Она характеризовалась одним отверстием в центре каждого звена, в которое могли входить зубья ведущей звездочки для ее привода. Это было необходимо для того, чтобы центральная направляющая на звене не скользила вбок, а также указывает на то, что ведущая звездочка была изменена с одного кольца зубьев на более современный тип с парой колец зубьев. (Рис.17, Рис.18)
Рис.17 - Сравнение оригинальной гусеницы (слева) и улучшенной гусеницы (справа).
Во время
внедорожных испытаний в Шарбораске (Sciarborasca).
На машине новые
литые гусеницы.
Здесь также новые литые гусеницы, но определенно
видно, что в целом конструкция ходовой не изменилась – это важное замечание,
поскольку некоторые считают, что новый тип гусеницы появился на окончательном
варианте ходовой части, речь о котором пойдет ниже.
Рис.18
– Галерея Carro da 9t на испытаниях.
Наконец, приблизительно, весной 1935г.
(судя по воспоминаниям инженера William Foster and Co., Уильяма Ригби (Mr.
Rigby), который до начала войны Италии с
Эфиопией находился в Италии в Grand Cornice и, видимо, курировал работы по
машине) танк, точнее говоря, его ходовая часть подверглась новой серьезной
модернизации.