C.V.3/38 (L3/38)
(Идеальная
комплектация)
C.V.3/38
(L3/38)
Италия
Минилегкий по массе танк сопровождения
масса |
3,5 т |
вооружение |
1-2 пулемета |
экипаж |
2 чел. |
мощность силовой установки |
43/50 л.с. |
проект |
1937-1938гг. |
выпускался |
1938г., 1942г., Ansaldo 84 шт. (1/3 шт. оригинальной постройки, прочие - конверсия) |
Основная статья:Итальянское
танкостроение 1929-1937гг.
Сверхлегкие и
минилегкие танки-танкетки
Рис.1 – C.V.3 с доработанной ходовой частью.
Рис.2 - CV38.
Похоже, что на этой машине установлен 13,2-мм пулемет Madsen или Breda.
Некоторые считают, что этот вариант подготовили к бразильскому заказу. CV3/38 имел наиболее заметные отличия в ходовой части от прочего семейства танков C.V.3. Ходовая часть на борт включала 4 обрезиненных опорных катка, сблокированных попарно, один независимый каток, 2 поддерживающих ролика, ведущее колесо переднего расположения. Изменилась система подвески – опорные катки попарно подвешивались на торсионной пружинной (-?) подвеске (- видимо, торсионная подвеска итальянского типа). У водителя появился улучшенный смотровой прибор. Вооружение состояло из одного 13,2-мм пулемета Breda mod.31 Tipo Marina (часто указывают калибр пулемета 12,7 мм), который был более эффективным, чем спарка пулеметов винтовочного калибра. Появился и более мощный двигатель FIAT, 4-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения, мощностью 50 л.с. при 2600 об/мин – по другой версии, на танке устанавливали мотор Fiat 122AC/B, 6 cyl, 42/46hp. Масса CV3/38 достигла 3,5 т. Максимальная скорость 110 км/ч, запас хода 200 км.
В 1938г. Бразилия закупила 23 или 24 машины типа C.V.3, но только, видимо, три (или даже одна) из них соответствовали стандарту CV3/38 в плане ходовой части и были вооружены 13,2-мм (0,52 дюйма) пулеметами Breda HMG (в некоторых источниках пишут 13,2-мм пулемет Madsen). (Рис.3)
Рис.3 – Предлагается считать, что так выглядела машина CV3/38 с 13,2-мм пулеметом для Бразилии. На рисунке представлен радиофицированный вариант.
В Италии новый вариант CV3/38 был одобрен в 1938г., в тот же год получил индекс L-3/38, и, как будто, был выдан заказ на 200 танков данной модификации.
У исследователей нет единого мнения: был ли вариант CV38 запущен в серийное производство с 1938г., либо остался опытной машиной. Пишут, что 13,2-мм пулеметом с осени 1940г. вооружалось незначительное количество машин типа C.V.3 (вроде бы, в 1941г. было сдано 17 штук только что построенных C.V.3). Указывают также, что в 1942г. армия, в рамках программы модернизации сверхлегких танков типа C.V.3, заказала фирме Ansaldo переставить на новую ходовую часть (т.е. ходовую часть CV3/38) машины более ранних модификаций. При этом конверсии сохраняли прежнее вооружение. В литературе нет пояснений в какой степени была выполнена программа модернизации минилегких танков от 1942г., но некоторые пишут, что всего было получено 84 танкетки-танка уровня CV3/38 с разными вариантами вооружения. (Рис.4)
Рис.4 – Встречаются многочисленные изображения машин, доведенных до уровня CV38 с разным вооружением и в радиофицированном виде, хотя в некоторых источниках утверждается, что радиофицированные машины не имели вооружения.
Исследователи отмечают, что машины в конфигурации CV38 практически не встречались в 1940-1943гг. в Африке, а основная их масса направлялась территориальным формированиям в Италии. Как будто, несколько из них использовались в сицилийской кампании итальянскими войсками. После капитуляции Италии большинство CV38 были захвачены вермахтом и впоследствии применялись горными подразделениями (Bebirgsjagers), либо передавались немцами фашистским «Республиканским социальным силам» ("Republican Social Forces") на севере Италии. (Рис.5)
Рис.5
– L3/38 в Museo storico
della Motorizzazione Militare в Риме.
Встречается снимок некоего испытательного стенда на базе C.V.3, возможно, CV3/38. (Рис.6)
Рис.6 – Испытательный стенд на базе C.V.3.
Судя по ходовой машины, кажется, что перед нами машина с ходовой частью, похожей на вариант CV38 - 4 опорных катка сравнительного большего диаметра и один каток малого диаметра, вместо 7 катков малого диаметра у предыдущих версий. В то же время компоновка машины не присуща модификациям C.V.3. Нечто похожее на двигатель, кажется, вместе с бензобаком вынесено в переднюю часть машины, а водитель находится сзади. Не исключено, что это пробы по теме CV38, либо развитие иных идей, например, радиоуправляемой машины.