C.V.3/38 (L3/38)

 

 

Картинки по запросу L.3/cc (controcarro)

(Идеальная комплектация)

C.V.3/38 (L3/38)

Италия

Минилегкий по массе танк сопровождения

масса

3,5 т

вооружение

1-2 пулемета

экипаж

2 чел.

мощность силовой установки

43/50 л.с.

проект

1937-1938гг.

выпускался

1938г., 1942г., Ansaldo

84 шт.

(1/3 шт. оригинальной постройки, прочие - конверсия)

 

 

Основная статья:Итальянское танкостроение 1929-1937гг.

Сверхлегкие и минилегкие танки-танкетки

 

 

     В 1936г. или в 1937г. появилась машина типа C.V.3 (возможно, впервые демонстрировалась в 1937г. на маневрах в Сицилии), которая заметно отличалась ходовой частью от предыдущих – в некоторых источниках ее называют CV35 с доработанной ходовой частью – «с витыми пружинами» в качестве подвески. (Рис.1)

 

Рис.1 – C.V.3 с доработанной ходовой частью.

 

    Известно, что этот вариант не пошел в серию, а, возможно, стал промежуточной экспериментальной машиной между CV33/CV35 и вариантом, обозначаемым CV38. (Рис.2)

 

Рис.2 - CV38.

Похоже, что на этой машине установлен 13,2-мм пулемет Madsen или Breda.

 

    Некоторые считают, что этот вариант подготовили к бразильскому заказу. CV3/38 имел наиболее заметные отличия в ходовой части от прочего семейства танков C.V.3. Ходовая часть на борт включала 4 обрезиненных опорных катка, сблокированных попарно, один независимый каток, 2 поддерживающих ролика, ведущее колесо переднего расположения. Изменилась система подвески – опорные катки попарно подвешивались на торсионной пружинной (-?) подвеске (- видимо, торсионная подвеска итальянского типа). У водителя появился улучшенный смотровой прибор. Вооружение состояло из одного 13,2-мм пулемета Breda mod.31 Tipo Marina (часто указывают калибр пулемета 12,7 мм), который был более эффективным, чем спарка пулеметов винтовочного калибра. Появился и более мощный двигатель FIAT, 4-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения, мощностью 50 л.с. при 2600 об/мин – по другой версии, на танке устанавливали мотор Fiat 122AC/B, 6 cyl, 42/46hp. Масса CV3/38 достигла 3,5 т. Максимальная скорость 110 км/ч, запас хода 200 км.

     В 1938г. Бразилия закупила 23 или 24 машины типа C.V.3, но только, видимо, три (или даже одна) из них соответствовали стандарту CV3/38 в плане ходовой части и были вооружены 13,2-мм (0,52 дюйма) пулеметами Breda HMG (в некоторых источниках пишут 13,2-мм пулемет Madsen). (Рис.3)

 

Рис.3 – Предлагается считать, что так выглядела машина CV3/38 с 13,2-мм пулеметом для Бразилии. На рисунке представлен радиофицированный вариант.

 

    В Италии новый вариант CV3/38 был одобрен в 1938г., в тот же год получил индекс L-3/38, и, как будто, был выдан заказ на 200 танков данной модификации.

    У исследователей нет единого мнения: был ли вариант CV38 запущен в серийное производство с 1938г., либо остался опытной машиной. Пишут, что 13,2-мм пулеметом с осени 1940г. вооружалось незначительное количество машин типа C.V.3 (вроде бы, в 1941г. было сдано 17 штук только что построенных C.V.3). Указывают также, что в 1942г. армия, в рамках программы модернизации сверхлегких танков типа C.V.3, заказала фирме Ansaldo переставить на новую ходовую часть (т.е. ходовую часть CV3/38) машины более ранних модификаций. При этом конверсии сохраняли прежнее вооружение. В литературе нет пояснений в какой степени была выполнена программа модернизации минилегких танков от 1942г., но некоторые пишут, что всего было получено 84 танкетки-танка уровня CV3/38 с разными вариантами вооружения. (Рис.4)

 

Рис.4 – Встречаются многочисленные изображения машин, доведенных до уровня CV38 с разным вооружением и в радиофицированном виде, хотя в некоторых источниках утверждается, что радиофицированные машины не имели вооружения.

 

     Исследователи отмечают, что машины в конфигурации CV38 практически не встречались в 1940-1943гг. в Африке, а основная их масса направлялась территориальным формированиям в Италии. Как будто, несколько из них использовались в сицилийской кампании итальянскими войсками. После капитуляции Италии большинство CV38 были захвачены вермахтом и впоследствии применялись горными подразделениями (Bebirgsjagers), либо передавались немцами фашистским «Республиканским социальным силам» ("Republican Social Forces") на севере Италии. (Рис.5)

 

Рис.5 – L3/38 в Museo storico della Motorizzazione Militare в Риме.

 

    Встречается снимок некоего испытательного стенда на базе C.V.3, возможно, CV3/38. (Рис.6)

 

Рис.6 – Испытательный стенд на базе C.V.3.

 

    Судя по ходовой машины, кажется, что перед нами машина с ходовой частью, похожей на вариант CV38 - 4 опорных катка сравнительного большего диаметра и один каток малого диаметра, вместо 7 катков малого диаметра у предыдущих версий. В то же время компоновка машины не присуща модификациям C.V.3. Нечто похожее на двигатель, кажется, вместе с бензобаком вынесено в переднюю часть машины, а водитель находится сзади. Не исключено, что это пробы по теме CV38, либо развитие иных идей, например, радиоуправляемой машины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru