М.К.А./4.5 cm K.A.v

 

 

М.К.А./4.5 cm K.A.v.

Германия

Легкий танк

масса

12,1 т

вооружение

50-мм орудие

1 пулемет

экипаж

4 чел.

мощность силовой установки

190 л.с.

проект

1937-1939гг., Krupp

выпускался

 

1940г., Krupp

1 шт. опытный

 

 

Основная статья: Германское танкостроение 1930-1937гг.

Варианты развития легкого типа

 

 

    Считается, что в мае 1936г. специалисты фирмы Krupp анонсировали идею производства еще более легкого танка, чем Pz.Kpfw.I для экспорта за рубеж - L.K.A. (leichte Kampfwagen Ausland, «лёгкого танка для зарубежных стран»). Вариант отличался, помимо прочего, оригинальной ходовой частью.

     22 января 1937 года Krupp получила от Управления вооружений предварительное разрешение на продажу L.K.A. другим странам, однако выдача окончательного разрешения была отложена до представления фирмой всех чертежей. Разрешение на экспорт L.K.A. и его модификаций было получено 6 марта 1937г. При этом, в октябре 1937г. Управление вооружений сухопутных сил отправило фирме Krupp список ограничений (преимущественно, речь шла о прицельном оборудовании, смотровых приборах, системах охлаждения двигателя, схеме бронирования), которых она должна придерживаться при разработке всех экспортных танков с целью защитить немецкие изобретения и усовершенствования в области танкостроения от копирования зарубежными странами.

     В феврале 1937г. существовало уже три варианта типа L.K.A.:
1. L.K.A.1, масса – 4,5 т, вооружение – два пулемёта, название – M.G. K.A;
2. L.K.A.2, масса – 5,2 т, вооружение – 20-мм пушка и пулемёт, название – 2 cm K.A;
3. вариант L.K.A.2 с более толстой бронёй; масса – 7 т, название – 2 cm K.A.v. (v от “verstärktem” – «усиленный»).

     В апреле 1937г. фиксируется спецификация 2.5 cm K.A.v.: двигатель - 130 л.с., вооружение – 25-мм пушка и пулемет, бронирование – усиленное, скорость 40 км/ч.

    Для танка с усиленным бронированием, вооруженного 25-мм пушкой, массой 7 тонн база L.K.A. уже не подходила. К тому же в начале 1937г. появилась идея разрабатывать варианты экспортных танков с 45-мм или 75-мм орудиями. Вот тут пригодился задел по теме Zugführerwagen. В 1934г. на Krupp создали общую концепцию танков Z.W., в том числе построив полноразмерный макет, но в серийном строительстве танков типа Z.W. - Pz.Kpfw.III - фирме отказали. Теперь материалы по теме Z.W. Krupp сгодились компании для разработки и строительства экспортного среднего танка. Таким образом, если первоначально М.К.А, выглядел, как экспортный аналог Pz.Kpfw.II, то теперь он становился вполне себе конкурентом для Pz.Kpfw.III. В феврале 1937г. в программу экспортных танков Krupp были включены: M.K.A, масса – 7 т, вооружение – 45-мм пушка и два пулемёта, название – 4.5 cm K.A; вариант M.K.A. с более толстой бронёй, масса – 10 т, название – 4.5 cm K.A.v; S.K.A. (S от «sсhwerer» – «тяжёлый»), масса – 14 т, вооружение – 75-мм пушка и два пулемёта, название – 7.5 cm K.A.

 

Таблица   Спецификации на танки типа М.К.А. в марте 1937г.

Тип

Шасси

Двигатель

Вооружение

Бронирование

M.K.A/4.5 cm K.A.v.

M.K.A.

V8 Krupp возд. охл., 130 л.с. или Maybach вод. охл.

45-мм пушка, два пулемета

обычное

4.5 cm K.A.v.

M.K.A.

300 л.с.

45-мм пушка, два пулемета

усиленное

S.K.A./7.5 cm K.A.

M.K.A.

300 л.с.

75-мм пушка, два пулемета

обычное

 

    В марте 1937г. последовали уточнения по поводу пушечного вооружения вариантов М.К.А. Было предложено выбрать 45-мм и 75-мм орудия с не очень большой начальной скоростью снаряда (около 500 м/с), поскольку дальность боя у этих танков определялась обычно менее километра - достаточная бронепробиваемость могла быть достигнута и с такой начальной скоростью снаряда. Также были предложено сделать орудия неавтоматическими, потому что боекомплект предполагался небольшим из-за ограничений по размерам и массе.

    В июне 1937 года характеристики 4.5 cm K.A.v. были следующими: масса – 12 т, мощность двигателя – 180-200 л. с., максимальная скорость – 40 км/ч, толщина брони – до 25 мм. Экипаж 4 чел. Вооружение – 45-мм пушка и два пулемёта. Орудие для M.K.A. разработала сама Krupp; это 45-мм полуавтоматическая пушка с длиной ствола 50 калибров, начальная скорость снаряда – 750 м/с, бронепробиваемость – 40 мм под углом 90° на дистанции 1000 м. Планировалось поставить в танк двигатель Maybach HL 76 мощностью 200 л. с., однако разрешение на его использование ещё не было дано, поэтому в августе 1937 года фирме Krupp было предложено использовать 155-сильный двигатель Maybach D.S.O.8, стоявший на тягачах.

     В октябре 1937 года Управление вооружений сухопутных сил приняло решение не выпускать на экспорт 4.5 cm K.A.v. Причинами служили слишком большие совпадения в конструкциях моторного отделения и системы охлаждения с теми, что будут использоваться на новейших танках для германской армии. Несмотря на запрет экспорта, в феврале 1938 года фирма Krupp решила разрабатывать и строить 4.5 cm K.A.v. Компоненты танка – корпус, башня и орудие – были закончены до 1939 года. Первоначально был установлен двигатель Maybach HL 98 мощностью 230 л. с., который в дальнейшем планировалось заменить двигателем Maybach HL 76. До октября 1940 года (по некоторым сведениям, в январе 1940г.) был собран единственный танк М.К.А. (Рис.1) и испытан, как пишут, с хорошими результатами.

 

Рис.1 – М.К.А., фото датируется 1940 годом.

 

    Масса машины 12,1 т. Габариты по длине 5100 мм, по ширине 2380 мм, прочие в литературе не приводятся. Бронирование: лоб корпуса - 25 мм, борт корпуса - 18 мм, башня - 25 мм (борт башни 16 мм), крыша - 10 мм, днище, 10 мм. Катаные броневые листы соединялись при помощи сварки. Рациональный угол наклона имел только верхний передний бронелист. Экипаж 4 чел. Вооружение 50-мм пушка kwK38 L/50 и один 7,92-мм пулемет MG34 или MG17. Бронебойный снаряд этой пушки, обладая начальной скоростью 750 м/с, мог пробивать броневые листы толщиной 40-46 мм, установленных под углом 60°, на расстоянии до 500 метров Двигатель Maybach HL76, карбюраторный, 6-цилиндровый, мощностью 190 л.с. Ходовая часть на борт: 6 сдвоенных опорных катков, подвеска рессорная по типу Pz.IV, только катки имели больший диаметр, 3 поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо. Максимальную скорость указывают в 42 км/ч.

   M.K.A. предлагали странам-союзникам: Испании, Италии и Японии. Вопреки ожиданиям, интереса этот танк не вызвал. Повторная попытка предложить M.K.A. немецкой армии оказалась неудачной. Работы в этом направлении фирма Krupp завершила в том же году, а танк впоследствии разобрали на металл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru