C.V.3/33//C.V.3/35 (L3/33//L3/35)

 

 

танкетка L3 (СVЗ/ЗЗ)

C.V.3/33//C.V.3/35 (L3/33//L3/35)

Италия

Минилегкий по массе танк сопровождения

масса

2,7-3,1/3,2 т

вооружение

1-2 пулемета

экипаж

2 чел.

мощность силовой установки

40-43 л.с.

проект

1929- 1931гг., Ansaldo

выпускался

1930/31-1941гг., Ansaldo-FIAT

1805 шт.

 

 

Основная статья: Итальянское танкостроение 1929-1937гг.

Сверхлегкие и минилегкие танки-танкетки

 

 

     В 1928 году техническая инспекция итальянской армии инициировала отправку делегации за рубеж, для закупок более современной техники. Итальянская промышленность не могла предложить ничего лучше, чем легкие FIAT 3000, но в ходе маневров, проведенных в 1929 году в Валь Варайта (Val Varaita) с участием двух батальонов FIAT 3000, стало понятно, что эти танки нуждаются в дополнении более подвижными машинами. В 1929г. итальянцы проявили интерес к новинкам британского танкопрома - танкеткам Carden-Loyd Mark V* и Mark VI. Говорят, процесс подтолкнул генерал Уго Каваллеро (Рис.10а) – в то время являлся президентом компании Ansaldo.

 

Рис.1 – Ugo Cavallero, 1880-1943гг. С 6 декабря 1940г. по 31 января 1943г. начальник Генерального штаба Вооруженных сил Италии, с 1942г. маршал Италии.

 

     Пишут так: «Несколько экземпляров обеих машин были приобретены через капитана Энрико Де Брауда (Enrico De Braud) в Лондоне и доставлены в Италию для испытаний». Тестировать и оценивать танкетки было поручено Ispettorato Tecnico Automobilistico. Не совсем понятно, сколько машин Carden-Loyd попало в Италию в 1929г. Более взвешенно выглядит информация, что на испытания прибыла одна машина Carden-Loyd Mk.VI в экспортном варианте (с бронеколпаками) (Рис.1) и одна Carden-Loyd Mark V*.

 

Рис.1 – Танкетка Carden-Loyd Mk.VI, проданная в Италию.

 

     Впрочем, в отношении последней возникает подозрение, что итальянцы ее не купили, а взяли на пробу. (Рис.2)

 

Рис.2 - Указывают, что это Carden-Loyd Mk.V* с пулеметом Schwarzlose – в таком виде машина в 1929г. тестировалась в Италии. Источник: Ceva и Curami.

 

     По другой версии, итальянцы в 1929г. закупили четыре танкетки Carden-Loyd Mk.VI в экспортном варианте. (Рис.3)

 

Рис.3 – Исследователи относят этот снимок к испытаниям 1929г. Фото подписано: «Пара Carden-Loyd Mark VI во время испытаний, оснащенных пулеметом FIAT 6,5 мм Model 14». Источник: Ceva and Curami. Примечательно, что машины указаны как Carden-Loyd Mark VI, а не на итальянский манер, после принятия их на вооружение - CV29. Второе важное замечание, что машин не одна и не четыре, а две.

 

     Практически тут же после испытаний (в 1929г.) танкетки Carden-Loyd Mk.VI были приняты на вооружение итальянской армии под обозначением Carro Veloce 29 (Carri Veloci дословно обозначает «быстрые вагоны»), или сокращенно CV29. Хотя обычно пишут, что итальянцы закупили лицензию на производство танкеток Carden-Loyd Mk.VI/Carro Veloce 29 и производили их на своих мощностях, дело выглядело несколько иначе. В 1929г. итальянская сторона закупила у Vickers-Armstrongs комплекты для 25 машин Carden-Loyd Mark VI, при этом сборку последних 4-х экземпляров предполагалось осуществить в Италии. Машины прибыли двумя партиями: первая полностью собранная, включающая 21 танк, а вторая — детали для еще 4 машин. (Рис.4)

 

Рис.4 - Carro Veloce 29.

 

      В 1934 году Terni приобрела у Carden-Loyd эксклюзивную лицензию на производство еще 100 машин в Италии, но по этой лицензии производиться будут машины новой, итальянской модификации (серия CV33).

     Уже в 1929г. специалисты фирмы Ansaldo под общим руководством инженера этого предприятия Джузеппе Россини (Giuseppe Rossini) занялись развитием конструкции Carden-Loyd Mk.VI. Итальянцы, в отличие от британцев, видели в танкетке не только транспортер или средство снабжения, но вполне боевую машину, годную для взаимодействия на поле боя с пехотой или с кавалерией – т.е. сверхлегкий танк. Carden-Loyd Mk.VI или CV29 в чистом виде для таких целей не годились. Требовался новый полностью бронированный корпус, что подразумевало утяжеление конструкции, следовательно, нужны были более мощная ходовая часть и двигатель.

      Проект стартовал под названием Carro armato da accompagnamento per la Fanteria (пехотный танк), однако всего год спустя официальная документация уточнила название машины на Carro Armato Veloce Ansaldo (быстрый танк Ansaldo), но прижилось другое обозначение – легкий танк Ansaldo 1930 года, или CV3/ Carro Veloce 3 (- по идее, более точное обозначение должно было бы выглядеть как CV30, но везде пишут CV3, ссылаясь, что индекс CV3 являлся указанием массы танка – 3 тонны).

     Говорят, макет машины Carro Veloce 3, выполненный из дерева, был представлен уже в 1929 году. Компоновка CV3 была полностью аналогична Carden-Loyd Mk.VI. В передней части находилась трансмиссия, в средней – боевое отделение, в кормовой – моторный отсек. Водитель размещался с правой стороны, командир машины (он же стрелок) – с левой. Вооружение опытного образца состояло из одного 6,5-мм пулемета FIAT (FIAT Model 1914 Water-Cooled 6.5 mm Machine-Gun). Прототип CV3 поступил на испытания в 1930г. (Рис.5, Рис.6)

 

 

Рис.5 – Первый опытный образец C.V.3/ прототип легкого танка Ansaldo 1930 года.

 

Рис.6 – Интерьер машины – вид на места членов экипажа.

 

    Масса машины, скорее всего, 2,9 т, но в некоторых источниках указывают 3,2 т (-?). Габариты: длина 3170 мм, ширина 1400 мм, высота 1280 мм. Как видим, помимо измененного корпуса, собиравшегося из катаных броневых листов толщиной от 5 до 12 мм (по другим данным, от 8 до 14 мм?), ходовая часть машины также выглядела иначе. Ходовая часть CV3 состояла из шести опорных катков на один борт, крепившихся на общей балке. При этом первая и последняя пара были сблокированы в тележки, а 3-й и 4-й катки имели независимую подвеску. Ведущие колеса располагались спереди, направляющие сзади. Поддерживающие ролики отсутствовали, а вместо них использовался специальный направляющий желоб. Каждая гусеница состояла из 72 мелкозвенчатых траков. Пулеметная установка обеспечивала обстрел по горизонту в пределах 40° (по 20° влево-вправо) и по вертикали в пределах от -20° до +20° (по другим данным, максимальные углы вертикального наведения составляли от -12° до +18°). Боекомплект рассчитывался на 3800 патронов. Органы управления танкеткой были просты. Слева и справа от водителя размещалось два рычага, а впереди него находились педали газа и сцепления. С помощью рычагов блокировались бортовые фрикционы, что обеспечивало поворот танкетки влево-вправо. В случае необходимости резкого торможения рычагами можно было заблокировать оба фрикциона. Вероятно, на машине использовался бензиновый двигатель FIAT SPA CV1 6 cyl, 38 hp (по другой версии, это был 4-цилиндровый бензиновый двигатель типа FIAT CV3), хотя некоторые допускают, что на прототипе Ansaldo 1930 года мог стоять двигатель от CV29, т.е. 2,9-литровый бензиновый двигатель Ford Model T, мощностью 20-22 л. с. Максимальная скорость по шоссе (при условии наличия 40-сильного мотора FIAT CV3) - 40 км/ч, по бездорожью – 14 км/ч.

     Как будто, в конце 1930г. прототип C.V.3 начали переделывать. В 1931г. году появился улучшенный вариант CV3 (по некоторым данным, это был доработанный первый опытный образец), отличавшийся измененной ходовой частью. Применительно на один борт ходовая часть состояла из 6 опорных катков среднего диаметра и одного катка малого диаметра. Два передних и два задних катка среднего диаметра блокировались попарно и вместе с двумя средними катками (которые были независимыми друг о друга) все катки среднего диаметра крепились к наружной стальной балке, или удерживались ею (-?). При этом не вполне ясно, имелись ли в креплении тележек парных катков пластинчатые рессоры. Такой тип подвески катков среднего диаметра определяют формулой 2-1-1-2. Каток малого диаметра находился сзади, у натяжного колеса (ленивца), этот каток интегрировался с натяжным колесом, такой крепеж позволял предотвратить чрезмерное изгибание гусеницы во время движения на высокой скорости и особенно от изгиба вверх во время движения задним ходом. Верхняя часть гусениц поддерживалась деревянными (-?) салазками Acacia. (Рис.7)

 

Illustration by Andrei Kirushkin.

Рис.7 - CV3, второй вариант, он же Carro Armato Veloce Ansaldo 1931.

На верхнем снимке над моторным отсеком складная установка для пулемета (The framework on the rear deck is a folding mount for a machine gun). Вероятно, допускалось, что в случае демонтажа штатного пулемета машины его можно было использовать с возимой установки.

 

    В течение 1932 года второй и третий (-?) прототипы прошли усиленные испытания на полигоне под Генуей. (Рис.8)

 

Рис.8 – Прототип легкого танка Ansaldo 1931 года во время испытаний в горах. Крыша была снята по неизвестной причине.

 

     Представители итальянской армии остались довольны новой машиной, что позволило в 1932г. оформить контракт на выпуск 4-х машин предсерийного образца. От прототипов они, в первую очередь, отличались 6,5-мм пулеметом FIAT авиационного типа (FIAT-Revelli Model 1914 6,5 мм tipo aviazione) в новой установке. (Рис.9, Рис.10, Рис.11)

 

 

Рис.9 – Вверху варианты пехотного пулемета FIAT-Revelli M1914 калибра 6,5 мм, внизу -вариант tipo aviazione отличался более длинным стволом и измененной системой жидкостного охлаждения ствола.

 

 

Рис.10 – Внизу в кадре все четыре предсерийные CV3. Вооружена только одна машина.

 

 

Рис.11 – Слева прототип CV3, справа – предсерийный образец.

 

     Предсерийные образцы несли и другие изменения. Цельная крыша модели 1931 года исчезла, ее заменила новая крыша с двумя большими прямоугольными люками, вырезанными в ней. Цельносварная верхняя часть корпуса модели 1931 года была сохранена, хотя лобовая часть теперь шла до верха передней части рубки до козырька водителя и была прикреплена к раме болтами - ранее этот элемент состоял из двух частей и был приварен. Как пишут: «Носовая пластина также была упрощена. Вместо тяжело прикрученной пластины и усиливающей детали спереди модели 1931 года эта конструкция 1932 года представляла собой более чистую пластину, прикрепленную болтами по верхнему краю к раме танка». Были добавлены фары, по одной с каждой стороны, установленные на металлических брызговиках, которых ранее не наблюдалось. Брызговики закрывали не всю гусеницу, а устанавливались в передней части (до надстройки), сзади брызговиков не было. Воздухозаборники по бортам и над МТО были ликвидированы, их перенесли на борт рубки справа от водителя. С одной стороны, за счет такого высокого расположения воздухозаборников машина могла преодолевать более глубокие броды, снизило вероятность засорения воздухозаборников грязью, а также обеспечило поток воздуха через рубку для вентиляции экипажа. С другой стороны, воздухозаборники заняли место бокового смотрового люка, что отрицательно сказалось на обзорности из машины – на серийных машинах воздухозаборники на рубке не появились. В ходовой части также кое-что поправили. Передняя ведущая звездочка была заменена с составной на прототипе на цельную на предсерийном образце. Рядом с задним натяжным колесом появилось два опорных катка малого диаметра (один цельнометаллический, другой резиновый), которые сопрягались с натяжным колесом длинным кронштейном. (Рис.12)

 

Рис.12 – Слева длинный кронштейн с двумя катками малого диаметра (предсерийный вариант), справа – кронштейн с одним опорным катком малого диаметра (прототип).

 

     Тележки на предсерийных образцах определенно подвешивались на пластинчатых рессорах. (Рис.13)

 

Рис.13 – Рисунок предсерийного CV3. На рисунке отчетливо изображены пластинчатые рессоры на тележках. Illustration by Adrielcz.

 

     На машинах устанавливались либо (в зависимости от источника) FIAT SPA CV1 6 cyl (-?!), 38 hp, либо 4-цилиндровые бензиновые двигатели типа FIAT CV3 - этот двигатель объемом 2,745 литра мог выдавать 43 л. с. при 2400 об./мин, что позволяло танку, который весил 3,1 тонны, развивать скорость до 42 км/ч на дороге и около 15 км/ч на бездорожье.

     Четыре предсерийные машины использовались в качестве опытных летом 1933г. (Рис. Рис.14), а в дальнейшем в качестве учебных машин для водителей. (Рис.15)

 

Рис.14 – Предсерийный CV3/33 без установленного вооружения во время испытаний в Лацио в 1933 году. Источник Tallillo and Guglielmi.

 

Рис.15 – Нижнее фото выполнено в 1942г. Машина использовалась для обучения водителей, о чем свидетельствует маркировка спереди и сбоку “SCUOLA GUIDA” (школа вождения).

 

     После проведения серии испытаний предсерийных CV3 в июле 1933г. Regio Esercito (вооруженные силы итальянского королевства) подписали контракт на сборку следующих 10 танков-танкеток, которые с этого времени именовались как Carro Veloce Ansaldo CV3/33 serie I. По другим версиям, в 1933г. был подписан контракт на производство 100 или 240 машин C.V.3. Машины этого заказа получили, видимо, позже обозначение “serie I” – т.е. «серия» в данном случае означает не столько модификацию конструкции, сколько указывает на то, что эти машины выпускались в рамках первого контракта.

     CV3/33 serie I кое-чем отличались от предсерийных образцов. Во-первых, как уже упоминалось выше, с борта рубки убрали воздухозаборник. Во-вторых, в ходовой части исчез один каток малого диаметра, сопряженный с натяжным колесом (ленивцем) и, видимо, изменилась конструкция крепежа друг к другу этих элементов. Сам опорный каток в большинстве случаев получил массивную бронеплиту (в некоторых источниках пишут «фиксирующую плиту»), но на фото попадаются варианты без бронеплиты. Машины     CV3/33 serie I отличались от последующих вариантов вооружением – на них устанавливали один 6,5-мм пулемет FIAT-Revelli Mod. 1914 tipo aviazione. (Рис.16, Рис.17, Рис.18)

 

Рис.16 – Проекции Carro Veloce Ansaldo CV33 serie I.

 

Рис.17 – Галерея танков-танкеток Carro Veloce Ansaldo CV33 serie I.

 

Рис.18 – Вверху щиток пулеметчика опущен (в боевом положении), в середине и внизу для улучшения обзора щиток пулеметчика открыт.

 

     Приводится, что масса танка в подобной конфигурации составляла 2,9 тонн или 2,7 тонн. Габариты: длина 3030 мм, ширина 1400 мм, высота 1200 мм. Бронирование 5-10 мм. Максимальная скорость 40 км/ч. Запас хода 125 км.

     Считается, что C.V.3 был принят в серийное производство в конце 1933г. и в 1933-1934гг. на предприятиях FIAT и Ansaldo было произведено около 300 штук машин “serie I”.

В 1934г. провели первые смотрины танков C.V.3, как машин поддержки кавалерии. (Рис.19)

 

 

Рис.19 – Маневры танков-танкеток C.V.3 и кавалерии, 1934г.

 

    Машина понравилась, поскольку обладала способностью перемещаться по гористой местности (что для условий Италии важное имеет значение), и в 1934г. был выдан новый заказ на минилегкие танки C.V.3 – возможно, согласно второму контракту, надлежало произвести еще 100 машин (-?). Эти машины обозначают Carro Veloce Ansaldo CV33 serie II (иногда встречается обозначение CV33 mod.1934). Пишут, что помимо незначительных доработок корпуса данная партия сразу оснащалась спаренной установкой из двух 8-мм пулеметов FIAT mod.14/35. (Рис.20, Рис.21, Рис.22, Рис.23)

 

Рис.20 - FIAT-Revelli M1914/35 калибра 8 мм.

 

Рис.21 – Образцовое изображение Veloce Ansaldo CV33 serie II.

 

 

Рис.22 - Carro Veloce CV33 serie II.  

 

Рис.23 - Судя по вооружению, на двух приведенных выше рисунках изображены машины CV3/33 serie II, на них прорисованы разные варианты защиты крепления заднего опорного катка малого диаметра. Вероятно, тип этого элемента на машинах 2-й серии зависел от производителя.

 

     Спарка пулеметов имела более ограниченный угол наведения по горизонту, всего 12 градусов в каждую сторону, а угол возвышения снизился с +18° в серии I до 15° в серии II. Из-за более крупного калибра боекомплект на машинах serie II сократился до 2320 8-мм патронов с 3800 6,5-мм патронов на машинах serie I. Вероятно, масса танков CV33 serie II подросла до 3100 кг.

     К серийному производству машин второй серии Veloce Ansaldo CV33 приступили, по одной версии, в 1935г., по другой - в 1936г. и, по некоторым данным, их могло быть произведено до 900 штук, поскольку считается, что машин Veloce Ansaldo CV33 всех серий построили 1200 шт. – впрочем, эти данные могут быть не вполне верными.

     В 1934г. или в 1935г. появился прототип CV3/35. Машина была немного удлинена (в некоторых источниках пишут наоборот – укорочена) и изменена по ширине и высоте. Габариты: длина 3170 мм, ширина 1400 мм или 1500 мм, высота 1300 мм, клиренс 190 мм. Толщина бронирования во фронтальной проекции доведена до 14 мм (указывают также:13-ти мм), а по бортам и корме до 8 или 9 мм, крыша и днище – 5 мм. В связи с усилением бронирования масса машины подошла к 3,1 т или 3,2 т. В некоторых источниках массу CV3/35 показывают в 3300 кг или 3450 кг. В целях компенсации возросшей массы на машине установили новый более мощный двигатель. По одним источникам – бензиновый шестицилиндровый с водяным охлаждением FIAT-SPA CV3, способный выдавать 43 лошадиные силы (32 кВт)/FIAT SPA CV3, 6 cyl (-?!), 43 hp; по другим - CV35 оснащались 4-цидиндровым карбюраторным рядным жидкостного охлаждения двигателем FIAT CV.3-005, рабочим объёмом 2748 см.куб. и максимальной мощностью 43 л.с. или 40 л.с. при 2600 об/мин. Запас хода машины увеличился до 150 км, при приблизительном сохранении скоростных характеристик. От предыдущего варианта новая машина также отличалась упрощённой верхней частью корпуса, собранной на болтах вместо заклепок, как на C.V.3/33. Кроме того, можно понять, установка под спарку пулеметов была изменена, что, как будто, «облегчало боковое и вертикальное наведение» пулеметной спарки. Вооружение: два 8-мм пулемета FIAT mod.14/35, боезапас 2170 патронов. Экипаж 2 чел. (Рис.24)

 

Рис.24 – Указывают, что это прототип CV3/35 на испытаниях.

 

     Заказ на производство CV3/35 был выдан в конце 1935. Пишут, что это был самый крупный заказ, впрочем, точные цифры заказанных машин в источниках не указываются (- возможно, 800 штук).  В конце 1935г. или в 1936г. машины CV35 первой серии были пущены в серийное производство. (Рис.25, Рис.26)

 

Рис.25 – Образцовое изображение CV3/35.

 

Рис.26 - Carro Veloce CV3/35.

 

    Как и в случае с CV33, различают машины первой и второй серий - Carro Veloce Ansaldo CV35 serie I и Carro Veloce Ansaldo CV35 serie II. Пишут, что машины второй серии отличались неким «дополнительным бортовым бронированием», но подробности этого «бронирования» не раскрываются, а также уменьшенными отверстиями смотровых щелей и выхлопных труб. Вероятно, главное отличие машин CV35 первой и второй серий заключалось в вооружении. Машины, произведенные до 1938г. вооружались спаркой 8-мм пулеметов FIAT-Revelli M1914/35, машины, произведенные, начиная с 1938г., вооружались спаркой 8-мм (7,92-мм) пулеметов Breda mod.38 (Рис.27) с улучшенной стрелковой установкой – впрочем, из некоторых источников можно понять, что минилегких танков CV33 с пулеметами Breda mod.38 было весьма ограниченное количество, союзники отмечали их присутствие в Тунисе и на Сицилии в 1943г.

 

Рис.27 – 8-мм пулемет Bréda Mod.38.

Разработан фирмой Bréda поступил на вооружении итальянской армии в 1938г.

Стал стандартным танковым пулемётом.

 

     В некоторых источниках указывают, что с 1936г. по 1938г. выпустили около 1300 машин Carro Veloce 3/35 – впрочем, вероятно, сюда включены все модификации на базе CV 3/35, например, огнеметные и другие. (Рис.28)

 

 

Рис.28 – Современный вид Carro Veloce 3/35 без вооружения.

 

     С 1938г. танки-танкетки 2-й серии Carro Veloce 3/33, по мере возможности, доводили до стандарта Carro Veloce 3/35, вероятно, главным образом за счет установки 8-мм пулеметов Breda mod.38.

    Прорабатывался авиадесантный вариант минилегкого танка - L35 Aviotrasportabile.

    В 1938г. машины Carro Veloce 3/33, 3/35 получили новое обозначение Carro Armato Leggero da 3 Tonnellate, сокращенно Carro Armato L3 (L-3/33, L-3/35) – легкий танк массой 3 тонны.  Присвоение машинам литеры “L” свидетельствует о том, что итальянцы официально признали этот тип в качестве «легких танков». По другой версии, официально танки получили новую индексацию 13 июня 1940г.

     Машины типа C.V.3 производились конгломератом Ansaldo-FIAT. Как правило, пишут, что производство машин Carro Veloce CV33/ CV35 завершилось в 1939г. Однако есть сведения, что машины типа C.V.3 сняли с производства в 1940г, а в некоторых источниках указывают, что последние 17 шт. минилегких танков C.V.3 были сданы (или построены) в 1941г. – причем это были L3/35. Встречается, что в 1944г. по заказу германских властей собрали еще 17 танков L3, но так ли это?

    Довольно сложно разобраться, сколько машин типа C.V.3 было построено. Встречаются цифры: 1400 шт., 2000 и даже 2500 единиц (включая огнеметные варианты). В пользу цифры 1400 шт. выступает информация, что в общей сложности итальянской армией было заказано 1400 машин C.V.3 всех серий (модификаций). По состоянию на начало июня 1936 года армии была передана 1031 машина, но затем темпы производства снизились и остальные 369 танков были выпущены только к 1939 году. Встречается информация, как будто, противоречащая утверждению о постройке 1400 танков типа C.V.3 – дескать, машин варианта CV3/33 было произведено 200 шт. (вместе с предсерийными, очевидно, 214 шт.) и машин CV3/35 - 831 единица, что в сумме дает 1045 шт. Однако машины C.V.3 выпускались не только для итальянской армии, но и по заказу других государств – в общей сложности иностранный заказ составил не менее 402 штук. Таким образом, минимальное количество произведенных машин типа C.V.3 колеблется около 1400 единиц (примерно, 1436 штук). Если допустить, что итальянская армия получила все 1400 танков и сверх того зарубежным заказчикам было отгружено, минимум, 402 штуки машин типа C.V.3, то общее производство этих танков могло составить около 1800 единиц (примерно, 1805 шт.).

