Ansaldo GL-4

 

 

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/italy/ansaldo_gl4/gl4_s1.jpg

Ansaldo GL-4

Италия

Тяжелый танк

масса

35-38,5 т

вооружение

2х76-мм орудия

3 пулемета

экипаж

7 чел.

мощность силовой установки

200 л.с. (?)

проект

1929-1931гг., Ansaldo

 

 

Основная статья:Итальянское танкостроение 1929-1937гг.

Сухопутные дредноуты в железе и в грёзах

 

 

     Существует мнение, что с 1929г. на фирме Ansaldo в виду зримого приближающего окончания эксплуатации ветеранов FIAT 2000 стали искать подходы к созданию вариантов тяжелых и сверхтяжелых танков. В этой связи встречаются сообщения о следующих вариантах: Ansaldo GL-4 (он же Ansaldo IL-4 или Ansaldo P.35) массой 35-38,5 тонн; Fiat-Ansaldo P.32 массой 32 тонны; Ansaldo P.65 массой 65 тонн; Fiat-Ansaldo P.71 массой 71 тонну; Ansaldo GL-149 массой 80 тонн; Ansaldo GL-203 массой около 130 тонн; Carro 7000-tonnellate массой 7000 тонн. Следует заметить, что информация об этих «проектах» проистекает преимущественно из русскоязычных источников, некоторые из которых, в свою очередь, ссылаются на работу: К. Степной «Современные средства броневых войск», 1933г. Что ж, автор К. Степной действительно мог почерпнуть некоторую информацию о намерениях или предложениях фирмы Ansaldo от членов советской закупочной делегации, посетившей Италию и Ansaldo весной 1932г.; в составе делегации находился ведущий на тот момент советский специалист в области танкостроения – С. Гинзбург. Другое дело, что весьма затруднительно понять, что конкретно предлагали работники Ansaldo, и на каком техническом уровне проработки существовали эти предложения или проекты. Следует вспомнить, что в тот момент фирма Ansaldo не рискнула своими силами разработать танк 9-тонного класса, а обратилась за помощью в этом вопросе к британским специалистам William Foster & Co Ltd. – и вдруг речь идет о проектах танков от 32 до 7000 тонн! Что-то не сходится. Встречается информация, что итальянцы все же предлагали советским более «умеренные», реалистичные варианты для разработки проектов танков: Ansaldo GL1 (легкий танк), Ansaldo GL2 (средний танк), Ansaldo GL3 (тяжелый танк), Ansaldo GL4 (сверхтяжелый или крейсерский танк).

      Представляется все же, что какие-то материалы, скажем, на уровне ТТХ или даже эскизов советской стороне специалистами Ansaldo предлагались. В первую очередь, видимо, следует говорить о варианте 65/71/80-тонного класса, который в СССР эволюционировал до уровня проекта 80-тонного танка, известного как Т-39. (Рис.1)

 

Рис.1 - Один из вариантов Т-39, 1933г.

 

     Из этого предположения, можно заключить, что проекты тяжелых танков Ansaldo готовились не под итальянские требования, а на экспорт в СССР, и поэтому в Италии эта информация практически не известна, при этом надежная документальная база по теме отсутствует.

     Важное фактическое значение, пожалуй, имеет дата опубликования работы К. Степного – 1933г. Следовательно, допустимо считать, что любые проекты тяжелых танков фирмы Ansaldo (если таковые действительно имели место быть) могли появиться в промежутке 1929-1933гг.

     В литературе чаще всего упоминается вариант GL-4. Итак, считается, что работы по созданию нового танка массой 35 тонн начались инженерами фирмы Ansaldo в 1929г. (Рис.2)

 

Рис.2 - Ansaldo GL-4.

 

     Приводятся следующие габариты машины: длина корпуса – 8200 мм, ширина – 3000 мм, высота – 3400 мм. Корпус предполагалось собирать из бронеплит заклёпками и болтами. Толщина бронирования всех элементов корпуса и башни 20 мм. В качестве основного вооружения указываются 76-мм пушка Cannone da 76/40 M.97 или 102-мм пушка Cannone da 102/35 M.14, причем орудия (скорее всего 76-мм) могли размещаться в башне в спаренной установке. Боекомплект к орудиям указывают 40 76-мм выстрелов или 30 102-мм выстрелов. Дополнительно устанавливались три либо четыре 6,5-мм пулемёта Fiat-Revelli 1914. На крыше главной башни размещалась пулеметная башня с командирским куполом. Ещё два пулемета устанавливались в лобовой и кормовой части корпуса. Исходя из приведенных выше параметров, экипаж GL-4 мог состоять из 7 человек (командир, 2 механика-водителя (-?), 2 стрелка и 2 заряжающих). Предполагается, что в кормовой части машины мог устанавливаться V-образный 8-цилиндровый карбюраторный двигатель Fiat с водяным охлаждением, мощностью 200 л.с. Двигатель обеспечивал тяговооружённость на уровне 5,2-5,7 л.с./т. и максимальную скорость в 14 км/ч в обе стороны (средняя скорость 9 км/ч). Трансмиссия механического типа. Очень интересно выглядела оригинальная четырехгусеничная ходовая часть машины. Предположительно, каждая гусеничная секция не имела жёсткой фиксации и крепилась на балансирах, которые за счет торсионов позволяли каждой секции совершать качение в районе 10 градусов, и амортизировать неровности местности. Опорные катки каждой секции жестко зафиксированные, момент на ведущие катки передавался через кардан. Преодолеваемый подъём — до 40 градусов, стенка — 1 м, преодолеваемый ров — 3,5 м, брод — 1,1 м. (Рис.3)

 

Рис.3 – Предполагаемые варианты конструкции гусеничной секции Ansaldo. Реконструкция некоего «КБ Зиновия Алексеева».

 

     Как сообщается: «Предложенная конструкция (- танка) показалась технологически сложной и малореалистичной в плане производства. Кроме того, штаб итальянской армии не представил чётких тактико-технических требований к тяжелому танку. Проект был свернут в 1931г».

     Вероятно, можно было бы на этом и закончить с темой тяжелых танков Ansaldo, но в советских и русскоязычных источниках утверждается, что внимание советских специалистов в 1932г. привлек вариант 65-тонного или 75/71-тонного танка. (Рис.4)

 

Рис.4 – Из неустановленного русскоязычного источника.

 

     В современной интернет-литературе можно наткнуться сразу на несколько вариантов тяжелых танков Ansaldo, которые могли стать отправными точками для разработки советских вариантов Т-39. Я хочу особо отметить, что считаю эти варианты чисто гипотетическими (возможно, за исключением отдельных позиций ТТХ), не имеющих документальных оснований.

     Во-первых, Ansaldo P.65 массой 65 тонн, о которой говорят, что «машина не дошла даже до стадии чертежей». (Рис.5)

 

Рис.5 - Ansaldo P.65, «реконструкция» А. Синюковича.

 

     Габариты: длина 11 650 мм, ширина 3 600 мм, высота 4 500 мм. Диаметр погона башни 2 700 мм. Бронирование: лоб корпуса, лоб башни 50 мм, прочие вертикальные элементы корпуса и башни – 40 мм. Вооружение: 105-мм орудие Cannone da 105/28 M.13 в главной башне и три 65-мм орудия Cannone da 65/17 M.13 (каждое в отдельной башне), а также четыре пулемёта Fiat-Revelli 1914 калибра 6,5-мм. Основное 105-мм орудие имело углы вертикальной наводки -5°...+20°, а горизонтальной плоскости могло поворачиваться на 300° - в заднем секторе находилась кормовая башня, мешавшая полному повороту главной башни и главному орудию. Боекомплект к 105-мм орудию 55 снарядов. Экипаж 10 человек: командир, 5 заряжающих, 3 наводчика, водитель. В качестве силовой установки должен был использоваться V-образный, 12-цилиндровый авиационный двигатель Fiat A.25 жидкостного охлаждения. Нормальная мощность двигателя 950 л.с., максимальная 1 000 л.с. Двигатель должен был разгонять танк до максимальной скорости в 30 км/ч. Предусматривался вспомогательный двигатель для привода динамо, дающий ток для освещения, радио и т.п. – им являлся авиационный V-образный, 4-цилиндровый мотор Fiat A.60 жидкостного охлаждения, который развивал мощность 135-145 л.с. при 2 200 об./мин. (Рис.6)

 

 

Рис.6 – Предполагаемые моторы для Ansaldo P.65. Слева - Fiat A.25, справа - Fiat A.60.

 

     Ходовая часть варианта, как будто, также имеет четырехгусенучную схему, но заметно отличается от варианта GL-4. На каждый борт по одной «основной» гусенице из 10 сдвоенных опорных катков, 1 независимого катка, 5 поддерживающих роликов, переднего направляющего и заднее ведущего колёс; и в передней части корпуса еще две дополнительных гусеницы, видимо, для лучшего преодоления вертикальных препятствий.

     Во-вторых, упоминавшийся чуть выше в неустановленном русскоязычном источнике Fiat-Ansaldo P.71 массой 71 тонну. Данный проект, как будто, приводится в справочнике «Танки и бронеавтомобили Италии», 1937г. Далее следует следующее замечание: «об этом проекте какие-либо точные данные, в том числе и о внешнем виде, отсутствуют. Танк представлял собой лишь проект, разработанный и предназначенный для продажи в СССР». Энтузиаст по под именем А. Синюкович предлагает публике, по сути, собственный вариант Ansaldo P.71. (Рис.7)

 

Рис.7 - Ansaldo P.71, автор А. Синюкович.

 

     И, наконец, Ansaldo GL-149 массой 80 тонн – главным отличием от Ansaldo P.65, вероятно, по мнению все того же А. Синюковича, выступает наличие 149-мм пушки Cannone da 149/35A M.01. (Рис.8)

 

Рис.8 - Ansaldo GL-149 по версии А. Синюковича.

 

     Однако и этими вариантами дело не ограничивается. 

     Fiat-Ansaldo P.32 массой 32 тонны. Вариант, как будто, упоминается в справочнике «Танки и бронеавтомобили Италии», 1937г.: «это проект танка, разработанный в Италии для экспорта в 1933 г. Исходя из имеющейся информации, танк массой в 32 тонны принадлежал к классу тяжёлых машин. К сожалению, об этом проекте какие-либо точные данные, в том числе и о внешнем виде, отсутствуют». (Рис.9)

 

Рис.9 - Fiat-Ansaldo P.32 по версии А. Синюковича.

 

     Ansaldo GL-203 массой около 130 тонн. Пишут так: «В качестве корпуса (- для данного варианта) был выбран доработанный корпус от Ansaldo P.65, достаточно прочный, большой и тяжёлый, чтобы нести 203-мм орудие в качестве главного калибра». (Рис.10)

 

Рис.10 – И вновь на помощь пришло «КБ Зиновия Алексеева».

 

     Carro 7000-tonnellate массой 7000 тонн. Об этом артефакте сообщается: «проект итальянского сверхтяжёлого танка весом в 7000 т, который имел следующие характеристики: длина до 35 - 40 м, вооружение из 19 пушек разных калибров, скорость до 20 км/ч, а бронирование рассчитывалось против полевой артиллерии средних калибров (75-мм). Исходя из средней бронепробиваемости полевых пушек средних калибров тех времен, бронирование танка может варьировать от 40 до 100 мм. Предусматривалось, что танк будет иметь возможность преодолевать горизонтальные препятствия до 15 м шириной. Этот танк рассчитывался на применение в северной Италии. Информация об этом проекте встречается в немецких и русских публикациях (- ссылка на К. Степного), однако никаких подтверждений реальности проекта нет». Добавлю от себя, как нет и изображения Carro 7000-tonnellate – на такое не хватило даже творческих сил «КБ Зиновия Алексеева» и его верного сотрудника А. Синюковича. 

     Впрочем, как осторожно замечают некоторые авторы: «тема тяжелых танков фирмы Ansaldo начала 1930-х годов требует дальнейших исследований».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru