Ansaldo GL-4
Ansaldo GL-4
Италия
Тяжелый танк
масса |
35-38,5 т |
вооружение |
2х76-мм орудия 3 пулемета |
экипаж |
7 чел. |
мощность силовой установки |
200 л.с. (?) |
проект |
1929-1931гг., Ansaldo |
Основная статья:Итальянское
танкостроение 1929-1937гг.
Сухопутные
дредноуты в железе и в грёзах
Существует мнение, что с 1929г. на фирме Ansaldo в виду зримого
приближающего окончания эксплуатации ветеранов FIAT
2000 стали искать подходы к созданию вариантов тяжелых и сверхтяжелых
танков. В этой связи встречаются сообщения о следующих вариантах: Ansaldo GL-4 (он же Ansaldo IL-4 или Ansaldo
P.35) массой 35-38,5 тонн; Fiat-Ansaldo P.32 массой 32 тонны; Ansaldo
P.65 массой 65 тонн; Fiat-Ansaldo P.71 массой 71 тонну; Ansaldo GL-149 массой 80 тонн; Ansaldo GL-203 массой около 130 тонн;
Carro 7000-tonnellate массой 7000 тонн. Следует заметить, что информация об
этих «проектах» проистекает преимущественно из русскоязычных источников,
некоторые из которых, в свою очередь, ссылаются на работу: К. Степной «Современные
средства броневых войск», 1933г. Что ж, автор К. Степной действительно мог
почерпнуть некоторую информацию о намерениях или предложениях фирмы Ansaldo от
членов советской закупочной делегации, посетившей Италию и Ansaldo весной
1932г.; в составе делегации находился ведущий на тот момент советский
специалист в области танкостроения – С. Гинзбург. Другое дело, что весьма
затруднительно понять, что конкретно предлагали работники Ansaldo, и на каком
техническом уровне проработки существовали эти предложения или проекты. Следует
вспомнить, что в тот момент фирма Ansaldo не рискнула своими силами разработать
танк 9-тонного класса, а обратилась за помощью в этом вопросе к британским
специалистам William Foster & Co Ltd. – и
вдруг речь идет о проектах танков от 32 до 7000 тонн! Что-то не сходится.
Встречается информация, что итальянцы все же предлагали советским более
«умеренные», реалистичные варианты для разработки проектов танков: Ansaldo GL1
(легкий танк), Ansaldo GL2 (средний танк), Ansaldo GL3 (тяжелый
танк), Ansaldo GL4 (сверхтяжелый или
крейсерский танк).
Представляется все же, что какие-то материалы, скажем, на уровне ТТХ или
даже эскизов советской стороне специалистами Ansaldo предлагались. В первую
очередь, видимо, следует говорить о варианте 65/71/80-тонного класса, который в
СССР эволюционировал до уровня проекта 80-тонного танка, известного как Т-39.
(Рис.1)
Рис.1 - Один из
вариантов Т-39, 1933г.
Из этого предположения, можно заключить, что проекты тяжелых танков Ansaldo
готовились не под итальянские требования, а на экспорт в СССР, и поэтому в
Италии эта информация практически не известна, при этом надежная документальная
база по теме отсутствует.
Важное фактическое значение, пожалуй, имеет дата опубликования работы К.
Степного – 1933г. Следовательно, допустимо считать, что любые проекты тяжелых
танков фирмы Ansaldo (если таковые действительно имели место быть) могли
появиться в промежутке 1929-1933гг.
В литературе чаще всего упоминается вариант GL-4. Итак, считается, что
работы по созданию нового танка массой 35 тонн начались инженерами фирмы
Ansaldo в 1929г. (Рис.2)
Рис.2 - Ansaldo GL-4.
Приводятся следующие габариты машины: длина
корпуса – 8200 мм, ширина – 3000 мм, высота – 3400 мм. Корпус предполагалось собирать
из бронеплит заклёпками и болтами. Толщина бронирования всех элементов корпуса
и башни 20 мм. В качестве
основного вооружения указываются 76-мм пушка Cannone da 76/40 M.97 или 102-мм
пушка Cannone da 102/35 M.14, причем орудия (скорее всего 76-мм) могли размещаться
в башне в спаренной установке. Боекомплект к орудиям указывают 40 76-мм
выстрелов или 30 102-мм выстрелов. Дополнительно устанавливались три либо
четыре 6,5-мм пулемёта Fiat-Revelli 1914. На крыше главной башни размещалась
пулеметная башня с командирским куполом. Ещё два пулемета устанавливались в
лобовой и кормовой части корпуса. Исходя из приведенных выше параметров,
экипаж GL-4 мог состоять из 7 человек (командир, 2 механика-водителя (-?), 2
стрелка и 2 заряжающих). Предполагается, что в кормовой части машины мог
устанавливаться V-образный 8-цилиндровый карбюраторный двигатель Fiat с водяным
охлаждением, мощностью 200 л.с. Двигатель обеспечивал тяговооружённость на
уровне 5,2-5,7 л.с./т. и максимальную скорость в 14 км/ч в обе стороны (средняя
скорость 9 км/ч). Трансмиссия механического типа. Очень интересно выглядела
оригинальная четырехгусеничная ходовая часть машины. Предположительно, каждая
гусеничная секция не имела жёсткой фиксации и крепилась на балансирах, которые
за счет торсионов позволяли каждой секции совершать качение в районе 10
градусов, и амортизировать неровности местности. Опорные катки каждой секции
жестко зафиксированные, момент на ведущие катки передавался через кардан.
Преодолеваемый подъём — до 40 градусов, стенка — 1 м, преодолеваемый ров — 3,5
м, брод — 1,1 м. (Рис.3)
Рис.3 – Предполагаемые варианты конструкции гусеничной
секции Ansaldo. Реконструкция некоего «КБ Зиновия Алексеева».
Как сообщается: «Предложенная
конструкция (- танка) показалась технологически сложной и малореалистичной в
плане производства. Кроме того, штаб итальянской армии не представил чётких
тактико-технических требований к тяжелому танку. Проект был свернут в 1931г».
Вероятно, можно было бы на этом и закончить с темой тяжелых танков
Ansaldo, но в советских и русскоязычных источниках утверждается, что внимание
советских специалистов в 1932г. привлек вариант 65-тонного или 75/71-тонного
танка. (Рис.4)
Рис.4 – Из
неустановленного русскоязычного источника.
В современной интернет-литературе можно наткнуться сразу на несколько
вариантов тяжелых танков Ansaldo, которые могли стать отправными точками для
разработки советских вариантов Т-39. Я хочу особо отметить, что считаю эти
варианты чисто гипотетическими (возможно, за исключением отдельных позиций
ТТХ), не имеющих документальных оснований.
Во-первых, Ansaldo P.65 массой 65 тонн, о которой говорят, что «машина
не дошла даже до стадии чертежей». (Рис.5)
Рис.5 - Ansaldo
P.65, «реконструкция» А. Синюковича.
Габариты: длина 11 650 мм, ширина 3 600 мм, высота 4 500 мм. Диаметр погона башни 2 700 мм. Бронирование: лоб корпуса, лоб башни 50 мм, прочие вертикальные элементы корпуса и башни – 40 мм. Вооружение: 105-мм орудие Cannone da 105/28 M.13 в главной башне и три 65-мм орудия Cannone da 65/17 M.13 (каждое в отдельной башне), а также четыре пулемёта Fiat-Revelli 1914 калибра 6,5-мм. Основное 105-мм орудие имело углы вертикальной наводки -5°...+20°, а горизонтальной плоскости могло поворачиваться на 300° - в заднем секторе находилась кормовая башня, мешавшая полному повороту главной башни и главному орудию. Боекомплект к 105-мм орудию 55 снарядов. Экипаж 10 человек: командир, 5 заряжающих, 3 наводчика, водитель. В качестве силовой установки должен был использоваться V-образный, 12-цилиндровый авиационный двигатель Fiat A.25 жидкостного охлаждения. Нормальная мощность двигателя 950 л.с., максимальная 1 000 л.с. Двигатель должен был разгонять танк до максимальной скорости в 30 км/ч. Предусматривался вспомогательный двигатель для привода динамо, дающий ток для освещения, радио и т.п. – им являлся авиационный V-образный, 4-цилиндровый мотор Fiat A.60 жидкостного охлаждения, который развивал мощность 135-145 л.с. при 2 200 об./мин. (Рис.6)
Рис.6 – Предполагаемые моторы для Ansaldo P.65. Слева - Fiat A.25, справа - Fiat A.60.
Ходовая часть варианта, как будто, также имеет четырехгусенучную схему, но заметно отличается от варианта GL-4. На каждый борт по одной «основной» гусенице из 10 сдвоенных опорных катков, 1 независимого катка, 5 поддерживающих роликов, переднего направляющего и заднее ведущего колёс; и в передней части корпуса еще две дополнительных гусеницы, видимо, для лучшего преодоления вертикальных препятствий.
Во-вторых, упоминавшийся чуть выше в неустановленном русскоязычном источнике Fiat-Ansaldo P.71 массой 71 тонну. Данный проект, как будто, приводится в справочнике «Танки и бронеавтомобили Италии», 1937г. Далее следует следующее замечание: «об этом проекте какие-либо точные данные, в том числе и о внешнем виде, отсутствуют. Танк представлял собой лишь проект, разработанный и предназначенный для продажи в СССР». Энтузиаст по под именем А. Синюкович предлагает публике, по сути, собственный вариант Ansaldo P.71. (Рис.7)
Рис.7 - Ansaldo P.71, автор А. Синюкович.
И, наконец, Ansaldo GL-149 массой 80 тонн – главным отличием от Ansaldo P.65, вероятно, по мнению все того же А. Синюковича, выступает наличие 149-мм пушки Cannone da 149/35A M.01. (Рис.8)
Рис.8 - Ansaldo GL-149 по версии А. Синюковича.
Однако и этими вариантами дело не ограничивается.
Fiat-Ansaldo P.32 массой 32 тонны. Вариант, как будто, упоминается в справочнике «Танки и бронеавтомобили Италии», 1937г.: «это проект танка, разработанный в Италии для экспорта в 1933 г. Исходя из имеющейся информации, танк массой в 32 тонны принадлежал к классу тяжёлых машин. К сожалению, об этом проекте какие-либо точные данные, в том числе и о внешнем виде, отсутствуют». (Рис.9)
Рис.9 - Fiat-Ansaldo P.32 по версии А. Синюковича.
Ansaldo GL-203 массой около 130 тонн. Пишут так: «В качестве корпуса (- для данного варианта) был выбран доработанный корпус от Ansaldo P.65, достаточно прочный, большой и тяжёлый, чтобы нести 203-мм орудие в качестве главного калибра». (Рис.10)
Рис.10 – И вновь на помощь пришло «КБ Зиновия Алексеева».
Carro 7000-tonnellate массой 7000 тонн. Об
этом артефакте сообщается: «проект итальянского сверхтяжёлого танка весом в
7000 т, который имел следующие характеристики: длина до 35 - 40 м, вооружение
из 19 пушек разных калибров, скорость до 20 км/ч, а бронирование рассчитывалось
против полевой артиллерии средних калибров (75-мм). Исходя из средней
бронепробиваемости полевых пушек средних калибров тех времен, бронирование
танка может варьировать от 40 до 100 мм. Предусматривалось, что танк будет
иметь возможность преодолевать горизонтальные препятствия до 15 м шириной. Этот
танк рассчитывался на применение в северной Италии. Информация об этом проекте
встречается в немецких и русских публикациях (- ссылка на К. Степного), однако
никаких подтверждений реальности проекта нет». Добавлю от себя, как нет и
изображения Carro 7000-tonnellate – на такое не хватило даже творческих сил «КБ
Зиновия Алексеева» и его верного сотрудника А. Синюковича.