    Постройка одной машины C.V.35 стоила 86 800 лир (около 97 000 евро по курсу на 2016 г.).

    В 1935г. C.V.3 поступили на вооружение gruppi squadroni Carri Veloci под названием “San Giorgio”, “San Marco” и “San Guisto”, в каждой было по 61 танкетке. Затем количество групп эскадронов Carri Veloci увеличивалось. По состоянию на 1936 год в итальянской армии было 14 батальонов/эскадронов, вооруженных CV-3, включая огнеметные модификации.

    Дебют итальянских танков-танкеток состоялся в ходе итало-абиссинской кампании 1935-1936гг. В начале кампании в Эфиопии находилось от 90 до 150 танков C.V.3 – видимо, практически все произведенные на тот момент танки C.V.3/33 первой серии. Они входили в состав IV и V групп эскадронов минилегких танков (танкеток). В силу природных особенностей Эфиопии, бронетехника в основном использовалась для поддержки транспортных колонн. В целом, итальянская бронетехника показала себя в Эфиопии с не самой лучшей стороны. Оказалось, что даже против плохо вооруженного, но отчаянного противника машины C.V.3 являются не вполне адекватным оружием. Экипаж имел неудовлетворительную обзорность. Размещение вооружения в установке с ограниченными углами горизонтального наведения позволяло массам атакующей эфиопской пехоты брать сверхлегкие итальянские танки «на абордаж». Авторы тех лет выражаются прямо – «танкетки (- минилегкие танки) показали невысокие боевые и технические качества. Их атаки не производили на абиссинцев большого впечатления. 1-2 орудия заставляли итальянцев отказаться от танковых атак» (А. Шталь).

     Следующий конфликт, в котором довелось принять участие итальянским минилегким танкам C.V.3 оказалась Гражданская война в Испании. Всего за 1936-1938гг. в состав Итальянского экспедиционного (добровольческого) корпуса (Corpo Truppe Volontarie, CTV) было передано 144, 149, 155 (или 160) танков-танкеток. В ходе кампании итальянцы осознали слабость пулеметных машин, поэтому зачастую к группе пулеметных C.V.3 назначался огнеметный вариант, который являлся главной ударной силой группы, а пулеметные машины его поддерживали. Соотношение в группе пулеметных машин к огнеметным составляло из расчета 2:1. (Рис.29)

 

Рис.29 – Огнеметный танк C.V.3/lf возглавляет группу сверхлегких машин C.V.3.

Испания, сражение при Гвадалахаре.

  

    Применение C.V.3 на полях Испании показало их высокую уязвимость на поле боя в условиях применения противником пушечных танков и противотанковой артиллерии. Именно в Испании к машинам приклеились обидные прозвища “scatola di sardine” (ящик для сардин) или “cassa di morto” (ящик для мертвеца), или даже “bara d'acciaio” (железные гробы). В ходе военных действий в Испании потери в танках C.V.3 составили 56 или 53 единицы. Второй отрицательной чертой машины было отсутствие пушечного вооружения. К слову сказать, испанский генерал Франко также обратил внимание на необходимость повысить эффективность итальянских минилегких танков. В августе 1937г. испанцы приняли решение перевооружить несколько танков типа C.V.3 с пулеметов на 20-мм пушку Breda 20/65 итальянского производства. 20-миллиметровый бронебойный снаряд этой пушки весил 147 грамм и мог пробить до 40 мм брони на 250 м под углом 90 °. Был изготовлен прототип машины с 20-мм пушкой (Рис.30), однако Франко передумал, он решил, что лучше ставить это орудие на базу немецкого Panzer I, поскольку у немца имелась башня.

 

Рис.30 – Испанский вариант C.V.3 с 20-мм автоматической пушкой.

 

     Единственный экземпляр C.V.3-Breda, предположительно, в октябре 1937г. был предан/возвращен итальянцам. Танк был передан в Reggruppmaneto Carristi, где он подвергся испытаниям. Выводы были не положительными, было обнаружено три основных недостатка: 1. увеличение размера пушки внутри корпуса сделало его неудобным для командира/стрелка; 2. обзор левой стороны водителя был ограничен увеличенной длиной пушки; 3. В машине наблюдался дисбаланс, левая сторона теперь весила на 200 кг больше правой. Учитывая это, итальянцы не приняли данную модификацию. Однако пишут, что машина (под итальянским флагом) принимала участие в операциях в Рудилье (Теруэль) (Rudilla (Teruel) 9 марта 1938 года, а затем в Тортосе (Таррагона) (Tortosa (Tarragona) 19 апреля после кровопролитной битвы при Теруэле и подготовки к Арагонскому наступлению. Дальнейшая судьба машины неизвестна. (Рис.31)

 

Рис.31 – Вероятно, танк в руках итальянцев – на борту просматриваются итальянские тактические отметки, которые соответствуют 2-й машине 2-го взвода 2-го эскадрона.

 

     Однако нельзя сказать, что минилегкие танки C.V.3 оказались бесполезны как боевые машины. Генерал Бабини, командовавший бронетанковыми силами Итальянского экспедиционного (добровольческого) корпуса (CTV) в Испании в 1937-39 годах, писал в докладе Comando Supremo (штабу итальянской армии), что, хотя C.V.3 имеют недостатки (слабое вооружение и бронирование, недостаточный запас хода), но даже так они «помогали выигрывать сражения и полностью оправдали себя при правильной тактике их применения». Очевидно, генерал имел ввиду, что даже пулеметная слабобронированная машина при использовании ее не в качестве средства прорыва укрепленных оборонительных рубежей, а, скажем, на коммуникациях противника или в качестве разведчиков, сил передового прикрытия и фланговых сил, а также для полицейских задач могла быть полезной. При этом наблюдатели отмечали, что более удачно проявили себя огнемётные C.V.3, в основном, за счёт высокого психологического действия своего оружия.

     Массовое производство сверхлегких танков типа C.V.3 позволило насытить итальянскую армию бронетехникой. (Рис.32)

 

Рис.32 – Carro Veloce на параде и в строю.

 

     В 1937г. были сформированы 2 бригады, вооруженные минилегкими танками, в 1939г. этими машинами были вооружены 2 танковые дивизии. Минилегкие машины активно применялись итальянцами во время оккупации Албании 7-12 апреля 1939 года.

     По состоянию на 10 июня 1940 года, в вооружённых силах Италии имелось 1320 или 1506 машин типа C.V.3. По другим сведениям, на ту же дату в итальянских войсках имелось более двух тысяч машин типа C.V.3. Из них было сформировано 26 (или 24) батальонов и 3 группы эскадронов. (Рис.33)

 

Рис.33 – На службе Великой Италии.

 

    3 батальона, укомплектованные L3 назначались для нападения на южные районы Франции, но, кажется, в реальных делах участия не принимали.

     В кампании за «Африканский Рог», начавшейся 11 июня 1940 года, на границе с Суданом эскадрон CV3 - Carri Veloci Cavalieri di Neghelli помогал 4-й пехотной дивизии. «Весь состав из 39 машин 1-й и 2-й рот 3-го танкового полка (-?) был потерян до начала 1941 года». По другим сведениям, В Абиссинии и Сомали (итальянская Восточная Африка) Commando Truppe Afrika Orientale включало также четыре батальона/эскадрона L3 (-?).

    В июне 1940 года итальянская армия в Ливии (Commando Carri armati della Libia) имела, по одной информации, семь танковых батальонов/эскадронов, по другим – четыре эскадрона/батальона L3 и еще несколько батальонов имелось в составе полковых групп, специальной танковой бригады и 132-й и танковой дивизии «Ариэте»,  насчитывавших в общей сложности 324 танка-танкетки, в основном CV-35. 16 июня произошло первое столкновение с британской колонной, которое закончилось общей потерей 17 танков-танкеток. (Рис.34)

 

 

Рис.34 – В Африке.

 

    На пустынных пространствах Ливии отчетливо негативно проявило себя отсутствие средств радиосвязи на минилегких танках. Еще одним слабым местом оказался недостаточный запас хода машины - экипажи были вынуждены возить дополнительно по три 20-литровых канистры бензина на внешней броне. При попадании в канистру с бензином на броне во время боя последствия для экипажа нетрудно себе представить. Отмечалось, что подвеска машин также оказалась не слишком надежной для пробега больших расстояний. Однако несколько раз танкам L3 удавалось успешно атаковать автоколонны британских войск, благодаря низкому профилю, высокой скорости и хорошей маневренности. (Рис.35)

 

Рис.35 - Carro Veloce атакуют.

 

     В ходе дальнейшей кампании в Африке Carro Veloce, как правило, старались включать в смешанные роты вместе с более солидными танками типа М11/39. Приводится, что последние упоминания об использовании CV3 в Северной Африке относятся к ноябрю 1941 года, к тому времени большинство сохранившихся машин были полностью изношены. Впрочем, в некоторых источниках можно узнать, что машины данного типа встречались союзникам в Тунисе в 1943г.

    В октябре 1940г. итальянская армия 25-й и 26-й армейские корпуса (6 пехотных дивизий, 1 бронетанковая (в источниках называют разные дивизии: Litorrio или Centauro) и 1 альпийская дивизия) нацелилась через Албанию атаковать Грецию. Бронетанковая дивизия Litorrio насчитывала 163 танков типа L3 (по другим данным, 250, в основном CV-35). (Рис.36)

 

Рис.36 - Колонны дивизии Litorrio (Centauro?), Греция, ноябрь 1940г.

 

     Греки успешно отразили итальянский натиск, заставив противника ретироваться. В кампании 1940 года греки захватили 45 итальянских танков-танкеток и в январе 1941г. из этой матчасти принялись формировать собственную механизированную дивизию. (Рис.37)

 

Рис.37 – Греки на трофейной броне.

 

     Немцы новой атакой на Югославию и Грецию в апреле 1941г. положили конец греческому начинанию. Вероятно, в апреле 1941г. в кампании, помимо прочих итальянских войск, в операции приняла участие дивизия 131-я танковая дивизия – “Centauro”, в которую входили 7, 8, 31, 32-й батальоны.

     13 машин L3 участвовали в операциях на Родосе в мае 1941 года и оставались там гарнизоном большую часть войны.

     В августе 1941 года 55 штук L3 были переданы в III gruppo carri veloci "San Georgio", которая отправлялась на Восточный фронт (Украина). Эта группа подчинялась мобильной дивизии «Принц Амедео герцог д’Аоста». К весне 1942 года у дивизии д’Аоста оставалось три десятка машин L3. Указывают, что в условиях Восточного фронта больше машин L3 было потеряно по техническим причинам, нежели по боевым. В июле 1942 года все оставшиеся L3 отправили обратно в Италию. (Рис.38)

 

 Рис.38 - C.V.3/35 в одной колонне с немецкими друзьями.

 

     С 1941-1942 года оставшиеся в строю танки L3 выводились первой линии, а к 1943 году их, как правило, передавали небольшим подразделениям, ответственным за антипартизанские операции на Балканах, а позднее и в самой Италии.

     В начале 1942 года в Югославии итальянские оккупационные силы провели крупную антипартизанскую операцию около Перушича (Perusic), Лицки-Осика (Licki Osik), Широка-Кулы (Siroka Kula) и вокруг Любова (Ljubov) 22 января. Несколько танкеток CV3 помогли сдержать партизанский батальон, но югославы устроили засаду на следующий день, захватив три итальянских L3. В Любове другие танки-танкетки попытались взять деревню, но были остановлены баррикадой из камней, и машины были повреждены. (Рис.39)

 

Рис.39 – Поврежденный C.V.3.

 

     Югославским партизанам удалось захватить две машины CV3 и вернуть их в строй. В сентябре были захвачены еще три L3 и еще три «подарены» партизанами хорватской армии. Затем из-за быстрого ухудшения ситуации в Далмации туда были отправлены 1-й и 2-й батальоны 1-го танкового полка, вооруженные в основном танками-танкетками. Полк был усилен подразделением огнеметных танков-танкеток и в августе 1942 года переведен в Черногорию вместе с 3-м танковым батальоном. 

     В ноябре 1942 года бывшие группы carri veloci "San Marco" и IIIth gruppo "Piemonte Reale" были переведены на оккупацию Лазурного берега. XIII battaglione carri был переведен на Сардинию, а затем на Сицилию осенью 1943 года. (Рис.40)

 

Рис.40 – Вероятно, одна из последних фотографий L3 на службе Королевства Италии, август-сентябрь 1943г.

 

    После выхода Италии из войны в сентябре 1943 года, машины типа L3 достались вермахту, югославским партизанам и хорватским войскам. В распоряжение немецких войск, разоруживших капитулировавшие итальянские части, поступило 148 танков типа L3, в следующие месяцы — ещё некоторое количество. (Рис.41)

 

Рис.41 – Фото сделано осенью 1943г., на ближайшей к наблюдателю машине все еще итальянские тактические знаки, но, возможно, вскоре танки перейдут к немцам.

 

     Часть машин немцы передали на вооружение итальянских частей Республики Сало (Итальянская социальная республика, Republica Soziale Italiana, RSI, существовавшая в 1943-1945гг. на севере Италии). Этими машинами оснащались танковые группы RSI "Leonessa", "Leoncello" и "San Guisto".

    После войны небольшое количество машин L3 использовались в подразделениях итальянской армии в качестве учебно-демонстрационных пособий, а затем превратились в памятники возле казарм. (Рис.42)

 

Рис.42 – Современный вид C.V.3.

 

    Есть сведения, что несколько минилегких L3 в первые послевоенные годы находились на вооружении итальянской полиции.

   Специалистами делается, преимущественно, негативная оценка машин C.V.3. С одной стороны, машины этого типа отличались малозаметностью, хорошей подвижностью, быстроходностью и управляемостью. С другой стороны, пулеметное вооружение было эффективно только против живой силы на дистанции до 400 м, и то лишь при условии, если стрелять на небольшой скорости, а отсутствие вращающейся башни ограничивало сектор обстрела и делало танкетку уязвимой для атак с тыла. Обзорность с закрытыми люками была плохой, а очень слабое бронирование не защищало даже от огня пулеметов, снаряженных бронебойными патронами. Выход экипажа из подбитой танкетки из-за расположения люков был практически невозможен во время боя. Небольшие габариты машины не позволяли ей преодолевать даже сравнимые с ее размерами препятствия на труднопроходимой местности. Ещё одной неприятной особенностью машины был высокий расход бензина и запуск двигателя снаружи с помощью рукоятки. Из-за малых размеров, тесной компоновки и тонкой брони итальянские солдаты прозвали танк C.V.35 «консервной банкой» или «Арригони» (по названию известной фирмы-производителя консервов). Также у неё были прозвища «жестянка» и просто «гроб» (cassa da morto) — из-за опасности, которой подвергались экипажи машин при встрече с гораздо лучше вооруженными и бронированными танками противника.

    В целом, машины C.V.3 неплохо подходили для колониальных конфликтов, но были неэффективны на поле боя, насыщенным современными противотанковыми средствами и танками противника.

    Иностранные операторы Carro Veloce.

    В 1930-х годах машины Carro Veloce разных модификаций поставлялись в Австрию, Албанию, Афганистан, Болгарию, Боливию, Бразилию, Венесуэлу (-?), Венгрию, Ирак, испанским франкистам, Китай, Никарагуа, Парагвай, Сальвадор.

    Одной из первых машины типа CV3 закупила Австрия, контракт на поставку 36 машин CV3/33 serie II заключили в 1934г. Первая партия из 12-ти машин CV3/33 была поставлена уже в феврале 1935г. Машины для Австрии отличались вооружением – вместо спарки 8-мм пулеметов итальянского производства устанавливался один (-?) пулемет Schwarzloze 8 мм. Вероятно, к осени 1935г. года были получены оставшиеся машины из этого заказа. Далее заказали еще 36 танков-танкеток, из них 12 шт. в варианте C.V.3/35. Из источников не совсем ясно, когда последовал заказ. По одним данным, машины второго заказа прибыли в Австрию в марте 1936г., по другим – к марту 1937г. Из итальянских танков-танкеток сформировали 4 танковые роты, которые размещались в Брукнендорфе. После присоединения страны к Третьему Рейху в марте 1938г. эта бронетехника стала собственностью вермахта.

    В 1934г. заказ на 14 сверхлегких C.V.3/33, с соответствующим числом грузовиков для их транспортировки, оформила Болгария. 1 марта 1935г. транспорт с техникой прибыл в порт Варна. Болгарские C.V.3/33 были вооружены одиночным 7,92-мм пулемётом MG 08/15, стандартным для болгарской армии. В 1935г. машины поступили в 1-й инженерный полк, входивший в гарнизон Софии. (Рис.43)

 

Рис.43 – C.V.3 на болгарской службе.

 

     Говорят, в сентябре-октябре 1940г. болгарские танки-танкетки приняли участие в аннексии бессарабской провинции Южная Добруджа (South Dobrogea). Во время Второй мировой войны эти машины использовались для обучения, а в октябре 1943 года их передали 10-й и 11-й танковым бригадным ротам, базирующимся в Сливене (Sliven). Пишут, что машины сохранялись в строю до апреля 1945г.

     По версии C. Bescze (Magyar Steel Hungary Armour in WWII), в июне 1934 года Венгерский военно-технический институт (Hungarian Military Technical Institute) испытал одну машину CV33. Вскоре после этого венгерская армия разместила заказ примерно на 150 танков-танкеток. Эти машины начали поступать в течение 1935 года (с августа месяца), а последняя из них достигла Венгрии в декабре 1936 года - они получили номера от H-100 до H-167 и от H-169 до H-251. Итальянцы также предоставили один CV33 (H-168) без какого-либо вооружения. Эта машина использовалась в основном для обучения. Кроме того, венграм была направлена на испытания огнеметная версия танка (номер H-252). Она не была принята на вооружение венграми, но по неизвестным причинам машина осталась на хранении в венгерской армии без оплаты.

     Другие авторы, такие как F. Cappellano и P. P. Battistelli (Italian light tanks 1919-45), утверждают, что венгры приобрели у Италии и даже произвели по лицензии около 104 танков-танкеток типа CV3. Автор S. J. Zaloga утверждает, что в 1934 году у Италии было приобретено 30 CV33. Кроме того, в 1936 году было приобретено 110 CV35 и еще несколько в последующие годы, достигнув общего количества в 151 машину. L. Ness упоминает, что в 1934 году было приобретено около 25 CV33, а в 1935 году их было приобретено гораздо больше. Автор P. Mujzer («Венгерские бронетанковые войска во Второй мировой войне») упоминает, что танки-танкетки CV были введены в эксплуатацию в 1935 году, а последняя прибыла в декабре 1936 года. Хотя автор приводит общее количество машин в 150, в одной части книги он описывает их как CV33, а в другой части той же книги — как CV35. Авторы B. Adam, E. Miklos и S. Gyula (A Magyar Királyi Honvédség külföldi gyártású pancélos harcjárművei 1920-1945) отмечают, что 68 CV35 были приобретены в 1935 году, а остальные 82 - в 1936 году. Более старые и менее надежные источники, такие как П. Чемберлен и К. Эллис (Axis Combat Vehicles) отмечают, что в период с 1934 по 1938 год было доставлено от 60 до 70 танков-танкеток.

     В июле 1936 года венгры вели с итальянцами переговоры насчет лицензионного производства танкеток. Местом их производства должен был стать машиностроительный завод Ganz в Будапеште. Впрочем, лицензионный выпуск не состоялся.

      Пишут, что первоначально CV3 для Венгрии были вооружены одним пулеметом Schwarzloze 8 мм (некоторые считают, что это был пулемет 6,5-мм FIAT-Revelli Mod. 1914). По другим сведениям, машины в Венгрию поступали вообще без вооружения. (Рис.44)

 

Рис.44 – Указывают, что это CV3 под венгерский заказ.

 

     Ряд источников утверждают, что в Венгрии танки-танкетки «были перевооружены чешским пулеметом SPARK 7,92 мм (0,31 дюйма) или Brno ZB vz.26/ZB vz.30».

     В течение срока службы (- более определенное время не указано) венгры внесли некоторые изменения в свои CV3. Наиболее очевидным изменением стало модифицированное вооружение. Их огневая мощь была увеличена путем замены первоначально устанавливавшегося вооружения на спарку 8-мм пулеметов Gebauer 34AM и более поздними 34M/37M венгерского производства. Установка нового вооружения потребовала модификации пулеметной установки. (Рис.45)

 

 

Рис.45 – Вверху установка под спарку пулеметов Gebauer 34AM. Внизу – танки CV3 со спаркой пулеметов Gebauer 34AM.

 

     В литературе не приводится точное количество перевооруженных машин. Например, авторы B. Adam, E. Miklos и S. Gyula допускают, что около 45 машин были модифицированы вооружением из спаренных пулеметов Gebauer 34AM. Но некоторые считают, что «все итальянские танки-танкетки были перевооружены пулеметами венгерского образца - 8-мм пулеметы образца 34/37М, выпускавшиеся по чешской лицензии фирмой Gebauer».

     Помимо изменения пулеметной установки и вооружения, венгры добавили новую командирскую башенку. Эта башенка имела простую квадратную форму с люком наверху. Чтобы видеть окрестности, командир мог использовать 7 перископов (- возможно, речь идет о смотровых щелях), размещенных в этой башенке. Толщина брони этой башенки в источниках не указана, но, вероятно, была небольшой. Всего на 35M было установлено около 45 башен. Они были выделены для машин командира взвода. (Рис.46)

 

 

Рис.46 - CV3 с дополнительной командирской башенкой.

 

     Говорят, венгерские специалисты намеревались пойти дальше - планировали оснастить CV3 полностью вращающейся башней, но такое добавление потребовало бы внесения множества изменений в конструкцию машины и привело бы к увеличению массы машины – венгерские CV3 не получили вращающейся башни.

     На венгерской службе итальянские танки-танкетки типа CV3 были известны как 35. M FIAT Ansaldo. Ряд источников используют разные, но похожие варианты: либо 35M, либо 35 M Ansaldo. По данным L. Ness (World War II Tanks), CV3/33 был известен как 35 M, а CV3/35 как 37 M Ansaldo – указывают, что последним обозначением проиндексировали 121 или 125 машин. Существует и альтернативное мнение по поводу обозначения машин типа CV3 в Венгрии – мол, 30 единиц CV-33 обозначили как 37M, а 121 CV-35 – 38М.

     Танки типа CV3 поступили на вооружение семи рот. (Рис.47)

 

Рис.47 – Венгерские CV3 на параде.

 

     Танки 35М/37М участвовали в нескольких приграничных конфликтах в 1939-1940гг. (претензии Венгрии к Словакии и Румынии). Весной 1941г. венгры включили несколько рот 35М/37М в состав войск вторжения в Югославию. Против СССР в 1941г. было выделено 60 танков-танкеток. Уже 17 июля около 30 35M/37М нуждались в ремонте. 27 июля в подкрепление было прислано на Восточный фронт еще 5 машин данного типа. В 1942 году уцелевшие 35M/37М были сняты с фронтовой службы и переданы силам полиции и жандармерии. В 1942 году силы полиции Будапешта получили 10 35M/37М, при этом вооружение было заменено одним пулеметом 31M. Батальон жандармерии, дислоцированный в Галанте (Galanta), получил 12 «быстрых танков». Упоминается, что некоторые 35M/37М были использованы против советских войск во время битвы за Будапешт в 1944/45 годах.

     Пишут, что в 1942г. 10 или 15 машин 35M/37М передали Хорватии, применявшей их против партизан.

    Правительство Венесуэлы, как будто, в 1935г. купило два танка CV3 (- информация спорная).

    Боливия между 1935 и 1938 годами (возможно, в 1937г.) приобрела у Италии 29 шт. C.V.3, но в Боливию, кажется, в 1938г. прибыли только 14 машин C.V.3/35, до конца войны Второй мировой войны остававшихся единственными бронемашинами на вооружении этой страны.

    Ирак в 1937г. закупил партию из 14 или 16 машин C.V.3/35 (были доставлены в 1938г.), которые использовались в 1941 году в боевых действиях против Великобритании и понесли при этом потери. К январю 1943 года на вооружении иракской армии оставалось 8 машин этого типа, которые к концу того же года были заменены более современными британскими танками и переданы в учебные подразделения.

     Китай с началом войны с Японией летом 1937г. закупил у Италии 101 машину C.V.3/35, а по другой версии – 20 единиц. Танки были доставлены в январе-феврале 1938г. По другим сведениям, доставка растянулась на 1938-1939гг. Половина приобретённых машин была вооружена чехословацкими пулемётами, а половина – бельгийскими. По состоянию на май 1946г. в армии Гоминьдана числилось 65 машин CV 35. 

     В годы Гражданской войны в Испании итальянцы, поддержавшие франкистов, в рамках своего экспедиционного корпуса формировали испанские танковые подразделения, матчасть которых составляли минилегкие танки C.V.3. К октябрю 1936г. сформировали роту, состоявшую из смешанных экипажей. В декабре 1938г. в составе танкового полка итальянского экспедиционного корпуса один батальон минилегких танков был полностью укомплектован испанскими экипажами – вероятно, 20-30 танков – т.е. формально танковый батальон с испанскими экипажами находился в составе Итальянского экспедиционного корпуса. (Рис.48)

 

Рис.48 – Испанский C.V.3.

 

   Указывают разное значение отправленных в Испанию танкеток-танков C.V.3: 144 шт., 149 шт., 155 шт., 157 шт, 160 шт. (Табл.1)

 

Таблица 1 – График поставки итальянских минилегких танков в Испанию.

дата поступления очередной партии

количество в партии

14 или 16 или 26 августа 1936г.

5 шт.

29 сентября 1936г.

10 шт.

8 декабря 1936г.

20 шт.

январь и февраль 1937г.

24 шт.

март 1937г.

24 шт.

апрель 1937г.

12 шт.

сентябрь 1937г.

16 шт.

апрель 1938г.

12 шт.

ноябрь и декабрь 1938г.

32 шт.

Итого: 155 шт.

 

    Итальянская техника находилась на вооружении итальянских и испанских частей, формально входивших в состав CTV. Иногда указывают, что за весь период войны (до января 1939г.) 36 машин C.V.3, из числа переданных франкистам, было уничтожено или безвозвратно утрачено в боях, по техническим и иным причинам. Впрочем, нельзя исключать, что приведенная цифра включает потери не только машин с испанскими экипажами, но с итальянскими.

    Часть утраченных машин оказалась в руках противников франкистов – республиканцев.  Так, в марте 1937 года в ходе боёв под Гвадалахарой были захвачены восемь или десять исправных C.V.3, при этом подбитые и не подлежащие восстановлению машины служили источником запасных частей. Один из захваченных республиканцами танков C.V.3 (указывают, что это был вариант CV35) отправился в СССР. Советские испытывали машину на полигоне НИАБТ.

    Албания в 1938г. приобрела 6 единиц C.V.3.

     В 1938г. три машины C.V.3/33 поступили в распоряжение национальной полиции Сальвадора, находились на службе, по крайней мере, до 1950-х годов.

    Бразилия в 1938г. закупила, а в 1939г. получила 23 штуки C.V.3 (CV35). Известно, что в состав бразильского заказа вошли 17 линейных машин с вооружением из двух стандартных для бразильской армии 7-мм пулемётов Madsen, 3 машины с вооружением из 13,2-мм пулемёта Breda Mod.31 или Breda HMG (пишут также: 13,2-мм пулеметом Madsen) и 3 радийных невооруженных командирских машины.

    Афганистан в 1939г. (возможно, контракт был заключен в 1937г.) приобрел 12 штук C.V.3/35.

     В 1930-е годы два минилегких танка C.V.3 были приобретены государством Никарагуа, одна машина стояла на вооружении до 1979г.

     В отношении поставок танков типа C.V.3 в Парагвай деталей, в том числе количественных оценок, не приводится.

    С 1941г. по 1944г. государство Хорватия получила около 40 штук машин типа C.V.3. Встречается, что итальянцы сами продали некоторое количество C.V.3 хорватам еще в 1941г, но чаще пишут, что осенью 1942г. было получено 10 единиц C.V.3. 10 или 15 машин 35М/37М в 1942г. хорватам передали венгры. 1-го декабря 1944г. хорватскими войсками («Черная легия») было получено еще 26 штук этих машин - вроде бы, поступили от немцев.

    Германия. Первые 72 штуки C.V.3 попали в вермахт от австрийской армии. Новые владельцы обозначили эти машины как Panzerkampfwagen CV35 731(i). Немцы распределили итальянские танки-танкетки между четырьмя танковыми дивизиями для испытаний и обучения. После капитуляции Италии в 1943г. германцам досталось более 148 машин C.V.3. (Рис.49)

 

Рис.49 – Фотографии из немецкого архива датируются сентябрем 1943г.

 

     Немцы охотно вооружали этими танками хорватов и итальянские фашистские формирования севера Италии. По несколько C.V.35 были переданы на вооружение германского танкового батальона «Адриа», ещё некоторое количество было передано полиции и в организацию Тодт. Одну C.V.3 передали подразделению NSKK (немецкий Национал-социалистический мотомеханизированный корпус, Nalionalsozialtstisches Kraftfahrkorps) в Верхней Каринтии. Говорят, немецкие части использовали итальянские танки-танкетки до апреля 1945г. (Рис.50)

 

Рис.50 – В руках фашистского оператора.

 

    В качестве трофеев, помимо испанских республиканцев, итальянские танки C.V.3 побывали в руках эфиопов, греков, британцев, югославских партизан.

   В ходе итало-абиссинской войны 1935-1936гг. в руки африканских бойцов попало некоторое количество танков C.V.3. 11 ноября 1935 года эфиопами при нападении из засады на подразделение итальянцев была захвачена одна машина C.V.33. Всего, по разным данным, было захвачено от 11 до 18 итальянских минилегких танков, однако ввести их в строй эфиопы не смогли по причине отсутствия подготовленных экипажей. Большая часть захваченной техники была вынужденно уничтожена эфиопами.

    Греки в ходе боев с итальянцами в 1940-1941гг. захватили, вроде бы, около 50-ти машин типа C.V.3. (Рис.51)

 

Рис.51 - C.V.3 из числа захваченных греками.

 

     По одним сведениям, 3 трофейных C.V.3, по другим - 27 таких машин в январе 1941г. были приняты на вооружение греческих и британских войск (- возможно, 3 шт. приняли греки, а 27 – британцы).

    Некоторое количество трофейных машин (2-8 шт.) типа C.V.3 использовалось югославскими партизанами.

    Машины на базе Carro Veloce.

    Базу C.V.3 пытались приспособить как для боевых, так и для вспомогательных машин.

    В августе 1939г. на шасси C.V.3 установили 47-мм противотанковую пушку Böhler австрийского производства. В итальянской армии это орудие получило обозначение Cannone da 47/32 M35 и было принято на вооружение в 1935 году. 47-мм пушка использовалась в качестве основного противотанкового средства. Стрельба могла вестись восемью типами боеприпасов, включая осколочную гранату, а также бронебойными, бронебойно-трассирующими и учебными снарядами. Неплохими были показатели бронепробиваемости – с дистанции 100 метров бронебойный снаряд массой 1,44 кг и начальной скоростью 670 м/с мог пробить 57-мм бронеплиту, установленную вертикально. С расстоянием эффективность воздействия снаряда уменьшалась (500 м – 43/44 мм, 1000 м – 32 мм, 1500 м – 23 мм, 2000 м – 17 мм), но и этого было достаточно для поражения легкого или среднего танка.

    Прототип противотанковой САУ на шасси CV3/35 (получило обозначение Semovente da 47/32 su scafo L3 или Semovente L3 da 47/32, сокращенно - L3 da 47/32) сохранил двигатель и трансмиссию базовой машины. Верхнюю часть, вплоть о стенки моторного отсека, демонтировали, установив на этом месте 47-мм пушку с широким бронещитом (в походном положении щит убирался). По горизонтали орудие можно было наводить без доворота машины влево и вправо по 15 градусов. Предполагалось иметь боезапас в 53 унитарных патрона к орудию. В ходовой части читается интересное изменение – вместо пластинчатых рессор в качестве элементов подвески установлены пружинные рессоры. (Рис.52)

 

На данном фото, как будто, макетный щит.

  

 Рис.52 - Semovente da 47/32 su scafo L3.

 

    Масса всей машины составила примерно 4000 кг (– возможно, 3300 кг), при этом масса артсистемы была чуть больше 300 кг. Экипаж машины состоял из 2-3 человек. Максимальная скорость 40 км/ч.

    Испытания L3 da 47/32 проходили в 1939-1940гг. – пишут, до октября 1940г. (Рис.53)

 

Дуче знакомится с новинкой.

Рис.53 – Демонстрации и испытания L3 da 47/32.

 

     Выяснилось, что ходовая часть минилегкого танка (танкетки) оказалась мало приспособленной для установки на неё противотанкового орудия, а защищенность экипажа была неважной. Дальнейшие работы по противотанковой 47-мм САУ продолжились на платформе легкого танка L6/40.

    В 1940-1941гг. в Северной Африке в инициативном порядке появилось несколько новых вариантов боевых машин на шасси C.V.3. На некоторых машинах прикрепляли легкие минометы Brixia 45mm Light Mortar. (Рис.54)

 

Рис.54 - CV.3/35 Brixia (L.3/35 Brixia).

 

    45-мм миномет Brixia был разработан компанией Tempini в 1932 году. Миномет имел довольно необычную конструкцию. Для выстрела 45-мм бомбы использовался патрон, подаваемый из магазина. (Рис.55)

 

 

 Рис.55 – 45-мм миномет Brixia M.1935.

 

   Для миномета был разработан боеприпас с латунный, а затем с алюминиевым корпусом. (Рис.56)

 

 

Рис.56 – Боеприпасы к 45-мм миномету Brixia.

 

      45-мм снаряд M.35 HE выпускался из миномета со скоростью 83 м /с. Максимальная скорострельность орудия была высока – 1 выстрел каждые 2 секунды. Считалось, что миномет мог бы эффективно подавлять открытые огневые точки противника. Однако небольшое количество взрывчатого вещества делало его маломощным - заряду не хватало мощности удара. К тому же миномет был практически бесполезен даже на средних дистанциях (- очевидно, более 100-200 м). Работы по миномету были прекращены в сентябре 1941 года. В принципе, 45-мм миномет Brixia можно признать далеким предком современных ствольных гранатометов.

     Шесть минилегких танков C.V.3 в войсках переделали в самоходные зенитные установки, разместив на машинах 8-мм пулеметы Breda на специальных зенитных турелях.

В годы WWII (возможно, и незадолго до неё) некоторое количество танков типа C.V.3 получили радиостанции сначала RF 3 CV, а затем RF 1 CA, которые предназначались для командиров рот и батальонов, однако для командиров полков требовались более мощные приемо-передающие устройства, которые невозможно было втиснуть в линейные машины. Поступили просто – с линейных машин сняли вооружение, установили радиоаппаратуру, и получился командирский вариант L3/r или L3 Centro Radio, или С-V-35r. (Рис.57)

 

 

Рис.57 – Варианты радиофицированных танков CV3 R со скрученной антенной.

На данных рисунках машины изображены с вооружением – возможно, радиофицированные варианты несли муляжи вооружения.

 

    Использовали C.V.3 в качестве легкобронированного тягача, в том числе, для транспортировки 47-мм противотанкового орудия Cannone da 47/32mm (Cannone 47/32 обр. 1935 года) - возможно, это было предпринято еще до WWII. Пишут, что такой вариант получил обозначение L.3 trattore leggero. (Рис.58)

 

Рис.58 – Не исключено, что перед нами искомый L.3 trattore leggero (в оригинале под фото подпись: “Moto Guzzi”). Как видим, машина потеряла вооружение и полную бронировку боевого отделения.

 

    Кстати говоря, фото L.3 trattore leggero с пушками на прицепе не попадаются.

    Силами ремонтных бригад некоторые машины C.V.3 переделывались в бронированные ремонтно-эвакуационные машины L3 carro recupero. (Рис.59)

 

Рис.59 – Пишут, что вверху это точно L3 carro recupero – с машины просто снято вооружение.

Внизу – предположительно.

 

Строились на базе C.V.3 и инженерные машины.

На базе CV33 испытывался вариант танкетки-мостоукладчика L.3 Zappatori, второе название - CV33 Passerella. Вооружение при этом демонтировалось, а на корпусе крепилась ферменная конструкция с лебедками, механизмом укладки и непосредственно мостом длиной 7 метров. (Рис.60)

 

Рис.60 - Мостоукладчик L.3 Zappatori.

 

 В процессе испытаний выяснилось, что использовать в этом качестве танкетку затруднительно в виду большого риска переворачивания – в процессе опускания моста, CV33 опасно кренилась кпереди, грозя перевернуться вместе со всей конструкцией. Испытывался также вариант с прицепом, на котором перевозилось четыре мостовые секции, сборка которых осуществлялась в течение 10 минут, но в конечном итоге от танкетки-мостоукладчика отказались.

     Существовал и альтернативный вариант импровизированного моста на шасси CV3. В 1938г. в кадры кинохроники о параде в Риме 19 октября 1938г. попало три машины, которое можно охарактеризовать как самоходные рампы – по-итальянски Rampa Semovent. (Рис.61)

 

Рис.61 – Исторические кадры, в которых промелькнула Rampa Semovent.

 

     Конструкция моста/рампы состояла из одного длинного изогнутого пролета каркаса, предположительно, выполненного из стали, с проезжей частью, проложенной поверх. Проезжая часть включала ряд поперечных стальных опорных стоек, над которыми была сетка, образующая поверхность, по коей могли проезжать транспортные средства. На вершине кривой, аккурат над головами двух членов экипажа часть проезжей секции отсутствовала. Можно предполагать, что для прохождения техники по мосту/рампе Rampa Semovent укладывалась недостающая секция пролета. Мост/рампа крепился к корпусу машины с помощью изогнутых кронштейнов. Снималось ли при этом вооружение – неизвестно. (Рис.62)

 

Рис.62 – Художник Bernard ‘Escodrion’ Baker изобразил Rampa Semovent с вооружением.

 

     Кривизна каркаса, прикрепленного к корпусу машины, обеспечивала достаточную жесткость и прочность для моста или пандуса через препятствие, чтобы выдерживать вес проезжающих танков типа CV3 или грузовиков. Спереди и сзади конструкции находились складные пандусы на колесиках, которые можно было поднимать или опускать, обеспечивая короткий пролет, необходимый для закрытия зазоров между секцией моста и землей. Пишут, что рампа опускалась экипажем изнутри машины посредством троса. Когда рампа/мост находилась в рабочем положении, через нее проходила техника, экипаж мог выйти из машины. (Рис.63)

 

Рис.63 – Схема применения Rampa Semovent.

 

     Статус машин Rampa Semovent неизвестен, ни одна из них не засветилась в боевых действиях.

     Предпринималась попытка превратить C.V.3 в экскаватор - L3 Zappatori (Carro Passerella).

    На базе C.V.3 разрабатывалась дистанционно управляемая подрывная машина для разминирования минных полей L3 da demolizione - наподобие немецкой системы “Goliaf”.

    Имелся также один экземпляр машины C.V.3/33 без органов управления - CV33 addestramento mitraglieri. Вариант предназначался для - обучения пулеметчиков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru