Pz.Sfl.III (s.Pak)

 

 

Pz.Sfl.III (s.Pak)

Германия

Средний по массе штурмовой танк

масса

16 т

вооружение

75-мм орудие

1 пулемет

экипаж

4 чел.

мощность силовой установки

300 л.с.

проект

1936г., Daimler-Benz

выпускался

 

1937г., Daimler-Benz

5 шт. опытные

 

 

Основная статья: Германское танкостроение 1930-1937гг.

Многоликий средний, часть 2

 

 

    В 1935г. полковник Манштейн (Рис.1), в то время начальник оперативного управления Генштаба, подал записку начальнику Генштаба, в которой предлагал для поддержки пехотных подразделений разработать отдельный тип танков – штурмовые орудия.

 

В форме генерал-лейтенанта, 1938 год

Рис.1 – Фриц Эрих Георг Эдуард Манштейн (Левински) (нем.  Fritz Erich Georg Eduard von Manstein), 1887-1973гг. Племянник фельдмаршала Гинденбурга. Считался неформальным лидером немецкого генералитета. Автор идеи нанесения удара по Франции через Арденны. С 1-го июля 1942г. генерал-фельдмаршал. Вероятно, самый талантливый военачальник вермахта.

 

    Иногда сей документ называют меморандумом о взаимодействии пехотных частей, артиллерии и подвижной артиллерии. В частности, в этом документе указывалась целесообразность создания дивизионов штурмовых самоходных орудий трёхбатарейного состава (по шесть машин в батарее). Задача штурмовых орудий не действие в составе танковых подразделений, а подавление огневых точек, бронетехники противника в строю пехоты на поле боя, обеспечение продвижения пехоты, при этом, применяться такие машины должны не массово, а, как правило, в составе батареи.

   Как пишут, меморандум вызвал оживленную дискуссию в среде заинтересованных специалистов - что надо понимать в том смысле, что единства мнений по вопросу не было. И все же 15-го июня 1936г. компании Daimler-Benz было выдано задание на разработку штурмового орудия на шасси новейшего на тот момент танка Z.W. В некоторых источниках в этой связи упоминают фирму Alkett, видимо, ошибочно. В требованиях указывалось, что штурмовое самоходное орудие, предназначавшееся для непосредственной поддержки наземных частей, должно оснащаться в лобовой части корпуса 75-мм орудием с углом вертикального наведения до +25°.

     Реально работы начались, видимо, только в 1937г., когда для целей создания прототипов штурмовых орудий выделили шасси пяти танков Pz.Kpfw.III Ausf.B – без корпусов и башен.

     Корпус в целом соответствовал танку, но толщина лобового листа брони по проекту составляла 50 мм – фактически корпуса прототипов и рубки под орудие имели толщину 14,5 мм, изготавливались из конструкционной стали – т.е. были небронированными. Сверху устанавливалась приземистая надстройка сложной формы с наружными вертикальными панелями. Орудийная рубка крепилась к шасси болтами. Основным оружием новой машины стала 75-мм пушка StuK 37 L/24 c длиной ствола в 24 калибра производства эссенской корпорации Krupp. Горизонтальное наведение орудия осуществлялось в пределах ±12º, вертикальное – от 10º до +20º. Боекомплект составлял 44 снаряда. В боевой рубке машины дополнительно размещали пулемёт MG-34. Орудийная установка была сдвинута немного вправо, чтобы высвободить место для водителя, который получил поворотный смотровой прибор, двойной перископ и смотровую щель в левом борту надстройки. Командир танка имел в своём распоряжении бинокулярный перископ, а наводчик – перископический прицел Rblf 32. Вообще интересной особенностью этого танка-САУ было то, что все четыре члена экипажа помещались в одном боевом отделении – несомненное новшество. Ходовая часть для прототипов полностью заимствовалась от среднего танка Pz.Kpfw.III Ausf.B. Применительно на один борт она включала следующие элементы: восемь обрезиненных опорных катков с подвеской на листовых рессорах; три поддерживающих ролика; переднее ведущее колесо зубового зацепления; заднее направляющее колесо; мелкозвенчатую гусеница из стальных траков шириной 360 мм. Силовая установка состояла из двигателя Maibach HL120TR мощностью 300 л.с. при 3000 об/мин. и преселекторная коробка передач Variorex SRG 328-145, обеспечивавшая десять передач вперед и четыре передачи назад. Средства связи не включали внутреннего переговорного устройства, но для внешнего взаимодействия устанавливались приёмо-передающие радиостанции FuG15 или FuG16, оснащенные штыревыми антеннами.

     В том же 1937г. на заводе Daimler-Benz в Берлин-Мариенфельд были получены все пять прототипов штурмовых орудий, которые именовались Pz.Sfl.III (s.Pak) – видимо, от Selbstfahrlafette. (Рис.2)

 

Рис.2 - Sfl.III (s.Pak).

 

    Масса изделия примерно соответствовала массе танка Pz.Kpfw.III Ausf.B, около 16 тонн.

    Эти машины к декабрю 1937г. поступили в 1-й танковый полк для войсковой эксплуатации. С 1938 года прототипы проходили интенсивные испытания на различных полигонах Германии. (Рис.3)

 

Рис.3 - Sfl.III (s.Pak) на испытаниях.

 

     Одновременно с началом испытаний возобновились споры относительно целесообразности создания штурмовых орудий, так как были получены танки Pz.Kpfw.IV, нёсшие такое же вооружение. Особенно возражал против создания штурмовых орудий Хайнц Гудериан, но инициатор нового проекта Эрих фон Манштейн настаивал на своей точке зрения. Спор был окончательно разрешен в Польше. В конце 1939г. было принято решение о серийном строительстве штурмовых орудий.

    Что касается собственно Sfl.III (s.Pak), то в боевых действиях они не участвовали, применяясь до 1941 года только для обучения личного состава, и впоследствии были разобраны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru