C.V.3/lf (L3/lf)
C.V.3/lf (L3/lf)
Италия
Минилегкий по массе огнеметный танк
масса |
4,7 т |
вооружение |
огнемет 1 пулемет |
экипаж |
2 чел. |
мощность силовой установки |
40-43 л.с. |
проект |
1935г., FIAT |
выпускался |
1935-1937гг. 45 шт. конверсии |
Основная статья: Итальянское
танкостроение 1929-1937гг.
Сверхлегкие и
минилегкие танки-танкетки
В 1935г. появился огнеметный вариант машины C.V.3 – C.V.3/lf (lanciafiamme), с 1938г. получивший обозначение L.3/lf - проект предложила фирма FIAT из Модена. Для превращения обычного танка C.V.3 в огнеметный – демонтировался один пулемет, а на его место устанавливался брандспойт огнемета и баллоны со сжатым воздухом. (Рис.1)
Рис.1 - Огнеметный танк C.V.3/lf.
Отчетливо видно, что один пулемет все же сохранялся.
Рис.2 – Огнеметный танк C.V.3/lf с буксируемом прицепом для огнесмеси.
Рис.3 – Огнемет в действии.
Судя по данным фото, длина струи не достигает 100 м.
Согласно другой версии, первый вариант, принятый на вооружение в 1935 году, был оснащён огнемётом Lanciafiamme modello 35 (с двумя резервуарами для огнесмеси), в 1940 году вместо него начали устанавливать огнемёт Lanciafiamme modello 40. Для C.V.3/lf был разработан легкобронированный буксируемый прицеп с дополнительным 500-литровым баком для огнесмеси.
Точных данных о количестве произведенных огнеметных танков C.V.3/lf найти не удалось. Пишут, что в 1935-1937гг. было построено несколько десятков огнеметных машин на базе C.V.3. Причем, считается, что огнеметные танки строились не отдельной серией, а переоборудовались из готовых серийных машин C.V.3/33 2-й серии и C.V.3/35 2-й серии, которые получили обозначения CV33/lf и CV35/lf. Впрочем, может быть не все CV35/lf получались путем конверсии уже готовых C.V.3/35, а часть строившихся в рамках текущего контракта машин C.V.3/35 изначально оборудовались огнеметом. Исходя из встречающегося в литературе замечания, что итальянцы отправляли в Испанию в 1936-1938гг. по 3 огнеметные машины на 10 C.V.3, может оказаться, что было произведено около 45 сверхлегких огнеметных танков L.3/lf.
Позднее вместо прицепа разрабатывались варианты машины с установкой ёмкости для огнесмеси над моторным отделением. Как будто, уже во время действий в Эфиопии установили 100-литровый бак с огнесмесью над моторным отделением. Такое решение улучшало маневренность машины, но делало ее взрывоопасной ввиду открытого положения бака с огнесмесью. (Рис.4)
Рис.4 – Танк с круглым баком для огнесмеси.
Контейнер для огнесмеси мог удаляться для доступа к двигателю или для восстановления первоначальной версии с прицепом.
К вопросу улучшения конструкции огнеметного танка вернулись еще раз во время действий итальянского добровольческого корпуса (C.T.V.) в Испании. Полковник Бабриери (Babrieri), еще находясь в Италии, разработал для 3-го танкового полка (Болонья), новый бак для огнесмеси, который меньше выступал над корпусом и рубкой машины. (Рис.5)
Рис.5 – Танк с плоским баком для огнесмеси.
Теперь емкость бака составляла всего 60 литров, но спереди защищалась рубкой. Первые две огнеметные танкетки-танки с плоскими баками строились (точнее строились сами баки) на заводе в г. Трубия в Испании, причем помимо приведенного выше «итальянского» варианта, испанцы предложили и свой - «испанский» вариант бака для огнесмеси. В «испанском» варианте бак несколько возвышался над рубкой, но его емкость, вроде бы, составляла 125 л. (Рис.6).
Рис.6 – «Испанский» вариант.
«Итальянская» и «испанская» версии огнеметного танка с плоским баком над моторным отделением были испытаны, видимо, в конце декабря 1938г. (- или 1937г.?) перед объединенным комитетом, куда вошли итальянцы и испанцы - представители Reagruppamento Carristi/ Raggruppamento Carristi (танкового полка) C.T.V. и испанского Comandancia General de Artillería Nacional. (Рис.7)
Рис.7 – Вверху – «итальянский» вариант, внизу – «испанский» вариант.
Члены итальянской комиссии рекомендовали Regio Esercito (Королевской армии) свой вариант для конверсии огнеметных танков типа C.V.3/lf. В Испании, очевидно, до конца Гражданской войны успели конверсировать 8 огнеметных танков.
В принципе, огнеметные танки годились и
для более деликатных миссий. Некоторые упоминают, что была возможность
прицепить к машине прицеп (carro veloce con rimorchio) с 240 литрами сульфоновой кислоты и баллоном сжатого
воздуха для ее распыления (в этом случае в течение 17 минут можно было ставить
дымовую завесу) или применить ту же систему для распыления горчичного газа.
Пишут, что для повторной заправки системы требовалось 30 минут, значит, комплекс
испытывался.
Также прорабатывался авиадесантный вариант минилегкого огнеметного танка по теме Aviotrasportabile.